Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патріаршіе выходы.






 

Патріаршіе выходы къ церковной службѣ въ Успенскій соборъ и въ другіе храмы, по случаю мѣ стныхъ праздниковъ или по другимъ обстоятельствамъ, а также выходы къ государю во Дворецъ, затѣ мъ въ мѣ ста хозяйственнаго устройства въ патріаршемъ обиходѣ, какъ равно и въ подмосковныя патріаршія села или дачи, словомъ сказать, какой бы ни былъ выходъ патріарха, онъ всегда неотмѣ нно сопровождался раздачею милостыни нищимъ, собиравшимся на пути или у мѣ ста, гдѣ оставался пребывать святѣ йшій. Въ теченіи года на эту раздачу выходили немалыя суммы.

Какъ извѣ стно, нищій былъ необходимѣ йшимъ и очень почтеннымъ членомъ древнеРусскаго общества. Безъ него невозможно было выполнить Христову заповѣ дь о поданіи просящему. Онъ былъ путеводителемъ къ пробужденію чувства человѣ колюбія и братолюбія, какъ тому непрестанно учила Церковь, и потому св. патріархъ, какъ первосвятитель Церкви, поставлялъ непреложнымъ завѣ томъ соблюдать нищелюбіе на каждомъ своемъ шагу и во всей полнотѣ.

Выходя послѣ службы изъ Успенскаго собора, онъ (нерѣ дко и своеручно) одѣ лялъ нищую братію денежками и алтынами, нарочно для того наготовленными въ бумажкахъ.

При Успенскомъ соборѣ состояли, такъ сказать, въ штатѣ, записные нищіе, сначала 10, потомъ 12 чел., которые обыкновенно сидѣ ли у вратъ собора, собирая подаяніе. Эти нищіе именовались домовыми (домашними), дворовыми, соборными и по имени собора " Богородицкими", Пречистинскими, Успенскими, такъ какъ они находились при Домѣ Пречистыя Богородицы и при дворѣ святѣ йшихъ патріарховъ. Они получали дачу втрое болѣ е противъ прилучавшихся другихъ нищихъ, нештатныхъ, обыкновенно по алтыну, тогда какъ всѣ другіе получали по 2 деньги.

Такіе штатные записные нищіе находились и при другихъ соборахъ. При Архангельскомъ ихъ было 10 чел., то же число и при Васильевскомъ соборѣ (Василія Блаженнаго), а также и при Богоявленскомъ монастырѣ, которые сидятъ у монастыря. При Чудовѣ монастырѣ 12 чел.; Чудовскіе нищіе распредѣ лялись на присѣ дящихъ, что сидятъ въ притворѣ паперти у трапезы, стоящихъ у трапезы и у воротъ лежащихъ, кромѣ прилучившихся. Примѣ чательно, что при соборѣ Николы Гостунскаго записная артель нищихъ 12 чел. состояла изъ однѣ хъ только женщинъ, по преимуществу изъ поповскихъ вдовъ. Особое милосердіе къ женскому полу нищей братіи оказывалъ патріархъ Никонъ, раздавая имъ, вдовамъ и старицамъ, милостыню иногда своеручно и притомъ въ соборѣ на заутрени.

Такъ, 16 генв. 1653 г. святѣ йшій на заутрени жаловалъ нищихъ старицъ, вдовъ, дѣ вокъ милостынею, роздалъ начетныхъ (то-есть приготовленныхъ) гривенныхъ бумажекъ 3 р. да голыхъ денегъ (мелкихъ ссыпныхъ) 5 р. 10 алт.; раздавалъ деньги самъ патріархъ да ризничій діаконъ Іевъ. Февр. 20 въ соборѣ, послѣ обѣ дни, пожаловалъ вдовѣ съ дочерью съ дѣ вкою на приданое дѣ вкѣ 3 р. Февр. 28, въ недѣ лю Православія, на заутрени жаловалъ милостынею вдовъ и старицъ, роздалъ 4 вдовамъ по рублю, двумъ по полтинѣ, да вдовамъ же и старицамъ начетныхъ денегъ по полтинѣ 20 бумажекъ, да мелкихъ денегь ссыпныхъ 2 р., всего 12 р. Іюня 6 на заутрени пожаловалъ по челобитной сироткѣ дѣ вкѣ Зиновьицѣ на приданое полтину.

Выходилъ ли патріархъ по недалекому пути изъ своихъ хоромъ къ государю во Дворецъ, только черезъ соборную площадь, и здѣ сь появлялись нищіе и происходила обычная дача милостыни. Въ 1678 г. августа 11 Іоакимъ ходилъ со властьми къ Вел. государю въ Верхъ звать къ празднику Успенія Пр. Б-цы, къ столу, и идучи дорогою нищимъ милостыни поручно роздано 4 алт. Эти алтыны показываютъ, что нищихъ на пути встрѣ тилось очень немного.

Когда по другимъ путямъ въ Кремлѣ или въ Китаѣ, какъ и въ другихъ мѣ стахъ Москвы святѣ йшій проходилъ мимо Приказовъ и богадѣ ленъ, то всегда посылалъ содержавшимся тамъ колодникамъ или богодѣ леннымъ обычную милостыню по 2 д. или по алтыну человѣ ку, сколько бы тамъ ни содержалось заключенныхъ.

Нищая братія въ иныхъ случаяхъ являлась также и богомольцомъ при моленіяхъ объ избавленіи отъ наступающихъ напастей и бѣ дствій. Лѣ томъ 1681 г. была большая засуха. Патріархъ Іоакимъ по этому случаю 17 іюня совершалъ въ Успенскомъ соборѣ молебное пѣ ніе о дождѣ. " И къ тому молебну, по указу святѣ йшаго повѣ щено въ рядахъ всѣ мъ православнымъ христіанамъ и по всѣ мъ улицамъ нищимъ мужеска полу и женска, чтобъ приходили въ соборную церковь къ молебну". Послѣ молебнаго пѣ нія и литургіи на патріаршѣ дворѣ нищимъ поручно милостыни было роздано 28 р. 20 алт. На другой день, 18 іюня, послѣ молебнаго пѣ нія и литургіи святѣ йшій ходилъ къ Вел. государю въ село Коломенское и поздравлялъ ему, государю, что онъ въ прошломъ во 184 году (1676 г.) сего числа вѣ нчался царскимъ вѣ нцомъ. И какъ патріархъ пошелъ въ село Коломенское и безъ себя указалъ на своемъ патріаршѣ дворѣ раздать нищимъ поручно милостыни 21 р. 6 алт. 2 д. Раздавалъ казначей Паисій Сійскій, чтобъ нищіе молили Бога о государевомъ многолѣ тнемъ здравіи и о дождѣ. Возвратившись изъ Коломенскаго, на другой день, 19 іюня, святѣ йшій снова предъ литургіею въ соборѣ молебствовалъ о дождѣ и послѣ службы пожаловалъ на своемъ патріаршемъ дворѣ нищимъ, которые были у собора въ молебное пѣ ніе и въ литургію, милостыни 61 р. 12 алт. 2 деньги. Судя по цифрѣ расхода, нищихъ въ это время собралось болѣ е 2000 чел., если дача была по алтыну, или 600 чел., если дача была по гривнѣ.

Надо упомянуть, что патріаршій дворъ для нищихъ былъ отворенъ во всѣ дни, когда происходили патріаршіе выходы къ церковной службѣ и по другимъ случаямъ, побуждавшимъ творить обычную милостыню, какъ это указываетъ вышеприведенная запись.

Патріаршіе выходы во дворецъ къ государю происходили кромѣ праздничныхъ и по разнымъ случаямъ домашней царской жизни, а также и по царскимъ днямъ съ поздравленіемъ въ дни ангеловъ, вѣ нчанія на царство, въ дни родинъ и крестинъ и т. п.

Патріархъ не пропускалъ случая благословить и царское новоселье въ новыхъ хоромахъ, при чемъ подносилась хлѣ бъ-соль, соболи и другіе дары.

Въ 1626 г. сент. 20 Филаретъ Никитичъ поднесъ царю Михаилу Ѳ ед. на новоселье хлѣ бъ и солонку соли оловянную, купленную за 5 алт. Окт. 1 такую же солонку съ хлѣ бомъ и солью онъ отнесъ въ новую келью на новоселье въ Вознесенскій монастырь къ государынѣ старицѣ Марѳ ѣ Ивановнѣ. Въ 1628 г. ноября 23 поднесъ царю на новоселье въ новую Брусяную столовую съ хлѣ бомъ такую же оловянную солонку, купленную за 2 алт. 3 деньги.

Можно предполагать, что такая простота и малоцѣ нность солонки требовалась какимъ-либо старозавѣ тнымъ уставомъ при благословеніи новоселья.

Такъ, въ томъ же году сент. 27 святѣ йшій отнесъ на новоселье къ боярину Ив. Никит. Романову два хлѣ ба и двѣ такихъ же оловянныхъ солонки. Хлѣ бы куплены по алтыну и 2 д., солонки по 2 алт. и 2 д.--Покупка хлѣ бовъ и солонокъ на торгу тоже можетъ скрывать въ себѣ какой-либо бытовой старозавѣ тный уставъ. И спустя много лѣ тъ, въ 1651 г. сент. 7, патріархъ Іосифъ также отнесъ на новоселье царицѣ Марьѣ Ильичнѣ и четыремъ царевнамъ 5 солонокъ оловянныхъ же, вѣ су въ нихъ было три фунта.

На торгу въ Хлѣ бномъ ряду продавались и особые хлѣ бы, называемые новосельными, пшеничные по 7 алт. за хлѣ бъ, и къ нимъ деревянныя красныя солонки по 2 деньги. Такіе хлѣ бы и солонки были посланы патріархомъ въ 1639 г. окт. 1 на новоселье къ царицѣ Евдокѣ и Лук. и къ тремъ царевнамъ, всѣ мъ одинаковые.

Напротивъ того, Никонъ въ 1653 г. поднесъ царевнамъ на новоселье солонку яшмовую съ камешки, цѣ ною въ 10 руб.

Въ 1686 г. іюля 17 Іоакимъ ходилъ въ Верхъ къ царицѣ Марѳ ѣ Матвѣ евнѣ въ новыя каменныя хоромы на новоселье съ образомъ и съ хлѣ бомъ и послѣ благословенія поднесъ съ хлѣ бомъ солонку серебряную круглую бѣ лую, вѣ сомъ въ 19 золотниковъ.

Въ 1671 г. февраля, по случаю бракосочетанія царя Алексѣ я Мих. съ Натальею Кирил., святѣ йшій ходилъ во дворецъ съ дарами къ Вел. государю для всемірной радости двоебрачнаго закона, и такъ какъ это дѣ ло было благодатное, то съ выходомъ во Дворецъ не были забыты и несчастные бѣ дствующіе, --имъ въ Большую тюрьму было куплено хлѣ ба и калачей на рубль, да поручной милостыни по Приказамъ колодникамъ и больничнымъ и нищимъ и по мостамъ леженкамъ, и съ Верху идучи отъ государя, роздано еще рубль 31 алтынъ.

Въ 1675 г. іюня 29 Іоакимъ служилъ литургію въ монастырѣ у Богородицы, зовомыя Донскія, и послѣ литургіи, ради имянинъ царевича Петра Ал., былъ у Вел. государя на Воробьевѣ, кушалъ и послѣ стола былъ въ своемъ домовомъ селѣ Троицкомъ, что на Сѣ тунѣ, и того жъ числа изъ села пришелъ къ Москвѣ. И въ томъ походѣ роздано нищимъ поручно 2 р. 10 д.

Патріархи Іоакимъ и Адріанъ не рѣ дко ходили въ Преображенское и въ Измайлово съ поздравленіями, когда тамъ пребывали царскія семьи Нарышкиныхъ и Милославскихъ. Въ этихъ походахъ патріарха обыкновенно сопровождали около кареты стрѣ льцы, человѣ къ 20, которые также получали небольшую дачу.

Соблюдая извѣ стные установленные церковные обычаи, патріархи въ прощеные дни Масляницы дѣ лали выходъ во всѣ Москов. монастыри. Въ 1691 г. Адріанъ такой походъ совершилъ въ субботу Сырной недѣ ли, февр. 21. Сначала онъ посѣ тилъ Донской монастырь, потомъ Даниловскій, затѣ мъ Симоновъ, гдѣ служилъ литургію и послѣ литургіи въ монастырѣ хлѣ ба кушалъ у архимандрита въ кельѣ. Потомъ ходилъ въ Новоспасскій монастырь, далѣ е въ Покровскій, что на Убогихъ дому и въ Андроніевъ. Въ этомъ походѣ его сопровождали около возка стрѣ льцы, тоже 20 чел.

Въ такіе же дни святѣ йшій ходилъ и въ тюрьмы раздавать тюремнымъ сидѣ льцамъ милостыню.

Въ 1653 г. патріархъ Никонъ ходилъ въ тюрьму генв. 7 и роздалъ сидѣ льцамъ по гривнѣ и по 2 гривны человѣ ку да пожаловалъ каждому по денежному калачу; на калачи издержано 3 р. 23 алт. 4 д.-- Февр. 19 святѣ йшій ходилъ по разнымъ Приказамъ -- колодникамъ на поручную милостыню роздано въ Судномъ Москов., въ Судномъ Володимерскомъ, на Бархатномъ дворѣ, въ Рейторскомъ, въ Разрядѣ, въ Нижегородской Чети, въ Помѣ стномъ, въ Новой Чети, въ Большой казнѣ, въ Патріаршемъ Разрядѣ, всего 209 чел. по 3 алт. по 2 д. человѣ ку. Итого 20 р. 30 алт.--Тогда же государь-патріархъ ходилъ на Тюремный дворъ и тюремнымъ сидѣ льцамъ 634 чел. на поручную милостыню роздано по 6 денегъ человѣ ку, влазнаго 2 р., т.-е. вѣ роятно за входъ въ тюрьму, какъ собиралась эта пошлина и съ самихъ сидѣ льцевъ. " Да что они кликали Бирюка за кликанье рубль..." Апрѣ ля 17 опять ходилъ въ тюрьму и поручно роздалъ 395 чел. по гривнѣ --39 р. 16 алт. 4 д. Да за Бирюкъ 2 р., всего было роздано 41 р. съ полтиною.

Бирюкъ, бирючить--значило возглашать, кликать громко какія-либо распоряженія властей, т.-е. публиковать во всеуслышаніе такія распоряженія. Какой смыслъ имѣ лъ бирюкъ въ тюрьмѣ, возглашаемый передъ патріархомъ, трудно сказать. Быть можетъ, ему кликали бирюкомъ славу его личности.

Въ 1653 г. дек. 8 Никонъ ходилъ на Пушечный дворъ смотрѣ ть колокольнаго дѣ ла -- нищимъ роздано 5 р.

Патріархъ Іоасафъ II въ 1668 г. генв. 28, идучи въ Новоспасскій монастырь къ обѣ дни, указалъ въ Черную полату и въ иные Приказы купить у мужика малые салазки саекъ горячихъ и покласть въ кульки для раздачи. За сайки отдано 20 алт.

Въ заботливости о своемъ хозяйствѣ, патріархи нерѣ дко выѣ зжали и на свои загородные хозяйственные дворы, которые находились въ мѣ стности Кудрина и Новинскаго монастыря.

Эта мѣ стность находилась по теченію рѣ чки Прѣ сни и съ широкою окрестностью была отдана въ Домъ Пресвятыя Богородицы и во владѣ нье митрополичьяго двора еще супругою Владиміра Андреев. Храбраго, Еленою Ольгердовною, и съ того времени стала хозяйственнымъ хуторомъ митрополитовъ, а потомъ патріарховъ. Хотя въ послѣ дующія времена эти церковныя земли перешли частью въ царское, частью въ городское владѣ нье.

Издревле р. Прѣ сня была запружена отчасти для прудовъ царскаго обихода, а также и для патріаршаго.

Патріархъ Іоакимъ въ 1683 г. апр. 25 ходилъ въ Новинскій монастырь для осмотра того монастыря ло межѣ земли, а потомъ мая 21 ходилъ на Прѣ сню, указалъ гдѣ строить новый прудъ и, осмотря мѣ сто, въ монастырѣ слушалъ вечерню. Іюля 3 онъ опять ходилъ смотрѣ ть прудъ, что дѣ лаютъ вновь на рѣ чкѣ Прѣ снѣ. Сент. 13 ходилъ смотрѣ ть тотъ же прудъ, который сдѣ ланъ на Прѣ снѣ вновь.

Съ наступленіемъ весны 1684 г. апрѣ ля 10 патріархъ снова досматривалъ новопостроенный прудъ. И послѣ того неоднократно хаживалъ на этотъ прудъ каждый годъ весною, лѣ томъ и осенью. Столько же заботился объ этомъ прудѣ и патріархъ Адріанъ, путешествуя туда съ тѣ мъ же постоянствомъ и заходя иногда и на патріаршій прудъ, что за Петровскими воротами на Неглинной, или на Житный свой дворъ. При патріархѣ Іоакимѣ еще въ 1681 г. въ патріаршее владѣ нье поступилъ изъ Дворца и Прѣ сницкій садъ. въ 1691 г. патріархъ Адріанъ ходилъ на Прѣ сню на прудъ, рекомый Студенецъ, что за Ваганьковымъ, послѣ литургіи въ церкви Іоанна Предтечи, что противъ Новинскаго монастыря у Кречатнаго двора.

Въ 1681 г. августа 12 патріархъ Іоакимъ ходилъ за Варварскія ворота на Кулишки, смотрѣ ть новопостроенныхъ богадѣ ленъ, да на загородный дворъ за Мясницкія ворота.

Въ 1690 г. генваря 31, незадолго до свой кончины, патріархъ Іоакимъ ходилъ къ пѣ вческимъ полатамъ, которыя построены за Ветошнымъ Рядомъ, для разводу тѣ хъ полатъ пѣ вчимъ дьякамъ и подьякамъ, гдѣ кому жить.

Въ 1692 г. сентября 4 Адріанъ ходилъ къ церкви Козмы и Даміана, что за Москвою-рѣ кою въ Кадашовѣ для досмотру иконостаса и на церкви главъ, противъ (по подобію) которыхъ строить въ домовомъ патріаршѣ селѣ Пушкинѣ, въ новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца.

Со временъ патріарха Никона святѣ йшіе нерѣ дко выѣ зжали и въ свою подмосковную дачу, въ село Троицкое-Голенищево. Въ этотъ походъ они обыкновенно отправлялись въ праздникъ Новодѣ вичьяго монастыря 28 іюля послѣ литургіи. Въ селѣ также было особое и широкое патріаршее хозяйство. Никонъ, какъ упомянуто выше, стр. 582, въ 1655 г. угощалъ тамъ и Вселенскихъ патріарховъ. Въ томъ же селѣ происходило 5 и 6 іюля 1667 прощальное угощеніе Вселенскому Паисію " съ довольнымъ утѣ шеніемъ" послѣ церковныхъ службъ въ присутствіи высшихъ духовныхъ властей. Здѣ сь въ сельскомъ патріаршемъ храмѣ Паисій произнесъ рѣ чь, обратясь къ Московскому Іоасафу, въ которой заповѣ довалъ, чтобы все то, что они Вселенскіе патріархи здѣ сь (въ Москвѣ) ученіемъ своимъ утвердили, то бы и въ предыдущія лѣ та было неподвижно и нерушимо, то-есть постановленія извѣ стнаго собора 1666 г. Изъ Троицкаго села Паисій выѣ халъ въ Семеновское и далѣ е по Калужской дорогѣ въ свои страны. Въ Семеновское, спустя два дня, прибылъ и самъ государь совсѣ мъ уже попрощаться съ досточтимымъ святителемъ.

Патріархъ Іоакимъ въ 1680 г. изъ Троицкаго ходилъ въ село Владыкино; а въ 1689 г. изъ Троицкаго же ходилъ въ сельцо Кунцово.

Патріархъ Никонъ всегда хаживалъ къ государю и на Воробьеву гору, гдѣ въ 1657 г. апрѣ ля 30 заложилъ себѣ даже особый патріарховъ дворъ, на окладѣ котораго присутствовалъ и царь Алексѣ й Мих., нарочно для этого выѣ зжавшій на Воробьеву гору. Этотъ дворъ, можно предполагать, былъ построенъ въ селѣ Красномъ, какъ прозывалось тогда село Воробьево. Вѣ роятно, патріаршіе хоромы были выстроены въ теченіи того лѣ та. При наступленіи Новодѣ вичинскаго праздника патріархъ отправился на Воробьеву гору 27 іюля. 28 приходилъ въ монастырь, служилъ обѣ дню и послѣ обѣ дни снова пошелъ въ село Красное, къ своимъ хоромамъ.

Примѣ чательны выходы патріарха Іоакима на Печатный Дворъ и въ Богоявленскія школы.

Въ 1684 г. генваря 15 патріархъ ходилъ Книгъ Печатнаго дѣ ла на Дворъ въ правильню и въ школу, гдѣ учатся греческаго и словенскаго книжнаго ученія и писанія ученики, и по указу св. патріарха куплено и дано греческаго діалекта ученикомъ, словесному учащимся, 23 челов. по калачу двуденежному; словенскаго языка ученикомъ, которые учатся словесному и писать, 168 чел. по денежному калачу. Да ученикомъ же первымъ и надъ прочими надсматривальщикомъ, названнымъ старостамъ, Силкѣ Семенову 2 руб., Власку Абрамову да Андрюшкѣ Осипову по рублю. Калачи порунно ученикомъ роздавалъ подьячей.

Въ 1685 г. іюля 7 патріархъ Іоакимъ ходилъ на Дворъ Книгъ Печатнаго дѣ ла для досмотру книгь древнихъ, и въ школу, гдѣ учатся греческаго языка и грамотѣ. По указу патріарха роздано двумъ учителямъ по 16 алтынъ 4 деньги, ученикамъ греческаго и словенскаго языка 11 чел. по гривнѣ, 28 чел. по 2 алт., 13 чел. по 6 ден., 146 чел. по 2 ден., двумъ старостамъ по 2 алтына.

1685 г. сентября 3 святѣ йшій ходилъ въ Богоявленскій монастырь, что за Ветошнымъ рядомъ, для досмотру, гдѣ строить школу для ученія ученикамъ греческому книжному писанію... А изъ того монастыря ходилъ на свой патріаршъ домовой Житной дворъ, что за Землянымъ городомъ подлѣ Новинскаго монастыря для досмотру Житницъ.

1686 г. генваря 29 ходилъ со архіереи въ Богоявленскій монастырь, въ новопостроенную (деревянную) школу, въ которой учатъ грекоіеромонахи Софроній и Аникій (Лихуды) учениковъ греко-латинскому книжному писанію и въ той школѣ учениковъ слушалъ ученія... А изъ Богоявленскаго монастыря ходилъ съ архіереи жъ Книгъ Печатнаго дѣ ла на Дворъ въ школьныя же полаты, въ которыхъ учитъ учениковъ его св. патріарха дому іеромонахъ Тимоѳ ей греческому и словенскому книжному писанiю...

Учениковъ въ это время было греческаго писанія 66 чел., словенскаго книжнаго писанія 166 человѣ къ. Въ 1687 г. генваря 29 патріархъ ходилъ въ Богоявленскій монастырь и былъ съ бѣ лыми властями въ школѣ, въ которой учать учениковъ греческихъ книгь грекоіеромонахи Софроній и Іоанникій, и слушалъ греческаго граматическаго ученія и послѣ слушанія пожаловалъ учителямъ Софронію и Іоанникію по 5 золотыхъ, да ученикамъ боярина кн. Юрья Михайловича Одоевскаго, дѣ тямъ его, кн. Михаилу да кн. Юрью, да князь Петру, да кравчаго Бориса Алексѣ евича Голицына сыну его кн. Алексѣ ю, да дьяка Василья Посникова, сыну его Петру, по золотому одинакому, а золотые подносилъ патріарху казначей старецъ Паисій Сійскій.

Патріархи не отказывали себѣ въ удовольствіи и въ любопытствѣ посмотрѣ ть въѣ здъ иноземныхъ пословъ и другихъ почетныхъ лицъ. Патріархъ Никонъ въ 1653 г. декабря 27 ходилъ смотрѣ ть выѣ зду и встрѣ чи, какъ пришелъ къ Москвѣ Грузинскій царевичъ, а въ 1655 г. октября 7 ходилъ на Неглинскія ворота смотрѣ ть Цысарскаго посла. На этихъ воротахъ (нынѣ Воскресенскія у Иверской часовни) въ то время находились особыя хоромы, устроенныя нарочно для подобныхъ смотровъ, куда смотрѣ ть иногда приходилъ и самъ государь, а также и царица съ дѣ тьми. Тутъ же находилось мѣ сто и для патріарха.

