Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековый университет: институционализация европейского интеллектуализма.






Изначально словом университет называли любые сообщества связанных взаимной присягой, корпоративный вид объединения людей, для которого характерны были горизонтальные связи, — в отличие от тех, что основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. Университетом была и вся городская коммуна, и иные корпорации как в ее составе, так и вне ее пределов. Однако с течением времени термин «У.» закрепился за корпорациями преподавателей и учеников.

У.ы были учебными корпорациями. Они обладали властью присваивать ученые степени, главной из которых была - право «преподавать повсюду». Именно это и отличало «всеобщую» школу от школ «местных». Степень, присужденная У.ом, по идее в обязательном порядке признавалась во всем христианском мире. Гарантом этого выступала власть, выдавшая У.у документ об основании и правах. Не признать полноценность университетской ученой степени значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство. Привилегии У.ам могли выдавать и императоры и короли, но У. становился полноправным лишь после обретения им папской грамоты. У.ы по праву считаются порождением XII в., столь значимого для всех сторон жизни средневековья. Всем школьным делом в епископстве обычно ведал канцлер, назначаемый из числа местных каноников. Помимо схоластика, главы соборной школы, ему подчинялись все, кто желал преподавать на территории диоцеза и испрашивал у канцлера разрешение на преподавание. Именно в этот период в школах формируется особый научно-педагогический метод — схоластика. Применение законов формальной логики давало возможность согласовывать противоречивые мнения авторитетов, ставить и разрешать важные проблемы теологии, права, медицины. Плата за обучение давала преподавателям определенную независимость. Но и вызывала осуждение - ведь знание есть дар божий, торговать им означало продавать то, что тебе не принадлежит. Похожие обвинения выдвигались и против ростовщичества, т. е. торговли временем, за которое сумма долга увеличивается на определенный процент. Как враги, так и друзья новых школ и новой учености связывали это явление с городской жизнью. Как и прочие средневековые корпорации, У.ы были созданы для поддержания мира между своими членами. Но также и для преодоления внешних конфликтов, например, с горожанами. Беспокойства от пришлых студентов и магистров проистекало немало, а защитить их было некому. Они заключали поэтому клятвенные союзы для взаимопомощи и совместных действий, например, угроз покинуть негостеприимный город, или для коллективных жалоб королю, папе или императору. Так, в 1158 г. в ответ на просьбы болонских студентов император Фридрих Барбаросса взял их под свою защиту, передав под особую юрисдикцию местного епископа. В 1200 г. аналогичную грамоту выдал парижским магистрам и студентам король Филипп II Август. Оба У.а считают эти события датой своего основания. В следующем столетии У.ы продолжали распространяться по Европе. В 1348 г. император Карл IV основывает знаменитый Пражский у. У.Ы. открываются в Вене, Гейдельберге, Эрфурте, Кельне. Столь бурный рост их числа в кон. XIV в. отчасти был результатом великой схизмы - противоборства пап и антипап. В большинстве случаев при этом уставы и программы Парижского У.а служили моделью. Не все У.ы приживались удачно.

Существуют две «семьи» университетских статутов Болонская и Парижская. Последняя была более распространенной. Среди студентов можно было встретить как детей и подростков, так и убеленных сединами старцев. Чаще всего обучение начиналось лет с пятнадцати. Прослушав определенное количество курсов на факультете «свободных искусств» («артистическом»), студент становился сначала бакалавром, а потом и магистром искусств. В уставах оговаривалось, что эту степень мог получить человек не моложе 21 года, проучившийся уже не менее семи (в некоторых У.ах — пяти) лет. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов — медицины, права, теологии. Наиболее длительным оно было на теологическом факультете - от 12 до 15 лет. Студенты из монашеских орденов получали университетскую степень по облегченной схеме, что было источником постоянных конфликтов внутри У.а. На иных факультетах обучение длилось в среднем 7-9 лет. К концу средневековья наметилась тенденция к сокращению сроков обучения. Делалось немало исключений, позволяющих сократить необходимый срок пребывания в У.ах (за деньги, из уважения к происхождению или сану соискателя, для привлечения студентов в какой-нибудь мелкий У.). Но степень «магистра искусств» получало не более половины всех студентов. У. Ректор был главой всего У.а, принимал присягу от вновь прибывших студентов. Ректора, умершего при исполнении своих обязанностей, хоронили с почестями, положенными лишь принцу королевской крови.

Решив продолжить образование на высших факультетах, магистры оставались членами своей «нации», но также клялись в верности своим новым факультетам, возглавляемым деканами.

Из У.ов вышли основные деятели как Реформации, так и Контрреформации. Да и гуманисты критиковали У.ы изнутри, будучи сами тесно связаны с традициями университетской культуры. Более того, критики У.ов (гуманисты, протестанты, иезуиты) стремились подчинить их себе, а в случае неудачи создать их подобия. Ибо только У. обладал достаточным авторитетом, чтобы присуждать степени — социально признанные свидетельства обретения человеком особых качеств. В Европе укоренился образ У.а (Саламанки, Оксфорда, Парижа, Болоньи) как опоры католицизма, компетентного советника монархов, свободного обладателя драгоценного знания. Реальность была иной. Но это нисколько не мешало университетской идее воздействовать на общество и превратиться в атрибут европейской цивилизации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал