![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации
Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Чаще всего в отеч.совр.лит-ре л под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.Исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ является потребностно-мотивационная сфера личности, которая выступает как системообразующее свойство личности. Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев). Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Стороны направленности: - отражение (целеобразование); - регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов). Направленность характеризуется иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично). Характеристики направленности: - Стремление, - Потребности, интересы, идеалы. Потребность -состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Характеристики потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности (материальное, духовное). Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. Т. потребностей по Ломову. Ломов выделял три группы потребностей: базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых производные – эстетические, потребность в обучении высшие – потребность в творчестве Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действия. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию. Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения). Функции мотива -должен дать ответы на вопросы: почему, для чего, почему именно так, каков смыл, для кого, ради чего. Эти вопроы зависят от того какой смысл имеет деятельность человека: личностный или общественный. Так, Л.И. Божович говорит о личностных и общественных мотивах. Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Классификация мотивов Ильина. Мотив состоит из трех блоков: -потребностный блок, в кот входят: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» (потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности) по К.Левину): -блок «внутреннего фильтра» сост из нравственного контроля, оценки внешней ситуации, оценки своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); -целевой блок сост из: образ предмета, который может удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду), представление процесса удовлетворения потребности (попить). Виды мотивов. Ильин делит мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели; вторичные – наличие конкретной цели: а) полные – присутствуют компоненты всех блоков: б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра Мотивация используют как 1) обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) и 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека. Мотивация бывает: • Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя.
42. Понятие «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Биологическое, индивид— это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Иногда понятие «индивид» используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Ч-к как индивид обладает первичными и вторичными св-ми. Первичные-индивидуально-типические свойства — конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства — структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Личность -общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность.Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность. Ананьев выделял два аспекта индивидуальности: биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития. 43.Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация. Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Блоки самосознания: 1)Когнитивный - самооценка, самоанализ, самонаблюдение 2)Аффективный - самочувствие, самолюбие 3)Волевой - самоконтроль, саморегуляция. Онтогенез: 2 года ребенко узнает себя в зеркале-> появл.местоимения «я» к 3г.-> активн.разв.самооценки и осознание своих переживания «я огорчен»-> осознание себя во времени 6-7 лет-> мл.школьн.возраст – осознание себя в мире общественных отнош.-> развитие сознания стихийно, есть потребность познать себя как личность отличную от других – подростковый возраст - происходит включение в систему социальных связей => активное самопознание. Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. Ребенок усваивает и использует в самопознании: 1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; 2. Образ самого себя; 3. Отношение к себе и оценку себя родителями; 4. Чужую самооценку (например, родительскую); 5. Способы регуляции поведения; 6. Уровень ожиданий и притязаний. Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся, с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. Саморегуляция - один из уровней регуляции активности посредством психических средств отражения и моделирования действительности; также связана с рефлексией личности. Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Непостоянный конструкт. Обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Самоорганизация - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. 44. «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты. Я-концепция - динамическая совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность. Основные положения «Я-концепции» К. Роджерса. 1.представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение 2.обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека 3.обладает индивидуальностью и уникальностью. 4.расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты 5.лизко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания 6. возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.
45. Личность как субъект и объект общественно-исторического развития (Ананьев, Выготский, Рубинштейн) Ананьев: Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т. е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса. Формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Поэтому субъект деятельности – личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом. Выготский: выдвинул теорию происхождения, структуры и развития ВПФ. “ Общий генетический закон культурного развития ” Выготский сформулировал так: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своём развитии, т.к. она является первоначально социальной функцией». Различал два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу (механич.запоминание, непроизвольн.внимание и др.) Центр.момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). С.Л.Рубинштейн: Личность - это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. Рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения, и которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир. 46. Личность как система отношений в ленинградской психологической школе. (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Органическая концепция личности – В.М. Бехтерев. Личность – это то объединяющее и направляющее начало, «которое руководит мыслями, действиями и поступками человека. Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации, личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий». В.М. Бехтерев особо подчеркивает, что психическая жизнь «есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность…личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Понятие " отношение" (" соотношение") означало не столько целостность, сколько активность, т. е. способность психики не только отражать среду, но и преобразовывать ее Концепция личности А.Ф. Лазурского. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи и т.д).Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность-единство двух психологических механизмов. Для А.Ф.Лазурского понятие " отношение" имело три значения: 1) на уровне эндопсихики - взаимная связь сущностных единиц психики(основные псих. функ-ции: внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере) – ядро личности; 2) на уровне экзопсихики - феномены, появляющиеся в результате взаимодействия психики и среды; 3) взаимодействие эндо- и экзопсихики. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. М.Я.Басов Считал расчленение единого процесса жизни на две несоединимые половины - физическую и психическую - одной из самых удивительных и роковых иллюзий человечества. Отношения организма/личности и среды взаимны, причем среда представляет собой объективную реальность в ее отношении к организму/личности. В.Н. Мясищев, унаследовав научный и методологический потенциал своих учителей - В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского и своего коллеги М.Я.Басова, обратился к тезису К.Маркса о том, что " сущность человека есть совокупность общественных отношений". В своем учении Мясищев не только интегрировал идеи Бехтерева, Лазурского и Басова, но и выдвинул свои собственные. Он выделял уровни (стороны) отношений, которые формируются в онтогенезе: 1) к другим людям в направлении от формирования отношения к близким (мать, отец) к формированию отношения к " дальним"; 2) к миру предметов и явлений; 3) к себе.
47. Личность, сознание, деятельность в концепциях Московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и др.). Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским (1896-1934). “ Общий генетический закон культурного развития ” Выготский сформулировал так: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своём развитии, т.к. она является первоначально социальной функцией». Различал два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу (механич.запоминание, непроизвольн.внимание и др.) Центр.момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). А.Н.Леонтьев Теория деятельности. Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются потребность < => мотив < => цель < => условия и соотносимые с ними деятельность < => действия < => операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Действие внутренне связано с личностным смыслом. Личность в теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. 48. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе) и зарубежный подход (психодинамические концепции). Изучению бессознательного всегда придавалось меньше значения, чем изучению сознания. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это – те явления и процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. З. Фрейд рассматривал бессознательное как самую глубокую и значимую часть человеческого разума. Это хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного (н-р, травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные желания). Теория бессознательного: в психике человека существует три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Сфера бессознательного: она действенна, но она с трудом переходит в сознание. Это работает благодаря двум механизмам: вытеснение и сопротивление. Три формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. В России материалистическое понимание бессознательных явлений психики связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова. В советской физиологии и психофизиологии неосознаваемые явления ВНД традиционно изучались в связи с проблемами субсенсорики, регуляции движений, корково-подкорковых отношений, сна, гипноза и др. Узнадзе. Экспериментально разработанная теория неосознаваемой психической установки. Установка формируется непроизвольно, бессознательно, но это не мешает ей оставаться действующей силой. Особенности бессознательного: 1.нечувствительность к противоречиям, 2.вневременной процесс. Явления неосознаваемой установки. Д.Н.Узнадзе. Установка – досознательная стадия психики (т.к. гипноз – ничего неосознается). С точки зрения филогенеза – промежуточная ступень сознание – неосознание. Установка предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им. Установка характеризуется: 1. Целостное состояние субъекта (не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, которое противопоставляется другим содержаниям сознания и вступает с ними во взаимодействие); 2. Это момент динамической определенности психической жизни; 3. Целостная направленность сознания на определенную активность. Необходимыми условиями появления установки в определенном направлении является потребности и соответствующие им ситуации. Примеры: моторная установка: спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул. Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно, но могут быть ошибки установки. Установка лежит в основе волевого поведения и проявляется в момент принятия решения. Мотив решения – осознание преимущества ценности, присущей тому или иному поведению.В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Личность человека создают исключительно эти установки. Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема (эксперимент с шарами в левой и пр.руках разного размера).Обнаружились контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки. Соотношение бессознательного и сознательного: Выготский. Бессознательное не отделено от сознания какой-то непреодолимой стеной, между ними есть постоянная взаимосвязь. Бессознательное влияет на наши поступки, через которые мы можем его распознать. Главные связующие звенья бессознательного и сознания - память, речь, внимание. Бессознательное - это невербализированное психическое.
49. Исследование личности и техники воздействия в гуманистическом (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальном (В. Франкл, Р. Мэй, А. Лэнгле), гештальт (Ф. Перлз, К. Левин), когнитивно-бихевиоральном (А.Бек, А.Эллис), психодинамическом подходах.
Экзистенциальная психология -направление, основанное на принципах гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Основной рассматривается проблема человека, который рефлексирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведён к универсальным правилам. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: Человек целостен; Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; Главной психологической реальностью являются переживания человека; Человеческая жизнь — единый процесс; Человек открыт к самореализации; Человек не детерминирован только внешними ситуациями. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях: Базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. 1.Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. 2. Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания. Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя. Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Бихевиоральная психотерапия непосредственно связана с научением, базисная терминология отражает основные концепции научения в том виде, в каком они сложились в бихевиоризме. Обусловливание – это понятие, охватывающее всю область воздействия на поведение. Существует две теории обуславливания: -классическое обусловливание (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов исходит из того, что первоначально нейтральный раздражитель через совпадение во времени с безусловным, вызывающим рефлекс раздражителем, становится условным раздражителем. -оперантное обусловливание (скиннеровское), когда научение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Единого определения поведенческой терапии не существует, однако: -тесная связь с фундаментальными областями академической психологии (психологии научения, памяти, мотивации, эмоций и социальной психологии и др.); -ориентация на поведение как на психическую переменную, которая может быть сформирована или подавлена в результате научения; -преимущественная фиксация на настоящих, а не прошедших детерминантах поведения; -подчеркивание эмпирической проверки теоретических знаний и практических методов; -преобладание методов, основанных на тренировке. Характерным признаком поведенческого направления в консультировании является стремление к выработке четкой программы целей и средств изменения поведения в желаемом направлении. В бихевиоральной парадигме успешность изменения (формирования) выступает самодовлеющим критерием применяемой психотехники. В последние годы наметилось значительное влияние когнитивной психологии на бихевиоральную парадигму в консультировании и психотерапии. Результат-появление когнитивного направления в психотерапии и консультировании: рационально-эмотивной терапии А. Эллиса, когнитивной психотерапии А. Бека. 50. Этапы развития личности в жизненном цикле человека: психосексуальный (З.Фрейд), психосоциальный (Э.Эриксон), когнитивно-эволюционный (Ж.Пиаже, Л.Колберг), социально-когнитивный (А. Бандура, Б. Роттер), культурно-исторический (Л.С. Выготский), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подходы.
|