Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестовая Полата.






 

Мы упоминали, что патріаршіе пріемы въ болѣ е значительныхъ случаяхъ происходили въ Крестовой полатѣ.

Издревле Крестовая келья, потомъ полата составляла необходимую постройку во дворѣ духовнаго владыки, сравнительно съ жилыми хоромами весьма обширную, такъ какъ по своему назначенію въ извѣ стномъ смыслѣ она соотвѣ тствовала древней княжеской Гриднѣ, гдѣ собиралась на думныя засѣ данія и пиры княжеская дружина. Такъ и въ Крестовой кельѣ -полатѣ собиралась духовная дружина духовнаго владыки для общаго, соборнаго моленія для праздничнаго или панихиднаго столованья для избранія духовныхъ лицъ на святительскія мѣ ста, для святительскаго суда и для другихъ болѣ е или менѣ е важныхъ дѣ лъ и порядковъ.

Такая Крестовая келья съ Крестовыми сѣ нями существовала (въ XVI ст.) у Новгородскаго владыки, какъ и по всѣ мъ городамъ, гдѣ находились каѳ едры святителей, ибо она и строилась для исполненія дѣ йствій святительскаго чина и сана.

Въ Москвѣ, съ учрежденіемъ патріаршества, Крестовая полата пріобрѣ таетъ болѣ е и болѣ е церемоніальное значеніе, хотя свое древнее настоящее прозваніе, Крестовая, твердо устанавливаетъ только со второй половины ХVІІ ст.

Прямое и главное назначеніе Крестовой полаты, какъ и древней Крестовой кельи, заключалось въ томъ, что это была не домашняя, но соборная моленная святителя-владыки, въ которую для особыхъ церковныхъ служеній собирались духовныя власти: Бѣ лые (митрополиты въ бѣ лыхъ клобукахъ) и Черные (архіепископы и епископы въ черныхъ клобукахъ), а также и меньшіе иноческіе чины.

Вмѣ стѣ съ тѣ мъ это была и Думная полата, гдѣ соборнѣ происходили засѣ данія духовныхъ властей съ патріархомъ во главѣ для рѣ шенія особенно важныхъ дѣ лъ по духовному управленію.

Такъ, въ 1678 г. въ Крестовой по единогласному совѣ щанію было рѣ шено упразднить обрядъ шествія на осляти въ Вербное Воскресенье, соблюдавшійся кромѣ Москвы и по другимъ городамъ, и оставить его только въ одной Москвѣ (гдѣ пребывалъ самъ государь), какъ похвальное дѣ йство, изображающее передъ народомъ образъ царскаго смиренія и благопокоренія предъ Христомъ Господомъ, предъ Царемъ Небеснымъ.

Мы упоминали, что при Грозномъ митрополитъ Макарій принималъ въ своихъ полатахъ, Малой и Столовой, Литовскихъ посланниковъ.

Такіе пріемы случались и при патріархѣ Филаретѣ Никитичѣ, когда для " большаго посольскаго дѣ ла" онъ принималъ въ Крестовой полатѣ посла отъ Турскаго Муратъ-Салтана Гречанина Ѳ ому Катакузина, 1627 г. дек. 13. Обстановка этого пріема была обычная, какъ и въ царскомъ дворцѣ. Изъ властей при патріархѣ присутствовали Павелъ, митрополитъ Сарскій и Подонскій, Іосифъ, архіепископъ Суздальскій, архимандриты и игумены. Затѣ мъ бояринъ патріарха, два думныхъ дьяка да патріаршіе приказные люди, всѣ въ золотѣ, т.-е. въ парчевыхъ золотныхъ одеждахъ. Передъ Крестовою въ малыхъ сѣ няхъ сидѣ ли по лавкамъ патріаршіе дворяне большіе въ золотѣ же; въ большихъ сѣ няхъ-- дворяне и дьяки и гости въ золотѣ же сидѣ ли по лавкамъ. А по крыльцу и по лѣ стнвцѣ стояли дворяне и приказные люди и дѣ ти боярскіе въ цвѣ тномъ платьѣ. По площади стояли стрѣ льцы въ цвѣ тномъ платьѣ безъ пищалей. Встрѣ чи были, первая вышедъ изъ большихъ сѣ ней у порогу, вторая посреди большихъ сѣ ней. Въ томъ же порядкѣ пріемъ повторился и 18 дек. Такъ же и того же посла патріархъ принималъ и въ 1630 году іюня 1, 8, 10, 14 и 25.

Внутреннее устройство Крестовой полаты носило въ себѣ старозавѣ тный типъ деревянной жилой избы, одинаковый и въ царскомъ дворѣ, и въ крестьянскомъ быту, сохраняющемъ донынѣ такое устройство. Различіе заключалось только въ обширности и въ богатой уборкѣ зданія. Передъ полатой находились сѣ ни (при Филаретѣ большія и малыя).

Въ древнихъ постройкахъ сѣ ни представляли своего рода пріемную залу, а потому въ сѣ няхъ передъ Крестовою въ 1628 г. въ присутствіи патріарха Филарета происходило засѣ даніе боярской Думы о Разбойныхъ дѣ лахъ, на которомъ начальникъ Разбойнаго приказа к н. Д. М. Пожарскій дѣ лалъ докладъ Думѣ бояръ о приведеніи въ порядокъ узаконеній по Разбойнымъ дѣ ламъ (А. И., III, 304).

Изъ сѣ ней полаты, къ востоку, большія двери вводили въ полату, слѣ довательно входъ въ нее былъ съ западной стороны. Въ переднемъ углу полаты, въ правомъ отъ входа (въ юго-восточномъ), помѣ щались иконы въ особомъ иконостасѣ. Здѣ сь подъ образами было большое главное м& #1123; сто, которое занималъ только самъ святитель, для чего туть же стояло и кресло для него или устроивалось особое мѣ сто съ бархатною подушкою и съ бархатнымъ подножіемъ. У Никона подушка была покрыта золотымъ бархатомъ по червчатой землѣ. У стѣ нъ вокругъ всей полаты, на возвышенныхъ на три ступени отъ уровня пола рундукахъ, или помостахъ, находились лавки для сидѣ нья собравшимся чинамъ по старшинетву, которое начиналось отъ патріаршаго мѣ ста, по правой и по лѣ вой сторонѣ. Лавка подъ образами, гдѣ находилось патріаршее мѣ сто, называлась переднею. Лавки, прилегавшія ко входнымъ дверямъ полаты, именовались кониками въ значеніи окончанія линіи лавокъ. Лавки покрывались полавошниками, въ большіе праздники бархатными, въ другіе дни суконными, по большей части зелеными.

Въ 1634 г. іюня 27 во время пріема патріархомъ Филаретомъ прибывшаго къ нему изъ-за границы духовенства съ Аоонской горы и изъ друтихъ мѣ стъ, Крестовая полата была убрана слѣ дующимъ образомъ: надъ патріаршимъ мѣ стомъ подволока подбита была бархатами червчатыми; по окнамъ въ полатѣ были постланы атласы турецкіе; по лавкамъ по обѣ стороны были полавошники бархатъ червчатъ рытый; полата была устлана коврами цвѣ тными.

У Никона въ 1658 г. находимъ праздничные полавочники, одинъ--бархатъ рытой по зеленой землѣ, травы чорныя, мѣ рою въ длину 12 1/2 арш., въ ширину 1 1/2 арш.; другой -- бархатъ рытый по красной землѣ, травы чорныя, въ длину 20 1/2 аршинъ. поперекъ 1 1/4 арш., --оба подложены крашениною лазоревою. Коники покрывались полавочниками, сшитыми изъ суконъ разныхъ цвѣ товъ, т.-е. изъ лоскутовъ. Отъ патріаршаго мѣ ста до дверей постилалась попона пестрая, а въ торжественныхъ случаяхъ постилались богатые ковры. Въ полатѣ было семь оконъ; подоконники у нихъ также покрывались сукнами лазоревыми. У иконостаса висѣ ли небольшія паникадила, а посреди полаты висѣ ло большое паникадило съ часами въ нижнемъ его отдѣ лѣ.

