яРСДНОЕДХЪ

цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ

йюрецнпхх:

юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ






бРАТЬЯ ПО КРОВИ






(предисловие к сборнику " Венгерское восстание. 1956 – 2006")

 

Осень 1956-го. Один из советских ВУЗов. Лекция кончилась, преподаватель вышел, из стоящего прямо в аудитории коротковолнового приемника доносится взволнованный голос: " Внимание, внимание! Говорит свободное радио имени Кошута в Будапеште… сегодня утром советские войска напали на столицу Венгрии… ".  Студенты слушают со смесью ненависти и страха. Всего несколько месяцев прошло с февральской речи Хрущева о культе личности Сталина.  Казалось бы ужас  четырех десятилетий непрерывного большевистского террора позади. Но снова кровь, снова смерть. Советские танки на набережных голубого Дуная орудийными залпами " приводят в чувство" народ " братской " Венгрии… [92]

Вот, краткая хроника тех кошмарных дней:

Четверг, 18 октября.

Исполнительный комитет Союза венгерской молодежи потребовал от правительства упразднения обязательных курсов по марксизму-ленинизму во всех университетах.

Пятница, 19 октября.

Орган Союза венгерской молодежи газета " Сабот ивьюшаг" опубликовала заявление, в котором говорилось, что венгерские студенты твердо решили бороться за свободу. 3 тысячи студентов сегединского университета заявили на публичном митинге, что они намереваются создать свою собственную независимую от партии организацию.

Вторник, 23-го октября.

Тысячи студентов стоят в Будапеште на Сталинской площади и требуют большей свободы, улучшения жизненных условий, отмены полиции и госбезопасности, назначения правительства без участия сталинцев. Студенты вместе с большой толпой людей всех слоев и профессий (студенты пригласили на митинг рабочих, учащихся офицерских школ и солдат, которые пришли в большом количестве – общее число демонстрантов достигло 200 тысяч, а потом 300 и тысяч) идут к зданию будапештской радиостанции. Там их встречают войска госбезопасности. Встречают огнем. После этого толпы удержать нельзя, в руках демонстрантов появляется оружие, полученное ими от отдельных частей венгерской армии. Огромный восьмиметровый сталинский памятник опрокидывается. Перед памятником Петефи молодой студент декламирует слова великого соотечественника: " Подымайтесь, венгры, родина зовет вас! "

К вечеру началось восстание. Демонстранты, вооружившись, захватили радио, ряд военных и промышленных объектов. В течение ночи в Будапеште происходят первые бои.

Среда, 24-го октября.

Первые стычки между советскими войсками и повстанцами. На 19.00 советские войска имели следующие потери: было убито 20 офицеров и солдат, ранено 48 человек. Сожжено 2 танка и 2 автомобиля, подбито 4 БТР. Части венгерской армии присоединяются к восставшим. Восстание перекидывается на всю страну. В городе Мадьяровар венгерские войска госбезопасности устраивают настоящее побоище. В течение нескольких минут под очередями пулеметов гибнет девяносто человек. Во всей стране растет возбуждение…

Четверг, 25-го октября.

Перестрелка у здания ЦК. Советские танкисты открыли огонь по подходящей венгерской роте охраны, 10 венгров было убито. В городе не стихает перестрелка. Одновременно обострилась ситуация в Мишкольце, Сегеде и Пече.

Пятница, 26-го октября.

Будапешт терпит сильные разрушения. Дети и юноши борются против советских танков. Начинает работу первая свободная радиостанция " Мишкольц". 

Суббота, 27-го октября.

Соседние с Венгрией страны помогают как могут. Они посылают консервированную кровь для переливания и медикаменты. Первые санитарные поезда переходят австрийско-венгерскую границу и идут по направлению к Будапешту.

Воскресенье, 28-го октября.

По всей стране объявляется генеральная забастовка. Рабочие заявляют, что возобновят работу только после того, как советские войска выйдут из страны.

Понедельник, 29-го октября.

После восьмилетнего заточения в Будапешт возвращается глава католической церкви Венгрии кардинал Миндсенти.

Вторник, 30-го октября.

Борьба в Венгрии продолжается уже неделю. В правительство входят представители возрожденных партий: социал-демократической, партии мелких сельских хозяев, крестьянской и либеральной партий. Изо всех районов Венгрии в Будапешт едут делегаты рабочих.

Среда, 31-го октября.

В Будапеште усиливаются слухи, что сильные советские соединения подтягиваются к Будапешту из Румынии и Советского Союза. Однако стремление к полной независимости остается несломленным.

Четверг, 1-го ноября.

Венгрия выходит из Варшавского договора и провозглашает себя нейтральным государством, обосновывая выход противозаконным вступлением новых советских войск на территорию Венгрии1. Глава правительства просит объединенные нации гарантировать нейтралитет страны.

Пятница, 2-е ноября.

Советские войска закончили свои передвижения. Австро-венгерская граница опять герметически закрыта. Медикаменты и продукты питания не могут больше доставляться в Венгрию.

Суббота, 3-е ноября.

В Будапеште и по всей стране растет беспокойство. Многие венгры все еще надеются, что советские войска будут оттянуты из Будапешта, а затем и из страны в целом. Но советские войска не уходят, наоборот, в страну подтягиваются новые соединения пехоты и бронечастей. Вокруг Будапешта образуется стальное кольцо. Численность этих войск возросла до двухсот тысяч штыков и около пяти тысяч танков, вдвое больше, чем Гитлер бросил на Советский Союз в июне 41-го года[93].

Воскресенье, 4-е ноября.

Начинается штурм Будапешта советскими частями. Используя танки и реактивные самолеты, советское командование пытается захватить город. Одновременно начинаются военные действия и по всей стране. Тысячи беженцев переходят австро-венгерскую границу. На австрийскую границу вечером прибывает около ста детей. Они все несут на груди плакатики: " Мы боремся дальше. Возьмите на себя заботу о наших детях. Воспитайте их венгерскими патриотами". Несмотря на огромное численное превосходство, советскому командованию не сразу удается стать хозяином положения. Венгры отчаянно защищаются. Они надеются на интервенцию Организации Объединенных Наций. В 13.55 передатчик повстанцев в городе Дудапентеле обращается с призывом к Организации Объединенных Наций на итальянском, французском, английском и немецком языках: " Говорит последняя венгерская радиостанция. Сегодня утром в 3 часа 30 минут советские войска напали на венгерский народ. Мы просим Объединенные Нации немедленно помочь нам. Возможно, что вскоре наши передачи прекратятся, тогда вы нас больше не услышите. Мы замолчим, потому что нас убьют. Когда это случится - мы не знаем".

Среда, 7-го ноября.

Из Будапешта сообщается о боях в 8-м районе и индустриальном предместье Чепель. Дунапентеле - город, который когда-то был назван Сталинвараш, становится последним центром сопротивления. Радиопередатчик Дунапентеля без перерыва высылает призывы о помощи: " Мы просим, чтобы Организация Объединенных Наций оказала нам немедленную помощь". Радио Дьен передало следующее воззвание: " Внимание! Внимание! Внимание! Мы обращаемся ко всем народам мира. Помогите нам! Венгрия умирает! Грохот советских танков раздается по всей нашей стране. Во имя правды, во имя человеческого достоинства, во имя свободы помогите нам! Мы ждем вашей братской помощи! " Несколькими минутами позже Свободная радиостанция имени Кошута передала новое обращение к солдатам и офицерам Советской армии: " Внимание, внимание! Советские солдаты, офицеры, друзья! Поймите нас, мы не хотим снова фашистского режима. Мы хотим мира, мы хотим свободы. Между нашим венгерским народом и советскими народами нет никаких противоречий. Мы хотим для нашего народа того же, что и вы - свободы и независимости".

11-го ноября.

Вооружённое сопротивление сломлено не только в венгерской столице, но и на всей территории страны. Остатки вооружённых отрядов ушли в подполье. Для ликвидации групп, укрывшихся в прилегающих к Будапешту лесах, производится прочёсывание этих районов. В Венгрии хозяйничает советское правительство, приказы которого выполняет марионеточный кабинет Яноша Кадара. Борьба венгерского народа за свободу раздавлена советскими танками.

Пятьдесят лет прошло с тех трагических дней. Истории венгерского восстания посвящены тысячи публикаций, десятки объемных томов исследований. Одних публикаций документов и воспоминаний - тысячи и тысячи страниц. Тем не менее, венгерское восстание осени 1956 года до сих пор продолжает оставаться историческим событием, о котором ходят многочисленные противоречивые версии и распространено множество лжи. В то время как сторонники сталинистской бюрократии представляют кровавое подавление восстания в качестве оправданной меры против фашистской контрреволюции, западные либералы приводят подавление восстания, как один из примеров " русского империализма". Подлинное исследование осени 1956 года в Венгрии показывает, однако, с полной ясностью, что оба этих взгляда не верны.

Венгерские события вызвали не только бурную антикоммунистическую реакцию в странах, свободных от коммунистического господства[94]. В самом Советском Союзе, что, наверное, более важно, не взирая на неотвратимость репрессий, гневно звучал народный голос русского протеста. Ведь, именно благодаря борьбе венгров всё больше и больше подсоветских людей начали осознавать  нереформируемость сталинской и постсталинской модели. Именно благодаря ей, многие поняли истинную цель прозвучавшей восьмью месяцами раньше знаменитой " антисталинской" речи Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда - желание сохранить мировой коммунизм и свою собственную власть[95].

Настроение разочарования, боль и усилившуюся ненависть к советской системе со стороны " простого советского человека", известный российский поэт Наум Коржавин выразил под впечатлением венгерской драмы в следующих строчках:

 

Я - обманутый в светлой надежде,
Я - лишенный Судьбы и души -
Только раз я восстал в Будапеште
Против наглости, гнета и лжи.

 

Подавление антикоммунистического выступления в Венгрии вызвало не только сочувствие - некоторые из сочувствующих оказались готовыми к прямому содействию свободолюбивым венграм.

