![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этические концепции античной философии
Этика Сократа, Аристотеля – см. соответствующие параграфы данной темы (№5 Сократ, №7 Аристотель). Протагор (485-415), софист, субъективный идеалист. Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»). Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется. Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»). Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления. Сторонник этического релятивизма: «То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается». Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое. Эпикур (341-270), афинский философ сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений. Автор э тики свободы: Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека Основные идеи: - Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий. - Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». - Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости; - Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека; - Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни. Эпикуризм – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.
18. Эллинистическая философия заключительный этап древнегреческой и древнеримской философии (3 век до н.э. - 5 век нашей эры). Скептицизм Основатель - Пиррон (360-270) Сомнение в достоверности какого-либо знания, т.к. мир изменчив, а человеческие ощущения как и сами люди субъективны и неодинаковы. Поэтому ничему нельзя придавать безусловного значения. Единственно правильный способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких-либо суждений о них. Стоицизм (III – II век до н.э.) Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.). Навание школы «Стоя» (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение). Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию - терпение, сдержанность, душевный покой (а – не, патос – страсть). Человек не свободен, он зависит от судьбы, ф атума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.). Нравственный идеал – быть добродетельным и избегать пороков. Стоицизм - психологическая защита человека в нестабильном и несправедливом мире. Неоплатонизм (3-6-й вв. н.э.) последняя форма идеалистической греческой философии Плотин ( 204-270), объективный идеалист, последователь Платона. Представители - Я мвлих, Порфирий, Прокл. Основные идеи неоплатонизма: Бытие имеет иерархическую (ступенчатую) структуру; Высшей ступенью бытия является некое идеальное начало - Единое (Благо), лишенное всяких свойств. Благо есть творческое первоначало, которое последовательно создает все остальное в мире: Ум (мысль) – Мировую Душу (чувство) – Материю. Существующее единство мира носит не материальный, а идеальный характер. Задача человека подняться вверх по идеальной (духовной) лестнице: от чувств через мысль к Единому (Благу), непостижимому рационально (умом). Идеи неоплатонизма положили начало средневековой христианской философии.
Особенности и основные понятия Средневековой философии Особенности: 1) Тесная связь философии с религией и богословием (теологией). Т еология (т.е. богословие) – учение о Боге. 2) Главная задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы (основные положения), изложенные в Библии (к ак источнике знания и истины), представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы. Философия была официально объявлена «служанкой богословия» (Пьетро Домиани, богослов). Основные понятия: Креацинизм (креатио - создание)– признание и обоснование учения о создании (т.е. сотворении) мира Богом из ничего. Теоцентризм – признание Бога главной реальностью, определяющей все остальное. Природа сотворена Богом и зависит от него. Деизм – Бог создает мир, но затем не вмешивается в его существование и развитие. Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла.
|