Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изобретения Изобретатели
__ 1. Телефон А. Александр Граам Белл __ 2. Волокноотделитель Б. Хенри Безмер __ 3. Электрическая лампа В. Томас Эдисон __ 4. Аэроплан Г. Гуглиелмо Маркони __ 5. Радио Д. Эли Уитни Е. Орвил Райт Этот пример дает некоторое руководство по составлению вопросов на совмещение. Список с утверждениями равно, как и список с вариантами для выбора, должен быть достаточно коротким, однородным и иметь заголовок. Список однородных вариантов ответов дает ряд правдоподобных отвлекающих альтернатив для всех описаний. Каждое положение в списке должно быть пронумеровано (отдельный вопрос теста) в то время, как варианты для выбора отмечаются буквами, как в вопросах на выбор. Варианты ответов по числу превосходят количество описаний, если студент использует каждый вариант только один раз. Таким образом, один из вариантов ответов остается. Однако если список ответов небольшой, студенты могут повторно использовать некоторые из них; в этом случае список описаний дополнен отвлекающими описаниями. Не забудьте точно указать в инструкции, могут ли студенты использовать один ответ несколько раз. Ответы обычно располагаются в каком-то логическом порядке, в данном случае — в алфавитном. Вопросы на завершение. Вопросы на завершение сходны в своей основе с вопросами на выбор. Различие заключается в том, что студент должен воспроизвести, а не узнать правильный ответ. Воспроизведение информации более сложно, чем просто ее опознание. Эту особенность нужно иметь в виду во время определения целей обучения. Если задачей обучения является воспроизведение информации, ни один из вышеперечисленных способов тестирования не подойдет. Только вопросы на завершение смогут обеспечить проверку того, как ученик воспроизводит материал. Вопрос на завершение должен четко представить задачу и дать необходимую информацию, при которой возможен лишь один правильный ответ. В идеальном варианте в вопросе на завершение ученику требуется вписать только одно слово. Если же все-таки нужно вписать целую фразу, она должна быть короткой и конкретной. Позвольте привести некоторое руководство по составлению подобных вопросов. Старайтесь избегать неопределенных выражений, у которых может быть несколько правильных ответов. Например, на задание «Послание к римлянам было написано в_______» можно ответить «57 г. до н.э.» (дата), «Коринфе» (место) или другим каким-то образом, до которого может додуматься способный ученик. Если задача ученика — знание даты послания, более подходящим окажется следующий вопрос: «Послание к римлянам было написано в_____ г. до н.э.» В данном случае перед студентом стоит одна недвусмыс' ленная задача, на которую есть только один правильный ответ. 203 13. КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА Обычно для одного вопроса на дополнение достаточно одной свободной линии. Рассмотрите пример: «Книга Библии __________ была написана __________ (автор)». Более правильный вопрос будет звучать так: «Авто Свободная линия для ответа должна появиться ближе к концу или в самом конце предложения. Если это возможно, предпочтительнее формулировать задание в виде вопроса, нежели неполного предложения. Задание-эссе. Существует множество целей обучения, степень достижения которых можно проверить, дав студенту более полное и сложное задание, нежели просто ответы на вопросы теста. Речь идет об эссе. Задания-эссе условно делятся на два вида: сжатый ответ и полный ответ. Различие заключается в продолжительности, уровне познавательного развития и требуемой сложности ответа. Сжатый ответ предполагает наличие задачи, которую можно решить в одном—двух абзацах, в то время как для полного ответа необходимо несколько абзацев. Обычно в эссе полного ответа от студента требуется оценить, организовать материал и определить свою точку зрения. Именно эти навыки соответствуют синтезирующему и оценивающему уровню познавательного развития. Поскольку эссе предусматривает значительный объем работы, рекомендуется использовать такой тип экзамена преимущественно для написания курсовых и семестровых работ. У задания-эссе есть несколько преимуществ по отношению к другим видам заданий. (1) По сравнению с вопросами на выбор они относительно просты в построении (2) и позволяют произвести оценку более высокого уровня мышления. (3) Они исключают возможность случайных ответов, построенных «на догадке». (4) Они обращают особое внимание на навыки коммуникации. Однако существует и обратная сторона медали. (1) Эссе представляют определенную трудность в последовательной оценке. (Эта проблема может быть исключена, если выполнен процесс, о котором мы поговорим позже.) (2) Время, которое вы сэкономили на создании вопроса, полностью уйдет на проверку работ, особенно, если класс большой. (3) Хотя эссе и позволяет оценить глубину познаний ученика, мы не можем судить о широте его кругозора. Так как задание по написанию эссе требует много времени, мы можем включить в него лишь несколько вопросов. Логичнее всего для решения этой проблемы совместить в одном тесте короткие вопросы с заданиями на эссе. Приведенное ниже руководство поможет вам при составлении заданий на написание эссе. До проведения теста запишите свои цели, вопросы и оценочные критерии. Оценочные критерии указывают непосредственно на то, как будет оцениваться задание. Рассмотрите пример: Задача: Студент должен быть в состоянии описать три цели написания Павлом Послания к. римлянам и дать им внутренние доказательства. Цели и стихи: (1) Приготовить путь к своему приходу в Рим и задуманной миссии в Испании (Рим. 1: 10-15, 15: 22-29). ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 204 (2) Показать церкви, которую он ни разу не видел, путь спасения (Рим. (3) Дать объяснения отношениям между иудеями и язычниками в Божием Задание теста: Своими словами назовите три цели написания Павлом Послания к римлянам. Для каждой из них приведите, по крайней мере, один стих или группу стихов из Послания к римлянам, подтверждающих эту цель (одно очко за одну цель, от одного до шести очков за подтверждение текстом; за грамотность, пунктуацию и орфографию балл не снижается). Критерии оценки: Одно очко за каждую названную цель. Одно очко за каждый правильно названный стих в поддержку цели. Грамматика, орфография и пунктуация не оцениваются. За приведение более чем одного стиха добавочные очки не даются. Информация, не относящаяся к делу, не рассматривается. Заметьте, что оценочные критерии предусматривают объективность оценки. Укажите студентам критерии оценки. Предложенный выше пример показывает, что в скобках приводится информация о критериях. Такая информация поможет студентам понять, как правильно формулировать ответ. По возможности чаще повторяйте студенту, что от него ожидается. Студенты жалуются, если им приходится догадываться о том, что учитель хочет. Четкие задания в инструкции, ясные вопросы и критерии оценки дадут студенту возможность действительно показать свои знания, а не играть в разгадки. Приведенное ниже руководство дополнит информацию об оценивании тестов. Оценивайте тест, не глядя на фамилию ученика, чтобы избежать эффекта «любимчика». Проверьте один вопрос теста у всех студентов, прежде чем перейти к следующему. Это позволит учителю сделать проверку более эффективной (вам легче будет запомнить критерии к одному заданию) и последовательной (лучший шанс поставить справедливую оценку, просматривая работы нескольких студентов). Если после просмотра нескольких работ вы почувствовали, что хотите изменить критерии, вернитесь к первой работе и произведите проверку заново. АНАЛИЗ ТЕСТОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧИТЕЛЕМ Каждый тест должен быть проанализирован для того, чтобы определить средний балл класса и стандартные отклонения. Средний балл покажет учителю примерное число очков, вокруг которого сосредоточивается большая часть работ в классе, это будет «основной тенденцией». Знание учеников класса и оценка трудности теста подскажут вам, где ожидать падения среднего балла. Неожиданно низкий балл говорит о том, что тест был более трудный, чем вы ожидали, или же что класс не овладел материалом. Если тест был более трудный, чем вы рассчитывали, можно поднять средний балл, добавив какое-то число к каждому результату. Стандартное отклонение показывает степень отличия оценок. Чем больше стандарт отклонения, тем большая разница в результатах. После проведения нескольких тестов в классе вы будете знать, какой стандарт отклонения ожидать. Низкий стандарт отклонения указывает на очень легкий или же очень 205 13. КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА трудный тест в зависимости от того, будут результаты студентов в основном высокие или в основном низкие. Большое число отклонений результатов показывает на то, что знания класса более неоднородны, чем это предполагалось. Возможно, это укажет на необходимость повторения материала. Вы не должны беспокоиться о запоминании формулы для подсчета среднего балла и стандарта отклонения. Недорогие карманные калькуляторы, выполняющие статистические функции, могут все сосчитать за вас. Компьютерная программа «журнал» также содержит встроенные функции для подсчета среднего балла и отклонения. (См. главу 11.) Часто тесты (особенно тесты с вопросами на выбор) рассматривают с точки зрения трудности и различия вопросов между собой. Обсуждение этой темы вы можете встретить в ряде стандартных изданий о проведении тестов. ПРОВЕРКА ТЕСТОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧИТЕЛЕМ Проверка тестов выходит за рамки просто подсчета процентов правильных ответов в работе. В проверку входит качественная оценка численных результатов. Когда ученик получает за тест 85%, мы можем задать вопрос: «Насколько этот результат хорош?» Ответ начинается с другого вопроса: «Относительно чего?» Ключевой момент в проверке — сравнение. Хотя предлагается множество вариантов, как производить сравнение, два из них имеют смысл для большинства работ: (1) сравнение работ студентов между собой и (2) сравнение с установленным стандартом. Для того чтобы сравнить работы студентов между собой, вы можете использовать информацию о среднем балле и стандарте отклонения. Прежде всего установите группы, используя данные виды статистики. Затем дайте каждой группе условное обозначение, например, буква А, Б, В и т.д. Рассмотрим тест, где средний балл 78, а стандартное отклонение — 7 (число представляет процент правильных ответов). Все, что мы видим в этих тестах, можно представить в виде таблицы:
|