Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценивание когнитивного обучения: тест, созданный учителем
Чаще всего студенты соприкасаются с тестами, которые мы называем «тесты, составленные учителем». Эти тесты оценивают ограниченный объем материала, например, главу учебника или раздел пособия, слова, пройденные за одну неделю и т.д. Обычно учителя составляют такие экзамены из конспектов или адаптируют вопросы из методичек. Как правило, они достаточно короткие (в объеме одного урока), покрывают ограниченный объем материала и оцениваются локально (самим учителем или техническими приспособлениями). Роль учителя в тестировании такого рода сводится к придумыванию или выбору экзаменационных вопросов, собиранию тестов, оценке и анализу, после чего объявляются результаты. Мы будем говорить именно об этой части процесса. Термины «цель предназначения», «обьективная цель», «стандарт» и «показатель цели» широко используются в литературе, посвященной вопросам образования. В данной главе не делалась попытка их различения. Идея о том, что тест соответствует задаче, неразрывна с ценностью содержания. См.: Tom Kubiszyn and Gary Borich, Educational Testing and Measurement: Classroom Application and Practice. Glenview, III: Scott, Foresman, and Co., 1984, and Robert F.Mager, Measuring Instructional Intent or Got a Match? Belmont, Calif.: Fearon Pitman Publishers, Inc., 1973 199 13. КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТА: ЦЕЛЬ КАЖДОГО ПУНКТА Вопросы тестов, обычно составляются по следующим методикам: вопросы «истине—ложно», вопросы на выбор, вопросы «на совмещение» и задания «завершить высказывание». У каждой из данных методик есть свои преимущества и недостатки, все они применяются в тестировании с учетом различных целей обучения. Вопросы «истина—ложно». Они состоят из утверждений по информации, пройденной на данном курсе, которые ученик должен оценить как истинные или ложные. Вопросы «истино—ложно» могут быть составлены для того, чтобы знать и воспроизводить фактический материал. Хотя такие вопросы очень удобны для проверки знаний, зачастую студенты их не любят, в основном потому, что учителя не следуют методике. Несколько советов помогут вам составить вопросы «истино—ложно»: Будьте уверены, что вы выбрали ясный и недвусмысленный метод, как отметить ложный и правильный ответ. Один из способов — проставление букв И или Л перед номером вопроса и перед утверждением. Инструкции к тесту указывают, что ученик должен обвести И, если утверждение истинно, и Л, если ложно. Рассмотрим вопросы 1 и 2. Инструкции: Для вопросов 1 и 2 обведите И, если утверждение истинно, и Л, если утверждение ложно. 1. И Л Бытие — это первая книга Библии. 2. И Л Исход рассказывает историю о том, как Иосиф спас свою семью после того, как был продан в рабство в Египет. Такой способ отметки вопросов истинно—ложно исключает вариант, что студент напишет букву И неразборчиво, так что нельзя будет понять: И это или Л.. Пишите такие утверждения, которые наверняка являются либо истинными, либо ложными. Если утверждение высказывает какое-либо мнение, поддержите это мнение определенным источником, а потом попросите студента подтвердить (И) или отринуть (Л) то, что мнение и источник принадлежат друг другу. Например, вопрос 3 выражает мнение, по поводу которого нельзя сказать точно, истинно оно или ложно: 3. И Л Один и тот же метод толкования должен быть применен к каждому месту в Библии. Лучше, если вы включите в вопрос и источник этого мнения. 3. И Л Основываясь на нашем тексте, каждый отрывок из Библии до- лжен быть истолкован по одному и тому же методу. Старайтесь не использовать слова всегда, никогда, все, каждый, только. Умный студент знает, что утверждения, содержащие такие слова, почти всегда ложны и все, что нужно сделать, — это найти одно исключение, противоречащее утверждению. Данный совет приводит нас к мысли, что вопрос 3 можно усовершенствовать путем удаления слова «каждый». Вдобавок исправим порядок и подбор слов. 4. И Л Основываясь на нашем тексте, когда мы читаем Библию, нужно следовать правилу постоянного толкования, не взирая на то, какой раздел Библии мы читаем. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 200 Используйте относительно короткие простые предложения, которые не включают в себя двойное отрицание. Целью вопроса не является запутать ученика, но предусмотреть ясность утверждений, так чтобы смысл можно было с легкостью понять и оценить в свете имеющихся знаний. Не берите прямых утверждений из текста для представления их в виде вопроса: истино—ложно, если для того, чтобы до конца понять вопрос, нужно прочитать его в контексте. Это руководство напоминает нам, что христианский учитель друг, а не враг студента. Старайтесь, чтобы количество истинных и ложных ответов было примерно одинаковым. Порой непросто предложить ложное утверждение для тестирования, и при окончательной проверке вариант такого ответа может быть отвергнут учеником, поэтому следите, чтобы соблюдался баланс между истинными и ложными утверждениями. Вопросы на выбор. Такой тест состоит из трех частей: основа, правильный выбор для совмещений и отвлекающие варианты. Основа представляет собой определенную задачу, выраженную в форме полного вопроса или неполного предложения. Правильный выбор (ключ) является правильным решением этих задач. Отвлекающие варианты являются возможной заменой ключа в случае, если студент не знает правильного ответа. В инструкции к вопросам на выбор обычно просят найти правильный ответ. Однако когда подобное задание адресовано ученикам с более высоким уровнем знаний, они должны выбрать наиболее правильный ответ. В предыдущем случае был только один правильный ответ. Здесь же может быть больше, чем один правильный ответ. Учитель должен быть внимателен при составлении вопросов на выбор, используя лучший способ подборки ответов. Должно быть очевидно, что один вопрос более правильный, чем все другие. Вопросы на выбор можно использовать для проверки достижений целей обучения на уровне знаний или даже выше. Вопросы на выбор предлагают самый лучший способ проверить цели обучения, которые включают понимание и применение материала. Задачи, которые представлены в основе вопроса на выбор, дают возможность воспроизводить определенную информацию (уровень знания) или демонстрировать понимание материала, применение концепции к новой ситуации. Такая гибкость делает вопросы на выбор одним из самых популярных типов вопросов. Четко объясните студентам, как они должны отметить свой выбор. Самый простой метод состоит в том, что студент обводит нужную букву в кружок. Вы можете также использовать другой метод, когда студент отмечает свой ответ на отдельном листе, а не на листе с тестом. Формулируйте задачу в основе вопроса так, чтобы она точно отражала проблему и содержала в себе ту информацию, которая даст возможность найти решение. К примеру, перед вами находится основа вопроса, которая не устанавливает проблему, а просто начинает предложение. 1. Библия а. Это великая книга. б. Рассказывает об исламе. в. Содержит 65 книг. г. Была написана на древнееврейском языке. 201 13. КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА Мне трудно уловить, какую цель обучения преследует этот тест. Предположим, что цель «определить оригинальный язык большей части Ветхого Завета». Если так, тест можно усовершенствовать следующим образом. 2. Язык, на котором была написана большая часть Ветхого Завета а. Арамейский. б. Греческий. в. Древнееврейский. г. Латинский. В данном случае основа вопроса ясно требует воспроизвести некую информацию. Выбор представляет студенту четыре варианта, из которых можно найти правильное решение поставленной в основе задачи. Следующий пример иллюстрирует еще одну рекомендацию. Поместите ключ и отвлекающие ответы в каком-то логическом порядке. В случае, описанном выше, варианты расположены в алфавитном порядке. Даты и числа, основываясь на каноническом порядке, расположены от наименьшего к наибольшему и т.д. Если основа состоит из неполного утверждения, будьте уверены, что вы грамматически выстроили окончания предложений в вариантах ответов. Ключ и отвлекающие ответы должны быть примерно одной и той же длины. Некоторые авторы тестов делают ответ—ключ более длинным, чем отвлекающие альтернативы. Это несоответствие длины может служить студенту подсказкой. Придумывайте правдоподобные отвлекающие ответы. Проверьте длину, грамматику и выбор слов так, чтобы ответ для того, кто не знает материала, мог указать возможность для выбора. Точно так же, как и в случае с вопросом «истино—ложно», остерегайтесь использовать слова «всегда», «каждый», «никто» и т.д. Старайтесь не использовать выражение «все из вышеперечисленного». Сообразительный студент сможет догадаться, что достаточно ему найти хоть один неверный вариант, как ваш «отвлекающий вопрос» будет разоблачен. С осторожностью используйте выражение «ничто из вышеперечисленного», хотя это выражение может подойти к некоторым ситуациям. Не используйте его только как отвлекающий вариант, иначе умный студент сразу же отметет такую альтернативу ответа. Вопрос «на совмещение». Вопрос на «совмещение» предлагает разновидность выбора, который может быть весьма полезен, когда несколько основ требуют подобного или одинакового ответа. Вопрос на совмещение имеет преимущество, потому что ответ, являющийся ключом для одного вопроса, может стать отвлекающей альтернативой для другого, при этом не нужно придумывать три неправильных ответа. Вопрос на совмещение состоит из коротких определений или коротких основ и списка вариантов ответов для выбора и соотношения с определениями. Данный тип вопроса обычно задается для проверки ученика на уровень знаний. Рассмотрим следующий пример. Указания. Соотнесите изобретение с изобретателем путем помещения буквы из колонки с изобретателями слева от цифры в колонке и изобретениями. Каждое имя может быть использовано только один раз. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 202
|