![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды подвижного состава
Техническую основу воздушного транспорта составляют летательные аппараты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы. Парк воздушных судов составляют в основном самолеты и вертолеты. Самолет – это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателя и подъемной силы крыла, которое возникает во время движения. Самолет состоит: из планера, тяговых двигателей, шасси, и комплекса агрегатов, приборов, которые обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления [4]. Вертолет – аппарат, подъем и полет которого осуществляется, с помощью воздушного винта с лопастями, закрепленного на вертикальном валу. Имеют место конструкции вертолетов с двумя несущими винтами, которые вращаются в разных направлениях и расположенные по оси или на особенных валах, отделенных один от другого. В зависимости от назначения и отрасли применения летательных аппаратов они делятся на: пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские), специального назначения (сельскохозяйственные, санитарные, пожарные и др.), а также учебно-тренировочные. Технико – эксплуатационные параметры летательных аппаратов: вместимость (для пассажирских); грузоподъемность (для грузовых); скорость; дальность(беспосадочного полета). По скорости самолеты разделяют на: со скоростями меньше скорости звука, и на сверхзвуковые. В зависимости от дальности беспосадочного полета самолеты магистральных соединений распределяют на: 1) дальние (L = 6000 км и больше); 2) средние (L =2 500 - 6000 км); 3) близкие (L = 1000 – 2500 км); 4) местные воздушные линии (L = до 1000 км). Выше названные параметры находятся в тесной связи с типом и мощностью силовой установки, а также с максимальной взлетной массой (весом) самолета, которые также относятся к важным характеристикам летательных аппаратов. Распределение самолетов по взлетной массе и классам: - больше 75 т относятся к І классу; - от 30 до 75 т относятся к ІІ классу; - от 70 до 30 т относятся к ІІІ классу; - менее 10 т относятся к IV классу. Взлетная масса определяет тип и вид наземных сооружений гражданской авиации (аэропортов, аэродромов). Вертолеты разделяют на три весовых категории: 1) легкие – с взлетной массой до 4 т; 2) средние – с взлетной массой от 4 до 12 т; 3) тяжелые – с взлетной массой больше 12 т. Вертолетные станции в зависимости от годового объема пассажироперевозок разделяют на три класса: І класс – с объемом пассажирских перевозок больше 30 тыс. чел.; ІІ класс – от 15 до 30 тыс. чел.; ІІІ класс – до 15 тыс. чел.
4. Аэропорты: классификация, структура, специальные территории Воздушное соединение между населенными пунктами осуществляется по постоянным маршрутам, которые называются авиалиниями или воздушными линиями. Авиалиния – это направление (курс) полета воздушного судна. В воздушном пространстве авиалинии ограничивают коридор для полета воздушного судна, который называют воздушной трассой. Воздушные трассы подразделяют на: 1) международные; 2) государственные; 3) местные [5]. Главным элементом авиатранспортной системы страны, которая состоит из сети воздушных трасс, является аэропорт. Аэропорт – это транспортное предприятие, которое осуществляет регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и организует обслуживание полетов воздушных судов. Для обеспечения транспортной работы гидросамолетов используют гидроаэропорты. Аэропорты также как и воздушные трассы подразделяют на: международные; государственные; местные. Классификация аэропортов осуществляется по: 1) объемам транспортной работы; 2) видам обслуживания перевозок; 3) транспортному назначению; 4) расположению относительно воздушных линий [14].
Таблица 8.1 – Классификация аэропортов
По виду обслуживания перевозок распределяют аэропорты на: пассажирские и грузовые. По транспортному назначению на: базовые и запасные. Относительно обслуживания воздушных линий аэропорты разделяют на: конечные, промежуточные и запасные. Международная организация воздушной авиации «ИКАО» использует буквы от А до Е для классификации аэропортов. Буквы от А до Е распределяются в зависимости от длины взлётно посадочной полосы (ВПП): класс аэропорта – длина ВПП, м; A – 2134; B – 1524 – 2134; C – 914 – 1524; D – 762 – 913; E – 610 – 761. В состав аэропорта входят: 1) аэродром; 2) приаэродромная территория; 3) служебно-техническая территория; 4) отдельные сооружения. Аэродром – специально подготовленный участок земли, имеющий комплекс сооружений и оборудования, которое обеспечивает взлет, регулирование, хранение и обслуживание воздушных судов. Служебно-техническая территория (СТТ) – часть территории аэропорта, в пределах которой располагаются здания и сооружения, предназначенные для технологических операций по обслуживанию пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. На этой территории (СТТ) размещают: аэровокзалы (терминалы); грузовые составы; цеха бортового питания; ангары; авиационно-технические базы; сооружения технической службы; сооружения управления аэропортом; базы аэродромной службы и др. Обособленные сооружения расположены вне основной территории аэропорта и предназначены для обеспечения работы радионавигации; управления воздушным движением; обеспечения горюче-смазочными материалами и т.д. Приаэродромная территория (ПТ) – это местность, которая прилегает к аэродрому в установленных пределах, в воздушном пространстве, которой происходит маневрирование воздушных судов. Воздушное пространство приаэродромной территории называется районом аэродрома или аэротерриторией. Аэродром включает: летные полосы (ЛС); рулёжные дорожки (РД); перрон; места стоянки самолетов (МС); площадка специального назначения (рис. 8.1). Летная полоса предназначена для обеспечения взлетно-посадочных операций. Элементами летной полосы является: взлетно-посадочная полоса (ВПП); конечные и боковые полосы безопасности. Перрон – это площадка перед аэродромом предназначена для размещения самолетов во время посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, багажа, почты и технического обслуживания самолетов. Место стоянки самолетов (МС) - специально оборудованные площадки для хранения и обслуживания самолетов, которые приписаны к аэропорту. Площадки специального назначения – это площадки для стоянки и рулёжки самолетов перед ангарами.
Рисунок 8.1 – Схема аэродрома: 1 - терминал (аэровокзал); 2 - перрон; 3 - вспомогательная РД; 4 - магистральная РД; 5 - соединительная РД; 6 - взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием; 7 - взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием; 8 - боковые полосы безопасности; 9 - конечные полосы; 10 - предстартовые площадки; 11 - места стоянок самолетов; 12 - площадка специального назначения; 13 - полосы воздушных подходов
Аэродромы классифицируют также по эксплуатационному назначению: трассовые; для использования авиации в народном хозяйстве; заводские; клубно-спортивные; общего использования.
|