Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзоръ зданій. 4 страница






" Послѣ этого патріархъ поклонился ему и извинялся, выражая свою благодарность; затѣ мъ посадилъ его за (особый) царскій столъ, который раньше одинъ изъ бояръ уставилъ золотыми сосудами, наподобіе чашъ, солонками, кувшинчиками съ уксусомъ и пр. Столъ этотъ стоялъ въ углу полаты, подлѣ двухъ оконъ, выходящихъ одно на соборъ, другое на Чудовъ монастырь. Близъ него, слѣ ва, былъ поставленъ другой столъ для патріарха, а подлѣ -- большой столъ, который занялъ остальное пространство на этой сторонѣ, обращенной къ собору; за нимъ посадили всѣ хъ бояръ и сановниковъ государства. Нашего учителя посадили за особымъ столомь справа отъ царя и подлѣ него Сербскаго архіепископа. Грузинскаго царевича посадили близъ нихъ въ этомъ переднемъ мѣ стѣ, также за особымъ столомъ, и близъ же нихъ трехъ (другихъ) царевичей, тоже за особымъ столомъ. Къ каждому столу отдѣ льно было приставлено по нѣ скольку виночерпіевъ и слугь. Митрополитовъ, архимандритовъ и прочихъ настоятелей, соборныхъ протопоповъ и священниковъ посадили за большимъ столомъ насупротивъ бояръ. Еще раньше, подлѣ чудесной огромной печи этой полаты, установили большой столъ, наподобіе высокихъ подмостковъ, со студеньками, покрытыми матеріей, на коихъ размѣ стили большіе серебряно-вызолоченные кубки и иные великолѣ пные сосуды для напитковъ. На потолкѣ этого помѣ щенія висѣ ли пять чудесныхъ поліелеевъ (люстръ); одинъ, серебряный, висѣ лъ близъ царскаго стола, и внутри его яблока были скрыты часы съ боемъ.

" Когда усѣ лись за столъ и начали ѣ сть, пробило 6 часовъ дня, такъ что до вечера оставалось меньше часа. Обрати вниманіе на то, какое мученіе мы претерпѣ ли въ прошлую ночь и сегодня; цѣ лыхъ 24 часа стояли на ногахъ безъ пищи! Видя, какая здѣ сь тѣ снота, мы пошли въ свое жилище, поужинали и вернулись, чтобы поглазѣ ть. Когда принялись за ѣ ду, одинъ изъ анагностовъ началъ читать, по ихъ обычаю, на аналоѣ посрединѣ (полаты) житіе святаго (Петра митрополита), высокимъ, нѣ жнымъ и мягкимъ голосомъ. По временамъ выходили пѣ вчіе и пѣ ли. Но наибольшее удовольствіе патріархъ и царь находили въ пѣ ніи дѣ тей казаковъ, коихъ царь привезъ много изъ страны Ляховъ и отдалъ патріарху, который одѣ лъ ихъ наилучшимъ образомъ, зачислилъ въ свои служители, назначивъ содержаніе, и потомъ посвятилъ въ анагносты. Они всегда имѣ ли первенство въ пѣ ніи, которое предпочитаютъ пѣ нію пѣ вчихъ-московитовъ, басистому--и грудному. Тѣ пѣ ли одинъ часъ, а эти послѣ нихъ. Когда пѣ вчіе кончали, чтецъ продолжалъ житіе. Отъ начала трапезы до конца царь безпрестанно посылалъ нашему владыкѣ -патріарху со своего стола блюда съ кушаньемъ и много кубковъ съ напитками и велъ съ нимъ бесѣ ду, выказывая къ нему великое дружелюбіе. Переводчикомъ между ними былъ Сербскій архіепископъ. Царь просилъ помолиться за него Богу, какъ Василій Великій молился за Ефрема Сирина, и тотъ сталъ понимать по-гречески, такъ чтобы и царю уразумѣ ть этотъ языкъ. Вечеромъ зажгли свѣ чи въ люстрахъ, и полата ярко освѣ тилась. Затѣ мъ патріархъ пригласилъ царя и нѣ которыхъ вельможъ вмѣ стѣ съ царевичами и нашего владыку-патріарха и Сербскаго и повелъ ихъ въ новое деревянное помѣ щеніе. И здѣ сь устроили большое веселье съ превосходными напитками и пр. Патріархъ поднесъ царю въ подарокъ большой кусокъ Древа Честнаго Креста, частицу драгоцѣ нныхъ мощей одного святаго, 12 позолоченныхъ кубковъ, 12 кусковъ парчи и пр. Затѣ мъ они вышли въ наружное помѣ щеніе и продолжали пиршество до восьмаго часа ночи.

" Тогда царь поднялся и роздалъ всѣ мъ присутствующимъ кубки за здравіе патріарха. Выпивъ, опрокидывали ихъ себѣ на голову, чтобы показать, что выпили здравицу до капли. Подобнымъ образомъ и патріархъ Никонъ всѣ мъ далъ выпить за здравіе царя, при чемъ также опрокидывали кубки на голову, преклоняя колѣ на передъ (питьемъ) и послѣ. Затѣ мъ пили за царицу, ихъ сына и прочихъ. Нашъ владыка-патріархъ и прочіе присутствующіе встали и отправились къ себѣ домой. Царь же оставался у патріарха до десятаго часа, пока не ударили къ заутрени, и они оба пошли въ соборъ къ бдѣ нію, по случаю памяти ихъ святаго, Филиппа, и вышли изъ церкви на разсвѣ тѣ. Обрати вниманіе на эту твердость и выносливость!

" Въ это воскресенье, позднимъ утромъ, нашъ владыка-патріархъ ѣ здилъ къ Московскому, чтобы, согласно съ ихъ обычаемъ, поблагодарить его вмѣ стѣ со всѣ ми, бывшими у него наканунѣ за трапезой. Многіе, которые не могли одарить его вчера, поднесли свои подарки сегодня".

Послѣ Никона протекшія 10 лѣ тъ при патріархахъ Іоасафѣ II и Питиримѣ не ознаменовались никакимъ сколько-нибудь значительнымъ переустройствомъ патріаршаго двора. Когда въ 1672 г. померъ патріархъ Іоасафъ II, то по случаю его выноса упомянуто тогдашнее расположеніе патріаршихъ полать. Изъ заднихъ хоромъ-келій, гдѣ онъ скончался, прахъ его несли " сквозь сѣ ни ризничаго и въ паперть, что передъ новою церковью (апостола Филиппа), да сквозь заднюю и потомъ большую Крестовую въ церковь Трехъ Святителей". При патріархѣ Питиримѣ въ 1673 г. иконописцы писали красками и золотомъ въ новыхъ патріаршихъ кельяхъ шкапы, двери и ободверіе, печи и окончины.

При патріаршествѣ Іоакима (съ 26 іюля 1674 г.) произведены нѣ которыя постройки для устройства на нихъ патріаршаго сада. По вступленіи въ санъ патріарха, проведя конецъ лѣ та на своемъ дворѣ, онъ замѣ тилъ, что его предшественники мало обращали вниманія на прохладу патріаршаго быта, именно на недостатокъ лѣ тняго пріюта въ благоустроенномъ саду. При кельяхъ и прежде находился небольшой садъ при патріархѣ Іосифѣ, но послѣ онъ или запустѣ лъ или представлялъ уже мало простора для новыхъ потребностей. При Никонѣ не упоминается о садоводствѣ. Однако, повидимому сады на патріаршемъ Кремлевскомъ дворѣ существовали изстари, какъ это подтверждается и планомъ Кремля времени Годунова, гдѣ позади служебныхъ зданій двора обозначенъ и садъ изъ семи деревьевъ, принадлежавшій, стало быть, первому патріарху Іову (Альбомъ видовъ, No 1).

Ровно черезъ полгода послѣ своего пришествія на патріаршій дворъ, патріархъ Іоакимъ 1 февраля 1675 г. указалъ на своемъ патріаршемъ дворѣ строить каменное дѣ ло: на квасоварнѣ новую казенную полату, а подлѣ нея въ полатахъ Казенный приказъ съ сѣ ньми и крыльцомъ, а надъ ними подлѣ своихъ деревянныхъ келій устроить и утвердить мѣ сто, чтобъ можно было на немъ садъ учинить, и то садовое мѣ сто огородить каменною стѣ ною.

Такой садъ надъ строеніяии требовалъ большой затраты, именно на свинцовое покрытіе строеній, дабы не проходила въ нихъ вода дождевая и поливная. Вмѣ сто свинцовыхъ досокъ, которыми устроивались сады на царскомъ дворцѣ, патріархъ велѣ лъ употребить дерево, бревна и доски и велѣ лъ сдѣ лать на Приказной Казенной полатѣ и на ея сѣ няхъ вверху, подлѣ келій, подъ садовое мѣ сто бревенчатый мостъ (полъ) съ бревенчатыми толстыми жолобами для спуска воды, и мостовыя бревна всѣ жолобить, мостъ сплотить и на переклады положить, и жолобы всѣ высмолить развариваною съ желѣ зиною смолою; межъ бревенъ спаи выконопатить смоленою посконью, и по тому мосту поперекъ тесомъ наслать, а по тесу скалами (берестою).

