Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты и особенности монополистической конкуренция
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции: 1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что: • отдельной фирме принадлежит лишь небольшая доля рынка данного товара; • рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен; • отсутствует возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм; • каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара. 2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы: •разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров; • различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания); • различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров); • мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям. 27.Оценка монополистической конкуренции с позиций эффективности и интересов общества. Конкуренция есть состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В определении, прежде всего, отчетливо просматривается цель конкуренции — недопущение таких самостоятельных действий предпринимателей, которые в одностороннем порядке способны воздействовать на общие условия обращения конкретных товаров. Конкуренция в конечном счете отражает не столько интересы непосредственно самих производителей, сколько покупателей, обслуживает их платежеспособный спрос на соответствующем товарном рынке, тем самым подчиняя производство интересам потребителей.
28.Понятие неценовой конкуренции. Дифференциация и совершенствование продукта как условие осуществления монопольной власти. Реклама Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокогокачества , технического уровня, технологического совершенства[1]. Стратегия неценовой конкуренции может быть реализована за счет дифференциации продукта и его совершенствования с течением времени, что приводит к охвату новых групп потребителей. Улучшение товара отдельной фирмой позволяет ей извлекать прибыль до тех пор, пока эти улучшения не будут скопированы уже имеющимися или новыми конкурентами. Реклама занимает важнейшее место среди неценовых факторов. Она объясняет потребителю преимущества и отличия данного товара от других, способствует формированию новых потребностей и даже создает дифференциацию продуктов там, где ее в действительности может не быть.На рынке совершенной конкуренции производителю невыгодно рекламировать свою продукцию, поскольку она является совершенным заменителем продукции любой конкурирующей фирмы. На рынках монополистической конкуренции реклама для фирмы становится основным орудием в борьбе за существование. Фирмы, производящие дифференцированные потребительские товары, могут направлять на расходы, связанные с рекламной деятельностью, от 10 до 20 процентов общей выручки. Реклама позволяет повысить уровень спроса на товар фирмы и снизить его ценовую эластичность. Реклама может также способствовать увеличению спроса на продукцию всех производителей в отрасли.
|