![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Буддизм. Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).
Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный). Главный вопрос – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»: 1. Существование человека связано со страданием. 2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к бесконечным перерождениям. 3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее причину - жажду. 4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и забот и погружением в медитацию. Медитация (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний. В результате достигается состояние нирваны – высшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом. Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим 5. Чарвака – материалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки). Отрицаетидеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме). Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них. Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании. Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы.
9. Философии Древнего Китая ( конфуцианство, даосизм, легизм) 1. Конфуцианство Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы (учитель Кун). Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая. В 1503г. причислен к лику святых. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Последователи – конфуцианцы. Господствующая идеология в Китае до 1949 года (образование КНР). В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения). Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность. Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и к ее ритуалам. Главная категория «Небо » - Бог (нравственность), к которому надо относиться почтительно. Император – посредник между Небом и людьми. (Китай - поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека - в соединении его с Небом (Богом). Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень». Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо ». Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата. Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы умеренность и компромиссы. Правила (советы) Конфуция: - не делай другим того, чего не пожелаешь себе; - помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь. 2. Даосизм (школа Дао) – важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы. Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает. Категория «У вей » - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей», бездействие. Это приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать народом обречены на неудачу и гибель. 3. Легизм (лат. легис - закон) учение об управлении человеком, обществом, государством (школа законников). Возникло и оформилось в 6-2 веках до н.э. Главный теоретик – Хань Фэй. Учение о государстве: Управление государством и его развитие осуществлять не на основе благих пожеланий (см. «закон Черномырдина» - хотели как лучше!), а путем развития земледелия, укрепления армии и одурачивания народа. Политика не совместима с моралью. Главное воздействие правителя на массы – через награды и наказания (это главное). Надо исходить из законов. Перед законом все равны, кроме самого правителя, как единственного творца законов. Фактически данное учение есть теория деспотического государства.
|