![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-когнитивные теории личности А.Бандуры и Дж.Роттера
Социально-когнитивное направление является кульминацией рассуждений о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие) и факторами окружения. Теория А.Бандуры.( Описывает функционирование человека в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познават сф. И окружения ) Модель-триада взаимного детерминизма:
личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятие) Основная концепция – моделирование/научение через наблюдение. Теория Дж.Роттера В центре внимания этой теории лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. взаимодействие четырех переменных: - потенциал поведения – вероятность данного поведения в этой ситуации; - ожидание – субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения; Специфические ожидания – отражают опыт конкретной ситуации. Генерализованные ожидания – отражают опыт различных ситуаций, распространяется на всю жизнь человека (пример – экстернальность/интернальность). Интернальный и экстернальный локус контроля. Локус контроля, являясь центральным конструктом теории социального научения, представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, непредсказуемые силы окружения. Люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). - ценность подкрепления – степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому; - психологическая ситуация – ситуация, какой ее видит наблюдатель. Осн.ф-ла прогноза поведения: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления. Выготский Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.
|