На этомъ помостѣ и была насыпана садовая земля и посажены растенія; что было посажено -- неизвѣ стно, но въ 1679 г. упоминается, что садовникъ тогда посадилъ въ этомъ верховомъ саду 65 кустовъ гвоздиковъ, салатъ, горохъ и бобы.

Относительно растеній наши свѣ дѣ нія ограничивались только этимъ годомъ. Въ сочиненіи г. Н. Писарева Домашній бытъ русскихъ патріарховъ, стр. 50--51, находимъ новыя свидѣ тельства о томъ, что бывало сажено въ этомъ саду, въ которомъ была и полатка (бесѣ дка)." Въ 1676 г. было куплено въ верховой садъ для разсадки: 30 тюльпановъ вялыхъ... 21 кустъ маку дивьяго; миру 16 кустовъ, турского роману 7 кустовъ, бархатовъ красныхъ и алыхъ 20 кустовъ, салату турского на 10 алтынъ, свеклы на 10 денегь, 2 куста дынныхъ выносковъ". Повидимому, это была дополнительная посадка Къ тому, что уже росло въ саду, такъ какъ нельзя предполагать чтобы составъ упомянутыхъ растеній представлялъ всю садовую полноту.

Затѣ мъ г. Писаревъ упоминаетъ, что " въ 1677 г. садили тамъ же горохъ, бобы". Далѣ е авторъ сообщаетъ, что " патріархъ Іоакимъ устроилъ еще " нижнiй садъ, что у Житенъ", въ которомъ былъ чардакъ деревянный (тоже бесѣ дка) на столбикахъ точеныхъ съ подзоринами рѣ зными и четырьмя точеными яблоками обитыми желѣ зомъ. Въ этотъ (нижній) садъ 22 апрѣ ля 1679 г. куплено: 200 тюльпановъ, гвоздики нѣ мецкой 100 кустовъ, гвоздики турецкой 50 кустовъ, салфѣ и 100 кустовъ, калуферу 20 кустовъ, нѣ мецкаго краснаго кудряваго розину 6 кустовъ".

30 апрѣ ля куплено: 23 яблони прививковъ и почешныхъ 7 грушъ всѣ съ цвѣ томъ, малины на 13 алт. 2 ден.; гвоздики турецкой 44 к. да нѣ мецкой 350 к., 2 к. пижмы, 14 к. рожъ красныхъ мороховатыхъ, 44 к. роману турскаго, Божія дерева 1 к., 10 к. коруны рудожелтой, 4 к. исопу, рябины на 2 алт., мяты нѣ мецкой на 5 алт., чабру да тимону да крону на 2 алт. 4 ден., земляники, салату на 9 алт., огурцовъ на 9 алт. 2 ден., бобу большого краснаго, 2 к. ревеню, 200 к. бархатовъ кудрявыхъ, да миру на 11 алт., вару на 5 алт.... 56 деревъ вишенъ... Въ 1680 г. куплено въ верхній и нижній садъ 300 тюльпановъ да 200 шестовъ 4-хъ саженныхъ, 70 кустовъ черной смородины, морковного сѣ мени ла 8 ден., потомъ опять нѣ мецкой гвоздики, салату и т. д.

Очень сомнительно, чтобы всѣ эти растенія были куплены для Кремлевскихъ патріаршихъ садовъ. Сомнительно также, что въ Кремлѣ у патріарховъ было два сада, верхній и нижній. Мы полагаемъ, что былъ только одинъ садъ--не верхній, а верховой, т. -е. существовавшій въ патріаршемъ Верху при жилыхъ комнатахъ; объ устройствѣ этого сада мы говорили выше. Эти 23 яблони, 7 грушъ, 56 деревъ вишенъ, 70 кустовъ черной смородины, 200 шестовъ четырехсаженныхъ должны указывать на значительное садовое пространство, а такого пространства даже и въ нижнемъ саду не могло оказаться, потому что Кремлевскій патріарховъ дворъ былъ тѣ сно застроенъ служебными зданіями.

Возможно полагать, что растенія были куплены не столько для Кремля, сколько для двухъ садовъ, верхняго и нижняго, находившихся въ старозавѣ тной дачѣ святителей, гдѣ скончался митр. Кипріанъ, въ селѣ Троицкомъ Голенищевѣ, гдѣ подлѣ патріархова двора было " два сада съ яблонями и съ грушами и съ вишнями и смородиною красною, въ томъ числѣ верхняго саду длиннику 78 саж., поперечнику 77 саж. съ аршиномъ; въ нижнемъ саду длиннику 50 саж. 2 арш., поперечнику 52 саж. съ полуаршиномъ... Да кромѣ тѣ хъ садовъ пять житницъ... и къ житницамъ промежъ садовъ ворота о дву щитахъ съ калиткою"... Становится объяснимымъ и сообщеніе г. Писарева, что патріархъ Іоакимъ устроилъ еще нижній садъ, что у житенъ (50), т.е. что у житницъ. Надо замѣ тить, что весь патріаршій дворъ въ Кремлѣ и со всѣ ми своими строеніями занималъ пространство только около 50 саж. въ квадратѣ.

Въ 1677 г. въ каѣ самъ патріархъ ходилъ смотрѣ ть у заднихъ воротъ какое-то каменное дѣ ло, вѣ роятно значительное почему-либо въ дворовомъ обиходѣ.

Въ 1680 г. Никоновская церковь во имя апостола Филиппа, была переустроена во имя 12 Апостоловъ. 29 мая патріархъ " указалъ церковь, которой быть во имя св. Двунадесятъ Апостолъ, что на патріаршемъ дворѣ, надъ вороты. Въ церкви своды и стѣ ны левкасомъ подмазавъ, прикрыть лазорью; въ средней главѣ внутри и отвнѣ письмо починить; иконостасъ сдѣ лать столярный гладкій съ дорожниками, съ столбцами точеными; иконы мѣ стныя, и двери царскія, и южныя, и сѣ верныя, деисусы, праздники и пророки вновь написать; помостъ выстлать кирпичомъ муравленымъ; олтарь покрыть тесомъ, опаять бѣ лымъ желѣ зомъ и совсѣ мъ тоѣ дерковь приготовить ко освященію".

Срокъ для исполненія этихъ работъ былъ назначенъ къ Рождеству Христову, того же 1680 г., но онѣ окончились только въ сентябрѣ 1681 г., когда 13 числа храмъ и былъ освященъ.

Для стѣ ннаго письма весь храмъ отъ верха до пола былъ подмазанъ левкасомъ и набитъ гвоздями, утверждавшими левкасъ. Иконописцы по левкасу покрыли лазорью звѣ здами и острофили, т.-е. очертили, рисунки для письма. Въ главахъ, въ 24 вѣ треницы и въ 10 церковныхъ оконъ вставлены слюдяныя окончины. Въ старой дисаной большой главѣ вновь написаны св. Апостолы, противъ прежняго и починенъ вновь Спасовъ образъ, херувимы, серафимы, ангелы, архангелы.

Мостъ-полъ церковный былъ выложенъ угольчатымъ муравленымъ кирпичомъ, муравленымъ съ обѣ ихъ сторонъ свинцомъ, котораго употреблено мягкаго 22 пуда.

Иконостасъ поставленъ сныцарской работы рѣ зной, въ 11 арш. вышины и 15 арш. ширины.

Написаны и поставлены иконы: деисусъ -- 15 иконъ, праздниковъ -- 16, пророковъ -- 15. Вмѣ сто пояса или тябла праотцевъ поставлены 12 круговъ золоченыхъ съ изображеніемъ Христовыхъ Страстей, а посреди круговъ Распятіе съ предстоящими, слѣ д. тоже 15 иконъ. Можно полагать, что съ этого времени по этому образцу стали поставлять вверху иконостаса Распятіе съ предстоящими и въ другихъ храмахъ, что потомъ водворилось повсюду и обозначило западное вліяніе на нашу старину. Въ числѣ мѣ стныхъ иконъ поставленъ образъ Богородицы Боголюбской съ изображеніемъ на немъ въ моленіи апостола Филиппа и митрополита Филиппа, стоявшій въ прежней церкви Филиппа апостола; затѣ мъ иконы: 12 Апостоловъ, Ильи Пророка, Трехъ Святителей Вселенскихъ, Трехъ Святителей Московскихъ. При освященіи церкви употреблены большія свѣ чи налѣ пы, числомъ 55, раскрашенныя красною и зеленою краскою.

Патріаршее мѣ сто, стоявшее въ церкви Трехъ Святителей, было вызолочено и перенесено въ Новую Апостольскую церковь.

Какъ упомянуто, храмъ былъ обновленъ во всѣ хъ частяхъ къ сентябрю 1681 г. Вмѣ стѣ съ тѣ мъ происходило поновленіе отъ верха до земли (худыя мѣ ста починены и все выбѣ лено) во всѣ хъ полатахъ, стоявшихъ между новымъ храмомъ и Крестовою полатою, въ томъ числѣ Ризничная полата, находившаяся съ западной стороны подлѣ храма, а также врата подъ нимъ, Крестовыя сѣ ни и кельи патріарха.

Въ томъ же 1681 г. патріархъ указалъ сдѣ лать и въ Трехсвятительскую церковь новый иконостасъ, для чего были подряжены золотари изъ царскаго дворца съ уговоромъ: иконостасъ позолотить и росписать три пояса, столбы и каптели и базики и рамы и дорожники всѣ позолотить краснымъ золотомъ на пулментъ, а низкія мѣ ста и за столбами посеребрить, и тумбы росписать, какъ свят. патріархъ укажеть; и вмѣ сто пеленъ написать бархаты противъ Верховыхъ церквей.

Въ 1682 году 26 ноября случился пожаръ во Дворцѣ, великихъ государей терема выгорѣ ли и соборная Успенская церковь и домъ святѣ йшаго патріарха обгорѣ ли.

Послѣ дній патріархъ, Адріанъ, вступившій въ этотъ санъ въ августѣ 24 числа 1690 г., также много потрудился въ переустройствѣ своего двора.

Съ началомъ весны 1691 г. онъ указалъ построить на своемъ большомъ дворѣ въ Верху передъ Ризницею въ сѣ няхъ Столовую полату, а въ ней сдѣ лать къ Ризницѣ въ дверяхъ колоды каменныя; въ кельѣ малой, что отъ собору, двери пробравъ сдѣ лать новыя, а старыя задѣ лать, сводъ въ ней сдѣ лать новой; помостъ въ Столовой поднять выше, а въ сѣ нцахъ малыхъ, промежъ Столовой и малой кельи, опустить ниже, сдѣ лать помостъ вездѣ ровно и накласть желѣ зными плитами; въ Столовой и въ Малой кельѣ окна сдѣ лать шире; вверху надъ Столовою сдѣ лать вновь келью. длина промежъ стѣ нъ 3 саж., поперегъ 3 саж. безъ чети; передъ кельею сдѣ лать переднюю келью да въ ней надъ всходною лѣ стницею и по стѣ нѣ къ собору два чулана, да подлѣ другой кельи сдѣ лать отходъ; а большая настоящая келья сдѣ лать безъ сводовъ, а прочія со сводами; а у оконъ со внѣ шнюю сторону ростески и столбики и углы столбоваты и все сдѣ лать противъ оконъ и угловъ Чудовской трапезы; а надъ окнами кзымсы и обвершка противъ оконъ, каковы сдѣ ланы на Ивановской площадной полаткѣ; а мосты (полы) нижніе и поверхъ сводовъ и потолковъ будутъ каменные или желѣ зные; гдѣ быть печамъ, трубы вывесть и на верху всѣ ихъ круглыя сдѣ лать; а къ отходу верхнему отъ исподняго трубу сдѣ лать каменную и вверхъ отъ него трубу на кровлю вывесть; и вездѣ левкасомъ подмазать и выбѣ лить.

Въ 1692 г. построены новыя каменныя полаты, гдѣ велѣ но быть вновь Дворцовому приказу.

Въ 1694 г. переустроенъ Разрядъ, выходившій своими дверями и стѣ нами на площадь, при чемъ большія двери на площадь задѣ ланы кирпичоыъ и сдѣ ланы малыя дверцы проходныя, а надъ ними стѣ на проломана для свѣ ту и сдѣ лано окно съ рѣ шеткою.

Съ площади отъ воротъ кругомъ полатъ до воротъ, что подъ церковью 12 Апостолъ, забрать заборомъ въ столбы для того, чтобы близь окошекъ никто съ лошадьми не ставился.

Въ 1697 г. патріархъ указалъ купить на домовой большой дворъ къ строенью Ризницы 100 тысячъ кирпичу. Но была ли эта Ризница строена, неизвѣ стно.

Въ томъ же году передъ Крестовою въ сѣ няхъ, гдѣ дневать дворянамъ, сдѣ лана особая полатка да передъ Пѣ вческою полатою рундукъ каменный.

Лѣ томъ 1699 г. произведены различныя починки и передѣ лки снаружи у церкви 12 Апостолъ, кровля которой покрыта новымъ желѣ зомъ; а подъ церковью Трехъ Святителей задѣ ланы кирпичомъ старыя ворота, бывшія святыя, и подъ своды поддѣ ланъ столбъ каменный. Видимо, что церковь, простоявъ слишкомъ сто лѣ тъ, ветшала и потребовала подпоръ. Въ 1763 г. она наконецъ обрушилась и была разобрана.

11-го августа патріархъ указалъ въ дому своемъ свою патріаршу Крестовую полату, вмѣ сто старой тесовой кровли, покрыть вновь, опричъ сѣ ней, по старымъ желѣ знымъ стропиламъ, всю дощатымъ Свицкимъ желѣ зомъ въ одну сторону полудя; и подъ кровлю подзоры сдѣ лать противъ образца, какъ покрыта паперть передъ церковью 12 Апостолъ, на которой въ томъ же году поставлены новые кресты, желѣ зные. Желѣ за куплено 430 пудовъ, въ томъ числѣ 56 пудовъ у крестьянина Ивашки Забѣ лина.

Патріархъ Адріанъ померъ 16 окт. 1700 г. На его мѣ сто вступилъ блюститель патріаршаго Престола Стефанъ Яворскій, въ управленіе котораго уже не происходило никакого по личному вкусу перестройства въ зданіяхъ святительскаго двора. Производились только поправки и починки обветшавшаго. Такъ, зимою 1701 г. были починены изразчатые полы въ Крестовой и въ церкви 12 Апостолъ; вставлены вмѣ сто попорченныхъ старыхъ муравленыхъ кирпичей новые угольчатые и четвероугольные, которые съ одной стороны зелены, муравлены свинцомъ, и работаны въ Гончарной слободѣ.

Изъ приведенныхъ выше свѣ дѣ ній выясняется то обстоятельство, что на патріаршемъ дворѣ почти каждый новый хозяинъ устроивалъ и передѣ лывалъ разныя помѣ щенія, согласуясь съ своими личными потребностями и нуждами хозяйственнаго обихода и управленія. Перемѣ щались кельи, переустроивались изъ старыхъ новыя полаты, для чего пробивали новыя двери и окна, задѣ лывали старыя, переводились изъ полаты въ полату дворовыя служебныя учрежденія и т. д.

Вмѣ стѣ съ тѣ мъ выясняется, что обширный патріаршій дворъ представлялъ въ своемъ родѣ цѣ лый городокъ, состоявшій изъ особняковъ каменныхъ и деревянныхъ, изъ полатъ и избъ, размѣ щенныхъ во дворѣ, смотря по удобству и хозяйственнымъ потребностямъ.

Цѣ льный, такъ называемый, домъ представляла только Крестовая полата съ прилежащими къ ней другими немногими зданіями, но и та выдвигалась отдѣ льнымъ строеніемъ съ особою кровлею.

Церкви Трехъ Святителей, Соловецкихь чуд. (12 Апостолъ) также, какъ упомянуто, стояли особняками и соединялись съ жилыми помѣ щеніями посредствомъ сѣ ней, переходовъ и своихъ папертей.

Полный составъ различныхъ жилыхъ помѣ щеній патріаршаго дома упоминается по случаю расхода свѣ чъ, которыхъ въ два мѣ сяца на іюль и августъ 1686 г. было употреблено 1000 свѣ чъ большаго литья и 2000 малаго литья, а именно: въ Верхъ свят. патріарха въ кельи, въ Крестовую, въ Столовую, въ кельи Казначейскія, іеромонаховъ трехъ, ризничаго, іеродіяконовъ двухъ и старцовъ: конюшаго, чашника, сушиленнаго, житнаго; въ полаты клюшника, ясельничаго и по службамъ на погребы, въ поварню, приспѣ шню, скатертную, въ двѣ хлѣ бодарни, въ квасо- и пиво-варню, въ полаты дворянамъ, и передъ Крестовую полату дневальнымъ; къ подьякамъ (пѣ вчимъ), въ правильню, въ портномастерскую полату, въ Богоявленскую школу и за святѣ йшимъ въ походы и на всякіе мелкіе расходы.

Съ упраздненіемъ патріаршаго сана настаетъ и постепенное запустѣ ніе патріаршаго двора, которому вначалѣ способствують и пожары 1701 и 1737 годовъ.

Самое жилище патріарха, его кельи, было оставлено пустымъ, такъ какъ Блюститель упраздненнаго престола, Стефанъ, пребывалъ на своемъ Рязанскомъ подворьѣ, гдѣ и скончался 27 ноября 1722 г.

При немъ до учрежденія Синода не произошло почти никакихъ перемѣ нъ въ устройствѣ двора; производились только самыя необходимыя мелкія починки и то только въ Крестовой полатѣ, въ храмѣ 12 Апостолъ, какъ упомянуто о починкѣ пола въ этихъ зданіяхъ.

12 марта 1718 г. старый патріаршій дворъ посѣ тилъ в. г. Петръ Алексѣ евичъ и, будучи въ патріаршей Ризницѣ, " указалъ въ той Ризницѣ построить библіотеку разноязычныхъ харатейныхъ и печатныхъ книгъ, т. е. шафы вновь добрымъ мастерствомъ, а къ тому шафному строенію дубовыя брусья и кленовыя и липовыя доски, желѣ зо и на всякія къ тому строенію припасы деньги держать и покупать изъ доходовъ Монастырскаго Приказа". Надзоръ за этимъ производствомъ былъ порученъ типографіи справщику извѣ стному Ѳ едору Поликарпову, по мысли котораго вѣ роятно и сдѣ лано это распоряженіе.

1721 г. заключенъ былъ славный Нейштадскій миръ со Шведами, достославно закончившій великую двадцатилѣ тнюю Сѣ верную войну и подавшій сердечнѣ йшій поводъ Сенату и Синоду поднести Великому Труженику особую почесть въ наименованіи его особы Отцомъ Отечества, Великимъ и Императоромъ Всероссійскимъ. Это происходило 22 октября въ Петербургѣ или въ Петрополѣ, какъ иногда проговаривался Великій строитель Новой Столицы. (Въ 1713 г. выдавались подорожныя съ записью " Отъ Петрополя до Шлисенбурга и далѣ е по городамъ до Москвы..." А. О. П. No 625).

Послѣ шумныхъ празднествъ и ликованій въ Новой Столицѣ Петръ, названый Великій, не забылъ и старой столицы, въ которой надо было совершить торжество уже не для одного Петропольскаго, но для всего Русскаго народа.

" Великій государь" пишетъ Голиковъ (Дѣ янія Петра, т. 8) " вознамѣ рился въѣ хать въ Москву съ великимъ торжествомъ.

Прибывъ въ село Всесвятское 13 декабря и на другой день откушавъ у помѣ щицы сего села принцессы Имеретинской (Грузинской) прибылъ къ Москвѣ и, не въѣ зжая въ оную, у Земляного вала принужденъ былъ остановиться для того, что ко входу его не были еще отдѣ ланы тріумфальныя ворота". Три дня государь дожидался этой отдѣ лки. Строили ворота русскіе архитекторы Юстиновъ и Зарудный. Всѣ хъ воротъ было пятъ: 1) у Тверскихъ воротъ, построены иждивеніемъ господъ Строгановыхъ; 2) у Казанскаго собора, коштомъ Синода; 3) на Мясницкой, коштомъ Московскаго купечества (нынѣ Красныя); 4) у Чистаго пруда противъ дома князя Меншикова, на его иждивеніе; 5) въ Нѣ мецкой Слободѣ у квартиры Герцога Голстинскаго, на его иждивенiе. Всѣ ворота были великолѣ пно украшены символическими картинами и статуями. Ворота Герцога Голстинскаго представляли слѣ дующее:

" Наверху былъ Россійскій двоеглавый орелъ; на немъ висѣ лъ щитъ съ монаршимъ именемъ, которой поддерживали четыре аллегорическія персоны, представляющія четыре главнѣ йшія свойства императора: бдѣ ніе, разумъ, храбрость и правосудіе, съ приличными ихъ знаками; два лавровыя дерева осѣ няли оный съ надписью: " Петру Великому, Отцу Отечества, Всея Россіи Императору". Пониже того по правою сторону виденъ былъ образъ царя Ивана Васильевича въ древней царской Коронѣ съ надписью: " Началъ". По лѣ вую сторону портретъ монаршій съ императорскою Короною, съ надписью. " Совершилъ". Ниже сихъ портретовъ изображены были на правой сторонѣ Кроншлотъ посреди водъ и Нептунъ, съ удивленіемъ на оныя взирающій съ надписью: " Смотритъ и удивляется". По лѣ вую сторону Петербургъ съ надписью: " Нынѣ городъ, гдѣ прежде былъ лѣ съ".

Торжественный входъ начался по утру 18 декабря слѣ дующимъ порядкомъ. Впереди шла гвардіи Преображенскаго полка рота, за которою слѣ довалъ полковникъ Преображенскаго полка самъ государь въ гвардейскомъ мундирѣ. За нимъ шли два подполковника, князь А. Д. Меньшиковъ и И. И. Бутурлинъ, потомъ слѣ довали маіоры, офицеры, за которыми несли 16 знаменъ и двигался весь Преображенскій полкъ, а за нимъ Семеновскій и другіе полки.

Когда шествіе приближалось къ тріумфальнымъ воротамъ, его встрѣ чали громомъ трубныхъ и музикійскихъ гласовъ съ барабаннымъ боемъ и пушечными выстрѣ лами при колокольномъ звонѣ у всѣ хъ церквей.

У Синодальныхъ тріумфальныхъ воротъ возлѣ Казанскаго собора государя встрѣ тили все знатное духовенство, герцогъ Голстинскій, Правительствующій Сенатъ и Генералитетъ, при чемъ вице-президентъ Святѣ йшаго Синода преосвященный Ѳ еодосій, архіепископъ Новгородскій, привѣ тствовалъ государя краткою рѣ чью, назвавъ его Дѣ лателемъ Благимъ, послѣ чего " одѣ тые въ бѣ лое одѣ яніе школьники на разныхъ языкахъ лѣ ли сочиненныя на сей торжественный въѣ здъ пѣ сни при гласѣ трубномъ и мусикійскомъ. Его Величество благоволилъ не малое время пробыть у сихъ воротъ", отъ которыхъ государь шествовалъ въ Успенскій соборъ къ благодарному моленію, а потомъ съ полками прослѣ довалъ въ старый Преображенскій дворецъ. Повсюду шествіе сопровождалось радостными восклицаніями безчисленнаго народа. При вратахъ Меньшикова и герцога Голстинскаго народъ кричалъ: " Да здравствуеть императоръ! " И " во все время шествія продолжалась безпрерывная стрѣ льба изъ пушекъ, колокольный звонъ, битье въ барабаны, играніе музыки".

Знаменитый годъ этого Всероссійскаго торжества достопамятенъ и тѣ мъ, что въ самомъ его началѣ, 25 генваря, вмѣ сто Патріаршества былъ учрежденъ Святѣ йшій же Синодъ, получившій и особый Духовный Регламентъ, по пунктамъ котораго поведены были новые порядки, отмѣ нившіе многое, что происходило при патріаршей власти. Но авторитетъ патріарховъ столько былъ силенъ, что долгое время сохранялъ еще свои старые порядки по крайней мѣ рѣ въ домашнихъ своихъ установленіяхъ.

На патріаршемъ дворѣ и въ соборѣ въ это время сохранялся еще старый церковный обычай, что при священнослуженіяхъ въ отсутствіе патріарха творили поклоненіе, какъ присутствующему, его мѣ сту, на которомъ всегда стоялъ и патріаршій посохъ. Само собою разумѣ ется, что для новыхъ порядковъ Духовнаго Регламента такое обстоятельство представлялось уже великою несообразностью, и потому Святѣ йшій Синодъ 14 августа 1721 г. опредѣ лилъ: " Въ Москвѣ, въ Успенскомъ соборѣ и въ прежде бывшемъ патріаршемъ домѣ, въ церкви Двунадесяти Апостоловъ, патріаршимъ мѣ стамъ поклоненія не творить и во оныхъ, въ соборѣ и въ церкви, и въ Крестовой полатѣ, и въ прочихъ (мѣ стахъ) обрѣ тающіеся при патріаршихъ Мѣ стахъ патріаршіе по-сохи, отобравъ, отдать въ Ризницу". При разспросахъ по сему предмету ризничій объяснилъ: " Который де посохъ въ церкви Двунадесяти Апостолъ, и оный де для того въ томъ мѣ стѣ, что къ тому мѣ сту, по прежнему обычаю, кланяются они даже и до нынѣ (1722 г.)".

Вслѣ дствіе этого Синодальнаго опредѣ ленія патріаршія мѣ ста въ патріаршемъ домѣ, по всему вѣ роятію, были разобраны. Соборное мѣ сто, какъ древнее митрополичье, осталось неприкосновеннымъ.

Въ Крестовой полатѣ, какъ здѣ сь упомянуто, находилось также патріаршее мѣ сто, взамѣ нъ котораго по государеву именному указу Синодъ 15 января 1722 г. приговорилъ: " Въ Синодальной Крестовой полатѣ учинить Его Императорскаго Величества мѣ сто и надъ нимъ балдахинъ изъ добраго бархата съ золотыми позументы, а для засѣ данія столъ съ приличнымъ убранствомъ". Мѣ сто и балдахинъ были устроены безъ замедленія архитекторомъ Зарудневымъ. Балдахинъ изъ пунцоваго бархата (100 арш.) съ золотнымъ позументомъ (300 арш.), галуномъ (200 арш.), и бахромою (70 арш.) и пр. шили и вышивали старицы Вознесенскаго монастыря. Все это стоило 2966 руб.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал