Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О значении гласных звуков в протоязыке (Е.А. Миронова).






Исходя из общего положения о том, что самый древний язык человечества мог возникнуть в самом древнем месте расселения разумных людей (неоантропов), которое на современном этапе развития археологии признано за Русской равниной (стоянки: Костёнки, Сунгирь, Межиричи, Мёзино, Зарайск и др.) [5], мы предполагаем, что этот язык – протоязык, произошёл 50000 – 40000 тысяч лет назад и имел в своей основе древние корни с множественными значениями [3, 65 – 76].

По мере расселения людей-носителей данного протоязыка на новые места, объекты ландшафта назывались идентичными названиями-слогами. Если речь шла о воде – озёрах, реках, то они назывались: вода, текущая в русле – «дно», быстро текущая вода – «га», бурлящая вода – «вар». А поскольку рек на Русской равнине огромное количество, и свойства этих рек различаются (они могут быть с порогами или без, могут течь прямо или извилисто, закругляясь, могут разливаться весной, увлажняя на много месяцев спустя почву вокруг, превращая её в заболоченную местность; могут быть глубокими, с водоворотами или мелкими, с отмелями и косами и т.д.), то для каждого такого качества реки/озера – одним словом, воды, имелось в древнем языке особое название.

Следы пребывания древнего этноса-носителя протоязыка можно найти, как это ни удивительно, на разных континентах. Особенно много сохранилось общих корней для обозначения водных источников в мировой гидронимике:

· -тул-/-тал-/тол- «источник воды/порт» (г. Талара, на берегу океана, Перу), г. Тула (город, стоящий на р. Упа, р. Тулица, Россия), г. Тулун (на р. Ия, Иркутская обл., Россия), г. Тулиара (Toliara, город на юго-западе Мадагаскара, порт на побережье Мозамбикского пролива), г. Тулон (Toulon, порт на Средиземном море, Франция), г. Тулуза (Toulouse, порт на реке Гаронна, Франция), г. Толедо (Толетум (192 д. н.э.), Толайтола (712 н.э.), на реке Тахо, Испания), г. Туле (Thule, Гренландия, на берегу моря Баффин), Тульча (Tulcea, порт в дельте Дуная, Румыния), г. Тальталь (Taltal, на р. Тальталь, порт на берегу Тихого океана, Чили), г. Талькауано (Talcahuano, морской порт на берегу Тихого океана, Чили), г. Талок (город-порт, Бруней) и мн. др);

· -ва- - «вода, увлажняющая почву вокруг», причём в комбинации с другим корнем -сыл-/-сал-/-сел- (-сыл- + -ва-)- «поселение людей у воды», буквально: «сел у воды» (Г.Г. Котова, 2009): (р.Сылва (Россия), г. Сальва (на берегу Персидского залива, в низине, на заболоченной солёным озером почве, Саудовская Аравия), г. Салаван (Лаос), о-ва Селваженш (Португалия, к северу от Канарских островов), г. Силвасу (в низине, Индия), г. Силвис (бассейн Амазонки, Бразилия), г. Силвиш (низина, на реке, Португалия), г. Сылва (на реке Кама, Пермская обл., Россия), г. Сылва (на р. Сылва, Свердловская обл., Россия).

· -кал-/-кол- – данный слог исследован неоднократно (Л.П. Грот (2008), А.А. Тюняев (2008), Е.А. Миронова (2008)). По мнению Л.П. Грот [2, 210], «при исследовании топонимики необходимо учитывать особенности традиционного мировоззрения в первобытную эпоху, в частности, связь между традициями верований первобытных обществ и ономастикой, когда все разряды имён, начиная от топонимов и кончая этнонимами, составляли систему, общую с именами древних божеств-оберегов определённой этнической общности, а территория обитания составляла её сакральное пространство, где единство системы маркировалось единством имени для названий географических феноменов и для имени народа, т.е. граница своей земли обозначалась как маркерами одноимёнными оронимами, гидронимами и ойконимами, которые выступали единым во многих проявлениях именем предка-покровителя». Принимая точку зрения данного учёного о слоге -кол-, зафиксированном в топонимах Русского Севера со значением, отражающим солярный культ – коловращение Солнца, мы считаем, что слог этот полисемантичен и несёт ещё одну смысловую нагрузку.

Нами было замечено, что в гидронимах слог -кол- в качестве названия/части названия даётся реке, имеющей определённое качество – закруглённость течения. Река Колыма, действительно, в своём течении закругляется два раза, река Коло в Австралии также, стекая с гор на севере, достигает определённой точки на юге, закругляется и течёт на северо-запад.

Однако вернёмся к основной теме данной статьи – к значению, которое имели гласные звуки в протоязыке. Как видно из приведённого списка гидронимов с древними слогами (далеко не полного), обозначающими воду во всех её проявлениях, гласные, стоящие между двумя слогообразующими согласными, могут быть любыми (по ряду и подъёму), не влияя на семантику самого слога. Мы можем сделать вывод, что в звучащем протоязыке гласные могли либо произноситься, либо восприниматься нейтрально, поэтому и фиксировались в дальнейшем в словах, образованных из протослогов, в виде разных фонем. Главная функция, которая была у гласных – связывание согласных звуков, которые и несли основную смысловую нагрузку в протоязыке.

Такая «текучесть» гласных сохранилась позже во всех славянских языках, и обусловила многие фонологические процессы: полногласие (ворон – вран, ворота-врата), редукцию (молоко – мълако, сад – съдавод), элиминацию (золото – золто серб.), и, наконец, чередование гласных в составе одного и того же слога (сметана – смятана белор.). Все эти процессы давно описаны и вошли в учебники по языкознанию [4, 197].

Мы же рассмотрим их в свете развития протоязыка. Подобного рода «текучесть»/ «нейтральность» произношения гласных давала возможность нашим предкам использовать один и тот же основной корень, образованный костяком – остовом согласных, при наименовании понятий или объектов, смежных по смыслу, функциям, качеству. Особенно это касалось сакральной сферы. И это неудивительно, потому что, по мнению многих исследователей [1, 119], развитие языка и в, частности, письменности, во многом обязано деятельности самых просвещённых и одарённых особенными способностями людей древнего общества – жрецов, волхвов, брахманов.

Приведём лишь один пример из сферы сакрального. В русском языке слово «проклят» в рамках традиционной грамматики состоит из двух морфем: про- и –клят. Где про- приставка, а –клят – корень.

В русле данной теории – теории древних протослогов, мы также можем разделить это слово на два слога: -пр- и -кл- (звук т присоединён, очевидно позже, с развитием частей речи, в частности, причастий). Но в таком виде – при написании данного слова без букв, обозначающих гласные, между буквами, обозначающими согласные звуки, эти слоги не «опознаются», значение их остаётся непонятным. Но как только мы добавим гласные звуки (допустим, даже нейтрально произносимые) в состав этих слогов-остовов, слогов, состоящих из одних согласных, то получим следующее: пр-ъ-к-ъ-л-ъ-т, то есть – «проколот». Этим словом выражается пожелание вреда врагу или человеку, причинившему зло («Проклят будь!»). Получается, что древние люди знали о том, что человек окружён защитной оболочкой (такое знание неудивительно, поскольку современная наука подчёркивает огромную роль института жрецов в древних обществах, а это были люди, обладающие экстрасенсорными способностями, видящие ауру человека). С помощью данного пожелания выражалось желание, чтобы защитная оболочка – -коло- – вокруг врага было повреждено, «проколото».

В греческом языке слово proklino обозначает «наклоняю вперед». В английском языке мы можем найти слова: preclude- 2. мешать; proclaim- 5. запрещать (собрание и т.п.); объявлять вне закона. Те же семы – «движение вперёд» и «причинение вреда».

Таким образом, исследуя значение гласных в слогах протоязыка, сохранившихся в мировой топонимике и в словах русского языка, мы приходим к выводу о том, что гласные звуки могли и не иметь чётких характеристик в глубокой древности, то есть, могли варьировать по степени подъёма языка и по ряду образования. Однако, не неся смысловой нагрузки, они, тем не менее, служили своеобразной прокладкой чистого звука при озвучивании слогов-остовов, слогов, которые строились с помощью согласных звуков. Именно эта особенность гласных протоязыка и дала такую большую вариативность в огласовке уже найденных слогов.

Литература:

1. Горнунг Б.В., Из предыстории образования общеславянского единства. М., 1963.

2. Грот Л.П., Древнерусские божества солнечного культа: анализ топонима Кола // Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: материалы Первого междунар. конгресса (12 – 14 мая 2008 г.) в 4-х томах / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – Т. 2. – 408 с.

3. Миронова Е.А., Универсальность семантики слогов протоязыка // Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: материалы Первого междунар. конгресса (12 – 14 мая 2008 г.) в 4-х томах / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – Т. 1. – 432 с.

4. Реформатский А.А., Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с.

5. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации (системный анализ), 2006 – 2009 г. Электронный ресурс: https://www.organizmica.org/archive/307/rp3.shtml


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал