![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастно-половые характеристики человека.
Психическое развитие — процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. В процессе изучения возрастного развития человека были выделены закономерности, такие как неравномерность (отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, рост и старение психических функций происходит неравномерно) и гетерохронность (проявляется в несовпадении во времени характеристик развития разных функций. Примером гетерохронии может быть несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных функций, интеллектуальных, творческих способностей и социального развития). Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов. Под сенситивными периодами развития понимают периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Половой диморфизм (анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов). Половой диморфизм охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничиваясь периодами половозрелости и полового созревания. Он относится к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека.
37.Темперамент: его свойства и типология. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Динамические особенности: интенсивность и скорость протекания психических процессов, состояний и действий. Темперамент является (наравне с задатками) высшей интеграцией всех свойств индивида; он также является биологической основой характера. Свойства темперамента: 1.эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоциональной реакции и процессов, связанных с изменением функционального уровня деятельности. При повышении эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние/внутренние воздействия. 2.эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения 3.тревожность – степень личностного/ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности 4.утомляемость, работоспособность, врабатываемость 5.импульсивность – быстрота реакции, непроизвольных движений (приспособление к непосредственно действующим раздражителям) + быстрота принятия решения и его исполнение 6.ригидность/пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации 7.экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция – от внешних впечатлений в данный момент, или от внутренних, связанных с прошлым и будущим 8.сензитивность – порог реакции; степень чувствительности к происходящим событиям (определяется по силе необходимого стимула) 9реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние/внутренние воздействия 10.активность – степень воздействия человека на окружающий мир (настойчивость, сосредоточенность) 11.соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений 2.резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. 13.темп реакций – скорость протекания реакций гуморальная типология (Гиппократ) – связывал темперамент с биологическими жидкостями организма: сангвиник (кровь) – энергичный, жизнерадостный, общительный, быстрый флегматик (слизь) – спокойный, медлительный, переключается с трудом холерик (желчь) – раздражительный, возбудимый, быстро переключается меланхолик (черная желчь) – застенчивый, робкий, впечатлительный, склонен к грусти, быстро утомляется 2. конституциональная типология (Кречмер, Шелдон) – тип телосложения тип темперамента 3. нейродинамическая типология (Павлов) – свойства НС определяют типы темперамента: 38.Характер: свойства, детерминация, формирования. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”). Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей. Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона – направленность+воля+проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Функции характера: 1. Помогают человеку самоосуществиться в деятельности. 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо). Структура и св-ва: Отдельные свойства хар-ра связаны друг с другом, зависят друг от друга, образуют целостную организацию, структуру. В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: отношение к людям, к труду, к вещам, к себе. Отношения взаимосвязаны, поэтому можно говорить лишь о группах свойств, зависящих преимущественно от определенного отношения личности. Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера: 1.глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств 2.активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам 3.устойчивость/изменчивость свойств характера - необходимые условия адаптации. Кроме того, пластичность - условие развитие и воспитания. Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора: 1.характер воздействий обстоятельств жизни 2.активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей Механизм формирования характера - деятельность: игровая, учебная, трудовая.
39. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера. Т.характера Э.Кречмер: По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние («нормальные»), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии). Диспластик – смешанный тип. Акцентуация – усиление степени определённой черты. Психопатия - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Классификация акцентуаций по Личко: 1Гипертимный (отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); 2Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) 3Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); 4Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью); 5Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); 6Психастенический (характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий); 7Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); 8Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие); 9Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе); 10Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы); 11Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе). Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям): 1.Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики); 2.Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение); 3.Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения); 4.Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость); 5.Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций); 6.Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям); 7.Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость); 8.Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы); 9.Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение); 10.Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований). 40. Способности: природа, типология, формирование и развитие.(по Теплову) Способности - такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Три признака в понятии " способность": -под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; -способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (например, вспыльчивость, вялость); -понятие " способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности(например, умственные способности, развитая память). Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие(математич., музык.). Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Общая одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей к широкому кругу деятельностей: интеллектуальная, творческая (креативность). Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-то деятельности. Внутренние условия развития способностей: - интерес и склонность определенной сфере деятельности; - профессиональные знания; - потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации; - подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей; - целеустремленность, готовность преодолению трудностей на пути достижения цели Внешние условия (действуют только через внутренние): - самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность; - недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнения деятельности.
|