Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзоръ зданій. 3 страница
Для этой постройки еще осенью 1642 г. и зимою 1643 г. былъ заготовленъ матеріалъ: куплено 500 камней трехпядныхъ по 4 руб. за сто; привезено песку съ Москвы-рѣ ки 1000 коробовъ, кой песокъ къ каменному дѣ лу годится; поставлено 200 тысячъ кирпичу жженаго по 1 руб. 20 алт. за тысячу и т. д. Выстроенныя новыя Крестовая, Золотая и Келейная Казенная полаты были покрыты подъ одну кровлю. Столовая полата осталась въ прежнемъ видѣ и по случаю новаго пожара въ 1650 г. была только исправлена въ сводахъ, которые укрѣ плены желѣ зными связями, окрашенными черленью. Этотъ пожаръ случился 21 ноября во дворцѣ, горѣ ли хоромы царицы Марьи Ильичны, стоявшіе на межѣ съ патріаршимъ дворомъ, на которомъ обгорѣ ли кровли на Столовой и Крестовой полатахъ. Въ 1651 г. между Столовою и Крестовою упомянута лѣ стница, вѣ роятно построенная въ это же время, именуемая впослѣ дствіи большою и переднею, такъ какъ она вела въ полаты со стороны Успенскаго собора (Альбомъ видовъ, No XIX). Въ томъ же году въ проходныхъ сѣ няхъ передъ Столовою на стѣ нномъ письмѣ починенъ образъ Недреманное Око Спасово. Подлѣ Столовой, со стороны двора, была выстроена новая каменная полата, а потомъ въ 1651 г. отъ патріаршей столовой къ государевой Грановитой полатѣ позади Ризположенской церкви были устроены деревянные на столбахъ переходы, на которые расходъ за лѣ съ и за дѣ ло раздѣ ленъ былъ пополамъ, половина уплачена изъ патріаршей казны, а другая 26 р. 8 алт. 4 д. изъ казны государевой, такъ какъ, вѣ роятно, переходы были сдѣ ланы для государевыхъ пришествій къ патріарху. По этимъ переходамъ особенно часто хаживалъ къ патріархамъ царь Алексѣ й Мих. Не малое вниманіе патріархъ обратилъ на древнюю бѣ локаменную церковь Ризположенія, которая по его указу въ 1644 г. была значительно переправлена. Она была древней постройки съ щелевидными окнами, дававшими мало свѣ та. Патріархъ указалъ, для свѣ ту оконъ прибавливать, откосы и стѣ ны утесыватъ даже и у царскихъ дверей. Затѣ мъ храмъ былъ богато украшенъ стѣ ннымъ письмомъ, за что иконописцамъ по уговору было уплачено 130 руб. Снаружи церковь была выбѣ лена. Кромѣ того, вмѣ сто прежнихъ деревянныхъ, нѣ которыя зданія были выстроены каменныя, каковы: Судный приказъ, большая кузница, конюшенный сарай для возковъ и др. Подъ хоромами патріарха подъ горницею съ комнатою построены каменные подклѣ ты между каменныхъ старыхъ стѣ нъ на три житья со всходною лѣ стницею. Позади этихъ хоромъ устроенъ садъ, въ которомъ посажены яблони. Святыя ворота, что ходятъ на патріарховъ дворъ, были наново росписаны настѣ ннымъ письмомъ съ сусальнымъ золотомъ и киноваремъ и перекрыты; въ нихъ помостъ выложенъ большими камнями и далѣ е до Успенскаго собора, около котораго также устроенъ деревянный помостъ изъ струговыхъ досокъ, какъ и на дворѣ патріарха. Нововыстроенная Крестовая съ лица была также росписана по кирпичамъ, на что употреблено пудъ сурику и 7 ведеръ сусла. Внутри ея полъ былъ выстланъ вмѣ сто прежняго глинянаго синяго кирпича дубовымъ кирпичомъ (паркетъ), котораго употреблено 700 штукъ. Такіе кирпичи дѣ лались квадратами отъ б до 8 вершковъ, толщиною въ 2 и 3 вершка. Въ Золотой полатѣ была поставлена печь ценинная изъ синихъ изразцовъ, и около печи устроена мѣ дная рѣ шетка. Какое назначеніе имѣ ла эта Золотая полата, неизвѣ стно. Но едва ли она была пріемною; вѣ роятнѣ е всего она носила имя Золотой по поводу производившихся въ ней работъ мастеровъ золотого и серебрянаго дѣ ла и называлась прежде, какъ упомянуто, Серебряною полатою. Изъ приведенныхъ свѣ дѣ ній видимъ, что патр. Іосифъ былъ не только усерднымъ строителемъ, но и много заботился вообще о красивомъ устройствѣ своего двора. 15 апрѣ ля 1652 года померъ патріархъ Іосифъ; на его мѣ сто царь Алексѣ й Михаиловичъ уже думалъ избрать новгородскаго митрополита, достопамятнаго Никона, который въ это время по повелѣ нію государя путешествовалъ въ далекій Соловецкій монастырь для перенесенія въ Москву мощей св. Филиппа митрополита. Св. мощи были съ торжествомъ перенесены въ Москву 9 іюля того же года, а затѣ мъ 22, по другимъ указаніямъ 25 того же мѣ сяца, т.-е. всего черезъ двѣ недѣ ли, Никонъ былъ избранъ на патріаршество безъ жеребья, какъ искони водилось, а только по желанію государя, противъ чего Никонъ упрямился, не хотѣ лъ ставиться безъ жребія, но былъ упрошенъ государемъ, оказавшимъ ему по этому случаю великое вниманіе. Павелъ Алеппскій по этому поводу упоминаетъ, что Никонъ тогда лишь согласился принять патріаршество, когда было постановлено, что царь отнюдь не будетъ заниматься дѣ лами церкви и духовенства, какъ это было при Филаретѣ, при прежнихъ царяхъ. Съ этого времени по царскому указу слово его стало рѣ шающимъ, и никто не смѣ лъ противиться ему. Другой современникъ, дьяконъ Благовѣ щенскаго собора Ѳ едоръ Ивановъ, свидѣ тельствуетъ также, что еще въ началѣ поставленія царь запись ему далъ своею рукою, " еже во всемъ его послушати и отъ бояръ оборонить и его волю исполнять". 15 августа, въ день празднованія Успенію Б-цы, государь поднесъ ему на золотой мисѣ золотую митру-корону, вмѣ сто обычной до того времени патріаршей шапки, опушенной горностаемъ, еще образъ св. Филиппа митрополита да братину золоту. Въ тотъ же день государь пожаловалъ новому патріарху Цареборисовскій дворъ въ домъ Пресв. Богородицы. Патріаршій дворъ и въ прежнее время пользовался помѣ щеніями Цареборисовскаго двора. При патріархѣ Филаретѣ Никит. въ 1626 г. тамъ находились патріаршіе капустные погреба. Нѣ тъ сомнѣ нія, что еще прежде Никонъ обратилъ вниманіе государя на зтотъ опустѣ лый дворъ, представляя ему, съ какою бы пользою этотъ пустой дворъ, присоединенный къ патріаршему двору, могъ послужить къ большему простору и устройству патріаршаго вѣ домства. И дѣ йствительно, недѣ ли черезъ двѣ послѣ Успенскаго праздника на зтомъ дворѣ начались уже строительныя работы. 2 сентября извозчики уже навозили на Борисовскій дворъ къ каменному дѣ лу 141 тысячу кирпича, а каменщики стали сооружать ворота на этотъ дворъ съ патріархова двора. Затѣ мъ перенесены были на новый дворъ конюшни, стойла и ясли и построены на немъ новыя житницы и новыя хоромы, готовыя, перевезенныя изъ патріаршаго Новинскаго монастыря. По случаю разныхъ передѣ локъ и обновленій въ самомъ каменномъ домѣ Цареборисовскаго двора упоминаются нѣ которыя его части, именно сѣ ни, покрытыя шатромъ съ яблокомъ на его верху; у нихъ надъ переднимъ крыльцомъ сдѣ ланъ чердачокъ; большая полата и позади ея малая полатка, средняя полата, золотая полата, названная такъ вѣ роятно уже въ это время по поводу производимыхъ въ ней работъ серебрянаго и золотого дѣ ла, для чего въ ней были устроены горны и въ 1653 г. два большихъ стола, одинъ въ 4, другой въ 3 саж., и двѣ скамьи по 2 саж. Однако въ этой же полатѣ въ 1653 и 1654 годахъ старецъ Арсеній грекъ сидѣ лъ у книжной справки и переводилъ книги съ греческой грамоты на русскую и писалъ книгу греческую патріарху. Какъ упомянутыя, такъ и другія Борисовскія полаты устроивались вообще для новыхъ потребностей патріаршаго вѣ домства; поэтому въ нихъ продѣ лывали, гдѣ было надобно; новыя окна, задѣ лывали двери и т. п. Въ нижнихъ полатахъ была устроена богадѣ льня для нищихъ и больница, въ которой поставлена изразцовая печь изъ изразцовъ 130 большихъ, 15 долгихъ и 15 городочковъ. Кромѣ устройства старыхъ, было построено и нѣ сколько новыхъ полатъ для патріаршихъ дѣ тей боярскихъ, его служебниковъ и для разныхъ хозяйскихъ потребностей. Но главнымъ началомъ всѣ хъ работъ на Цареборисовскомъ дворѣ служила постройка новой церкви. Приписывая, быть можетъ, свое неимовѣ рное благополучіе въ патріаршемъ санѣ молебному покровительству св. Филиппа митрополита, Никонъ, въ ознаменованіе своей благочестивой мысли, задумалъ соорудить на мѣ стѣ храма Соловецкихъ чудотворцевъ и на межѣ Борисовскаго двора новый каменный храмъ во имя апостола Филиппа, тезоименитаго Московскому святителю. Такъ какъ Борисовскій дворъ стоялъ рядомъ съ патріаршимъ, выходя на площадь къ Ивану Великому, гдѣ находились и его ворота, то патріархъ для новой церкви занялъ и часть Борисовскаго двора, лицевую сторону съ патріаршими полатами, что противъ Успенскаго собора, гдѣ нынѣ стоитъ храмъ Двѣ надцати Апостоловъ. Въ томъ же сентябрѣ 1652 г. на этомъ мѣ стѣ уже копали рвы и сваи набивали подъ постройку церкви; слѣ довательно, церковная постройка началась тоже черезъ двѣ недѣ ли послѣ Успенскаго праздника. Въ октябрѣ и по зимнему пути стали возить къ церковному дѣ лу строительный матеріалъ 14.600, а потомъ 100 тысячъ кирпичу, 1000 бочекъ извести, 3.000 коробовъ песку. Однако закладка храма была совершена только въ началѣ августа (9 числа) 1653 г., когда самъ патріархъ пѣ лъ молебенъ на каменномъ дѣ лѣ и на церковномъ окладѣ. Вообще, строеніе по какому-то случаю производилось довольно медленно, такъ что оно было окончено только лѣ томъ 1655 г., а уборка главъ и кровли происходила осенью этого года, когда кровля была покрыта мѣ дными золочеными досками, и на пяти главахъ поставлены мѣ дные золоченые кресты {Здѣ сь въ изданныхъ Матеріалахъ для Исторіи Москвы, ч. I, 230, 231, какъ оказалось, свѣ дѣ нія о церкви Филиппа отнесены ошибочно къ деркви Трехъ Святителей.}. Подъ церковью были устроены ворота, быть можетъ, на томъ самомъ мѣ стѣ, гдѣ находились ворота Борисовскаго двора. При церкви была также выстроена колокольница въ 1656 году. День освященiя церкви намъ неизвѣ стенъ. 24 февраля 1656 г., на первой недѣ лѣ Великаго поста, Никонъ уже служилъ въ новой церкви литургію и пріобщался св. Таинъ. Настѣ нное письмо во всей церкви производилось уже лѣ томъ и въ августѣ этого года, для чего былъ купленъ большой запасъ разныхъ красокъ: слишкомъ 4 пуда голубцу, 10 пудовъ лазори цвѣ тной, 6 пудовъ черлени слизухи, 6 пудовъ вохры слизухи, 5 пудовъ черлени нѣ мецкой, 10 пудовъ празелени, 3 пуда киноварю, 5 пудовъ черлени псковской, всего на 256 рублей. Въ 1658 г. иконописцы писали на воротахъ и у внѣ шнихъ сторонъ на церкви стѣ нное письмо. Передъ церковью апостола Филиппа въ то же время (1654--1655 годахъ) патріархъ строилъ свою новую Крестовую полату меньшаго размѣ ра противъ старой. Эта полата въ первое время такъ и именовалась своею новою Крестовою, какъ это неоднократно записано въ " Книгѣ Записной облаченіямъ и дѣ йствамъ патріарха" {Рукопись Синодальной Библиотеки, No 93.}. Въ этой Записной книгѣ находимъ, между прочимъ, слѣ дующія строки: " Декабря 21 (1655 г.) Государь патріархъ поиде къ литургіи изъ своея Крестовыя полаты... Послѣ литургіи Антіохійскій патріархъ Макарій поднесъ Никону клобукъ бѣ лый греческаго переводу, а Сербскій патріархъ Гавріилъ поднесъ ему шапочку греческую... И поиде Государь патріархъ въ свою Крестовую полату, а передъ нимъ, Государемъ, шли поддьяконы и подьяки -- всѣ въ золотыхъ стихаряхъ, а пѣ ли стихи розные постанично всѣ вмѣ стѣ... А пришедъ въ новую свою крестовую полату южъ самъ устроилъ и пожаловалъ Государь святѣ йшій патріархъ своего Государева архидіакона и дьякона чернаго греческими клобуками и камилавками". Полата была покрыта особою кровлею, слѣ д. не была въ связи съ другими полатами. Однако черезъ сѣ ни она соединялась съ построенными въ томъ же 1655 г. новыми брусяными хоромами для житья самому патріарху. Въ 1655 г. въ этой новой Крестовой на дверяхъ и окнахъ росписаны травы и повѣ шено большое мѣ дное паникадило. Въ той же полатѣ въ 1658 г. написаны лучшими мастерами новыя иконы, писали Симонъ Ѳ едоровъ (Ушаковъ) и Ѳ едоръ Козловъ. Вопреки установившемуся свѣ дѣ нію, что патріархъ Никонъ построилъ донынѣ существуюшую Крестовую (Муроварную) полату и весь Синодальный домъ, приведенныя свидѣ тельства указываютъ, что Никономъ была построена особая Крестовая для своихъ хоромъ, по размѣ ру, какъ упомянуто, меньшая, почему впослѣ дствіи (въ 1672 г.) старая Крестовая обозначалась именемъ Большой Крестовой, а новая и въ описи Домовой Казны Никона названа Малою. Въ эту новую Крестовую Павелъ Алеппскій входилъ по двумъ лѣ стницамъ, почему съ достовѣ рностью можно предполагать, что эта Крестовая находилась въ третьемъ этажѣ новаго зданія передъ новою же церковью (нынѣ 12 Апостоловъ), гдѣ впослѣ дствіи помѣ щалась Ризница. На своемъ старомъ патріаршемъ дворѣ патріархъ обновилъ церковь Трехъ Святителей, которая стояла особно и имѣ ла одну главу. При ней была устроена въ 1656 г. и колокольница, вѣ роятно на стѣ нѣ какой-либо полаты, покрытая кровлею въ 1658 г. Закомары подъ главою покрыты бѣ лымъ желѣ зомъ, спаяннымъ оловомъ. Церковь была устроена теплою и вновь росписана настѣ ннымъ письмомъ, для котораго куплено 5000 листовъ сусальнаго золота. Въ ней было устроено, какъ и въ Крестовой полатѣ, особое патріаршее мѣ сто. За церковью сдѣ ланъ очагъ для составу и варенія св. мѵ ра. Проломаны двери изъ паперти Трехъ Святителей въ старую Столовую полату и сдѣ лана всхожая лѣ стница. Обновленіе храма производилось постепенно въ теченіи 1654--1658 гг. На дворѣ въ эти же годы построены новыя полаты скатертная, отдаточная и другія. Въ 1654 г. кузнецы дѣ лали патріарховы домовые часы (башенные). Во всѣ хъ новыхъ полатахъ и въ брусяныхъ кельяхъ, теперь по новому, вмѣ сто слюдяныхъ окончинъ, были устроены окончины стекольчатыя. Въ другихъ хоромахъ употреблены слюдяныя. Отъ площади патріаршія полаты отдѣ лены перегородкою; а внутри двора отъ новой хлѣ бни по старую Столовую поставленъ острогъ, родъ тына, отдѣ лявшiй патріарховъ дворъ отъ государева двора. Патріаршій дворъ, какъ упомянуто, былъ соединенъ съ царскимъ Дворцомъ переходами. При Никонѣ государь построилъ въ 1654 г. переходы и въ Чудовъ монастырь съ Борисовскаго двора черезъ улицу Никольскую, ширина которой въ этомъ мѣ стѣ не превышала 3 саж. Сообщенiе царскаго Дворца съ Чудовымь монастыремъ потребовалось по случаю начатаго дѣ ла объ исправленіи церковно-служебныхъ книгь, такъ какъ въ полатахъ монастыря должны были происходить засѣ данія и совѣ щанія по этому дѣ лу. Въ монастырѣ жилъ въ 1658 г. старецъ Епифаній, который тогда перевелъ патріарху дохторскую книгу. Съ патріаршаго двора былъ устроенъ всходъ на эти переходы, которые слѣ довательно проходили мимо всѣ хъ построекъ на этомъ дворѣ. Переходы прозывались обыкновенно Чудовскими. При патріархѣ Никонѣ стоявшая стѣ на объ стѣ ну съ царскимъ Дворцомъ старѣ йшая патріаршая церковь Ризположенія была отдѣ лена къ дворцовымъ зданiямъ (послѣ 1653 г.) и именно къ хоромамъ царицы и царевенъ, терема которыхъ высились и передъ этою церковью и передъ западными вратами Успенскаго собора, какъ и передъ полатами патріаршаго двора. Съ этого времени паперть Ризположенской церкви сдѣ лалась необходимою проходною галлереею, переходами въ Успенскій соборъ для женской половины царскаго семейства, всегда выходившей къ моленію и къ службамъ въ скрытности оть народныхъ очей. Какъ упомянуто, терема царицы и царевенъ высились и передъ патріаршими полатами, поэтому Никонъ, выходя изъ своихъ полать въ соборъ, въ западныя его врата, и возвращаясь изъ собора тѣ ми же вратами, каждый разъ останавливался въ этомъ проходѣ, поднималъ вверхъ къ теремамъ свои взоры и, отдавъ посохъ архидіакону, благословлялъ по направленію къ Верху, т.-е. къ окнамъ теремовъ, затѣ мъ кланялся до земли, благословлялъ вторично и, вторично сдѣ лавъ поклонъ, уходилъ въ свои полаты. Такъ же поступалъ и пребывавшій тогда въ Москвѣ Антіохійскій патріархъ Макарій каждый разъ, когда проходилъ въ соборъ западными вратами и когда затѣ мъ возвращался въ патріарховы полаты. Такъ поступали и всѣ архіереи, воздавая должный почетъ государынѣ царицѣ, которая всегда смотрѣ ла на проходящихъ изъ своихъ стеклянныхъ оконъ, но не открытыхъ, чего не подобало, а скрытно сквозь разрисованныя въ окнахъ травы. Само собою разумѣ ется, что въ этомъ смотрѣ ніи участвовалъ и весь женскій чинъ государевой семьи и со всѣ ми комнатными боярынями. Окна царицыныхъ и царевниныхъ теремовъ высились передъ западными вратами собора именно для той цѣ ли, чтобы видѣ ть совершаемые изъ этихъ воротъ торжественные крестные ходы и молиться вмѣ стѣ со всѣ мъ народомъ. Приведенныя выше отрывочныя свѣ дѣ нія объ устройствѣ патріаршаго двора при Никонѣ, собранныя нами изъ офиціальныхъ записей, дополнимъ общимъ описаніемъ всѣ хъ новыхъ построекъ Никона, составленнымъ очевидцемъ, архидіакономъ Павломъ Алеппскимъ, который 22 декабря 1655 г. присутствовалъ при самомъ новосельи въ этихъ постройкахъ. " Должно знать", говоритъ архидіаконъ, " что теперешній патріархъ Никонъ имѣ етъ большую любовь къ возведенію построекъ, памятниковъ и къ (церковному) благолѣ пію. Въ бытность свою архимандритомъ монастыря Спаса, т.-е. Спасителя, что близъ этого города, онъ своими стараніями перестроилъ съ основанія какъ великую церковь, такъ и кельи, окружную стѣ ну и всѣ башни. Также, когда онъ сдѣ лался митрополитомъ Новгорода, то воздвигъ тамъ прекрасныя зданія; а, сдѣ лавшись патріархомъ, онъ построилъ для себя патріаршія кельи или, лучше сказать, царскія полаты, не имѣ ющія себѣ подобныхъ во всей странѣ Московской... Знай, что здѣ шній патріаршій домъ существуетъ съ очень древнихъ временъ, со времени св. Петра, перваго митрополита Московскаго. Онъ малъ, тѣ сенъ и не имѣ етъ двора; надъ нимъ высятся полаты царицы (Архидіаконъ не зналъ, что существуетъ обширный дворъ за полатами). Нынѣ шній патріархъ, любя строить и обновлять, выпросилъ у царя дворъ, находящійся близъ патріаршаго дома, съ сѣ верной стороны собора (Цареборисовскій). Царь подарилъ его, и патріархъ приступилъ къ возведенію на немъ огромнаго, чудеснаго зданія. Его строили нѣ мецкіе мастера. Въ нижней части зданiя патріархъ устроилъ семь Приказовъ, печь и огромную кухню, дабы тепло поднималось на верхъ. Лѣ стница, весьма красивая, устроена насупротивъ стараго пути къ собору, гдѣ патріархъ всегда останавливался и благословлялъ полаты царицы. Наверху онъ выстроилъ диванъ (пріемную полату){Это, по всему вѣ роятiю, новая Крестовая, о которой мы упоминали выше.} и сдѣ лалъ отъ нея проходъ со стороны царицыныхъ полатъ, по которому иногда втайнѣ проходитъ; и еще проходъ по направленію къ своимъ прежнимъ кельямъ. Внутри этой полаты онъ устроилъ маленькую церковь во имя новыхъ Московскихъ святыхъ, митрополитовъ Петра, Алексія, Іоны и Филиппа, коихъ велѣ лъ написать надъ ея дверью, а въ церкви написать портреты шести патріарховъ, бывшихъ со временъ Іереміи Константинопольскаго: первый изъ нихъ Іовъ, затѣ мъ Германъ (Ермогенъ), Герасимъ (Игнатій?), Филаретъ, Іоасафъ и Іосифъ. Свой же портретъ, точь въ точь какъ онъ есть, велѣ лъ написать послѣ тѣ хъ, ибо онъ седьмой патріархъ. Онъ весьма украсилъ эту церковь и большею частію слушаетъ службу въ ней. Эта полата (старая Столовая) имѣ етъ огромныя съ рѣ шетками окна, выступающія изъ зданія и выходящія на царицыны полаты. Изъ нея выходишь въ другую большую полату (сѣ ни), гдѣ ждутъ приходящіе къ патріарху, пока онъ разрѣ шитъ имъ войти. Отсюда входишь въ огромную полату (нынѣ Муроварную), которая поражаетъ своей необыкновенной величиною, длиной и шириной; особенно удивителенъ обширный сводъ безъ подпоръ посрединѣ. " По окружности полаты сдѣ ланы ступеньки, и полъ въ ней вышелъ наподобіе бассейна, которому не хватаетъ только воды. Она выстлана чудесными разноцвѣ тными изразцами. Огромныя окна ея выходятъ на соборъ; въ нихъ вставлены оконницы изъ чудесной слюды, украшенной разными цвѣ тами, какъ будто настоящими; съ другой стороны окна выходятъ на дворъ стараго патріаршаго дома. Въ ней, подлѣ двора, сдѣ ланъ огромный каптуръ (печь) изъ превосходныхъ изразцовъ. Все сооруженiе скрѣ плено желѣ зными связями съ обѣ ихъ сторонъ. Никонъ назвалъ эту полату Христобъ (Крестовая), т.-е. христіанская полата. Внутри этого помѣ щенія есть еще покой, который служитъ нарѳ ексомъ (притворъ, паперть) большой прекрасной, весьма высокой церкви, устроенной патріархомъ въ честь святой Троицы и выходящей на площадку Чудова монастыря (апостола Филиппа, нынѣ Двѣ надцать Апостоловъ). На верху этой церкви сдѣ ланы (хоры) и въ нарѳ ексѣ ея три прохода съ лѣ стницами: по одному патріархъ сталъ ходить въ соборъ, ибо онъ насупротивъ сѣ верныхъ дверей его; другой ведетъ на новый дворъ, третій, выше этого помѣ щенія, представляетъ лѣ стницу, ведущую на верхъ зданія, гдѣ патріархъ построилъ еще двѣ церкви и кельи для дьяконовъ, откуда открывается видъ на весь городъ. Въ углу Крестовой (новой) полаты есть дверь, ведущая къ новому деревянному строенію съ многочисленными кельями, кои идутъ одна за другой и назначены для зимняго помѣ щенія, ибо жители этой страны не любятъ жить въ каменныхъ домахъ, потому что, когда печи въ нихъ истоплены, то ударяетъ въ голову и причиняется головная боль. По этой причинѣ непремѣ нно строятъ для зимы подлѣ каменныхъ деревянные дома и по всему зданію закрытые проходы. Всѣ двери такихъ помѣ щеній бываютъ обиты зеленымъ сукномъ. " Словомъ, это зданіе поражаетъ умъ удивленіемъ, такъ что, быть можетъ, нѣ тъ подобнаго ему и въ царскомъ дворцѣ, ибо мастера нынѣ шняго вѣ ка, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно цѣ лыхъ три года. Мнѣ разсказывали архидіаконъ и казначей патріарха, что онъ истратилъ на это сооруженіе болѣ е 50.000 динаровъ (рублей), не считая дерева, кирпича и пр., подаренныхъ царемъ и государственными сановниками, и того, что большая часть рабочихъ были его крестьяне". Необходимо замѣ тить, что въ своемъ описаніи архидіаконъ не различаетъ да и не могъ различить старыхъ построекъ патріаршаго обиталища отъ новыхъ, возведенныхъ Никономъ, и описываетъ тѣ и другія, такъ сказать, въ общей суммѣ, какъ это выясняется и во всѣ хъ его строкахъ. Такимъ образомъ, и представляется какъ бы несомнѣ ннымъ, что Никонъ построилъ цѣ ликомъ весь Патріаршій Домъ, во всѣ хъ его частяхъ. Между тѣ мъ Никонъ построилъ только церковь (нынѣ 12 Апостоловъ) и передъ нею двѣ трехъэтажныя полаты, изъ которыхъ въ одной, въ третьемъ этажѣ, устроилъ свою Крестовую. Это сооруженіе примкнуло къ крыльцу Старой Крестовой полаты, гдѣ нынѣ лѣ стница на верхъ, и отличается отъ старой постройки тѣ мъ, что толща ея стѣ нъ имѣ етъ 1 1/2 аршина, а толща стѣ нъ упомянутой Крестовой имѣ етъ 3 аршина. Не совсѣ мъ правильно описанъ Патріаршій Домъ и покойнымъ архитекторомъ А. А. Потаповымъ (Древности М. Археол. Общ., т. XIX, вып. 2-й). Онъ, слѣ дуя указаніямъ Снегирева, утверждаетъ, стр. 72, что " старый патріаршій домъ былъ за церковью Ризположенія, которая и именовалась патріаршею". Это Снегиревское сказаніе и послужило источникомъ многихъ неправильностей въ разъясненіи различныхъ частей Патріаршаго дома. На 74 и 76 стр., не имѣ я прямого свѣ дѣ нія о церкви Трехъ Святителей, авторъ смѣ шиваетъ показанія о ней съ новою церковью, т.-е. съ церковью, которую строилъ патр. Никонъ во имя ап. Филиппа. На стр. 75 онъ повторяетъ сказаніе Снегирева, что старый патріаршій дворъ издревле существовалъ около церкви Ризположенія, и указываетъ ему мѣ сто " на сѣ верной сторонѣ отъ Теремнаго дворца и будто бы параллельно ему", присовокупляя, что этотъ старый дворъ былъ расширенъ при патр. Филаретѣ чего однако, не было и никакихъ свидѣ тельствъ на это не существуетъ. Но авторъ на той же страницѣ говоритъ уже о перенесеніи двора на новое мѣ сто. Это новое мѣ сто оказывается тамъ, гдѣ стоитъ корпусъ старой Крестовой (нынѣ Муроварной), который принадлежитъ къ самымъ старымъ постройкамъ двора и составляетъ часть именно стараго двора, къ которой примкнула и новая постройка Никона съ церковью 12 Апостоловъ. Однако авторъ на стр. 76 прямо говоритъ, что эта Муроварная и " была Крестовая патр. Никона", т.-е. новое его сооруженіе, и дѣ литъ вообще весь дворъ патріарховъ на старый и новый. Для стараго двора авторъ отдѣ ляетъ только старую Столовую и церковь Трехъ Святителей, стоявшую на западномъ краю двора, по сосѣ дству съ дворцовыми зданіями, именно съ хоромами царевенъ. Новый дворъ, т.-е. зданіе Никоновской постройки, по увѣ ренію автора, суть и донынѣ существующій весь корпусъ, оканчивающійся къ востоку церковью 12 Апостоловъ, между тѣ мъ какъ западная половина корпуса съ Муроварною полатою принадлежитъ, какъ упомянуто, къ самымъ старымъ постройкамъ. Вообще, разъясненія Потапова требуютъ значительнаго исправленія. " Это рѣ дкостное сооруженіе, --продолжаетъ архидіаконъ, --было окончено постройкой и омеблировано на этой недѣ лѣ, но Никонъ до сихъ поръ не переходилъ въ него. Причина этому та, что въ этотъ день, пятницу 21 декабря, случилась память преставленія св. Петра, перваго митрополита Московскаго, мощи котораго находятся въ алтарѣ (собора). Московиты имѣ ютъ обыкновеніе весьма благолѣ пно праздновать его память въ этотъ день, какъ мы упомянули раньше и какъ видѣ ли теперь, --торжественнѣ е, чѣ мъ праздникъ Рождества. Патріархъ обыкновенно устроиваеть у себя послѣ обѣ дни большую трапезу для царя, его вельможъ и всего священнаго чина. Случилось, что теперь были окончены его новыя полаты; но такъ какъ память святого пришлась въ этотъ день, пятницу, когда не позволяется ѣ сть рыбу, а у нихъ пиршества не устроиваются и не могутъ быть роскошны безъ рыбы, то празднованіе святому отложили до слѣ дующаго дня, т.-е. до субботы. Никонъ далъ знать нашему владыкѣ патріарху, чтобъ онъ приготовился служить въ этотъ вечеръ вмѣ стѣ съ нимъ всенощную въ соборѣ, а завтра, послѣ обѣ дни, пожаловалъ бы къ нему на трапезу въ новыя полаты. " Вечеромъ, по обычаю, было совершено малое павечеріе, а послѣ 8-го часа ночи прозвонили четырекратно въ большой колоколъ. Мы вошли въ церковь въ 9-мъ часу. Пришли въ церковь царица и царь... " Служба была большая, продолжительная и торжественная. Мы вышли изъ церкви лишь прй восходѣ солнца, умирая отъ усталости и стоянія на ногахъ отъ 9-го до 16-го часа. Въ эту ночь мы столько натерпѣ лись отъ сильнаго холода и стужи, что едва не погибли, особливо потому, что стояли на желѣ зныхъ плитахъ: Богъ свидѣ тель, что душа чуть не покинула насъ. Что касается меня, бѣ днаго, то я хотѣ лъ выйти и убѣ жать изъ алтаря, но не могь, ибо царь стоялъ передъ южными дверьми, а царица передъ сѣ верными, такъ что поневолѣ пришлось страдать. Когда я вернулся въ свое помѣ щеніе, Богъ свидѣ тель, что я въ теченіи трехъ дней былъ совершенно не въ состояніи стоять на ногахъ, хотя бы ихъ рѣ зали желѣ зомъ. Я погружалъ ихъ въ нагрѣ тую воду и совсѣ мъ не чувствовалъ тепла, а вода охлаждалась. Въ такомъ положеніи, страдая болью въ ногахъ, я оставался, Богъ свидѣ тель, въ продолженіи почти двухъ мѣ сяцевъ. Но на все воля Божія! Что это за всенощныя и бдѣ нія! Болѣ е всего насъ удивляло, что дѣ ти и малютки, и притомъ не простолюдиновъ, а вельможъ, стояли съ непокрытою головой, неподвижно и не шевелясь, какъ статуи. Какая выносливость! Какая вѣ ра! Воть нѣ что изъ того, что мы могли бы сказать о всенощныхъ бдѣ ніяхъ въ странѣ Московитовъ, извѣ стныхъ всюду. " Спустя часъ послѣ нашего выхода изъ собора, зазвонили въ колоколъ, и мы опять вернулись туда измученные, умирая оть усталости, дремоты и холода. Оба патріарха облачились, и съ ними въ этотъ день облачились три архіерея и десять архимандритовъ въ митрахъ, двѣ надцать іереевъ монашествующихъ и мірскихъ, двадцать взрослыхъ дьяконовъ и болѣ е двадцати анагностовъ и иподьяконовъ: всѣ хъ вмѣ стѣ съ обоими патріархами и Сербскимъ архіепископомъ было болѣ е семидесяти служащихъ въ алтарѣ. Пришла царица, а послѣ нея царь. Во время выхода священники выносили покровъ съ мощей св. Петра, похожій на плащаницу: онъ весь расшитъ золотомъ и жемчугомъ, и на немъ изображенъ святой, какъ онъ есть, въ облаченіи полиставрія (крестчатомъ). Когда кончилась обѣ дня, и мы сняли облаченія, оба патріарха вышли къ царю, чтобы его благословить. Царь, взявъ за правую руку нашего учителя, повелъ его къ царицѣ, чтобы онъ ее благословилъ. По уходѣ царя опять затворили двери церкви, пока царица, какъ въ тотъ день, прикладывалась, по обычаю, послѣ чего она удалилась. Тогда всѣ дьяконы, поя, пошли со свѣ чами впереди патріарха, пока онъ поднимался въ свои новыя полаты, которыя открылъ, поселившись въ нихъ въ этотъ день. Когда онъ вступилъ въ нихъ, къ нему подошелъ сначала нашъ владыка-патріархъ и поднесъ ему позолоченную икону Трехъ Святителей и большой черный хлѣ бъ съ солонкой соли на немъ, по ихъ обычаю, поздравилъ его и пожелалъ ему благополучія въ его новомъ жилищѣ. Послѣ него подходили архіереи и сначала поднесли позолоченныя иконы имени своихъ каѳ едральныхъ церквей, а потомъ хлѣ бъ-соль, большіе золоченые кубки, нѣ сколько кусковъ парчи и бархата и пр., при чемъ дѣ лали поклонъ. За ними подходили настоятели монастырей и даже ихъ уполномоченные, проживающіе въ ихъ подворьяхъ въ городѣ, именно уполномоченные отдаленныхъ монастырей. Также подносили ему подарки царевичи. Затѣ мъ подходили городскіе священники, купцы, сановники государства, ремесленники и подносили кубки, сороки соболей и пр. Но Никонъ отъ всѣ хъ, за исключеніемъ архіереевъ и игуменовъ, принималъ только иконы и хлѣ бъ-соль. Была большая тѣ снота. Наконецъ, патріархъ послалъ пригласить царя къ своему столу. Царь, войдя, поклонился патріарху и поднесъ сначала отъ себя хлѣ бъ-соль и сорокъ соболей высшаго сорта и тоже поднесъ отъ имени царицы и своего сына, три хлѣ ба и три сорока отъ своихъ сестеръ, и тоже отъ своихъ дочерей; всего 12 хлѣ бовъ и 12 сороковъ соболей. Въ это время патріархъ стоялъ на переднемъ мѣ стѣ полаты, царь же самъ ходилъ къ дверямъ и подносилъ упомянутые подарки собственноручно, принимая на себя не малый трудъ, крича на бояръ, которые держали ихъ, чтобы они подавали ему скорѣ е; онъ казался слугой, и -- о удивленіе! --когда подносилъ подарки отъ себя, то поклонился патріарху, говоря: " твой сынъ, царь Алексѣ й, кланяется твоей святости и подноситъ тебѣ..." Также, когда подносилъ подарки отъ царицы, назвалъ ее, и тоже при поднесеніи остальныхъ подарковъ. Что это за смиреніе, которое мы, стоя тутъ, видѣ ли въ этотъ день! Развѣ нельзя было тебѣ, царь, слава своего вѣ ка, стоять на своемъ мѣ стѣ и приказывать слугамъ, чтобы они приносили тебѣ подарки? Но ты самъ ходишь за ними! Да увѣ ковѣ читъ Богъ твое царство за великое твое смиреніе и за приверженность къ твоему патріарху! Въ правой рукѣ царь держалъ черный посохъ съ двумя маленькими развѣ твленіями.
|