Нерѣ дко патріархъ выходилъ въ приходскія церкви и въ монастыри на погребеніе болѣ е или менѣ е знатныхъ или богатыхъ покойниковъ, конечно по просьбѣ ихъ родныхъ, желавшихъ совершить похороны съ патріаршимъ ликомъ. Похоронное дѣ ло въ то время въ расходахъ на духовный чинъ было въ точности опредѣ лено особымъ уставомъ, кому какую дачу должно выдавать на руки.

Этотъ уставъ подъ именемъ Погребальной росписи дѣ йствовалъ со времени Никона и при патріархахъ Іоасафѣ II, Питиримѣ и Іоакимѣ. Порядокъ дачи распредѣ лялся на три статьи. По большой статьѣ патріархъ получалъ 20 р., по средней--15 р., по меньшей -- 10 р., кромѣ дачъ патріаршимъ служебникамъ и пѣ вчимъ. По тѣ мъ же статьямъ митрополиты получали 10 р., 6 р., 5 р., архіепископы и епископы 6 р., 5 р., 4 р., архимандриты 5 р., 4 р., 3 р., игумены 3 р., 2 р., 1 1/2 р. и т. д.

Соотвѣ тственно статьямъ Погребальной росписи происходили и похороны, богатство облаченія и прочія церковныя потребы.

Сверхъ того, въ этихъ случаяхъ собиралась въ патріаршую казну дань за лампадную свѣ чу и за ладанъ 20, 25 и 50 копѣ екъ.

Въ этихъ выходахъ, какъ равно и въ рѣ дкихъ выходахъ въ церковь приходскаго праздника или на освященіе новопостроенной приходской церкви, всегда вывозилась патріархова ризница, стулъ, подушка, коверъ, колодка подножная, приступъ для всхода въ карету, въ возокъ или въ сани.

Въ лѣ тнее время въ Крестныхъ ходахъ патріархи ходили пѣ шкомъ, при чемъ употреблялся солночникъ, родъ балдахина, или палатка, а впослѣ дствіи солночникъ-зонтъ изъ китовыхъ усовъ.

Во время выѣ здовъ они шествовали лѣ томъ въ каретахъ, зимою въ зимнихъ возкахъ и въ саняхъ, въ числѣ которыхъ были " вседневные и панихидные".

По временамъ на запяткахъ у святѣ йшаго стаивали не маловажные духовные чины. Такъ по крайней мѣ рѣ случилось во время пребыванія въ Москвѣ Вселенскихъ патріарховъ, въ 1666-- 1667 г. Для почета Вселенскихъ Святителей, когда они 18 ноября выѣ хали въ монастырь къ Спасу наНовое, у нихъ и на пятахъ у Саней стояли архимандриты Рожественскій да Симоновскій. Потомъ 8 февраля 1667 г., когда новонареченный Московскій патріархъ Іоасафъ возвращался на свое Троицкое подворье, у него, у саней " на запяткахъ" ѣ хали соборный протопопъ Михайло да дьяконъ Михайло же.

Неизвѣ стно, сколько и какія были кареты у патріарха Филарета. Есть свѣ дѣ ніе, что Іоасафъ II въ 1667 г. возобновилъ Филаретовскую карету, которая внутри была обита чернымъ травчатымъ атласомъ и по мѣ стамъ зеленымъ голуномъ. Въ нее положены двѣ подушки, покрытыя зеленымъ бархатомъ, и въ изголовьѣ помѣ щены два креста серебряные позолоченые съ мощьми, " что были тѣ кресты въ зимнихъ возкахъ, и тѣ кресты взяты въ карету".

Никонъ въ 1654 г. устроилъ себѣ новую карету, которую дѣ лалъ телѣ жникъ Дмитровской сотни. Вѣ роятно, эта карета не совсѣ мъ была хороша по своему издѣ лію и потому въ 1656 г. патріархъ купилъ карету нѣ мецкое дѣ ло, обита черною кожею, кругомъ гвоздья золоченыя, по заморской цѣ нѣ за 50 р. Однако въ томъ же году ему уже дѣ лали новую рѣ зную карету, патріаршіе каретные мастера, Поляки (Бѣ лоруссы).

Патріархъ Адріанъ при самомъ вступленіи на патріаршество въ 1690 г. купилъ Нѣ мецкую карету съ тремя стекольчатыми окончинами и съ 4 мѣ дными яблоками на верхнихъ углахъ, покрытую черною кожею съ золочеными гвоздями.

При немъ въ 1697 г. сдѣ лана карета даже патріархову архидіакону, цѣ ною въ 32 р.

Въ 1691 г. на Конюшенномъ патріарховомъ дворѣ находилось старыхъ и новыхъ каретъ девять, въ томъ числѣ и карета, жалованная патріарху Іоакиму Царемъ Ѳ едоромъ Алексѣ евичемъ, обита черною кожею золочеными гвоздями съ четырьмя яблоками золочеными же по угламъ; внутри обита чернымъ бархатомъ; въ двухъ дверяхъ и въ окнахъ 10 окончинъ стекольчатыхъ съ подъемными тесьмами, двѣ подушки чернаго бархата; въ каретѣ Спасовъ образъ писанъ на золотѣ. Бичь ременный, у него плетовище нѣ мецкое покрыто краснымъ сукномъ.

Тамъ же находилась полукарета, въ которой ѣ здилъ патріарховъ келейникъ, и три коляски, одна обиходная, что ѣ здитъ дворецкій.

