Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патріаршая одежда.






 

Обычную одежду патріарховъ въ домашнемъ обиходѣ составляла ряса, или, какъ чаще ее именовали, ряска, платье, по покрою широкое, длинное до пятъ, съ длинными узкими рукавами, на переди сверху донизу застегнутое многочисленными пуговицами и столькими же петлицами, называемыми нашивкою. Такія ряски кроились изъ тафты, камки, атласа, бархата и другихъ шелковыхъ тканей разныхъ, но по преимуществу смирныхъ цвѣ товъ, каковы были: вишневый, багровый, брусничный, дымчатый, осиновый, таусинный (зеленоватый), синій, зеленый, лазоревый, темнолиловый и др. подобные, кромѣ чернаго, который употреблялся очень рѣ дко. Нашивка (петлицы) всегда выдѣ лялась особымъ цвѣ томъ, темнѣ е или свѣ тлѣ е. Подкладка дѣ лалась изъ тканей болѣ е свѣ тлыхъ цвѣ товъ.

Филаретъ въ 1626 г. сдѣ лалъ себѣ ряску зеленую камчатную съ нашивкою въ 33 гнѣ зда изъ зеленой же тафты-веницейки; подкладка была положена изъ свѣ тло-лазореваго киндяка. Въ числѣ 23 рясокъ, составлявшихъ въ 1630 г. его гардеробъ, была также ряска камка лазоревая, мелкотравная адамашка (Дамасская), подложенная тафтою зеленою.

Въ томъ же году (1630) ему была сшита новая ряска камка гвоздичная, для которой въ нашивку патріархъ выдалъ отъ себя изъ хоромъ чотки яшмовыя--46 чотокъ; на ряску положено 33 чотки, остальныя возвращены въ хоромы. Изъ простыхъ повседневныхъ рясокъ у Филарета была киндяшная, подложенная крашениною зеленою лощеною.

Патріархъ Никонъ носилъ ряски лазоревыя, свѣ тло-зеленыя, лимонныя и особенно зеленыя, кромѣ обычныхъ смирныхъ цвѣ товъ. Была у него ряска и по червчатой землѣ травы черныя, которыя и смиряли яркій красный цвѣ тъ рясы.

Изрѣ дка патріархи носили также и обычные гражданскіе мірскіе кафтаны. Въ 1667 г. февр. 10, въ день вступленія на патріаршество послѣ Никона Іоасафа II, ему было подано въ келью: 4 клобука, два съ херувимами и два безъ херувимовъ, двѣ ряски отласныя новыя, три мантіи (одна поношенная келейная), ряса поношенная отласная, кафтанъ отласъ свѣ тло-зеленый, кафтанъ объярь таусинная гладкая безъ травъ, подложена киндякомъ лимоннымъ, да ряска байберекъ зеленой травчатой; одѣ яло на бумагѣ стеганое, тафта лазоревая, подложено киндякомъ лазоревымъ.

Въ сентябрѣ 1690 г. патр. Адріану сдѣ ланъ кафтанъ на бѣ личьемъ мѣ ху изъ хребтовыхъ сибирскихъ черныхъ чистыхъ бѣ локъ, покрытый атласомъ зеленымъ съ бобровою опушкою и съ пуговицами. Въ 1691 г. къ празднику Успенія ему сдѣ ланъ кафтанъ байберековый осиновый (цвѣ тъ), холодный съ пуговицами.

Къ суконнымъ одеждамъ патріарховъ принадлежали мятли и свитки.

Покрой мятля, какъ можно предполагать, былъ сходенъ съ покроемъ ряски и отличался отъ нея только суконною тканью. У него также была нашивка съ пуговицами, иногда золотная съ кистьми. У Филарета одинъ мятель былъ изъ сукна темно-синяго, другой изъ сукна красно-вишневаго, оба съ шелковыми пуговками, подложены зеленымъ киндякомъ.

Свитки -- одежда, вѣ роятно, южно-русскаго покроя. Патріарху Филарету ихъ шили изъ Троицкаго сукна. Въ 1627 г. ему было скроено двѣ свитки изъ этого сукна, принесеннаго къ нему отъ Великіе Старицы Марѳ ы Ивановны.

Зимою 1630 г. изъ такого же сукна ему были скроены новыя двѣ свиточки, какъ и въ августѣ 1631 г.

Наименованіе сукна Троицкимъ указываетъ на изготовленіе въ Сергіевомъ монастырѣ самодѣ льныхъ суконъ. Патріархъ Іоасафъ I въ 1635 г. также скроилъ себѣ суконныя двѣ свитки. Повидимому, это была комнатная одежда, носимая в ъ холодное время.

Зимою патріархи надѣ вали шубы, покрой которыхъ сходствовалъ съ покроемъ рясокъ, положенныхъ только на мѣ ху, такъ какъ и шуба и ряска украшались для застегиванія нашивкою съ пуговицами въ 33 гнѣ зда, а иногда и болѣ е, что заставляетъ предполагать, что шуба кроилась полнѣ е и длиннѣ е ряски. У Филарета на песцовую шубу, крытую брусничными дорогами, нашивка была положена изъ 35 гнѣ здъ. На горностайной шубѣ патріарха Іосифа нашивка состояла изъ 56 гнѣ здъ, быть можетъ, соотвѣ тственно его росту.

У Филарета (1630 г.) хранилось 14 шубъ, въ томъ числѣ 4 бѣ личьихъ, одна соболья пупчатая, одна лисья, остальныя песцовыя.

У Іосифа были шубы, одна на собольихъ пупкахъ, двѣ на горностаяхъ.

У Никона находимъ: двѣ шубы куньихъ, три горностайныхъ, одну изъ чернаго бархата на бѣ льихъ черевахъ и одну нагольную бѣ лую, пухъ широкій, съ нашивкою ременною.

Шубы покрывались по большей части камкою такихъ же цвѣ товъ, какъ и ряски, въ томъ числѣ и свѣ тло-зеленымъ и лазоревымъ.

Между шубами упоминается и кошуля, у Филарета крытая тафтою двоеличною, шелкъ вишневъ да зеленъ, исподъ черева песцовые бѣ лы. У Іосифа--кошуля холодная камчатая зеленая мелкотравчатая. По всему вѣ роятію, это была короткая шуба, шубейка.

Въ 1626 г., въ октябрѣ, патріарху Филарету въ келью была сшита шуба овчинная изъ 15 овчинъ съ опушкою изъ ирхи, чищенная мѣ ломъ, слѣ д. нагольная.

Зимою патріархи носили штаны теплые, у Филарета тафтяные лазоревые на бѣ льихъ черевахъ, у Іоасафа I тоже на бѣ личьемъ мѣ ху.

Въ обыкновенныхъ выходахъ и выѣ здахъ, а также и въ домашнемъ быту патріархи покрывали голову шляпами и шапочками, а зимою въ походахъ камилавками и треухами.

Особою цѣ нностью по украшеніямъ отличались шляпы. Въ 1627 г. и зимою патріархъ Филаретъ устроилъ себѣ шляпу изъ боброваго ческового (?) пуху, сбитаго въ войлокъ, убранную тесьмою шелковою разныхъ цвѣ товъ съ золотомъ, съ двумя золотными же кистями--одна кисть съ ворворкою (связка корешокъ кисти) къ шляпѣ на верхъ, другая кисть съ двумя ворворками подъ бороду. Шляпа внутри была подложена камкою двоеличною, а по полямъ лазоревою. На верху изъ золотнаго плетенька пришито перекрестье. Подъ шляпою употреблялось полотенце-убрусъ.

Въ 1630 г. у Филарета находились еще 4 шляпы, въ томъ числѣ шляпа Цареградская, бархатъ черкъ, подложена камкою лазоревою.

Патріарху Никону въ 1654 г. Голанской земли нѣ мчинъ Кондратій Клинкинъ купилъ за моремъ шляпу пуховую сѣ рую, подложена камкою зеленою травчатою по цѣ нѣ за 13 р. 13 алт. 2 д.

Кромѣ шляпъ въ большомъ употребленіи были шапочки холодныя и теплыя на собольемъ мѣ ху; тѣ и другія камчатныя, цвѣ товъ вишневаго, красно-вишневаго, таусиннаго, зеленаго и даже лазореваго. У Филарета такихъ шапочекъ было 16, въ томъ числѣ 6 ветхихъ.

Въ зимнее время, кромѣ шапочекъ, смотря по надобности, патріархи надѣ вали треухъ, у Филарета соболій, крытый объярьми гвоздичными; у Никона--лисій черевій съ пухомъ, подъ бѣ лымъ бархатомъ. Іоасафъ I носилъ камилавку, а также и Никонъ имѣ лъ камилавку Греческую пуховую. Адріану въ 1691 г. былъ сдѣ ланъ камилавъ теплый изъ бурыхъ лисицъ.

Употреблялись и перчатки, называемыя въ то время рукавками. У Филарета находимъ (1630 г.): 1) рукавки холодныя вязеныя шелкъ зеленъ нѣ мецкое дѣ ло; запястье и зарукавье дѣ лано канителью; шиты шелками съ канителью два человѣ ка, травы и птицы; подложены дорогами алыми, опушка золото пряденое; 2) рукавки замшевыя, обшиваны шелкомъ лазоревымъ; 3) рукавки теплыя--черева лисьи буры; 4) двои рукавки песцовыя подъ камкою вишневою, опушены соболемъ. Для походовъ у Филарета были и рукавицы песцовыя съ собольею опушкою, поволочены камкою красновишневою.

Въ зимнее время, когда происходила церковная служба въ холодномъ соборѣ и въ иныхъ случаяхъ патріархи употребляли для согрѣ ванія рукъ особо для того сдѣ ланное серебряное яблочко, въ которое вѣ роятно вливалась теплая вода. Такое яблочко устроилъ себѣ патр. Іосифъ въ генварѣ 1649 г., для чего изъ его казны было выдано серебрянику 10 зол. серебра на яблочко, чѣ мъ государю-патріарху руки согрѣ вать. Въ 1669 г. Іоасафъ II пользовался такимъ же яблокомъ, въ тафтяной оболочкѣ.

Наиболѣ е употребительную обувь патріарховъ составляли сафьянные сапожки, зеленые и лазоревые, у Никона даже и красные. Въ комнатномъ обиходѣ они носили сафьянные же башмаки такихъ же цвѣ товъ и черные, а въ походахъ употребляли чеботки также сафьянные черные. Подъ каблуки всегда ставились желѣ зныя или мѣ дныя скобы. Старая обувь нерѣ дко починивалась. Такъ, въ 1626 г. сапожный мастеръ подъ государевы патріарховы сапоги государю-патріарху (Филарету) скобы положилъ да сапожки зеленые оправилъ. Въ 1627 г. февр. 22 чеботникъ вел. государю свят. патріарху подѣ лывалъ у сапожковъ каблучки и подбивалъ новыя скобки. Марта 23 патріарху сдѣ ланы къ Свѣ тлому Воскресенію сапожки въ лазоревомъ сафьянѣ. Въ 1629 г. передъ тѣ мъ же праздникомъ, марта 16, сдѣ ланы сапожки въ зеленомъ сафьянѣ. Въ 1631 г. сдѣ ланы башмачки сафьянные зелененые, тогда же чеботарь правилъ и чистилъ патріарховы чеботки и починивалъ каблучки и скобки подбивалъ у старыхъ башмачковъ. Въ 1643 г. и въ 1650 г. патріарху Іосифу также сдѣ ланы въ лазоревомъ сафьянѣ сапоги и башмачки со скобами.

При этой обуви патріархи носили чулочки и онучки. Для зимняго времени употреблялись чулки мѣ ховые. У Филарета (1630 г.) были: чулочки черева лисьи буры подъ тафтою гвоздичною; чулочки суконные черные на пупкахъ собольихъ; чулочки песцовые подъ камкою чешуйчатою; чулочки песцовые подъ черною тафтою; чулочки холодные камчатые таусинные подложенные миткалями; чулочки такіе же подложены киндякомъ. Чулки сермяжные бѣ лые. Патріархъ Іосифъ обувалъ чулочки суконные зеленые или темно-зеленые на хлопчатой бумагѣ, а такжо и онучки изъ зеленой байки. Въ 1643 г. ему въ келью куплены въ Рукавич~ номъ ряду чулки шерстяные за 3 алт. 2 д. (10 коп.).

У Никона (1658 г.) находимъ двое чулковъ лазоровые камчатные, чулки вязаные зеленые, четверо чулковъ камчатные стеганые на бумагѣ. Патріархъ Іоакимъ обувалъ онучки изъ тонкаго холста, для чего въ 1683 г. было выдано пять аршинъ такого холста.

Въ спальномъ обиходѣ патріарховъ находимъ слѣ дующіе предметы:

Въ собранныхъ нами записяхъ о патріаршемъ бытѣ вовсе не упоминается о кровати. Это даетъ поводъ предполагать, что по общему всенародному обыкновенію и у патріарховъ постель устроивалась на широкой лавкѣ у келейной стѣ ны. На лавкѣ полагался тюшакь (тюфякъ) изъ хлопчатой бумаги, крытый зеленымъ сукномъ (у Адріана) или простой тюфякъ, покупаемый въ Ветошномъ ряду, какъ въ 1652 г. въ этомъ ряду было куплено (для Никона) три тюшака, " въ келью, на чемъ спать государю-патріарху, по 23 алт. за тюшакъ". Кромѣ того, у него были тюфяки бумажный и кожаный. У Іоакима новый бумажный тюфякъ былъ покрытъ наволокою изъ чернаго киндяка.

Повидимому, на тюфякъ полагали еще пуховикъ. У Филарета пуховикъ былъ покрытъ наволокою камчатною черною. У него же находимъ ремень съ мѣ днымъ кольцомъ, чѣ мъ вяжутъ постельку, быть можетъ, въ случаяхъ походныхъ.

У Іосифа былъ пуховикъ келейный въ наволокѣ изъ камки алой индѣ йской. У Іоакима на бумажный пуховикъ сшита простыня изъ 12 арш. холста.

Одѣ яла употреблялись теплыя и холодныя: у Филарета въ числѣ одѣ ялъ было песцовое крыто тафтою черною, грива (заголовье) камка синя. Изъ холодныхъ -- одѣ яло камка гвоздичная травная, грива бархатъ вишневъ рытъ; другое: киндякъ вишневъ грива киндякъ лимонной.

Въ 1667 г. Іосафу II въ келью подано изъ Никоновскихъ одѣ яло на бумагѣ стеганое, тафта лазоревая, подложено киндякомъ лазоревымъ. Въ 1669 г. ему же сшито одѣ яло песцовое, крытое тафтою лазоревою съ заголовьемъ изъ тафты зеленой струйчатой.

Зимнее одѣ яло у Адріана было на лисьемъ мѣ ху съ собольею опушкою, крытое вишневымъ атласомъ съ заголовьемъ или передникомъ изъ зеленаго атласа.

Спальныя подушки были пуховыя изъ гусинаго пуху съ наволочками исподними изъ льняного холста, киндяка и крашенины, а верхнія изъ шелковыхъ тканей. У Филарета были подушки: подушечка {Должно замѣ тить, что предметы спальные, носильные и другіе именовались въ записяхъ по большей части въ ласкательномъ видѣ; подушка именовалась подушечкою, ряса -- ряскою, сапоги -- сапожками, башмаки -- башмачками и т. п., что, вообще, выражало благоговѣ йное вниманіе къ лицу святителя.} пуховая, наволочка тафта черная; подушечка пуховая, поволочена камкою зеленою мелкотравною и др.

Іоасафу I въ іюлѣ 1634 г. сшиты подушки изъ лазаревой крашенины. Іосафу II въ 1669 г. въ келью сдѣ ланы двѣ подушки изъ крашенины и зеленой тафты съ 4 ф. гусинаго пуху. Въ октябрѣ 1690 г. Адріану сшито 4 подушки съ исподними наволоками взъ льняного холста, въ которые пуху бѣ лаго пошло въ прибавку къ прежнему 17 ф.

Выходя изъ келій въ свои пріемныя полаты, то-есть являясь предъ собравшимся священствомъ и монашествомъ, или принимая разнаго званія мірской чинъ, патріархи неотмѣ нно на ряску возлагали на себя манатъю, какъ тогда именовалась мантія, и бѣ лый клобукъ.

Мантіи шились изъ различныхъ шелковыхъ тканей. У Филарета въ числѣ 26 манатей находилось: 5 бархатныхъ, 8 объяринныхъ, 5 камчатныхъ, 4 атласныхъ, 2 байберековыхъ, 1 тафтяныхъ, и одна самая скромная изъ суконца Троицкаго. Цвѣ тъ тканей преобладалъ смирный вишневый, красновишневый, багровый, гвоздичный; но употреблялись и свѣ тлые цвѣ та -- зеленый, лазоревый; изъ упомянутыхъ мантій у Филарета черныхъ было только три, лазоревыхъ двѣ, зеленыхъ три. Самая богатая манатья Филарета описана слѣ дующимъ образомъ: " манатья бархатъ красновишневъ рытъ, около евангелистовъ и около источниковъ низано жемчугомъ, подпушено камкою темносинею; евангелисты-- камка лазорева".

Подобныя мантіи находились и у Никона; у него также были двѣ мантіи лазореваго цвѣ та, одна атласная, другая объяринная; кромѣ того, одна бархатъ по червчатой землѣ травы черныя.

Относительно клобуковъ замѣ тимъ, что они обыкновенно бывали вязеные изъ шелковыхъ бѣ лыхъ нитей и нерѣ дко поновлялись посредствомъ мытья мыломъ и молокомъ. Шились также клобуки изъ бѣ лой камки. Въ числѣ 17 клобуковъ Филарета вязеныхъ было 11 и 5 камчатыхъ и, кромѣ того, одинъ теплый черево лисье, покрытъ бархатомъ рытымъ бѣ лымъ. Самый богатый клобукъ Филарета былъ также вязеный. Онъ описанъ слѣ дующимъ образомъ: " клобукъ большой нарядной, вязеной, шелкъ бѣ лой; на клобукѣ херувимъ низанъ жемчугомъ; по сторонамъ по четыре плаща (четыреугольныя дощечки), серебряныхъ да назади плащъ серебрянъ же золоченъ. На плащахъ на правой сторонѣ написано чернью 4 святыхъ: Никола чуд., Петръ митроп., Іона митроп. Московскіе чудотворцы; Исаія Ростовскій чудотвор. На лѣ вой сторонѣ --Иванъ Златоустъ, Алексѣ й митр, Московскій чудотворецъ; Леонтій, Игнатій Ростовскіе чудотворцы. На заднемъ плащѣ --Варлаамъ Хутынскій чуд., все навожено чернью". По мѣ стамъ клобукъ былъ украшенъ дорогими камнями и дорогимъ жемчугомъ. Наверху клобука находился золотой крестъ съ камнемъ лаломъ и двумя жемчужинами бурминскими большими, на ручкахъ у креста 2 яхонта лазоревы да два жемчуга бурминскихъ; херувимъ низанъ жемчугомъ. Изображеніе этого клобука см. " Указатель Патр. Ризницы" еп. Саввы, таблица IX, No 45.

У Никона находимъ 29 клобуковъ вязеныхъ и камчатыхъ и въ томъ числѣ старый Филаретовскій, описанный выше и очень богатый камчатный новый, на греческое д ѣ ло съ изображеніемъ во главѣ деисусовъ, по сторонамъ по 4 иконы, шитыхъ золотомъ, украшенный многими яхонтами червчатыми и лазоревыми, изумрудами, лалами, алмазами, золотыми запонами и жемчугомъ Кафимскимъ и Гурмышскимъ, большими зернами, кромѣ мелкаго.

Этотъ клобукъ на греческое дѣ ло былъ уже другой формы, другого образца противъ старозавѣ тныхъ Русскихъ клобуковъ, о которыхъ Павелъ Алеппскій отзывается, что они " весьма некрасивы, не имѣ ли камилавокъ, но были пришиты къ скуфьямъ безъ кружка, а съ мѣ ховой опушкой"; что были они скуфьей, а не камилавкой и съ клобукомъ малымъ, короткимъ и стянутымъ и потому будто бы безобразили лицо. И такъ какъ этотъ греческій уборъ очень нравился Московскому патріарху и очень шелъ къ его лицу, то онъ и поспѣ шилъ устроить себѣ новый клобукъ по покрою греческихъ клобуковъ и попросилъ Вселенскаго патріарха Макарія походатайствовать передъ царемъ, чтобы самъ царь возложилъ на него этотъ новый клобукъ. Такъ это и совершилось.

Однако между духовенствомъ и въ народѣ поднялся сильный ропотъ и негодованіе противъ такой новины. Но, подъ конецъ, всѣ архіереи и монахи пожелали надѣ ть такія камилавки и клобуки, вмѣ сто старыхъ, которыя, говоритъ Павелъ, дѣ лали ихъ смѣ шными.

Объ одѣ яніи Никона подробно разсказываетъ тотъ же свидѣ тель Павелъ Алеппскій.

Принимая пріѣ зжаго Вселенскаго патріарха, Никонъ встрѣ тилъ его въ сѣ няхъ передъ своими кельями, къ которымъ вели двѣ лѣ стницы. " Никонъ", говоритъ Павелъ, " вышелъ одѣ тый въ мантію изъ зеленаго рытаго узорчатаго бархата со скрижалями изъ краснаго бархата, на коихъ въ срединѣ изображеніе херувима изъ золота и жемчуга, и съ источниками изъ бѣ лаго галуна съ красной полоской въ серединѣ. На головѣ его былъ бѣ лый клобукъ изъ камки, верхушка котораго имѣ ла видъ золотаго купола съ крестомъ изъ жемчуга и драгоцѣ нныхъ каменьевъ. Надъ его глазами было изображеніе херувима съ жемчугомъ; воскрылія клобука спускались внизъ и также были украшены золотомъ и драгоцѣ нными каменьями. Въ правой рукѣ онъ держалъ посохъ". Въ друтое время, " въ день Пасхи", говоритъ Павелъ, " Никонъ былъ одѣ тъ въ одежду изъ рытаго краснаго бархата, длинную до земли съ узкими рукавами. Сверхъ этой одежды (рясы) на немъ была мантія зеленаго бархата, а на головѣ клобукъ (описанный выше). На ногахъ у него была зеленая обувь. Во все это время, замѣ чаетъ авторъ, мы часто видѣ ли на немъ обувь или сапоги зеленаго, голубаго или краснаго цвѣ та. Подобную обувь носитъ не одинъ онъ, но и большинство монаховъ, свя-щенниковъ и монахинь, которые щеголяютъ башмаками и сапогами зеленаго цвѣ та, ибо большая часть обуви, привозимой сюда Персидскими купцами, бываетъ зеленаго цвѣ ха. Такую же обувь носятъ и многіе изъ свѣ тскихъ людей. Какая эта прекрасная обувь", заключаетъ свой разсказъ діаконъ Павелъ.

При описанномъ архіерейскомъ нарядѣ патріархи неотмѣ нно имѣ ли въ правой рукѣ посохъ, а въ лѣ вой -- чотки.

Посохъ состоялъ изъ двухъ роговъ наверху древка, которое составлялось изъ трубокъ вперемежку съ яблоками и въ концѣ съ подковомъ, оковомъ, наконешникомъ или осномъ.

У Филарета въ 1630 г. всѣ хъ посоховъ было 14, въ томъ числѣ большой чеканный серебряный, золоченый, шестигранный, украшенный, убранный по рогамъ и тремъ яблокамъ дорогими камнями и жемчугомъ. Очень богатый посохъ прислалъ Филарету Кизылбашскій Шахъ-Аббасъ, -- безъ роговъ, къ которому святитель велѣ лъ придѣ лать рога. Весь посохъ былъ убранъ яхонтами, бирюзами, изумрудами и бурминскими большими жемчужинами.

Затѣ мъ слѣ дують: Посохъ, поднесенный Іосифомъ, архіепископомъ Суздальскимъ, обложенный бархатомъ чернымъ, съ яблоками и трубками серебряными золочеными рѣ зными на проемъ: Цареградскій, рога кость рыбья; Воскресенскій, обитъ серебромъ, съ финифтомъ лазоревымъ; два посоха Индѣ йское древо; посохъ древо Финиково, рога рыбій зубъ; Понахидной, обитъ серебромъ, поволоченъ бархатомъ; Вседневный, съ костми, врѣ зываны раковины; Дерево амбамъ, рога буйволовые; Раковинный, рога и яблоко костяные; Раковинный складной, яблока серебряные, прислалъ Ерусалимскій патріархъ Ѳ еофанъ.

Всѣ эти посохи, кромѣ вседневнаго, были украшены серебряными обоймицами. Самый цѣ нный посохъ былъ сдѣ ланъ патріарху въ 1629 г. въ государевой Золотыхъ дѣ лъ полатѣ, на что употреблено за каменье и за золото 578 р., --сумма по тому времени очень значительная.

У Никона въ числѣ 16 посоховъ сохранялись еще богатые посохи Филарета и, кромѣ того, " посохъ чудотворца Алексѣ я сандальной, рога да шесть яблокъ да наконешникъ, серебряные, золочены, рѣ зные, одно яблоко прорѣ зное".

Изъ собственныхъ посоховъ Никона находились: посохъ раковинный Греческой, рога и яблоки костяные, въ нихъ изумруды и лалы. Посохъ раковинный Греческой, рога слоновые, три яблока да наконешникъ, серебряны, золочены. Посохъ костяной рѣ зной, вверху на рыбей кости вырѣ заны образъ Спасовъ да Распятіе Господне, яблоки прорѣ зные. Посохъ покрытъ зеленымъ бархатомъ, рога и яблоки серебряные съ финифтью. Посохъ серебряный, сканной съ финифтью, яблока угловатые съ каменьи.

Въ числѣ чотокъ у Филарета находились чотки корольковые, бѣ лые, пронизки каменные, красные, кисть шелковая, съ золотомъ, ворворка (связки) у ней низана (жемчугомъ). Чотки яшмовые, съ пронизками корольковыми красными. Чотки хрустальные. Чотки рыбій зубъ. Патріарху Іосифу въ келью въ 1642 г. были куплены чотки рыбій зубъ, а въ 1643 г. янтарные жолтые.

У Никона накопилось чотокъ числомъ 45, разнороднаго издѣ лья, каковы были черные и бѣ лые изъ рыбьей кости, корольковые, деревянные, сердолишные, яшмовые, хрустальные, янтарные, шелковые разныхъ цвѣ товъ, мѣ деные, чорные, -- всѣ съ различными пронизками, прокладинами, промежками, и нѣ сколько Греческихъ шелковыхъ и деревянныхъ. Болѣ е другихъ примѣ чательные и богатые были " чотки хрустальные, въ промежкахъ шесть араматниковъ въ золотѣ, двѣ ворворки жемчужные, кисть золота съ шолкомъ зеленымъ. Чотки корольковые, промежъ ихъ 3 лала, да въ концехъ яхонтъ лазоревой, ворворка жемчужная, кисть золотная",

Въ 1721 г. декабря 22, передъ праздникомъ Рождества Христова, Петръ, будучи въ Синодальномъ домѣ, указалъ изъ оставшихся послѣ патріарховъ разныхъ одеждъ и другихъ предметовъ, что годное для церковной потребы, раздать отъ Синода въ бѣ дныя церкви; а все другое, именно одежды: клобуки, мантіи, рясы и прочее келейное, раздать Синодальнымъ членамъ, митрополиту, архіепископамъ и другимъ меньшимъ чинамъ. Раздача происходила 31 декабря.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал