![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия, задачи дисциплины
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение». В разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. В Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция – результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи) не должны быть продукцией. Но в соответствии с ГОСТом Р ИСО 9000-2001, «продукция определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2.). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее понятие: Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: → во-первых, она должна быть произведена; → во вторых, она должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, – продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар. Товар – объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей. Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, программное обеспечение, информация). Товар – сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины – товароведения. Научные основы товароведения базируются на знании фундаментальных дисциплин – химии, физики, биологии, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний. Это составляет одну из основных задач товароведения. Товароведение – наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах. Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познание и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения. Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели «Товароведение» как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: 1. четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность; 2. установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы; 3. систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования; 4. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации; 5. управление ассортиментом организации; 6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров; 7. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных; 8. выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров; 9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий; 10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета, формирующих и регулирования сохраняющих факторов; 11. установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению; 12. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя; 13. товароведная характеристика конкретных товаров. Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и менеджеров. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово хозяйственной деятельности, управления производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации. М.А. Николаева «теоретические основы товароведения», 2006. стр. 2 – 10 Содержание
|