Затѣ мъ возокъ крытъ бархатомъ вишневымъ съ голуномъ чернымъ; на мѣ стѣ двѣ подушки вислыя, сукно лазоревое. Внутри обито сукномъ и бархатомъ лазоревымъ, полы атласъ вишневъ; шесть окончинъ и одна маленькая круглая, слюдяныя.--Другой возокъ крытъ кожею красною, въ немъ положенъ тюфякъ, крыто сукномъ зеленымъ; фонарь слюдяной четыреугольный съ жестянымъ кожухомъ. Сани большіе, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ-зеленымъ; подъ мѣ стомъ миндерь кожа красная, подушка бархатъ зеленый. Сани панахидные, покрыты кожею красною, въ нихъ и щитъ, обито атласомъ лазоревымъ, въ ногахъ сукно лазоревое, подъ мѣ стомъ миндерь, на немъ подушка бархатъ черный.--Сани походные, писаны красками, обиты сукномъ зеленымъ, щитъ-- бархатомъ зеленымъ и собольими хвостами. Сани походные новые, писаны краскою зеленою, обиты сукномъ и щитъ бархатомъ зеленымъ.

Патріаршія похороны.

По болѣ зни или по старости, предвидя и предчувствуя свою кончину, св. патріархи неотмѣ нно прибѣ гали къ соборованію масломъ. Патріархъ Филаретъ Никитичъ еще года за четыре до своей кончины въ 1629 г. ноября 23 соборовался, быть можеть, по случаю тяжкой болѣ зни. Потомъ предъ кончиною въ 1633 г. октября 1 его снова " святили масломъ" также соборнѣ, при чемъ духовенство получало немалую дачу: духовнику 5 р., архимандритамъ по 3 р., дьяконамъ по 2 р.

Точно такъ же въ 1640 г. ноября 21 " святили масломъ" Іоасафа I съ меньшимъ расходомъ дачи. Это были такъ называемыя милостынныя деньги. На соборованіи Іоасафа II было роздано слишкомъ 20 р., на соборованіи Питирима -- слишкомъ 16 р.

Святѣ йшій Іоакимъ 5 марта 1690 г. заскорбѣ лъ глазною болѣ знію, 15 марта соборовался, посвятился елеомъ. 16 марта за спасеніе души своей и ради облегченія отъ болѣ зни указалъ на Москвѣ во всѣ монастыри дѣ вичи и женскіе, кромѣ Вознесенскаго и Алексѣ евскаго, игуменьямъ и старицамъ, и во всѣ Московскія богадѣ льни нищимъ мужеска полу и женска, роздать милостыни по 6 денегъ человѣ ку и роздано 58 р. 10 денегъ. 17 марта онъскончался. 18 марта погребенъ.

Адріанъ по случаю параличной болѣ зни, приключившейся ему въ 1696 г., ожидая кончины, изволилъ посвятить себя масломъ 20 окт. 1698 г. и потомъ еще 24 іюля 1700 г. и въ тотъ же годъ на 13 число октября скончался, въ своей малой каменной кельѣ, " что отъ Соборныя церкви", существующей надъ Синодальнымъ домомъ въ видѣ теремка и донынѣ. По случаю кончины патріарха въ тотъ же часъ на Ивановской колокольнѣ благовѣ стили но трижды въ большой и въ Успенскій колокола.

Тѣ ло покойнаго скутывали или окутывали, то-есть устроивали по обычаю, омывъ его грецкою губкою. Патріарха Адріана окутали въ гробу сверхъ всего зеленымъ бархатомъ. Между тѣ мъ покупали дубовый гробъ, цѣ на котораго бывала различна, вѣ роятно смотря по дереву. Для Іоасафа I такой гробъ купленъ съ провозомъ за 3 р. 4 алт.; для Іоасафа II за полтретья рубля; для Питирима 2 р. 5 алт.; для Іоакима 2 р.; для Адріана также 2 р. При этихъ послѣ днихъ двухъ патріархахъ дубовый гробъ, для красной рѣ чи, стали именовать деревяннымъ ковчегомъ. Обыкновенно гробъ обивали чернымъ сукномъ и зелеными ремешками; внутри постилали хлопчатою бумагою или бумажнымъ же тюфячкомъ и изъ бумаги же и тафты дѣ лали подушечку. Іоасафу I было постлано сукно черное самородъ, монатейное, дешевое, по 2 гривны за аршинъ. Не оно ли Троицкое, упомянутое нами выше?

Для выноса гроба съ покойнымъ изготовляли одръ (съ рукоятками), катафалкъ, обитый темносинимъ или чернымъ сукномъ; у Адріана чернымъ бархатомъ. Послѣ погребенія Іоасафа I сукно темносинее съ одра по царскому указу было отдано соборянамъ Успенскаго собора, протопопу съ братьею.

Послѣ погребенія Адріана съ одра и съ гробовой крыши черный бархатъ употребленъ на покровъ на его гробницу, а остальное розданъ кусками на камилавки домовымъ попамъ и другимъ служебникамъ и на шапочные вершки въ поминовеніе по св. патріархѣ.

Въ тотъ же день кончины покойнаго или на другой день, иногда дня черезъ 4 (Іоасафъ I), когда все надобное было изготовлено происходилъ церемоніальный выносъ умершаго въ Соборную церковь. Къ выносу звонили во всѣ колокола изрѣ дка перезвономъ.

Святѣ йшихъ Іоакима и Адріана изъ келій выносили предварительно въ церковь 12 Апостоловъ, а патріарха Іоасафа I въ Ризположенскую церковь, гдѣ день и ночь до выноса домовые дьячки читали надъ покойникомъ псалтирь. Всякихъ чиновъ люди приходили кь тѣ лу для прощенія и цѣ ловали руку. Во время выноса очень щедро расходовались милостынныя деньги, которыя раздавались присутствовавшимъ властямъ, старшему и младшему духовенству и прикосновеннымъ выносу всякаго званія церковнымъ слугамъ, оканчивая звонарями и сторожами. Кромѣ того, тогда же раздавали милостыню въ тюрьмы, въ богадѣ льни и нищимъ. При выносѣ Іоасафа I (умеръ 29 ноября, погреб. 3 дек.) роздано въ Большую тюрьму 477 чел.; по Приказамъ колодникамъ 385 ч.; въ богадѣ льни 300 ч. по 6 и по 4 деньги человѣ ку. Всего на выносъ было роздано 103 руб. 16 алт. 4 д. Нищихъ въ это время кормили по 100 чел. каждый день на патріаршемъ дворѣ, въ Столовой полатѣ, при чемъ каждому давано по 2 д., т.-е. по копейкѣ.

На выносѣ Іоасафа II роздано въ Большую тюрьму 680 чел.; по всѣ мъ Приказамъ 1081 ч. по алтыну; во всѣ богадѣ льни 533 ч. по 4 д.; по мостамъ и по крестцамъ нищимъ роздано 8 р. Всего израсходовано 140 р. 31 алт. 4 д. На выносѣ Питирима израсходовано только 91 р. 19 алт., а на выносѣ Іоакима и Адріана такой дачи уже никому не было.

Въ 1690 г. покойника Іоакима несли на одрѣ архимандриты и игумены. Передъ тѣ ломъ шли протопопы, священники, дьяконы со св. иконами и крестами и съ рипидами, пѣ вчіе съ лампадами и со свѣ щами, пѣ ли надгробное пѣ ніе. Передъ тѣ ломъ непосредственно несли посохъ св. Петра митрополита. За тѣ ломъ шли Государи съ Синклитомъ. Звонъ во всѣ колокола. Тѣ ло было поставлено въ алтарѣ. По принесеніи тѣ ла пахріарха Адріана въ соборъ, во время входа въ алтарь со св. Евангеліемъ, внесено было въ алтарь и тѣ ло патріарха и поставлено за престоломъ близь горняго мѣ ста. По совершеніи литургіи его вынесли изъ алтаря и поставили на амвонѣ, гдѣ архидіаконъ читалъ прощальную молитву, послѣ чего тѣ ло поставили возлѣ амвона, гдѣ совершено отпѣ ваніе.

Тѣ мъ временемъ каменныхъ дѣ лъ рабочіе поспѣ шали выкопать въ соборѣ указанную могилу и устроить ее слѣ д. образомъ:

Выкопанную могилу они выкладывали кирпичомъ, какъ каменную постройку на извести и пр., для чего выходило 800 и 2000 кирпичей. Въ этой кирпичной кладкѣ поставляли бѣ локаменный гробъ-ковчегъ съ крышкою, который покупался у Мячковскихъ каменщиковъ или у каменныхъ дѣ лъ подмастеріевъ, добывавшихъ такіе домовища тоже изъ села Нижняго Мячкова. Для Іоасафа I каменный ковчегъ былъ купленъ за 12 р., для Іоакима за 15 р., для Адріана за 12 р.

Другіе мастера, каменные рѣ зцы въ это же время также поспѣ шали своею работою вырѣ зывать на каменной гробовой крышѣ, а также и на особой каменной доскѣ къ гробницѣ лѣ тописи о покойномъ патріархѣ; наружныя слова и около лѣ тописи кайму, травы, обыкновенно золотили. Такія лѣ тописи были вырѣ заны для Іоасафа II, при чемъ гробничная доска была позолочена сусальнымъ золотомъ по краскѣ голубцу съ росписью и другими красками.

Золота пошло 400 листовъ. Для лѣ тописи Питирима употреблено 600 листовъ.

Доска эта ставилась въ подножіи патріаршей гробницы съ наружной стороны; у Питирима на гробовой каменной крышѣ была вырѣ зана также лѣ топись о его преставленіи.

Точно такъ же и при погребеніи Адріана были вырѣ заны двѣ каменныя доски, одна, крыша надъ каменнымъ ковчегомъ глубокою рѣ зьбою, подписана, и другая для гробницы, на которой слова и каймы были позолочены и росписаны красками.

Наставалъ день погребенія, по случаю котораго вся церковная Москва принимала живое участіе въ этомъ событіи, такъ какъ по этому случаю повсюду раздавались милостынныя дачи въ поминовеніе и не только церковникамъ, но и всѣ мъ жившимъ въ заключеніи, въ бѣ дности и въ нуждѣ.

На погребеніи Іоасафа I по цареву указу было роздано Ростовскому митрополиту 50 р., Крутицкому 40 р., архимандриту Троицы-Сергіева монастыря 7 р., другимъ по 5, по 4, по 3, по 2 р. по 1 р. и такъ далѣ е; дачи уменьшались или увеличивались, смотря по достоинству духовныхь лицъ, или лицъ, прикосновенныхъ къ церковной службѣ, каковы были причетники, пѣ вчіе, звонари, сторожа и прочіе. Тогда же Московскимъ мѣ стнымъ (приходскимъ) попамъ 372 чел. роздано по двѣ гривны человѣ ку, дьяконамъ 150 чел. по 4 алтына. Безмѣ стнымъ попамъ, толпившимся на Спасскомъ Крестцѣ, у Спасскихъ воротъ, 313 чел. по 5 алт., дьяконамъ 19 чел. по 3 алтына, звонарямъ 64 чел. по 2 алт. по 2 деньги, нищимъ въ Застѣ нкѣ 50 р., въ тюрьмы тюремнымъ сидѣ льцамъ и по Приказамъ колодникамъ 923 чел. по алтыну; въ богадѣ льни нищимъ 300 чел. по 4 деньги. Всего роздано на погребеніи патріарха 500 р. 12 алт.

На погребеніи Іоасафа II въ 1672 г. февр. 18 по царскому указу роздано: Новгородскому митрополиту 50 р., Сарскому и Подонскому и Рязанскому по 40 р., двумъ архіепископамъ по 30 р., епископу 25 р., Чудовскому архимандриту 15 р., остальнымъ по 5 р., и т. д. Московскимъ мѣ стнымъ попамъ 315 ч. по 2 гривны; дьяконамъ 150 ч. по 4 алт.; безмѣ стнымъ попамъ 179 ч. по 5 алт. дьяконамъ 9 ч. по гривнѣ, безмѣ стнымъ старицамъ 18 ч. по алтыну, въ Большую тюрьму 680 ч. и во всѣ Приказы колодникамъ всего 1081 чел. по алтыну, во всѣ богадѣ льни нищимъ 533 чел. по 4 д., патріаршимъ больничнымъ и Успенскимъ нищимъ 30 ч. по алтыну. Всего израсходовано 611 р. 28 алт.

Бѣ лымъ и чернымъ властямъ и соборному причту раздавалъ въ соборѣ самъ В. Государь.

На погребеніи Питирима роздано 491 р. 7 алт. Властямъ и соборянамъ въ соборѣ раздавалъ самъ же Государь изъ своихъ рукъ. На погребеніи Іоакима роздано 448 р. 25 ал. На погребеніи Адріана--371 р. 31 алт. 2 д.

Погребеніе совершалось, вѣ роятно по завѣ щанію покойныхъ, неодинаково. Патріарха Іоасафа I схоронили власти, переложивъ его прахъ изъ деревяннаго гроба въ каменный, при чемъ дубовый его гробъ, послѣ переложенія тѣ ла въ каменный, " по государеву указу велѣ но было поставить въ Колокольницу, подъ большой колоколъ". Что значило это государево распоряженіе, неизвѣ стно. Такимъ же порядкомъ былъ схороненъ и патріархъ Іоакимъ съ переложеніемъ праха властями изъ деревяннаго въ каменный гробъ. Но Питиримъ не былъ перелагаемъ и въ дубовомъ гробу былъ положенъ въ каменный гробъ, какъ и послѣ дній патріархъ Адріанъ.

Послѣ погребенія надъ могилою сооружалась кирпичная надгробница съ замычкою ея свода. Эти надгробницы существуютъ и донынѣ. По окончаніи работъ надгробницы покрывали повседневнымъ покровомъ изъ чернаго сукна, съ изображеніемъ изъ серебрянаго кружива обычнаго креста. Праздничный покровъ шили изъ бархата съ изображеніемъ креста изъ серебрянаго кованаю кружива.

На гробницѣ поставляли кіотъ съ иконами и передъ ними шанданы со свѣ чами, а также и серебряное блюдо для кутьи, на чемъ кутью ставить.

Восковыхъ свѣ чей на погребеніи выходило 6 и 7 пудовъ слишкомъ.

Въ поминовеніе по царскому указу по всѣ мъ церквамъ раздавались сорокоусты, въ главные монастыри, по 4 и по 3 р., въ въ другіе и въ приходскія церкви по 2 р.

По Іоасафѣ I было роздано въ монастыри, въ соборы и въ церкви всей Москвы и съ загородными слободами 858 р. Всѣ хъ Московскихъ церквей въ это время (1640 г.) насчитывалось 353. Кромѣ того, на поминки, на третины, девятины, полусорочины и сорочины въ Ѳ едоровскій монастырь у Никитскихъ воротъ братіи 21 чел., по 6 денегъ на каждый поминокъ, да въ тюрьмы на полусорочины и сорочины, 539 чел., по 6 денегъ, въ застѣ нкахѣ нищимъ по 50 р. на каждый день поминокъ, всего 200 рублей. Всего сорокоустовъ и милостынныхъ денегъ вышло 1092 рубля 29 алтынъ.

Во всю четыредесятницу, въ день и въ ночь, въ соборѣ надъ гробомъ покойнаго псалтырники (соборные протодьяконъ, два ключаря, 4 попа, 4 дьякона) говорили псалтырь. Дано по три рубля. Другіе псалтырники, домовые патріаршіе попы и Крестовые дьячки, говорили псалтырь въ патріарховѣ кельѣ, на мѣ стѣ, во всю же четыредесятницу, --дано 21 р.

Само собою разумѣ ется, что всѣ Московскіе нищіе въ эти похоронные дни благоденствовали, получая непрестанную милостыню. Кромѣ особыхъ дачъ въ дни церковныхъ поминовенныхъ службъ, они каждый день и въ первую и во вторую четыредесятницу собирались на патріаршій дворъ и получали по 2 деньги, т.-е. по копѣ йкѣ каждый. При полученіи такой дачи по Іоасафѣ II, когда имъ роздано по 2 деньги, 47 р. 4 алт., слѣ довательно, 4700 человѣ камъ, они въ толпѣ растоптали до смерти одного нищаго, несчастнаго Мартина.

По Адріанѣ въ день его кончины 16 окт. и потомъ въ Четыредесятницу, спускаючи съ патріарша Кремлевскаго большаго двора, нищимъ мужеска и женска полу и малымъ ребятамъ въ первый день 1502 челов., а во второй 1657 челов. роздано по 2 денги. Да въ день погребенія 17 окт. роздано такимъ же ни~ щимъ 5137 челов. по 2 денги, по Приказамъ колодникамъ 608 челов. по 6 д. Окт. 25 кресцовскимъ и безмѣ стнымъ попамъ 191 чел. по 3 алт. по 2 д.; дьяконамъ 15 чел. по 10 денегъ.

Обыкновенно похоронные расходы производились частью изъ патріаршей казны, но большою частію изъ казны царской, почему царь Алексѣ й Мих. изъ собственныхъ рукъ въ соборѣ и раздавалъ всѣ мъ слѣ дуемыя дачи. Царь Михаилъ Ѳ ед. по Іоасафѣ въ вѣ чный поминокъ далъ въ соборъ Успенскій 200 р., спустя уже три года по его кончинѣ.

Намъ остается упомянуть о надписяхъ или лѣ тописяхъ на каменныхъ плитахъ о преставленіи патріарховъ. На каменной гробовой крышѣ каменнаго гроба у Адріана была вырѣ зана слѣ дующая подпись: " Здѣ во гробѣ тѣ ломъ лежитъ великій господинъ святѣ йшій Киръ-Адріанъ архіепископъ Московскій и всеа Росіи и всѣ хъ сѣ верныхъ странъ патріархъ, иже преставися 7209 лѣ та, мѣ сяца октоврія съ 15 числа въ нощи 1-го часа въ четвертой чети. Его же душу Боже творче упокой". А у надгробницы на доскѣ вырѣ зано наружными словами сице: " Мірозданія 7209 лѣ та Христа же Господа 1700 мѣ сяца октоврія съ 15 числа подъ среду въ нощи 1-го часа въ четвертой четверти волею Творца Нашего Бога успе благонадежно на вѣ чное житіе въ церковныхъ таинствахъ великій господинъ святѣ йшій Киръ-Адріанъ архіепископъ Московскій и всеа Росіи и всѣ хъ сѣ верныхъ странъ патріархъ и погребено тѣ ло его во гробѣ на семъ мѣ стѣ. Патріаршъ свой престолъ правилъ десять лѣ тъ пятдесятъ три дни; отъ рожденія своего имѣ шестдесятъ третіе лѣ то съ октября 2 дня. Его же душу да упокоитъ Господь въ вѣ чномъ Своемъ небесномъ блаженствѣ. Всякъ зрящи гробъ сей помолися".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал