Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы и заключения⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Несомненным успехом НЭП было восстановление разрушенной экономики, причём при отсутствии высококвалифицированных кадров, однако отсутствие тех же высококвалифицированных кадров стало и причиной просчётов и ошибок. Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926 – 1927 г. достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» — наиболее рачительные и эффективные хозяева. У них отсутствовал стимул работать лучше. Б) Первая Государственная Дума была учреждена как представительный законодательный орган России в соответствии с Манифестом Императора Николая Второго «Об учреждении Государственной Думы» от 6 августа 1905 года (получивший название – Булыгинский, по фамилии разработчика избирательных правил, министра внутренних дел – Булыгин). Согласно этим документам Дума должна была собираться на обсуждение законодательных проектов, вносимых Государственным Советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы, за исключением основных законов государства, могла участвовать в обсуждении бюджета. Предпосылками для принятия решения о создании Государственной Думы послужили революционные события в стране с начала 1905 года, которые вынудили Николая Второго пойти на определенные уступки населению России. Основой революционных действий являлся вопрос об изменении власти в стране, перевод ее на демократический вектор развития. Народ требовал ограничения самодержавия, учреждения народного представительства, проведения всеобщих выборов на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Положением выборы не были всеобщими, являлись многоступенными, куриальными, проводились с использованием значительного количества цензов и с применением мажоритарной избирательной системы. Выборы планировалось провести по трем куриям: 1 – уездных землевладельцев (34 процента выборщиков); 2 – городских избирателей (24 процента выборщиков); 3 – уполномоченных от волостей (42 процента выборщиков). Целью введения цензов, которые не допускали к выборам значительную часть населения России, являлось недопущение в Государственную Думу представителей «вольнодумства». Вместе с тем, в выборах по Положению не участвовали представители администраций и полиция: «…Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники – в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности – в губернии или городе, по которым производятся выборы.». Из участия в выборах, кроме того, исключались: «…а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.». Дума должна была состоять из 524 депутатов, однако практически до самого своего роспуска (время работы: с 27 апреля 1906 года по 8 июля 1906 года, 72 дня) она находилась не в полном составе. Причинами этому послужили неоднократные отмены и переносы выборов в некоторых регионах страны из-за революционных выступлений народных масс. Всего было учреждено четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. По представительству они существенно различались – 1 выборщик от 2 тысяч населения в землевладельческой, от 4 тысяч – в городской, от 30 тысяч – в крестьянской и от 90 тысяч – в рабочей куриях. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную Думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом. Положение о выборах устанавливало избирательный процесс по крупным городам и губерниям. В губерниях депутаты Думы избирались губернским избирательным собранием, которое создавалось под председательством губернского предводителя дворянства или заменяющего его лица, из выборщиков, избираемых съездами уездных землевладельцев, городских избирателей и уполномоченных от волостей. На съездах уездных землевладельцев участвовали лица, владевшие в уезде землей в размере от 100 до 800 десятин или недвижимым имуществом стоимостью не ниже 15 тысяч рублей (за исключением торгово-промышленного). В съезде городских избирателей право участия имели лица, отвечающие требованиям ценза «квартирной самостоятельности», т.е. в течение года и более нанимающие квартиру (пример заявления о не включении в списки приводится), или же платившие такое же время квартирный налог. Для мелких собственников устанавливались трехступенные выборы, так как они были представлены на съездах уполномоченными, избираемыми на особом съезде. Для крестьян устанавливались четырехступенные выборы: 1 – сельский сход; 2 – волостной сход; 3 – съезд уполномоченных от волостных сходов (по 2 крестьянина от каждого схода); 4 – выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание. Таким образом, сначала крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход, затем волостной сход избирал двух уполномоченных на новый съезд и он уже избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. В губернском избирательном собрании выборщики от крестьян выдвигали из своего круга одного члена Государственной Думы, после чего все собрание избирало остальных депутатов Думы. Внесенные 11 декабря 1905 года изменения в Положение о выборах предоставили право голосования фабрично-заводским рабочим, т.е. была введена «рабочая» курия и в выборах могли участвовать представители предприятий фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, железнодорожных мастерских с общим числом рабочих – мужчин не менее 50 человек. Рабочие таких предприятий имели право избирать одного уполномоченного на каждую тысячу рабочих-мужчин. Предприятия, насчитывающие от 50 до 2 тысяч рабочих, – одного уполномоченного на каждое предприятие. В выборах уполномоченных от рабочих могли участвовать любые рабочие – мужчины, а уполномоченными – только достигшие 25 лет и работающие на предприятии не менее 6 месяцев. Пассивным избирательным правом обладали все лица, соответствующие условиям участия в выборах в своей курии. Для избрания требовалось личное согласие лица. Список избирателей по курии уездных землевладельцев составляли в Архангельской губернии, как в неземской губернии, не уездные земские управы, а уездные полицейские управления. В небольших городах избирателей регистрировали городские управы или заменяющие их учреждения, а в насчитывающих более 30 тысяч жителей – избирательные комиссии. Учитывая значительное увеличение городских избирателей, требование об обязательной публикации имен избирателей в местных ведомостях, как требовал Указ от 6 августа 1905 года, было отменено, и списки следовало выставлять для обозрения в помещениях учреждений, составляющих эти списки: «Архангельская городская управа, на основании ст.9-й утвержденной Министром Внутренних Дел 17 декабря 1905 года инструкции о порядке составления списков лиц, имеющих участие в выборах в Государственную Думу, сим объявляет, что списки по Архангельскому съезду городских избирателей будут выставлены для обозрения в помещении городской управы 14 февраля сего 1906 года. С этого срока в течение одной недели заинтересованные лица могут подавать жалобы и заявления о неправильности и неполноте списков в уездную по делам о выборах комиссию.» - (газета «Архангельские губернские ведомости» № 26 от 1 февраля 1906 года). Законом устанавливалось, что списки выборщиков, избранных в каждой курии оглашаются губернатором или градоначальником во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающим гласность этого списка. Для контроля за соблюдением избирательного законодательства, рассмотрения заявлений и жалоб в период избирательной кампании создавались губернская и уездные по делам о выборах в Государственную Думу комиссии. Губернскую возглавлял председатель окружного суда. В ее состав входили: управляющий казенной палатой, предводитель дворянства того уезда, где находился губернский город, председатель губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова губернского города или лицо, его заменяющее, один из членов окружного суда, назначенный его общим собранием, один из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, назначенный губернатором. Председателем уездной по делам о выборах в Государственную Думу комиссии являлся член окружного суда, назначенный его общим собранием. В комиссию также входили уездный предводитель дворянства, мировой или городской судья, назначенный съездом мировых судей или общим собранием окружного суда, председатель уездной земской или по делам земского хозяйства управы, городской голова уездного города, податной инспектор и один из земских начальников, назначенный уездным съездом земских начальников. В Архангельской губернии при формировании составов комиссий имелись свои особенности, которые раскрыты в прилагаемых документах. Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Собрание считалось правомочным избрать членов Государственной Думы, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через 7 дней. Новое собрание считалось состоявшимся независимо от числа выборщиков.
|