Во всѣ большіе праздники духовныя власти неотмѣ нно собирались въ Крестовой, откуда, по назначенію патріарха, онѣ отправлялись для служенія въ соборы, монастыри или въ приходскія церкви, гдѣ случался чтимый праздникъ. Для такого сбору властей на Ивановской колокольнѣ происходилъ особый звонъ и благовѣ стъ, зовущій властей не въ соборъ, а прямо въ Крестовую полату, а потому чѣ мъ-либо отличавшійся отъ обычныхъ другихъ звоновъ, какою-либо особенностію въ удареніи, которую надо было знать и прислушиваться къ ней, чтобы вовремя прибыть въ Крестовую.

По извѣ стнымъ днямъ церковнаго Устава патріархъ слушалъ въ Крестовой полатѣ вечерню и утреню. Общее торжественное моленiе соборнѣ со властями совершалось иногда и въ Крестовой въ навечеріи праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія, когда служили Царскіе часы.

Затѣ мъ на Святой недѣ лѣ, въ субботу, въ Крестовой же послѣ обѣ дни происходило раздробленіе артоса для отсылки въ Верхъ къ государю и ко всѣ мъ членамъ царской семьи, какъ и ко всѣ мъ знатнымъ лицамъ, послѣ чего справлялся и большой столъ, обѣ дъ на всѣ хъ властей.

Особенно славны были для Крестовой полаты патріаршія празднества, совершаемыя въ Дому Пречистой Богородицы во имя Ея Успенія, а также и въ память основателя святительскаго дома св. Петра митрополита и въ другіе дни, въ которые чтились памяти и обряды, высоко ставившіе церковную власть, каково напр., было Вербное воскресеніе.

Главнѣ йшій соборный праздникъ въ патріаршемъ домѣ, какъ упомянуто, былъ день 15 августа, Успеніе Богоматери. Еще наканунѣ, 14 числа, патріархъ въ сопровожденіи властей ходилъ къ государю звать къ празднику, къ церковнымъ службамъ и потомъ въ Крестовой хлѣ ба кушать. Красота всякаго праздника на Руси съ особеннымъ радушіемъ выражалась именно въ угощеніи хлѣ ба кушать; поэтому каждый праздникъ въ Крестовой сопровождался большимъ столомъ-обѣ домъ, за которымъ по обычаю присутствовалъ государь съ боярами, всѣ духовныя власти и соборяне, а также и городскіе чины, стрѣ лецкіе головы, гости, сотскіе черныхъ слободъ Москвы и пр. Угощеніе бывало на славу, почему на другой день въ праздникъ Нерукотвореннаго Образа церковники, хорошо угостившись, прохладны бывали, такъ что " забывали, какъ пѣ ть надобно".

Въ 1689 г. патріархъ Іоакимъ по случаю смутныхъ дѣ лъ царевны Софіи съ братомъ Петромъ послѣ литургіи отпустилъ по домамъ всѣ хъ властей, соборянамъ же далъ столъ въ Сѣ няхъ, передъ Крестовою, а въ самой Крестовой угощалъ однихъ нищихъ и самъ одѣ лялъ ихъ милостынею.

Садились за столъ въ этотъ праздникъ въ седьмомъ часу дня, по нашему счету часу въ 12-мъ въ исходѣ.

Другой праздничный столъ въ Дому патріарха или, какъ иногда выражались, въ Дому Св. Богородицы, происходилъ на память основателя патріаршему Дому Св. Петра митрополита, празднованіе которому совершалось 21 декабря. За недѣ лю и даже иногда за 10 дней до этого дня патріархъ ходилъ со властями къ государю звать его праздновать къ празднику и къ столу. Но такъ какъ этотъ день приходился во время поста, то патріархово великое столованіе переносилось на другіе дни, смотря по назначенію, обыкновенно на первыя числа января, а взамѣ нъ стола разсылались властямъ по домамъ только подачи безъ рыбы: въ Крестовой же кормили только соборянъ и пѣ вчихъ.

При Филаретѣ наканунѣ праздника послѣ вечерни въ Крестовой бывала ужина на весь соборъ.

Въ первый день января праздновали Василію Великому и въ соборѣ цѣ ловали мощи Вселенскаго Святителя, его перстъ. Поэтому патріархъ находилъ благопотребнымъ присоединить къ этому празднику и праздничный столъ Петровскій, какъ онъ именовался въ записяхъ церковнаго служенія. Это былъ большой праздничный столъ, за которымъ, кромѣ властей и соборянъ, бывали и бояре и царскій духовникъ, при чемъ патріархъ самъ подносилъ гостямъ кубки и ковши съ винами и медами. Иногда этотъ столъ справлялся и въ Столовой полатѣ и притомъ 3 или 4 января, смотря по удобству дней для празднованія. Бывали случаи, когда этотъ праздничный столъ отправлялся съ особеннымъ торжествомъ. Тогда за столомъ патріарха присутствовала, можно сказать, вся почетная Москва, государь съ боярами, власти и все почетное духовенство, дьяки, всѣ стрѣ лецкіе головы и полуголовы, именитые люди Строгоновы, гости. Такъ было въ 1667 г. 21 декабря при Вселенскихъ патріархахъ Паисіи и Макаріи. Свѣ тскіе чины обѣ дали въ кривомъ большомъ столѣ.

Третій большой праздникъ, касавшійся самой личности патріарха, именно Вербное воскресенье, когда святитель шествовалъ на осляти въ Іерусалимъ, какъ именовали иноземцы храмъ Василія Блаженнаго; въ этотъ праздникъ патріархъ также ходилъ наканунѣ, даже дня за три, въ среду, къ государю звать его къ Вербному воскресенью. Въ самый день торжественнаго шествія на осляти, по возвращеніи въ соборъ, вербу раздробляли на пучки, для отсылки къ государю и для раздачи властямъ, что исполнялъ самъ патріархъ. Затѣ мъ всѣ власти и богородицкій протопопъ (соборный) съ братіею, а также и всѣ свѣ тскіе чины, служившіе при дѣ йствѣ или по назначенію сопровождавшіе торжественное шествіе, особенно лица, которыя вели осля подъ патріархомъ, кушали у патріарха, при чемъ провозглашались чаши патріархова и государева. Такъ торжество происходило въ 1672 году. За столомъ въ этотъ праздникъ бывалъ и самъ государь. Въ иныхъ случаяхъ Вербный столъ справлялся на Святой.

Во всю Святую недѣ лю каждый день включительно до субботы также давались столы бѣ лымъ и чернымъ властямъ и иноческому духовенству.

Къ неотмѣ ннымъ также столамъ принадлежали и столы панихидные, поминовенные. Таковы были столы, даваемые обыкновенно на Масляницѣ, въ среду и въ пятницу, когда въ соборѣ совершались панихиды по патріархахъ Русскихъ въ среду и по митрополитахъ въ пятницу или и въ другіе дни, но всегда отдѣ льно и притомъ черезъ день.

Широкіе столы также бывали въ дни домовыхъ, такъ сказать, приходскихъ у патріарха праздниковъ: іюля 2 въ праздникъ Ризположенія, октября 5 въ день Трехъ Святителей и 14 ноября въ день апостола Филиппа и 12 апостоловъ, которыхъ храмы находились во дворѣ или на Сѣ няхъ патріарха. Это были столы въ собственномъ смыслѣ домашніе, за которыми кормился весь патріаршій дворъ отъ малаго чина и до большого. Гостями въ это время были власти и соборяне. За этими столами, какъ иногда и за праздничными, особенно за Вербнымъ, патріархъ кормилъ также и дѣ тей боярскихъ разныхъ городовъ (мелкихъ помѣ щиковъ), которыхъ иногда собиралось больше ста человѣ къ; въ Вербный столъ патріарха Адріана въ 1691 г. ихъ собралось 130 человѣ къ. Со временъ патріарха Никона тутъ же обѣ дали и 12 человѣ къ патріаршихъ нищихъ (юродивыхъ, какъ говоритъ Павелъ Алеппскій).

При Филаретѣ въ 1633 г. 2 іюля, въ праздникъ Ризположенія, самъ государь приходилъ къ службѣ въ Ризположенскую церковь и кушалъ у патріарха.

Случайные столы, которые можно назвать " архіерейскими", происходили въ дни поставленія духовныхъ властей въ саны митрополита, архіепископа, епископа, при чемъ за эти столы въ патріаршую казну взималась пошлина отъ митрополитовъ Новгородскаго и Казанскаго по 40 р. за столъ, отъ остальныхъ по 30 р.

При поставленіи самого патріарха торжественный столъ происходилъ въ царскихъ полатахъ. Послѣ божественной службы всѣ власти вкупѣ съ патріархомъ шествовали въ Крестовую полату и дожидались тамъ царскаго стола и зватаго отъ государя. Зватымъ бывалъ кто-либо изъ окольничихъ. Патріархъ шествовалъ къ столу въ зимнее время въ саняхъ, въ которыя садился у себя во дворѣ, сошедъ съ лѣ стницы, или же сошедъ передъ соборомъ съ большой лѣ стницы изъ Крестовой и пройдя до западныхъ дверей соборной церкви, садился тамъ въ сани и ѣ халъ въ Ризположенскія ворота къ южнымъ дверямъ собора и площадью къ Благовѣ щенскому собору, папертью котораго проходилъ на Красное крыльцо и въ Золотую государеву полату. Власти за нимъ шли пѣ шкомъ, а во дворецъ подъ руку вели его архіереи. Столъ для святителя ставился особый съ лѣ вой стороны отъ государева, отступя на сажень или мало больше, а власти садились за другимъ столомъ одаль по правую сторону отъ государя.

За столомъ новоизбранному подавали икру, уху, пирогъ. Патр. Адріану въ этомъ случаѣ было подано блюдо стерляжины свѣ жепросольной, уха и коровай. Послѣ этой третьей ѣ ствы--пирога патріархъ вставалъ изъ-за стола, дабы совершить установленный объѣ здъ вокругь Кремля на осляти въ сопровожденіи властей и бояръ. Объѣ хавъ Кремль, святитель возвращался къ царскому столу, по окончаніи котораго, послѣ заздравныхъ чашъ про великаго государя и про святѣ йшаго патріарха, святѣ йшій получалъ государевы дары, которые подносилъ ему самъ государь. А послѣ даровъ, какъ случилось въ 1672 г. при поставленіи патріарха Питирима, царь Алексѣ й Михаиловичъ поднесъ ему " ковришки сахарныя и простыя, да сахару жъ двѣ трубы, да митра, да посохъ, да поручи (сахарные же пряничные)". Затѣ мъ послѣ царскаго угощенія святѣ йшiй попрежнему, въ сопровожденіи властей, шествовалъ въ свою Крестовую полату.

Объѣ здъ вокругъ Кремля совершался такимъ образомъ: сначала отъ Краснаго крыльца, отъ золотой лѣ стницы, святитель въ каретѣ шествовалъ прямо къ Спасскимъ воротамъ. Выѣ хавъ изъ воротъ, входилъ на уготованный приступъ и, обратясь къ Спасову образу (на вратахъ), говорилъ литію и кропилъ св. водою. Потомъ ѣ халъ Красною площадью въ Неглиненскія (Воскресенскія) ворота, откуда черезъ мостъ, поворотя налѣ во мимо Моисеевскихъ богадѣ ленъ, продолжалъ путь стрѣ лецкими слободами мимо Троицкаго моста до Боровицкихъ Кремлевскихъ воротъ, въ которыя въѣ хавъ, поворачивалъ направо и шествовалъ въ каретѣ же чрезъ Дворцовый Житный дворъ мимо Тайницкихъ воротъ и подлѣ городовой стѣ ны, гдѣ живутъ соборные попы, пріѣ зжалъ къ Спасскимъ же воротамъ, откуда возвращался къ Красному крыльцу.

На другой день всѣ власти снова собирались въ Крестовой, гдѣ происходилъ по чиновной книгѣ обрядъ соединенія {Это былъ обрядъ цѣ лованія, которое при поставленіи епископа происходило слѣ дующимъ образомъ: въ собранiи патріарха и архіереевъ архидіаковъ вводилъ избраннаго, который, приближаясь къ патріарху, дѣ лалъ три земныхъ поклона (билъ челомъ) и, приблизившись, цѣ ловалъ святѣ йшаго въ десную ланиту, потомъ въ десную руку, которая лежала простертою на колѣ нѣ, и цѣ ловалъ въ десное колѣ но; послѣ того онъ цѣ ловалъ и архіереевъ.}, послѣ чего въ соборѣ возводили новопоставленнаго на его патріаршее мѣ сто, откуда онъ проходилъ въ Ризположенскую церковь и совершалъ тамъ литургію, которую пѣ ли поскоро, потому что предстоялъ новый объѣ здъ Бѣ лаго города.

Сошедши изъ церкви по лѣ стницѣ, патріархъ садился на осля у лѣ стницы съ приступки и выѣ зжалъ съ своего двора опять въ Ризположенскія ворота и ѣ халъ около соборной церкви, поворачивалъ мимо стараго Царяборисова двора къ Богоявленскому монастырю, что на Троицкомъ подворьѣ, потомъ по задворку въ Боровицкія ворота и далѣ е выѣ зжалъ въ Чертольскія ворота, за Бѣ лый городъ и слѣ довалъ вокругъ бѣ локаменныхъ стѣ нъ до Срѣ тенскихъ воротъ, откуда по Срѣ тенкѣ возвращался въ Кремль въ свой патріаршій Домъ.

Это была только большая половина объѣ зда вокругь Бѣ лаго города. Другую, малую, половину патріархъ совершалъ уже на третій денъ.

Въ эти два дня столы справлялись у патріарха въ Крестовой. Если поставленіе происходило Великимъ постомъ, то столовъ не давали: " столу въ такіе дни быти не пригоже", отмѣ чаетъ по этому поводу церковная запись.

Любопытно и то обстоятельство, что по установленному обычаю новопоставленный по совершеніи всѣ хъ обрядовъ неотмѣ нно долженъ былъ подносить государю, царицѣ и каждому члену царской семьи свои дары; но по большей части избранники не бывали настолько богаты, чтобъ ознаменовать свое поставленіе достойными государя подарками. Поэтому такіе дары обыкновенно приносились съ Казеннаго государева двора; новоизбранный подносилъ ихъ государю и всему царскому семейству, какъ свои собственныя, а послѣ церемоніи они снова возвращались въ Казну. Возвращались иногда даже и тѣ дары, которые подносимы были патріарху отъ государя и его семейства. Только у небогатыхъ избранниковъ такіе дары назадъ не возвращались. Видимо, что древній порядокъ жизни никакъ не могъ отмѣ нить старозавѣ тный чинъ даренія.

О расположеніи лавокъ и самыхъ столовъ въ Крестовой полатѣ находимъ нѣ которыя подробности въ запискахъ о пришествіи государя къ патріарху къ прощенію въ воскресенье Сырнаго заговѣ нья.

Въ это время патріархъ встрѣ чалъ государя или среди Крестовой или для большей почести на большой передней лѣ стницѣ, что отъ собора, въ дверяхъ передъ церковью Трехъ Святителей въ паперти и, встрѣ тя, благословивъ и принявъ государя подъ руку, шелъ съ нимъ въ Крестовую вмѣ стѣ. Государь садился на большой лавкѣ отъ собора у южной стѣ ны полаты, а патріарху указывалъ сѣ сть на другой передней лавкѣ подъ образами (у восточной стѣ ны). Эти двѣ лавки помѣ щались на рундукахъ, т.-е. пристѣ нныхъ помостахъ ступени на три выше уровня пола. Боярамъ государь указывалъ сѣ сть на третьей лавкѣ отъ патріархова двора, т.-е. у сѣ верной стѣ ны, гдѣ эта лавка помѣ щалась безъ рундуковъ прямо на полу полаты.

