![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация Б.Г.Ананьева.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Роль психологии в системе наук о человеке. Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник. Эта общая классификация наук, взаимосвязь трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самост науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны. Психология: 1. По понятийному аппарату происходит из философии 2.Методы использует из естественных наук 3. Задачи решает социально-педагогические 2. Классификация методов псих исслед. Качественный и количественный анализ данных. Метод – это выражение некоторых св-в соотношен- м\у объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин). Классификация Б.Г.Ананьева. Организационные методы/Эмпирические методы/Обрабатывающие методы/Интерпретационные методы/Качественный анализ данных /Количественный анализ данных. Рубинштейн С. Л.: главные психологические методы Основные: 1. Наблюдение: - внешнее; - внутреннее (самонаблюдение). 2. Эксперимент: - лабораторный; - естественный; - психолого-педагогический; + вспомогательный – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Дополнительные: - приёмы изучения продуктов деятельности; - беседа (например, клиническая беседа в генетической психологии Пиаже); - анкета; 3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики. Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую действительность. Специфич формой псих отражения является чувствительность, в отлич от биологической раздражимости. Стадии развития психики (Леонтьев): 1.Стадия элементарной сенсорной психики. Приспособление к более сложной среде приводит к дифференции простейшей нервной системы и специальных органов – органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды. 2.Стадия перцептивной психики. Возникает психическое отражение животными целостных вещей, перцептивная психика. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции). 3.Стадия интеллекта. Стадия интеллекта характеризуется: а) способностью быстро находить нужную операцию, б) способностью запомнить найденную операцию без многочисленных повторений, в) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения. 4. Стадия сознания. Для этой стадии характерно: отражение существенных и закономерных связей, рациональное логическое мышление, появление языка, появление сознания. Появляется общественная деятельность. Сущность психического развития заключается в развитии всё новых форм действенного и познавательного отражения действительности. Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики: 1.Предисторические формы поведения - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами (простейшие). 2.Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения. 3.Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.
4. Вклад В. Вундта в оформление психологии как самостоят науки. Создание психофизики. (Г. Фехнер). Выделение псих как самостоят науки произошло в результате разв псих комплекса знаний в философ и развития естеств научных дисциплин: физиолог, физики, математики, биологии. Ни философская псих, ни науки об орг-ме чела не были в состоянии снять противоречие м\у идеалистич и материалистич представлен о природе чела. Стало очевидно, что сущ класс явлен, кот следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики. Вундт основал первую псих лабораторию в Лейпцигском универе в 1879 г. В 1881 начал выпускать первый псих журнал «Философские исслед», с 1889 проходят международн псих конгрессы, в институте Вундта образовалась первая междунар школа подготовки проф псих-ов, обеспечившая формир мировой орг структуры псих науки. Работа Вундта «Основы физиологич псих» (1873-1874), в кот он описал программу разв псих: Основной метод исслед – интроспекция Цель исслед – получен данных о стр-ре сознан, путем выделен чистых его Эл-тов Материал сознания – «сенсорная мозаика» Предмет псих – непосредств опыт субъекта (феномены сознания) Вундт вычленил «простейшие элементы» сознан: ощущения и элементарн чувства. Сознание – совокупн разрозненных Эл-тов, дополненное апперцепцией; фокусирующий центр сферы сознания – универсальный объяснительный принцип Вундта. Высшее же процессы надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты чел духа 10-ти томный труд Вундта «Психология народов». Психофизика – наука, изучающ отношен м\у величинами раздражит той или иной модальности и интенсивн вызываемых ими ощущений. В осн психофизики заложена идея – псих явлен подчинены опред закономерности, кот доступна опытному изучен и может быть выражена математич Фехнер исходил из 2-х положений: Сенсорн сис чела – измерительный прибор, кот соответствующ образом реагир на воздействующие физич стимулы. Психофизические хар-ки у людей распред по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим хар-кам. В 1860 Фехнер опубликовал книгу «Элементы психофизики»: Описал схему построен псих образа (повторяет современную схему процесса восприятия): Раздражение (физика)Õ возбуждение (физиология)Õ ощущение (псих)Õ суждение (логика) Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера. Включил элементарные ощущения в круг интересов псих, до этого ими занимались только врачи и физики Разработал 3 основных метода психофизики:
|