Борис Пустынцев, " награжденный" в свое время тюремным сроком за поддержку венгерского восстания, а сравнительно недавно, за то же самое - одним из высших орденов венгерской республик, вспоминает: " В лагере я не раз встречал людей, основным пунктом обвинения у которых была поддержка венгерской революции, протест против ее подавления: Юрий Левин, Вадим Косарев, Виталий Лазорян. Поддержка венгерской революции присутствовала в обвинительном заключении у многих бывших политзеков, например, у Михаила Молоствова, а господин Лалаянц, ученый Ленинградского университета, он умудрился сесть за протест против подавления народного восстания в Венгрии аж в начале 80-х годов. Теперь он кавалер медалей 56-го года... Штурм Будапешта, мы воспринимали, как свою личную трагедию. Венгерскую революцию мы воспринимали, как свою собственную - если подобное возможно в одной коммунистической стране, то рано или поздно это должно докатиться и до нас...

Вместе с покойным Аликом Голиковым мы думали о том, что, вот может быть, удастся добраться через Молдавию, через Карпаты в Венгрию и там присоединиться к повстанцам. Были и такие мысли. Во всяком случае, решение написать листовки, написать и разбросать призывы к гражданам поддержать венгерских повстанцев - оно было вполне логично, хотя мы понимали и малоэффективность, может быть нулевую эффективность этого действа и возможные последствия".

 Тогда же, в ноябре 56-го, в нескольких ВУЗах Ленинграда были распространены листовки с призывами к студентам поддержать народное восстание в Венгрии. Авторов листовок КГБ нашел довольно быстро, но до мая 57-го их не арестовывали, старались выследить преступные, так сказать, связи. В результате арестовано было 9 молодых людей, приговоренных к различным срокам заключения - от 3 до 10 лет, в том числе и сам Борис Пустынцев.

Историк Николай Обушенков, бывший политзаключенный, осужденный в 56-м году за антисоветскую деятельность на 6 лет, вспоминает: " В студенческих группах университета, во всяком случае в студенческих группах исторического факультета, в общежитии буквально проходили постоянные митинги с участием венгерских коллег. Тогда было очень много венгерских студентов и аспирантов, в том числе и у нас на историческом факультете. Проходили такого рода митинги и в общежитии на Ленинских горах. Разумеется, большинство венгров, поляков выступали в защиту своей революции, своих преобразований. Наши студенты слушали, чаще всего поддерживали, те, кто был против - молчали. Если партийная организация направляла туда своих представителей, представители отмалчивались, в лучшем случае. Некоторые пытались выступать, но тут же были биты. Это было не только в московском университете…

Я вдруг вспомнил моего коллегу по лагерю, харьковского инженера Ваню Леонтьева, который, будучи студентом то ли радиотехнического техникума, то ли радиотехнического института, пришел 24-25 числа на лекции и произнес исторически знаменитую фразу, фразу, которую приписывали Николаю I, только в другом значении: " Господа, на коней - в Венгрии революция". Так вот, он пришел в университет, в аудиторию студенческую и немножко склонный к фразе, бросил опять так: " Господа, на коней - в Венгрии революция", но только уже в прямо противоположном значении. За что и получил свои 2 или 3 года… И таких людей были в лагере не один, не два, а десятки людей".

Именно тогда, в конце 56-го и потом - в 57-м, 58-м и еще в 59-м под суд и в лагеря в СССР пошли десятки людей. По знаменитой статье 58-10 их судили за " разговоры о Венгрии", за высказанное сочувствие подавленному восстанию, официально именовавшемуся тогда " контрреволюцией", а часто - просто за обещание " устроить как в Будапеште".

Но, наверное, самым ярким доказательством действительного отношения русского народа к происходившим событиям и, вообще, к коммунистическому режиму, прежде всего, конечно, на Родине, стали те молодые солдаты и офицеры советской армии, которые отказались стрелять в угоду сталинским подельникам в восставший народ. Подвигу тех, кто, несмотря на неизбежный расстрел без всякого суда и следствия, несмотря на неотвратимые репрессии в отношении родных и близких, отказался быть палачом и поддержал борющуюся Венгрию, подвигу, от осознания одной только " заразительности" которого кровь стыла в жилах кремлевских хозяев, подвигу, сохранившему честь русского имени, посвящается предлагаемый Вашему вниманию переиздаваемый ныне сборник.

 


оНДЕКХРЭЯЪ Я ДПСГЭЪЛХ:

mylektsii.su - лНХ кЕЙЖХХ - 2015-2025 ЦНД. (0.008 ЯЕЙ.)бЯЕ ЛЮРЕПХЮКШ ОПЕДЯРЮБКЕММШЕ МЮ ЯЮИРЕ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН Я ЖЕКЭЧ НГМЮЙНЛКЕМХЪ ВХРЮРЕКЪЛХ Х МЕ ОПЕЯКЕДСЧР ЙНЛЛЕПВЕЯЙХУ ЖЕКЕИ ХКХ МЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ оНФЮКНБЮРЭЯЪ МЮ ЛЮРЕПХЮК