Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок совершенной (чистой) конкуренции.
2) Рынок несовершенной конкуренции, включающий в себя следующие виды: чистую монополию; монополистическую конкуренцию и олигополию. Существует четыре рыночные структуры(совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия), каждая из них отличается большим разнообразием черт, особенностей, которые и необходимо учитывать менеджерам в своей деятельности. В условиях чистой конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу, яблоки и т.п.). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (мебель, одежду, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы или дифференцированы. Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное. 18. Спрос, предложение и режимы работы фирмы в условиях совершенной конкуренции. Совершенная (чистая) конкуренция – это такая рыночная структура, при которой число покупателей и продавцов весьма велико; доля каждой фирмы на рынке в общем объеме продаж небольшая, менее 1 %; фирмы производят и продают стандартизированную (однородную) продукцию; вход и выход с него для продавцов стандартизированной продукции свободы, т.е. не существует ограничений, не позволяющих фирме продать товар на рынке и нет трудностей, связанных с прекращением операций на рынке. Совершенная конкуренция, чаще всего, явление редкое, идеальное, но ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поскольку объем продаж конкурентной фирмы (т.е. фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции) составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным.Здесь надо иметь ввиду, что речь идет о кривой спроса лишь отдельной конкурентной фирмы. Для отрасли, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену. Но не отдельная фирма. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна влиять на цену продукта. На конкурентном рынке устанавливается равновесная це на, которую отдельная фирма воспринимает как заданную рынком.
19. Равновесие и предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят эти фирмы покидать отрасль. В результате рыночная цена P установится на уровне минимальных средних издержек LATC min типичной фирмы. Все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие P = LATC = LMC (уравнение Бертрана). При соблюдении этого условия достигается конкурентное равновесие фирмы в долгосрочном плане, которое предполагает такой объем выпуска Qe и рыночную цену Pe, которые позволяют фирмам получать в отрасли нулевую прибыль. Если бы некоторые фирмы получали больше, а некоторые меньше, пришли бы в движение силы, которые обеспечили бы либо повышение, либо понижение цены до того уровня, когда экономическая прибыль опять бы стала равна нулю. Фирмы осуществляют вход и выход в отрасль потому, что для достижения долгосрочного равновесия требуется достаточно много времени, но в краткосрочном периоде фирма может получать экономическую прибыль. В долгосрочном периоде фирмы вступают в отрасль и выходят из нее по мере изменения цен. Это делает невозможным использование логики построения рыночного предложения отрасли, которая применялась в краткосрочном периоде. Долгосрочная кривая предложения для конкурентной отрасли может быть получена при рассмотрении механизма, с помощью которого отрасль реагирует на изменение в спросе. Рассмотрим формирование рыночного предложения в отрасли с возрастающими издержками в случае роста спроса на продукцию данной отрасли (рис.31) Рис. 31. Кривая предложения в долгосрочном периоде. Когда производство расширяется, в отрасли с возрастающими издержками это приводит к следующим последствиям: - увеличиваются цены на некоторые ресурсы, которые в ней используются; - кривая LATC1 сдвигается вверх и занимает положение LATC2; - начальное возрастание спроса с D1 до D2 поднимает цену до P 3; - так как цена P3 превышает LATCmin, в отрасль начинают входить новые фирмы и предложение увеличивается с S1 до S2. Новое равновесие достигается при цене P2; - если цена вернется на свой исходный уровень P1, фирмы понесут убытки и покинут отрасль. Долгосрочная кривая предложения S соединяет точки E1 и E2 и направлена вверх. В случае убывающих издержек она направлена вниз, а в случае неизменных издержек кривая предложения представляет собой горизонтальную линию. 20. Применение конкурентной модели: долгосрочный результат изменения налогов, лицензионной оплаты. Эффективность совершенно- конкурентных рынков. Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, то есть соответствующего структуре его потребностей, набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства - ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствовать о степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, то есть эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае предельные издержки по ресурсу и предельные выгоды от его использования уравниваются.Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.Как мы уже знаем, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС =Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят продукцию с минимальными средними издержками Р = LRACmin. Это означает, что в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRMC = P = LRACmin (рис. 13.11). Следовательно, для данного типа рынка выполняются оба условия эффективности и он является экономически эффективным.Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения. Во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции.Во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.
|