Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индексы монополизации рынка. Оценка монополии с позиций эффективности и интересов общества
Тип рынка, на котором при множестве продавцов существует только один покупатель, называется монопсонией. Учитывая параметры кривой предложения, монопсония способна определять цену, изменяя количество товара, которое она покупает. Для измерения степени монополизации рынка используются индексы А.П.Лернера и Херфендаля-Хиршмана. Индекс Лернера: , где L – индекс монопольной власти, PM – монопольная цена, MC – предельные издержки. Этот индекс показывает долю экономической прибыли в цене: равновесие конкурентной фирмы достигается при МС=Р, при этом значение L=0 (у фирмы нет монопольной власти). Если L> 0, это свидетельствует о наличии экономической прибыли как результата монопольного положения продавца. Индекс Херфиндаля-Хиршмана: . Он представляет сумму квадратов долей фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность монополизации: - если в отрасли действует одна фирма, то S1=100%, следовательно H=10000; - если фирм две, а доля каждой фирмы – 50%, то H=502+502=5000; - если фирм – 10 и они обладают равными долями, то H=1012+…+10102=1000. В случае если объемы производства распределены неравномерно и одна из множества фирм контролирует наибольший объем производства, значение индекса Н будет высоким. При равномерном распределении производства между бесконечно большим количеством фирм значение Н 0.
24.Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в РК Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
|