Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок ресурсов (труда) в условиях совершенной конкуренции.






Труд (от англ. labour) – процесс сознательной человеческой деятельности, направленной на определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи

Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Субъекты рынка труда – наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство.

Основные элементы рынка труда: спрос, предложение, равновесная цена (заработная плата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои трудовые способности, а работодатели проявляют спрос на них и оплачивают их применение.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерны следующие черты:

1) на рынке взаимодействует столько продавцов и покупателей трудовых услуг, что никто из них не может оказывать давления на ставки заработной платы;

2) все рабочие имеют одинаковый уровень квалификации;

3) рабочие мобильны, нет никаких препятствий для перехода с одного места на другое.

4) полное, абсолютное равновесие условий купли-продажи рабочей силы;

5) наличие полной информации о свободных рабочих местах и уровне заработной платы;

6) полное равновесие спроса и предложения труда, т.е. спрос на труд полностью удовлетворен предложением при данной заработной плате.

Кривая спроса отдельной фирмы на труд представляет отрезок кривой предельного продукта в денежном выражении. Она, прежде всего, показывает оптимальное количество рабочих, которое может нанять фирма при определенной ставке заработной платы.

Рис. 9.6. Предложение труда и спрос отдельной конкурентной фирмы

Кривая рыночного спроса на труд DL – формируется путем горизонтального суммирования кривых спроса отдельных фирм. Каждая точка кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенной ставке заработной платы. Отрицательный наклон кривой D свидетельствует о том, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.

Для определения рыночной ставки заработной платы необходимо показать, как формируется кривая предложения труда.

Важнейшим элементом рынка труда является заработная плата, т.е. цена интеллектуальных и физических способностей человека создавать экономические блага и услуги. Для фирм заработная плата – это издержки, а для работников она является факторным доходом, именно им и регулируются трудовые отношения.

В условиях совершенной конкуренции рыночный механизм способен восстанавливать равновесие на рынке конкретного вида труда. Следовательно, такие явления, как избыток и дефицит на конкурентном рынке труда, не могут носить устойчивый характер. Другими словами в условиях совершенной конкуренции достигается эффективная занятость. Но совершенная конкуренция на рынке труда является абстракцией.

 

 

34. Рынок ресурсов (труда) в условия несовершенной конкуренции. Роль профсоюзов на рынке труда. Рынки ресурсов производства функционируют в условиях несовершенной конкуренции, когда покупатель или продавец оказывают воздействие на цены ресурсов производства. Со стороны покупателя контроль над ценами ресурсов производства наблюдается в том случае, когда покупатель приобретает значительную часть всего объема определенного ресурса производства. Аналогичная ситуация имеет место, когда продавец ресурса, например, рабочей силы, коллективный агент – профсоюз, обладая значительной долей предложения труда, может ограничить это предложение с целью повышения оплаты труда работникам – членам профсоюза. Следовательно, профсоюзы могут оказывать воздействие на предложение рабочей силы, оплату и производительность труда.

Спрос на ресурсы производства зависит от монопольной власти на рынках готовой продукции. Предприятия, имеющие монопольную власть, заинтересованы выпускать благ в меньшем объеме по сравнению с конкурентными предприятиями. Поскольку они выпускают меньший объем благ, то они используют меньше ресурсов производства, нежели конкурентные предприятия. В связи с этим, предельный доход от дополнительного объема производства для этих предприятий меньше в сопоставлении с ценой, что обусловливает ситуацию, при которой доход от предельных благ ресурсов производства ниже стоимости их предельного блага. В условиях монопольной власти продавцов ресурсов производства продавец определенного ресурса производства обеспечивает все предложение на рынке этого ресурса, у которого или мало, или нет совсем заменителей.

Наиболее распространенным продавцом рабочей силы являются профсоюзы – организации, представляющие интересы работников – членов профсоюза во время переговоров с собственниками предприятий относительно оплаты и условий труда. Профсоюз коллективный агент ведет переговоры от имени своих членов. Роль профсоюзов, в известном смысле, двоякая: с одной стороны, он защищает интересы своих членов, прежде всего отстаивая определенный уровень заработной платы и нормальные условия труда, а с другой – выступает как организация, обладающая монопольной властью при продаже рабочей силы.

Профсоюзы чаще всего контролируют предложение рабочей силы и реже спрос на нее с целью установления уровня оплаты труда выше конкурентной заработной платы в точке равновесия. Более высокая заработная плата членов профсоюза сопровождается уменьшением численности работников, что вызывает рот дохода предпринимателей от предельного продукта труда, усиливая замещение труда капиталом, в результате чего повышается производительность труда работников. Профсоюзы сдерживают текучесть рабочей силы, что сокращает затраты собственников предприятий на их подготовку. Способность профсоюзов воздействовать на рост заработной платы более заметна вовремя экономического подъема и менее заметна в периоды спада экономики.

Рис. 9.8. Ставка заработной платы и уровень занятости на монопсоническом рынке

 

35. Предпринимательство как фактор производства. Основу любой рыночной системы хозяйства составляют множество экономически активных субъектов экономики – предпринимателей, которые реализуют свои потребности в организации бизнеса, т.е. соединения всех факторов производства для получения прибыли и удовлетворения при этом определенных потребностей общества, работников. Результаты предпринимательской деятельности, величина прибыли, дохода зависят от предпринимательских способностей.

Таким образом, в своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции:

1) факторная, состоящая в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности;

2) организаторская, состоящая в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели;

3) творческая, связанная с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском.

Предпринимательские способности – это специфический вид человеческого ресурса, выражающийся в наличии природных задатков, приобретенных знаний, умений, навыков к организации и управлению производством или оказанию услуг для получения прибыли и удовлетворения потребностей общества в определенных товарах, услугах.

предпринимательство – это:

1) процесс создания нового, обладающего ценностью;

2) процесс принятия на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

3) процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Общие цели предпринимательстваполучение экономической выгоды или прибыли; производство товаров и оказание услуг; решение социальных задач; развитие бизнеса и т.д.

Предприниматель – гражданин или объединение граждан, занятых инициативной, самостоятельной деятельностью (в производстве, торговле, финансовой сфере, менеджменте, сфере услуг и т.д.), осуществляемой от имени гражданина под его имущественную ответственность или от его имени и под юридическую ответственность объединений граждан (юридического лица), цель, которой – получение прибыли или личного (коллективного) дохода.

36. Общая характеристика рынка капитала, его структура и виды. Капитал как термин имеет много значений: он может трактоваться и как некоторый запас материальных благ, и как нечто, включающее в себя не только материальные предметы, но и нематериальные элементы, такие, как человеческие способности, образование, интеллект (человеческий капитал). Согласно финансовому определению капиталом называются все активы (средства) фирмы.

По экономическому определению, капитал – это только реальный капитал, т.е. все средства производства, созданные людьми с целью увеличения производства товаров и услуг. Капитал, таким образом, это ресурс, создаваемый с целью производства большего количества благ.

Капитал включает в себя следующие материальные и нематериальные объекты длительного пользования: машины, здания, сооружения, средства передвижения, инструменты, запасы сырья, полуфабрикаты, патенты, «ноу-хау» и т.д.

Капитал в овеществленной форме воплощен в средствах производства, а вкладываемый в средства производства – в инвестициях. Рынок капитала – это составная часть рынка факторов производства, сфера формирования спроса и предложения на капитал, аккумулирующая и перераспределяющая денежные средства, движение основного капитала, максимизирующая прибыль, поддерживающая экономические отношения и т.д.

Рис. 10.4. Рынок капитала

Капитал как средства производства делится на средства и предметы труда, т.е. основной и оборотный капитал.

Основной капитал – это капитал, материализованный в зданиях, оборудовании, функционирующий несколько лет, обслуживая несколько производственных циклов, в течение которых он по частям в форме амортизационных отчислений учитывается в издержках и переносит свою стоимость на товары. Более того, именно этот капитал и дает фирме возможность со временем получать определенный доход.

Оборотный капитал – материализован в сырье, ресурсах энергии, тепла и т.п. Он расходуется полностью за один производственный цикл, и полностью при этом переносит свою стоимость на изготовленные товары, т.е. стоимость оборотного капитала включается в издержки производства целиком.

Существуют и другие понятия капитала.

Физический капитал – включает в себя машины, здания, сооружения, средства передвижения и т.д. Он подразделяется на основной и оборотный капитал.

Человеческий капитал состоит из знаний, навыков, умений, производственного опыта, опыта управления, интеллекта и т.п.

В любой момент действующая фирма имеет определенную величину капитала, т.е. основные производственные фонды, которые стареют физически и морально и должны заменяться, пополняться. Для замены, создания и увеличения капитала необходимы капиталовложения или вложения денежных средств – инвестиции.

Виды износа основного капитала: физический и моральный износ.

Физический износ капитала – это процесс, в результате, которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования в производстве.

Факторы износа: продолжительность, интенсивность использования машин, оборудования, особенности технологии производства и т.д.

Моральный износ капитала – это процесс обесценивания основного капитала вследствие более дешевых или более производительных образцов машин, оборудования и т.п. Он связан с темпами научно-технического прогресса.

С целью возмещения, замены основного капитала осуществляются амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления – это часть стоимости основного капитала, которая ежегодно входит в стоимость производимой продукции. Отношение суммы амортизационных отчислений к стоимости основного капитала, выраженное в процентах называется нормой амортизации.

Амортизационные отчисления осуществляются в законодательном порядке от прибыли. Может проводиться как обычная, так ускоренная амортизация. Более эффективной является ускоренная амортизационная политика предприятия, которая позволяет быстрее списывать стоимость оборудования на изготавливаемую продукцию, быстрее избавляться от морально устаревшего оборудования, машин и т.п.

 

37. Спрос и предложение на капитал (инвестиции). Виды и необходимость инвестиций. Субъектами спроса на капитал будут выступать субъекты хозяйствования: бизнес, предприниматели, государство. Капитал пользуется спросом потому, что он производителен.

Спрос на капитал предполагает спрос не на деньги, а на инвестиционные средства, поэтому капитал в данном случае может выступать не только в виде финансирования, но и в виде капитального строительства или средств производства, материальных и нематериальных активов и т.д.

Рис. 10.2. Кривая спроса на капитал

Кривая потребительского спроса на капитал представляет собой кривую, имеющую отрицательный наклон (приближающийся к оси абсцисс – величине инвестиционных средств). Спрос на капитал подчиняется закону убывающей производительности капитала, т.е. уровень доходности капитала снижается по мере роста инвестиционных средств (увеличения капитала).

Субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, личные средства или средства юридических образований, а также средства государства.

Кривая предложения капитала аналогична кривым предложения других факторов производства, т.е. это восходящая кривая. При предоставленииинвестиционных средств домашние хозяйства упускают возможность использовать денежные средства в целях собственного бизнеса или производства, следовательно, чем больше денежных средств будет предложено в виде инвестиций, тем больше будет доля упущенных возможностей и издержек упущенных возможностей.

Кривая предложения, поэтому, является отражением издержек упущенных возможностей использования капитала.

 

Рис. 10.3. Кривая предложения

Инвестиции – это комплекс расходов в виде долгосрочных вложений государственного или частного капитала в любые отрасли экономики, реализуемых с целью получения крупных доходов: денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, оборудования. Технологий, машин, лицензий, в том числе и на товарные знаки (кредиты, интеллектуальные ценности, любое другое имущество, вкладываемое в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода)).

В зависимости от признаков различают следующие виды инвестиций: финансовые, реальные, валовые, чистые, рисковые, прямые, портфельные, долгосрочные и краткосрочные, иностранные, интеллектуальные, нефинансовые, фактические инвестиции. Дадим определения основным видам инвестиций.

Финансовые инвестиции – это капиталовложения финансов в ценные бумаги и банковские депозиты. Они учитываются по счету 06 «Долгосрочные финансовые вложения».

Реальные инвестиции – вложения финансов в производство любой продукции. Они учитываются на счете «Капитальные вложения». Они представляют собой долгосрочное инвестирование в производство продукции, в материально-вещественные виды деятельности.

Валовые инвестиции (Iq) равны сумме чистых инвестиций (Iq) и величины амортизационных отчислений (A – амортизации).

Iq = In + A, тогда:

Чистые инвестиции равны разнице валовых инвестиций и амортизации или:

In = Iq – A

Прямые инвестиции – денежные вложения в производство и реализацию определенного вида товара; финансовый вклад, который может обеспечить обладание контрольным пакетом акций компании.

Портфельные инвестиции – денежные вложения в покупку ценных бумаг, которые обеспечивают диверсификацию активов, источников получения доходов (прибыли) предприятия (фирмы, компании) и регулирования их ликвидности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал