![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение № 7
Методические рекомендации по организации факультативных занятий в предметной области «Трудовое обучение» Определение термина «факультативное занятие» приведено в «Палажэннi аб агульнаадукацыйнай установе». В п.42 Положения говорится, что факультативные занятия - это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, способностями и склонностями, а также на повышение активности их познавательной деятельности. Количество часов занятий Единые типовые учебные планы позволяют использовать для организации факультативных занятий от 6 часов, финансируемых из бюджета, в 1 классе до 12 часов в ХI классе. При наличии в учреждении одного класса в каждой параллели общее количество часов факультативных занятий составляет 91 час. Необходимо иметь в виду, что факультативные занятия включаются в максимально допустимую нагрузку на одного ученика, установленную и типовыми учебными планами, и Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.09.2008г. № 156 «О внесении изменений и дополнений в санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений». Поэтому, учащийся школы может посещать следующее максимальное количество факультативных занятий: Ø 1 класс – 4 часа; Ø 2 класс – 3 часа; Ø 3 класс – 2 часа; Ø 4-5 классы – 3 часа; Ø 6 класс – 4 часа; Ø 7-8 классы – 3 часа; Ø 9 класс – 5 часов; Ø 10-11 классы – 7 часов. Имеющаяся разница между количеством финансируемых часов факультативных занятий и количеством часов, допустимых для ученика, позволяет учреждениям образования предлагать достаточно широкий спектр. При этом п.152 Санитарных правил и норм в редакции вышеуказанного Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь Санитарных правил и норм разрешает увеличение максимально допустимой учебной нагрузки в объёме до 3х учебных часов в 5-9 классах при изучении на факультативных занятиях учебных предметов музыкальной, художественной, театральной, хореографической направленности. Порядок зачисления учащихся В соответствии с требованиями п.1.5 Декрета, п.5 Пояснительной записки и п.153 Санитарных правил и норм факультативные занятия организуются при наличии письменных заявлений родителей или других законных представителей учащихся. Заявление подается на имя руководителя учреждения образования с соблюдением требований к оформлению данного вида документов. Пример формулировки заявления: «Прошу разрешить моему сыну (дочери опекаемому/ой посещение факультативного занятия …с (число, месяц, год)». Резолюция руководителя учреждения на данном заявлении в таком случае будет: «Разрешить» Поскольку ни «Палажэнне аб агульнаадукацыйнай установе», ни инструкция о ведении школьной документации, ни Пояснительная записка, ни Санитарные правила и нормы прямо не оговаривают необходимость зачисления учащихся на факультативные занятия приказом руководителя учреждения, то наличие его не представляется необходимым. На основании резолюции руководителя учреждения на заявлении родителей «Разрешить», ученик вносится в классном журнале в список посещающих то или иное факультативное занятие. Записи проведения факультативных занятий делаются на отведенных для этого страницах журнала (при формировании группы из учащихся различных классов – в один из классных журналов) с соблюдением требований, предъявляемых к ведению классных журналов Главой 7 «Iнструкцыi аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублiкi Беларусь». В случае изменения желания учащегося, родители подают заявление с просьбой освободить их ребенка от посещения факультативных занятий. В соответствии с резолюцией руководителя учреждения «Освободить» на соответствующей странице классного журнала напротив фамилии учащегося делается запись «Отчислен с (число, месяц, год)». Распределение часов На основании учебных планов учреждения, согласованных с районными управлениями образования, изучения запросов учащихся и заявлений родителей педагогический совет учреждения на августовском заседании производит распределение часов факультативных занятий на учебный год (см.п.5 Пояснительной записки к Единым типовым учебным планам). Возможно перераспределение предусмотренных учебными планами часов факультативных занятий между отдельными ступенями и параллелями. На основании решения педагогического совета руководителя учреждения и созданная приказом по учреждению образования тарификационная комиссия в соответствии с нормативными документами распределяет учебную нагрузку педагогов, в том числе и часы факультативных занятий, которые также входят в учебную нагрузку Порядок проведения часов факультативных занятий Факультативные занятия в учреждении образования проводятся по расписанию факультативных занятий, утвержденному руководителем учреждения. Согласно Декрета [1] в пункте 1.5 указано что, факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. В соответствии с п.159 Санитарных правил и норм должен быть предусмотрен перерыв длительностью: · для учащихся 1-4 классов не менее 15 минут - перед пятым уроком (факультативным занятием); · для учащихся 5-7 классов не менее 20 минут - перед шестым уроком (факультативным занятием); · для учащихся 8-11 классов не менее 20 минут - перед седьмым уроком (факультативным занятием). Продолжительность факультативного занятия в соответствии с Примечанием 1 к п. 151 Санитарных правил и норм составляет: Ø 35 минут в 1 классах Ø 45 минут – во 2-11 классах. Наполнение групп Минимальное наполнение групп для проведения факультативных занятий определено Пояснительной запиской для всех общеобразовательных учебных заведений в городах в количестве 5 учащихся, а максимальное установлено соответственно п. 6 Санитарных правил и норм: для 1-4 классов школ, гимназий и лицеев – 20 учащихся, для 5-11 классов общеобразовательных учреждении – 25 учащихся. При уменьшении числа учащихся, посещающих факультативное занятие, до 4 и менее оно должно быть закрыто приказом руководителя учреждения, учебная нагрузка учителя соответственно должна быть уменьшена. Учебные программы факультативов Часть 2 Статьи Закона Республики Беларусь«Об общем среднем образовании» гласит, что организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами. Это конкретизировано в п.51 Палаження аб агульнаадукацыйнай установе». Таким образом, факультативные занятия также должны проводиться на основании соответствующих учебных программ. Их структура и содержание в соответствии с требованиями Части 3 вышеуказанной статьи Закона должны учитывать возможности, запросы и интересы учащихся, обеспечивать преемственность содержания образования. Для проведения факультативных занятий учителя могут использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Авторские программы, разработанные учителями общеобразовательных учреждений, должны быть в установленном порядке утверждены министерством образования Республики Беларусь. В целях удовлетворения познавательных запросов учащихся предлагается перечень утвержденных Министерством образования Республики Беларусь программ факультативных занятий, которые размещены на сайте Национального института образования (https://www.аdu.by) или на предметном портале УО МГИРО (https://trud.mp.minsk.edu.by) в рубрике «Нормативно-правовое обеспечение преподавания». Оценивание учащихся В соответствии с п.70 «Палаження аб агульнаадукацыйнай установе» оценивание учебных достижений учащихся на факультативных и кружковых занятиях не производится Литература: 1. Декрет Президента Республики Беларусь № 15 от 17 июля 2008 года " Об отдельных вопросах общего среднего образования". 2. Палаженне аб агульнаадукацыйнай установе. Утвержденоно Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2004 г. №44 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 22.07.2004 г. №8/11273 (в ред. Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 06.12.2006 г. № 111). 3. Часть 5 Статьи 33 Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» от 05.07.2006 г. №141-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь №108, 2/1238. от 10.07.2006г. №2/1238). 4. Единые типовые учебные планы. Зборнiк Нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь, 2008 г., №14. 5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от. 30.09.2008г. № 156 «О внесении изменений и дополнений в санитарные правила и нормы 2.4.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений». 6. Инструкция о ведении школьной документации».Утв.-но Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.1994г.№ 418 7. «Iнструкцыи аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублiкi Беларусь».».Утв.-но Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.2008г.№65 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №8/19407, 02.09.2008г.) 8. С.П. Стренковский. Организация факультативов в школах. «Минская школа сегодня», №11, 2008г., стр.16-19. 9. А.Ф. Журба. Алгоритм разработки программ факультативных занятий. «Тэхналагічная адукацыя”, №2, 2009., стр. 3-7.
|