Государевъ поставецъ для питьевыхъ сосудовъ ставился передъ Крестовою въ сѣ няхъ. Вино романея, ренское, бастръ и красный и бѣ лый меды, --все это было государево. Но подносилъ ихъ государю и боярамъ самъ патріархъ, по кубку каждаго вина и по ковшу того и другого меда, каждому изъ присутствовавшихъ. Когда, исполнивши древній обрядъ, государь уходилъ съ боярами изъ Крестовой, патріархъ со властьми провожалъ его до тѣ хъ мѣ стъ, гдѣ встрѣ чалъ.

Проводя государя, патріархъ справлялъ этотъ обрядъ прощенія съ духовными властями, которымъ также подносилъ кубки и ковши и чарки съ питьемъ и, поднесши питье, говорилъ прощеніе. Послѣ вечерни патріархъ справлялъ обрядъ и для своихъ приказныхъ и дворовыхъ людей. Наливали питье съ патріаршаго поставца, который поставлялся обыкновенно въ самой Крестовой, какъ бывало и во время столовъ. Самъ патріархъ подносилъ каждому изъ своихъ рукъ, какъ происходило по государеву чину, каждому прежде по кубку романеи (красное), потомъ по кубку ренскаго (бѣ лое), по ковшу меду краснаго да по ковшу меду бѣ лаго. И затѣ мъ, благословя всѣ хъ, отпускалъ по домамъ, а самъ уходилъ въ келью.

Когда изъ дворца на патріаршій дворъ были устроены переходы, то государь приходилъ къ патріарху сквозь старую патріаршу Столовую полату, бывшую Макарьевскую, и черезъ паперть церкви Трехъ Святителей.

Изъ случайныхъ событій въ Крестовой полатѣ должно упомянуть, что въ ней происходило нареченіе царемъ маленькаго Петра по смерти царя Ѳ едора Алекс, когда патріархъ Іоакимъ съ кн. Бор. Алекс. Голицынымъ привели царственнаго отрока въ Кре-стовую къ собравшемуся боярству и стали крестъ цѣ ловать(Архивъ кн. Куракина, I, 41).

Во время торжественныхъ столованій столы въ Крестовой располагались слѣ дующимъ образомъ:

Для государя и патріарха столъ накрывался въ переднемъ углу полаты съ правой стороны, у образовъ. Съ той же стороны къ юго-западному углу полаты накрывался кривой столъ, т.-е. угловой для бояръ и другихъ чиновъ включительно до стрѣ лецкихъ головъ и полуголовъ. Другой кривой столъ къ сѣ веро-восточному углу полаты занимали бѣ лыя и черныя власти и соборяне, а ниже ихъ садились гости и сотскіе Московскихъ Черныхъ слободъ. Поставцы ставились государевы; одинъ посередь полаты къ печному углу мало поближе, а другой въ сѣ няхъ передъ Крестовою у дверей.

Патріаршій поставецъ устроивался въ самой полатѣ у дверей на обычномъ мѣ стѣ, какъ во всѣ столы.

Такъ разставлялись питейные поставцы. Кормовые же ставились въ сѣ няхъ передъ Крестовою и кушанья носили чрезъ заднія сѣ ни.

Во время праздничныхъ столовъ на патріаршій поставецъ выставлялось серебряной посуды: 14 кубковъ съ кровлями, 5 кубковъ податочныхъ, 36 чарокъ золоченыхъ, 5 чарокъ бѣ лыхъ, 29 ковшей лебедей, 22 братины, 3 стопы, чаша, 2 росольника, 12 торелокъ, 12 ложекъ, 11 ножей; --иногда въ разныхъ отдѣ лахъ больше этого числа, иногда меньше, смотря по числу и достоинству гостей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал