Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подвижной состав железных дорог и станционное хозяйство
План: 1. Подвижной состав: локомотивы и вагонный парк. 2. Станционное хозяйство: состав зданий, комплексов и вспомогательных устройств. 3. Стрелочные переводы: эпюра и конструктивные элементы. 4. Система управления связи и автоблокировки.
1. Подвижной состав: локомотивы и вагонный парк К подвижному составу относят: локомотивы, вагоны и моторвагонний подвижной состав. Локомотив – двигатель на колесах, предназначенный для передвижения вагонов по рельсам (от лат. locus - место и motia – движение). Локомотив произошёл от первого паровоза Дж. Стефенсона, который он назвал «Локомонш» [10]. По виду двигателей локомотивы разделяются на: паровозы; тепловозы; электровозы; паротурбовозы; газотурбовозы. По виду работы локомотивы разделяются на: – пассажирские (с высокой скоростью движения); – грузовые (с большой силой тяги); – маневровые. Моторвагони (мотриси) – самодвижущиеся единицы, наиболее распространенный вид моторвагонной тяги – электропоезда пригородного (и городского) сообщения, а также дизельные поезда [5]. Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и их содержание в требуемом техническом состоянии. Основной производственной единицей локомотивного хозяйства является локомотивное депо. Депо имеет приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие средства для ремонта и технического обслуживания. Вагоны – основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Грузовой вагон (от англ. waggon – тележка) возник на угольных шахтах. Грузовые вагоны различают по: 1) типам; 2) грузоподъемности; 3) количеству осей. Грузоподъемность – наибольшая масса груза (нетто), которая может перевозиться в этом вагоне. Тарой вагона называется его общая масса в пустом состоянии. Масса вагона брутто – общая масса тары и груза (нетто), перевезенного в вагоне. Парк грузовых вагонов состоит из следующих видов: 1) крытые – предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов, которые требуют защиты от атмосферных осадков. Парк крытых вагонов состоит в основном из 4-х осных вагонов грузоподъемностью 50 – 62 тонны. 2) платформы – вагоны без кузова, которые используются для перевозки длинномерных и крупнотоннажных грузов (масса брутто 10, 20, 30 тонн). 3) полувагоны – вагоны с высокими бортами и без крыши, используют для перевозки топливных, рудных, строительных и других грузов. 4) цистерны – предназначенны для перевозки жидких грузов – нефти, керосина, бензина, кислот, масел. Грузоподъемность в зависимости от числа осей (4, 6, 8) составляет от 50 до 120 тонн. 5) изотермические вагоны (рефрижераторы) со специальным термоизолирующим кузовом и устройствами, которые обеспечивают стабильность заданных температур для перевозки грузов с особенными условиями хранения (овощи, фрукты, напитки и др.). Вагоны специального назначения: – транспортеры – для перевозки громоздких и крупнотоннажных машин и оборудования; грузоподъемность – 130, 180, 230 и 300 тонн; – вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, цемента, легковых автомобилей; – вагоны, предназначенные для технических и бытовых потребностей железной дороги; – вагоны-мастерские; – вагоны строительных и пожарных поездов; – думпкар – вагоны - самосвалы для перевозки щебня, песка, угля; – хопперы – вагоны с откидным дном, которые разгружаются через откидной люк в днище кузова «самотеком» [11]. Парк пассажирских вагонов вмещает – вагоны с мягкими и жесткими местами в виде купейных, открытых не купейных вагонов, а также вагонов ресторанов, почтовых вагонов, багажных вагонов. В целом подвижной состав железной дороги – это очень большая и сложная система железнодорожного транспорта.
2. Станционное хозяйство: состав зданий, комплексов и вспомогательных устройств
Железнодорожные станции в перевозочном процессе занимают ведущую роль. Они обеспечивают: 1) приёмку; 2) отправление и пропуск поездов; 3) формирование и расформирование поездов; 4) приёмку и выдачу грузов; 5) выполнение пассажирских и грузовых операций 6) ремонт подвижного состава. Железнодорожная станция является производственным отдельным структурным подразделением железной дороги. Железнодорожные станции в зависимости от объема и сложности выполнения пассажирских, грузовых и технических операций разделяются на: внеклассные, І, ІІ, ІІІ, ІV и V классов. Железнодорожные станции по назначению и основному характеру работы распределяются на: – пассажирские – обслуживают пассажиров прямого, местного и пригородного сообщения; – грузовые – выполняют грузовые и коммерческие работы; – сортировочные – выполняют операции по расформированию и формированию поездов в соответствии с их назначением; пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой; техническое обслуживание; замену локомотивов и локомотивных бригад; формированию технических маршрутов; – участковые – выполняют формирование и расформирование поездов; техническое обслуживание и коммерческий осмотр; отправление транзитных поездов; замену локомотивов и бригад; обслуживание подъездных путей предприятий; приёмку и отправление пассажирских поездов; – промежуточные - выполняют приёмку, отправление, обгон, пропуск грузовых и пассажирских поездов; – пограничные станции - расположенные перед границей со смежным государством и следующие за этой станцией [11]. Для обеспечения надежной работы железной дороги станции используют: - технические средства; - необходимое путевое оснащение; - дома и сооружения, которые должны отвечать характеру и объему работы станции, безопасности движения и охране труда; - железнодорожные вокзалы. К комплексам и вспомогательным устройствам можно отнести [4]: - устройства наблюдения и контроля за движением транспортных средств; - устройства для принятия, обработки и передачи информации о поездах и грузах; - средства связи и передачи данных, громкоговорящего оповещения; - устройства для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; - билетные кассы; - багажные отделения; - комнаты отдыха; - залы ожидания; - сервисный центр; - устройства для приема, выдачи, сортировки и хранения грузов и багажа; - устройства сигнализации, централизации и блокировки, освещения, водоснабжения, противопожарной безопасности; - соответствующее обустройство пунктов пропуска.
3. Стрелочные переводы: эпюра и конструктивные элементы
Разветвления или пересечения железнодорожных путей называются узлами [11]. Обязательными элементами узла являются специальные части – стрелочные переводы. Контур стрелочного перевода в плане со всеми его геометрическими данными и размерами называется эпюрой стрелочного перевода. Стрелочные переводи в зависимости от направления поворота стрелки классифицируют на: правые, левые и симметричные. Конструктивно стрелочный перевод (рис. 6.1) включает: 1) остряки; 2) крестовину; 3) контррельсы; 4) усовики; 5) сердечник; 6) хвостовик; 7) переводной механизм.
Рисунок 6.1 – Схема стрелочного перевода
|