Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзоръ зданій. 2 страница
Повидимому, митр. Геронтій, кромѣ новой постройки, обновилъ и полату митр. Іоны, перенеся находившуюся въ ней церковь Ризположенія въ новый особо для того выстроенный храмъ, заложенный имъ въ 1484 г. Въ іюлѣ 16 числа 1493 года, въ страшнѣ йшій пожаръ митрополичій дворъ снова весь погорѣ лъ, и потому митр. Зосима задумалъ уже и кельи себѣ выстроить каменныя. Въ тотъ же годъ онъ поставилъ на своемъ дворѣ три кельи каменныя съ подклѣ тами. Эти три кельи, т.-е. три комнаты въ одной связи, по всему вѣ роятію, были выстроены по старозавѣ тному образцу деревянныхъ келій, о чемъ говорено выше, и обнаруживали вообще скромные размѣ ры собственнаго помѣ щенія въ быту митрополитовъ, которое оставалось въ такомъ объемѣ даже у патріарховъ. Въ ХVІ ст., когда каменныя постройки стали дѣ ломъ обыкновеннымъ, лѣ тописцы перестаютъ упоминать о нихъ, какъ о рѣ дкихъ важныхъ событіяхъ въ городскомъ обиходѣ, а потому наши свѣ дѣ нія о дальнѣ йшемъ распространеніи такихъ сооруженій во дворѣ святителей очень скудны и пополняются только косвенными свидѣ тельствами. Нѣ сколько свѣ дѣ ній о митрополичьемъ дворѣ въ половинѣ XVI ст. при митр. Макаріи, получаемъ изъ Посольскихъ книгъ, гдѣ описываются пріемы у митрополита Литовскихъ посланниковъ. Въ 1552 г. въ Москву прибылъ посланникъ оть Польской Рады, Яковъ Гайко, и по царскому велѣ нью 11 декабря былъ у митрополита. Пріѣ халъ онъ на площадь (соборную) и ссѣ лъ съ лошади противъ Пречистыя (Успенскаго собора) у Грановитой полаты, отсюда шелъ на митрополичій дворъ въ малыя ворота, между Пречистыя и ц. Ризположенія. Эти ворота и въ XVII ст. прозывались Ризположенскими. Когда посланникъ вошелъ на митрополичій дворъ, то на нижнемъ крыльцѣ у сѣ ней его встрѣ тили въ качествѣ митрополичьихъ придворныхъ государевы дворяне. Въ то время митрополитъ сидѣ лъ у себя въ Малой Полатѣ. Налѣ во отъ него, отодвинувшись мѣ ста на два, сидѣ ли бояре кн. Иванъ Мих. Шуйскій да Данила Романовичъ (Юрьевъ). А отъ бояръ, пропустя мѣ ста съ два, сидѣ лъ дьякъ Иванъ Михайловъ (Висковатый) и далѣ е отъ него дѣ ти боярскiе многіе. А направѣ у митрополита сидѣ ли три владыки -- Суздальскій, Коломенскій, Крутицкій; а отъ нихъ сидѣ ли архимандриты и игумены до коника, а на коникѣ (т.-е. на концѣ лавокъ) сидѣ ли митрополичьи бояре. Отправивъ обычные порядки посольства, посланникъ былъ приглашенъ митрополитомъ къ обѣ ду, котораго дожидаться ему назначено было на другой смежной площади, за Иваномъ Святымъ, въ Разбойной Избѣ, т.- е. въ присутственной комнатѣ Разбойнаго приказа. Столованье происходило въ митрополичьей (столовой) Избѣ, гдѣ посланникъ былъ посаженъ въ кривомъ столѣ. Въ большомъ столѣ сидѣ ли бояре, отодвинувшись отъ митрополита мѣ ста на два; а отъ нихъ, отодвинувшись мѣ ста на два, сидѣ лъ дьякъ Иванъ Михайловъ (Висковатый). Далѣ е сидѣ ли въ лавкахъ и въ скамьѣ дѣ ти боярскіе; а на окольничемъ (мѣ стѣ) сидѣ ли за столомъ митрополичьи бояре да гости. Священнаго чина въ это время не было за столомъ. Столованье съ его обрядами происходило по общему обычаю, какъ и въ царскихъ полатахъ. Черезъ нѣ сколько дней, 21 декабря, происходилъ вторичный пріемъ посланника, въ томъ же порядкѣ, только въ Малой Лолатѣ. Бояръ не было, сидѣ ли у митрополита направѣ и налѣ вѣ владыки; направѣ отъ владыкъ, пропустя мѣ ста съ два, сидѣ лъ дьякъ Висковатый, за нимъ далѣ е государевы дѣ ти боярскіе. Налѣ во отъ владыкъ сидѣ ли архимандриты и игумены, на коникѣ митрополичьи бояре (Сборникъ Спб. Историческаго Общества, томъ 95). Другой Литовскiй посланникъ два раза представлялся митрополиту--1 и 7 февраля 1555 г. Пріѣ халъ онъ тоже на Соборную площадь; слѣ зъ съ лошади близко собора Пречистыя у юго-западнаго угла и шелъ на митрополичій дворъ отъ Пречистыя въ малыя ворота. Митрополитъ въ ту пору сидѣ лъ въ Столовой полатѣ, которая по царскому предварительному повелѣ нію была къ этому пріему еще наканунѣ пристроена, т.-е. снаряжена какъ подобало для болѣ е значительнаго посланника, при чемъ государь повелѣ лъ также, чтобъ и на дворѣ было устроено; " а въ кою пору будетъ посланникъ, и въ то время были бы у митрополита владыки и архимандриты всѣ, которые на Москвѣ, и во всемъ было бы у него чиновно". Встрѣ ча посланнику была среди лѣ стницы, на нижнемъ крыльцѣ, другая была середи сѣ ней предъ Столовой полатой. Затѣ мъ обѣ встрѣ чи шли съ посланникомъ вмѣ стѣ къ митрополиту въ полату, гдѣ пріемъ происходилъ по прежнему порядку. Въ заготовленномъ вновь чинѣ поставленія митрополита (Аѳ анасія), 1564 г. февраля 20. сказано между прочимъ, что послѣ избранія въ царскихъ полатахъ, нареченнаго власти провожали въ Успенскій соборъ, откуда власти выходили съ нимъ западными дверьми и провожали его на митрополичій дворъ; " и возведутъ его на митрополичь дворъ и посадятъ его на митрополичѣ мѣ стѣ въ полатѣ Бѣ лой и многолѣ тствуютъ по обычаю. А по-лату бояре митрополичи устроятъ по обычаю". Эта Бѣ лая полата упоминается и при поставленіи въ 1589 г. перваго патріарха Iова, который въ ней принималъ патріарха Іеремію. Когда, послѣ царскаго стола, въ первый день посвященія въ патріархи Іова, онъ на другой день позвалъ къ своему столу патріарха Іеремію, то по этому случаю происходили слѣ дующія церемоніи. Патріарха-гостя за воротами встрѣ тили дѣ ти боярскіе (теперь уже патріаршіе). На дворѣ его встрѣ тилъ бояринъ патріаршій, дворецкій, дьяки, дворяне, дѣ ти боярскіе, многіе сойдя съ лѣ стницы и на лѣ стницѣ и на переходахъ. А на всходѣ въ верху встрѣ тили архіепископы, епископы, архимандриты, игумены. Іовъ патріархъ въ то время былъ въ Бѣ лой полатѣ. И какъ Іеремія патріархъ вошелъ въ сѣ ни, Іовъ патріархъ вышелъ изъ полаты и встрѣ тилъ его у дверей на примостѣ. Здѣ сь другъ у друга они просили благословенія и говорили рѣ чи. " Потомъ Іеремія патріархъ Іову патріарху почесть воздалъ, велѣ лъ ему въ полату преждъ себя итти". Вошедъ въ полату, послѣ молитвъ и благословенія, патріархи сѣ ли на уготованныхъ мѣ стахъ. Началось пѣ ніе многолѣ тія государю и здравствованіе государю, а потомъ патріарху Іереміѣ съ исполатъю --исполаити деспота. Онъ въ это время сѣ лъ на свое мѣ сто и Іову велѣ лъ сѣ дѣ ти. Но патріархъ Іовъ патріарха Іеремію возвеличилъ, не сѣ лъ, покамѣ стъ пѣ ли заздравіе святѣ йшему. И какъ стали пѣ ть исполаити деспота, Іеремія почтилъ Іова почестію великою и съ челобитьемъ посадилъ на мѣ стѣ уготованномъ. Тѣ мъ же порядкомъ совершилось здравствованіе и патріарху Іову. Спустя немного времени патріархи ѣ здили къ государю вь Золотую полату съ благословенными дарами отъ Іова. Побывши у государя, они возвратились на патріарховъ дворъ и шли въ Бѣ лую полату, а по времени изъ Бѣ лой полаты въ сопровожденіи всѣ хъ властей пошли за столъ въ Большую полату. А столъ патріархамъ учиненъ былъ одинъ; справа сидѣ лъ Іеремія, а слѣ ва Іовъ. А передъ ними на столѣ положены хлѣ бы и судки, особно для каждаго, порознь; и ѣ ства была имъ порознь, по блюду; кравчіе у нихъ стояли тоже особые. За столомъ, кромѣ духовныхъ властей, присутствовали и царевы бояре, дворяне, дьяки, многіе дѣ ти боярскіе. Во время кушанья пѣ вчіе пѣ ли славники Успенію пославянски и по-гречески. Послѣ стола были обычныя чаши: 1) Богородицына столовая, 2) Петра чудотворца, 3) царя Ѳ едора Ив., 4) царицы Ирины, 5) Іова патріарха, 6) Іереміи патріарха. Затѣ мъ слѣ довали дары оть Іова всѣ мъ пріѣ зжимъ грекамъ, начиная съ патріарха. На прощаньи, когда Іеремія пошелъ изъ полаты, Московскій патріархъ проводилъ его изъ полаты въ сѣ ни, гдѣ оба благословлялись и о Христѣ цѣ лованіе учинили. Вслѣ дъ затѣ мъ Іовъ послалъ къ Вселенскому патріарху надомъ своего дворянина съ перепоемъ, какъ наименована обычная послѣ стола присылка гостю разныхъ винъ. На третій день патріархова поставленія столъ происходилъ также въ Большой полатѣ. Въ этоть день, выйдя изъ-за стола, патр. Іовъ объѣ зжалъ съ крестомъ и св. водою на осляти кругомъ Бѣ лаго города, " около града большаго новаго Царя Града". какъ обозначено въ Запискѣ. Возвращаясь къ дому, патріархъ взъѣ халъ на свой дворъ къ лѣ стницѣ на осляти. Тутъ изъ-за стола, " изъ Большія полаты встрѣ тили его архимандриты и игумены, на переходахъ епископы, а въ сѣ няхъ митрополиты и архіепископы и весь причтъ церковный. Столъ совершился по чину святительскому, какъ ведется на поставленіе". И впослѣ дствіи торжественные патріаршіе столы давалиеь также въ этой Большой полатѣ. Такъ, въ 1592 г. царь Ѳ едоръ Ивановичъ на праздникъ Петра чудотворца, 21 декабря, ѣ лъ у патріарха Іова въ Большой полатѣ. Такимъ образомъ, къ концу ХVІ вѣ ка мы находимъ на митрополичьемъ, теперь уже на патріаршемъ, дворѣ: 1) церковь Ризположенія; 2) между этою церковью и Успенскимъ соборомъ малыя ворота; 3) Малую полату; 4) Избу столовую, т.-е. деревянную; 5) Столовую полату; 6) Бѣ лую полату, быть можетъ, ту же Столовую; 7) къ ней отъ крыльца съ лѣ стницами-- пере-ходы; 8) Большую полату съ крыльцомъ не съ улицы, а со двора, и переходы къ ней, вѣ роятно тѣ же, которые вели и къ Столовой полатѣ. Не упоминаемъ о постройкахъ, возведенныхъ въ концѣ ХV в., и о полатѣ Іоны митрополита, которыя могутъ скрываться подъ упомянутыми именами зданій XVI ст. По всему вѣ роятію, какъ мы упоминали, Большая полата составляла постройку митрополита Іоны. По случаю поставленія патріарха Іова упомянута и церковь на митрополичьемъ дворѣ во имя Соловецкихъ чудотворцевъ, въ которой новый патріархъ служилъ въ 1589 г. генваря 27 обѣ дню. Эта церковь съ предѣ ломъ апостола Филиппа, по всему вѣ роятію, была построена митр. Филиппомъ (1566--1568 гг.), прежде Соловецкимъ игуменомъ, неумолимымъ обличителемъ неистовой жизни царя Ивана Грознаго. Она находилась на восточной сторонѣ митрополичьяго двора, гдѣ нынѣ стоитъ храмъ 12 Апостоловъ, и была разобрана, какъ увидимъ, при патріархѣ Никонѣ, сооружившемъ на этомъ же мѣ стѣ новый храмъ во имя апостола Филиппа, перестроенный при патр. Іоакимѣ во имя 12 Апостоловъ, о чемъ будемъ говорить въ своемъ мѣ стѣ. Повидимому, церковь Соловецкихъ чудотвор. служила вмѣ сто церкви Ризположенской домовымъ храмомъ митрополитовъ и несомнѣ нно, что предъ ея дверьми находились и жилыя кельи митрополитовъ, быть можетъ, и тѣ каменныя, которыя выстроилъ митр. Зосима. Патріархъ Іовъ (1589--1597 гг.), какъ онъ самъ свидѣ тельствуетъ въ своемъ духовномъ завѣ щаніи, построилъ для себя, на своихъ патріаршихъ сѣ няхъ, новый домовый храмъ во имя Трехъ Святителей Московскихъ--Петра, Алексѣ я и Іоны--съ западной стороны патріаршаго двора, вблизи царскаго Дворца {Мѣ стоположеніе этой церкви на патріаршихъ сѣ няхъ выясняется послѣ дующими записями: " 1667 г. царь изъ собора шелъ къ патріарху, который его встрѣ тиль на большой л ѣ стницѣ въ дверяхъ передъ ц. Трехъ Святителей въ паперти и, принявъ царя подъ руки, шли вмѣ стѣ въ Крестовую. Въ 1671 г. они же вышли изъ Крестовой до паперти Трехъ Святителеи и на большую лѣ стницу. Царь шелъ въ Крестовую переходами сквозь старую Столовую и черезъ паперть цер. Трехъ Святителей. Въ 1672 г. тѣ ло патріарха Іоасафа изъ его келіи несли сквозь сѣ ни ризничаго и въ паперть, что передъ новою церковью (Филиппа апостола), да сквозь заднюю и большую Крестовую полату въ ц. Трехъ Святителей, что на Сѣ няхъ".}.Храмъ былъ основанъ надъ святыми воротами двора, сооруженными еще митроп. Геронтіемъ въ 1473 г., противъ сѣ веро-западнаго угла Успенскаго собора {Въ 1698 г. эти ворота были задѣ ланы кирпичомъ и подъ своды подведенъ каменный столбъ.}. Кромѣ постройки церкви, патріархъ Іовъ давалъ деньги изъ своей келейной казны и на всякое каменное церковное, келейное и дворовое дѣ ло, вообще на устройство патріаршаго двора. При Самозванцѣ, въ 1605 г., Іовъ былъ насильственно сведенъ съ патріаршества и удаленъ въ Старицкій монастырь, гдѣ и скончался въ 1607 г. Въ Смутное время Патріаршій Домъ не одинъ разъ былъ свидѣ телемъ неистовыхъ нападеній со стороны преданнаго Полякамъ боярства, которое приходило къ патріарху Ермогену съ настойчивыми требованіями то подписать измѣ нныя грамоты къ Польскому королю, то подписать грамоты къ кн. Пожарскому, чтобъ уходилъ отъ Москвы съ своимъ Ополченіемъ и не тѣ снилъ бы Кремлевскихъ Поляковъ. Святитель одинъ оставался храбрымъ человѣ комъ и отвѣ чалъ насильникамъ: " Если и всѣ вы согласились на неправедное дѣ ло, но я не соглашаюсь и не благословляю этого дѣ ла. А поступите противъ моего совѣ та, да будетъ на васъ вѣ чная клятва". Дѣ ло доходило даже до ножа, которымъ угрожалъ патріарху заводчикъ смуты Мих. Салтыковъ. Святитель противъ этого ножа явилъ крестъ Господень и проклялъ Салтыкова. По всему вѣ роятію, все это происходило въ Крестовой полатѣ, куда обыкновенно собиралось боярство на совѣ тъ съ патріархомъ. Послѣ всѣ хъ споровъ непреклоннаго святителя, " безчестно связавши", отведи въ Чудовъ монастырь и тамъ въ темницѣ уморили его голодомъ. Онъ скончался 20 февраля 1611 года. Послѣ Московской Розрухи отецъ Богомъ избраннаго царя Михаила, патріархъ Филаретъ Никитичъ, нашелъ патріаршій дворъ въ разоренномъ состояніи и по бѣ дности царской казны и своей патріаршей не могъ употребить достаточныхъ средствъ на обновленіе запустѣ вшаго двора, а къ тому великій Кремлевскій пожаръ 1626 г. опустошилъ и все то, что оставалось до того времени цѣ лымъ. Царь Михаилъ Ѳ ед. ходилъ въ то время и съ царицею на богомолье къ Троицѣ -Сергію. Патріархъ успѣ лъ удалиться отъ пожарища въ Новинскій монастырь, гдѣ и оставался до возобновленія построекъ на своемъ патріаршемъ дворѣ, перейдя потомъ на Троицкое Кремлевское подворье. Государь съ царицею поселился въ селѣ Покровскомъ-Рубцовѣ. Само собою разумѣ ется, что на патріарховѣ дворѣ, какъ и на царскомъ, все деревянное погорѣ ло, а также и въ каменныхъ зданіяхъ кровли и вся деревянная обдѣ лка тоже все погорѣ ло. Обновленіе всего двора и началось плотничными работами. Для жилища самого патріарха въ это время были срублены новыя кельи на остававшихся старыхъ каменныхъ подклѣ тахъ. Отрывочныя свѣ дѣ нія объ этомъ находимъ въ современныхъ запискахъ патріаршихъ Приказовъ. Выстроенныя вновь патріаршія кельи заключали въ себѣ обычныя отъ вѣ ковъ указанныя три клѣ ти въ одной связи, въ обычномъ размѣ рѣ простой крестьянской избы, не болѣ е, а иногда и болѣ е трехъ саженъ въ квадратѣ. По составу келій патріарха Филарета мы обозначили выше и древнѣ йшій первоначальный составъ келейнаго жилища святителей, --такъ были просты и первобытны эти кельи. Изъ нихъ первая отъ входа келья именовалась переднею, вторая въ собственномъ смыслѣ комнатою (родъ кабинета) и третья малою заднею келейкою (опочивальня). Передъ кельями были построены обычныя сѣ ни, большія передъ переднею и малыя передъ заднею. Сѣ ни большія простирались отъ комнаты и до малыхъ сѣ ней и были покрыты особою кровлею-- полаткою. Большія сѣ ни въ то время соотвѣ тствовали нашимъ пріемнымъ заламъ, а потому въ нихъ у стѣ нъ были устроены лавки съ кониками и рундуки, возвышенные помосты со ступенями передъ дверьми въ переднюю, или въ комнаты, такъ какъ уровень пола сѣ ней бывалъ нѣ сколько ниже пола внутреннихъ комнатъ. Въ трехъ кельяхъ было 16 оконъ со слюдяными окончинами и, кромѣ того, въ малой задней кельѣ патріархъ устроилъ себѣ вмѣ сто слюдяной окончину стекольчатую съ желѣ зными полуженными дверцами, что въ то время было новостью. В ъ обѣ ихъ сѣ няхъ было также 16 оконъ со слюдяными же окончинами. Въ каждой кельѣ была поставлена печь, и всѣ три печи были расписаны травами, на что употреблены разныя краски, и особенно киноварь и лазорь, и свѣ жія яйца, изъ желтковъ которыхъ и составлялось красочное письмо. Въ подклѣ тахъ подъ кельями были поставлены двѣ печи безъ украшеній. Въ кельяхъ и въ сѣ няхъ мостъ или полъ былъ настланъ изъ досокъ. На внутреннюю уборку или опушку окончинъ, дверей, лавокъ, тамъ, гдѣ въ царскомъ быту употреблялось обыкновенно красное сукно, у патріарха употреблено темно-синее, а въ иныхъ мѣ стахъ и лазоревое. Позади малой кельи въ сѣ няхъ былъ устроенъ отходъ. Кельи соединялись съ другими зданiями переходами, крытыми галлереями, черезъ которыя между прочимъ патріархъ уходилъ и въ особую одинокую (уединенную) келейку, съ малыми сѣ нцами, въ которыхъ также была устроена и лавка для сидѣ нья. Эта одинокая келейка, каменная, носила названіе Крестовой писаной полатки, потому что была украшена стѣ нописью. Въ 1633 г. въ ней были вставлены три стекольчатыя нарядныя окончины съ травами и со птицами. Упоминается также средняя каменная полатка, которая вмѣ стѣ съ упомянутою Крестовою, быть можетъ, составляла тѣ каменныя кельи, которыя построилъ митроп. Зосима. Такимъ образомъ, мало-по-малу патріарховъ дворъ обновлялся обдѣ лкою старыхъ каменныхъ строеній и новыми деревянными постройками. Кельи патр. Филарета, готовыя для житья, были освящены 20 сентября 1626 года. Въ этотъ день Ризположенскій черный попъ Трифонъ пѣ лъ молебенъ на новосельѣ въ государевой патріарховѣ въ передней кельѣ Животворящей Троицѣ и Архангелу Христову. Другой черный попъ отъ Соловецкихъ чуд. пѣ лъ молебенъ въ Комнатѣ Успенію Богородицы и Тремъ Святителямъ Московскимъ чудотворцамъ Петру, Алексѣ ю, Іонѣ. Третій попъ, крестовый патріарха, пѣ лъ молебенъ въ задней келейкѣ Ризѣ Господней и Знаменію Богородицы. Такимъ образомъ въ каждой кельѣ совершились особые молебны. Изъ пріемныхъ большихъ полатъ, существовавшихъ въ эти годы (1626--1633 г.) да и въ теченіи всего XVII ст., на патріарховомъ дворѣ были возобновлены Крестовая, Столовая или Макарьевская, построенная или вновь устроенная вѣ роятно знаменитымъ митроп. Макаріемъ (1542--1563 г.). Какое назначеніе имѣ ла эта послѣ дняя полата въ быту святителей, намъ неизвѣ стно, а впослѣ дствіи о ней вовсе и не упоминается, почему возможно заключить, что она стала именоваться Старою Столовою. Крестовая полата устроивалась въ одно время съ кельями, такъ какъ эта пріемная прежде всего была необходима для происходившихъ въ ней обрядовыхъ дѣ йствъ. Въ 1624 г., когда 15 августа государь обѣ далъ у патріарха, Крестовая названа большою полатою. Въ сентябрѣ 1626 г. въ ней были устроены подволоки, т.-е. потолки изъ пятисаженныхъ дубовыхъ брусьевъ, что даетъ свѣ дѣ ніе о ея размѣ рѣ -- 15 арш. въ квадратѣ -- и о томъ, что въ ней не было сводовъ, или же они были разрушены во время пожара. Однако есть извѣ стіе, что въ маѣ 1627 г. въ ней каменщики сводили верхъ, слѣ дов. подволоки были устроены временно. Надъ нею была еще полата, гдѣ жилъ старецъ Селиверстъ, крестовый попъ патріарха. Въ іюнѣ 1629 г. подъ нею каменщики подводили стѣ ну и небо. Она была покрыта деревянною кровлею, потому что стояла отъ другихъ зданій особнякомъ. Передъ нею были расположены большія сѣ ни крестовыя и крыльцо съ лѣ стницею, переднею, отъ Собора. Мостъ или полъ въ полатѣ въ 1629 г. былъ выстланъ синимъ кирпичомъ, который дѣ лали у московскихъ гончаровъ въ Гончарной слободѣ по особому заказу патріарха, въ количествѣ 10.000 кирпичей. Тѣ мъ же кирпичомъ тогда же были выстланы полъ въ Средней полаткѣ и въ проходныхъ малыхъ сѣ няхъ. Окончины по обычаю были слюдяныя большія. Опушка окончинъ и дверей изъ лазореваго или же темно-синяго сукна. Въ переднемъ углу, гдѣ стояли иконы, надъ образами, стѣ на была росписана. Столовая полата находилась съ западной стороны отъ Крестовой по той же линіи передъ Успенскимъ соборомъ. Подробностей о ея возобновленіи не имѣ емъ. Есть свѣ дѣ ніе только о ея внут ренней уборкѣ; ея двери и окна, вмѣ сто сукна, были опущены сѣ рыми полстми (войлоками), но одна дверъ была обита красною кожею коневьею; въ полатѣ на желѣ зной проволокѣ былъ прикрѣ пленъ шанданъ висящій. Отъ Столовой полаты существовали каменные переходы къ церкви Ризположенія. Патріархъ съ большимъ усердіемъ возобновилъ и находившіеся во дворѣ старые каменные храмы. Какъ упомянуто, на патріаршемъ дворѣ стояли три церкви: 1) Ризположенія близъ западныхъ вратъ Успенскаго собора, 2) Трехъ Святителей у сѣ веро-западнаго угла собора и 3) Соловецкихъ чудотворцевъ на восточной сторонѣ двора. Храмы стояли особняками, соединяясь съ жилыми помѣ щеніями сѣ нями и переходами. Возобновленіе этихъ церквей началось вскорѣ послѣ пожара. Въ церкви Ризположенія, между прочимъ, были написаны иконостасныя мѣ стныя иконы, а также деисусы, праздники, пророки извѣ стнымъ въ то время иконописцемъ Назарьемъ Истоминымъ. Съ особою заботливостью патріархъ устроивалъ предѣ лъ Ризположенія во имя св. Георгія. Вновь ли былъ сооруженъ этотъ предѣ лъ или возобновленъ старый, неизвѣ стно. Для его устройства, между прочимъ, надъ престоломъ изъ красно-лазоревой крашенины было сдѣ лано " небо, чтобъ волосъ и пыль не пала". 17 ноября 1626 г. предѣ лъ былъ освященъ. Обновлена была и церковь Трехъ Святителей. Въ ней установлены иконы; деисусы, праздники, пророки, праотцы; слѣ д. иконостасъ былъ пятиярусный, что обнаруживаетъ не совсѣ мъ малый окладъ или размѣ ръ церкви. Особенно чтилъ патріархъ Филаретъ старый храмъ Соловецкихъ Чудотворцевъ, празднуя ихъ память 17 апрѣ ля--Зосимы и 27 сентября--Савватія. О его возобновленіи свѣ дѣ ній не встрѣ чаемъ, а потому должно полагать, что храмъ оставался цѣ лымъ во время пожара. Въ немъ служилъ наемный попъ, получавшій зажилого въ мѣ сяцъ полполтины, т.-е. 25 коп. Въ 1630 г. патріархъ обновилъ предѣ лъ храма во имя апостола Филиппа и освятилъ его 7 мая. Въ 1631 г. въ сѣ няхъ передъ храмомъ Чудотворцевъ былъ устроенъ для составленія св. мiра особый шатеръ, подъ которымъ были помѣ щены мѣ дныя корчаги и котелъ, сдѣ ланные извѣ стнымъ въ то время мастеромъ мѣ дныхъ дѣ лъ Дмитр. Сверчковымъ. Весною того же года подъ церковью была построена деревянная казенка (кладовая) для соборныхъ книгъ. Патріархъ Іоасафъ I въ 1637 г. также праздновалъ память Чудотворцевъ и въ 1640 г. украсилъ паперти настѣ ннымъ письмомъ, гдѣ были написаны деисусы, Спасовъ образъ, да Богородицынъ, стоящіе, да Соловецкіе Чудотворцы, преклонные. При патріархѣ Іосифѣ въ 1644 г. въ церковь Чудотворцевъ были написаны деисусы, для которыхъ по сводамъ храма была устроена дуга деревянная. Въ 1653 г. церковь, какъ увидимъ, была разобрана. По поводу происходившихъ при патр. Филаретѣ возобновленій старыхъ каменныхъ зданій и новыхъ построекъ, каменныхъ и деревянныхъ, упоминаются разнородныя строенія, которыя въ своей совокупности указываютъ на бытовой составъ патріархова жилища. Пространство, занятое всѣ ми строеніями двора, раздѣ лялось на двѣ половины; одна занимала или составляла передній дворъ возлѣ Каменныхъ полатъ, выходившихъ на линію къ Успенскому собору. На этотъ дворъ вели переднія или св. ворота. Они обозначены и на планѣ Годунова. Другая половина двора, составляла задній дворъ съ задними воротами на Троицкую улицу, примыкавшій къ Троицкому подворью, отдѣ ленному отъ патріархова двора заборомъ, въ которомъ была устроена калитка для прохода на подворье. Кромѣ того различныя хозяйственныя части внутри двора отдѣ лялись другъ отъ друга заметомъ или такимъ же заборомъ особаго устройства. По отдѣ лу управленія патріарховымъ обиходомъ находился Дворцовый Приказъ, именуемый также Дворцовою избою, на постройку котораго было куплено два сруба, горница съ комнатою 3-хъ саженные въ квадратѣ, по цѣ нѣ за 24 руб.; къ нимъ были придѣ ланы сѣ ни съ крыльцомъ; въ комнатѣ устроили казенку, родъ особой присутственной комнатки, въ которой обыкновенно сидѣ лъ начальный человѣ къ и сохранялась казна. Во всемъ помѣ щеніи было 10 оконъ съ слюдяными окончинами и одна изразчатая печь. Отъ другихъ строеній приказъ былъ отгороженъ заметомъ. Другія домовыя учрежденія помѣ щались также или въ отдѣ льныхъ строеніяхъ или же въ полатахъ и комнатахъ каменныхъ зданій. Изъ нихъ по отдѣ лу управленія упоминаются: Казенный Приказъ, патріаршъ Разрядъ, Судный Приказъ, Изба Казначейская; Верхняя полата, гдѣ положена патріархова келейная казна; Панская полата, гдѣ Поляки живутъ, подначальные люди, сидѣ вшіе подъ началомъ для приготовленія къ крещенію или новокрещены для исправленія въ Вѣ рѣ; Задняя полата, гдѣ живутъ дѣ ти боярскіе; подклѣ тъ подъ Ризницею, гдѣ подьяки (пѣ вчіе) учатся; полата, гдѣ большіе подьяки живутъ; полатка, гдѣ сажаютъ въ смиренье. По отдѣ лу ремеслъ и художествъ существовали особыя Иконная полата, Серебряная полата, гдѣ работали иконописцы и серебряные мастера; подклѣ тъ, гдѣ живетъ старецъ золотошвея, Въ особомъ помѣ щеніи вверху каменнаго зданія работали золотари, для чего у нихъ въ проходныхъ сѣ няхъ былъ сдѣ ланъ новый горнъ. Для кормоваго и приспѣ шнаго обихода существовали особыя постройки: цѣ лый дворъ именовался Кормовымъ. Въ немъ находились: Поварня, ѣ ственная и Расхожая, Кормовая изба, Кормовая полата, Сытный дворецъ, Сытная изба, Сытенная полата Хлѣ бенная изба и полата, Хлѣ бенный дворецъ, Приспѣ шная изба, Сушильная полата съ 30-ю окошками. Погреба: Простой пивной, Поддѣ льный пивной, Медвяной, Поварная пивная; на Москвѣ -рѣ кѣ былъ устроенъ рыбный садъ, садовка рыбы. Въ разныхъ мѣ стахъ двора стояли кельи-избы служащихъ патріарховыхъ лицъ. Его крестовый попъ имѣ лъ свою избу-келью, за которую было заплачено 13 руб. У заднихъ воротъ съ одной стороны жилъ архидіаконъ, съ другой--казначей въ особыхъ избахъ-кельяхъ, на подклѣ тахъ, слѣ д. двуярусныхъ. Таковъ былъ въ краткомъ очеркѣ составъ патріаршаго двора при Филаретѣ Никитичѣ. Во многихъ хозяйственныхъ частяхъ онъ сохранился и въ послѣ дующее время. Преемникъ его патр. Іоасафъ I въ тотъ же годъ, когда вступилъ на патріаршество (1634 г. февр. 3), велѣ лъ обновить стѣ нопись передъ Столовою въ проходныхъ сѣ няхъ тамъ, гдѣ былъ написанъ Образъ Спаса Нерукотвореннаго, указалъ написать образъ Спаса Недреманное Око, да наново переписать на стѣ нѣ образъ Знаменія Богородицы, Живоначальныя Троицы, Трехъ Моск. Святителей Петра, Алексѣ я, Іоны, да Филиппа Апостола, Страстотерпца Христова Георгія, Зосимы и Савватія Соловецкихъ чудотворцевъ; да передъ сѣ ньми Успеніе Богородицы. Въ это же время починены письмомъ деисусы, что стоятъ надъ дверьми папертными къ Тремъ Святителямъ. Въ 1640 г. патріархъ устроилъ существовавшій за Фроловскими воротами патріаршій огородъ, который былъ окопанъ рвомъ, огражденъ тыномъ и плетнемъ на 80 саж., а на Житномъ дворѣ построилъ новую большую житницу. Этотъ огородъ находился на Воронцовомъ полѣ. Въ 1634 г. отхуда было продано огурцовъ на 5 руб. І6 алт. 4 д.--сумма по тогдашнему времени очень значительная для доходовъ съ огорода при тогдашней дешевизнѣ огурцовъ. Въ каменныхъ хоромахъ были починены переходы къ церкви Соловецкихъ чуд., гдѣ смыкали своды. Подъ Крестовою также сводили своды и починивали печь. Особенное и многое переустройство различныхъ зданій патріаршаго двора происходило при патр. Іосифѣ. Въ самомъ началѣ своего патріаршества, въ 1642 г. онъ указалъ подмастерью каменныхъ дѣ лъ Давыду Охлебинину Крестовые сѣ ни и полаты: Крестовую, Золотую, Казенную, Проходную, что передъ Казенною, то-есть весь корпусъ давней постройки, вѣ роятно уже очень обветшавшей, разобрать до подшвы и сдѣ лать все наново, по смѣ тѣ извѣ стнаго въ то время архитектора подмастерья каменныхъ дѣ лъ Антипы Константинова и подъ его смотрѣ ніемъ, съ приказомъ во всемъ его слушать, что онъ ни укажетъ.
|