Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха дворцовых переворотов.






· Петр I опубликовал Указ о престолонаследии, согласно которому монарх сам назначал своего преемника. Однако сам он назначить преемника не успел, и после его смерти в России начался период, когда власть переходила из рук в руки обход законных наследников.

· Хронология:

-Екатерина I (1725-1727гг)

-Петр II (1727-1730гг)

-Анна Иоанновна (1730-1340гг)

-Иван VI Антонович (1740-1741гг)

-Елизавета I (1741-1761гг)

Некоторые исследователи так же полагают, что данный период стоит продлить до Александра I, поскольку и он, и его бабушка, Екатерина II, у власти оказались так же в результате переворота. Однако поскольку Елизавета передала трон Петру III сама, имеет смысл рассматривать последующие события как отдельные явления, а не часть целой эпохи.

· События и предпринятые действия:

-Екатерина I (1725-1727гг)

1726г – Верховный Тайный совет. В этот период именно он осуществляет управление страной, поскольку сама Екатерина не имела к этому ни способностей, ни склонностей. Совет состоит из ее приближенных и высших сановников империи (одна из ключевых фигур – А.Д.Меншиков). В его подчинении Сенат, Синод, коллегии. Городское управление (магистрат) ограниченно. Запрет крестьянам свободно уходить на промыслы (уступка дворянству в качестве благодарности).

-Петр II (1727-1730гг). Начало иностранного засилья, продолжавшегося на протяжении всего XVIII века, продолжение борьбы за влияние на императора в высших слоях и невнимание к государственным проблемам. Еще более далекий отход от выбранного Петром I курса. Арест и низложение Меншикова.

-Анна Иоанновна (1730-1740гг). Приглашенная на царствование герцогиня Курляндская. Вынуждена была подписать т.н. кондиции (т.н. условия), включающие в себя значительные ограничения полномочий императрицы (мир и война, назначение на высшие должности, производство в высшие чины только с согласия Совета; запрет замужества и назначения наследника), в случае невыполнения – лишение престола. Теперь не «самодержица», а только «великая государыня императрица». Но дворянство не поддержало Совет и Анна разорвала кондиции.1730г – роспуск ВТС. Кабинет Ее Величества (Остерман, Головкин, Черкасский – их подписи равны подписи императрицы) – широчайшие полномочия, фактически – замена ВТС. Война за «польское наследство». Война с Турцией за выход к Черному морю. 1736г – сокращение срока службы дворянства до 25 лет (тоже уступка классу, возведшему на престол). Это десятилетие «бироновщины» -1) засилье немцев 2) огромная власть временщика Бирона.

-Иван VI Антонович (1740-1741гг) при регентстве его матери, Анны Леопольдовны. Его мать так же не интересовалась государственными делами, ими занимался Кабинет министров, а до совершеннолетия Иван не дожил.

- Елизавета I (1741-1761гг). Переворот с опорой на гвардейские полки. Провозглашает себя «дщерью петровой», т.е. предполагает продолжать его курс. Она так же была не слишком заинтересована государственными делами, но все же смогла сделать некоторые важные преобразования. Кабинет министров ликвидирован, высшую роль в государственном управлении вновь получает Сенат. 1754г – ликвидация внутренних таможен. 1754г – Уложенная комиссия (ряд законопроектов, хотя создать новое Уложение и не смогла). 1756г – отмена смертной казни.

1741г – в Академии наук Ломоносов становится первым русским академиком. Позже там же – Тредиаковский, Нартов. 1746г – Университет при Академии. 1756г – Московский Университет (фаворит императрицы Шувалов и Ломоносов). Наследником престола назначен Петр III (племянник), поскольку законных детей у нее не было, она же выбрала ему в жены принцессу Софью Августу Фредерику Ангальт-Цербскую.


12. Екатерина Великая.

1. Политика просвещенного абсолютизма:

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений в связи с распространением идей Просвещения.

Превалирует точка зрения, что в рамках правления Екатерины эта политика была направлена на сохранение того же феодального режима и никаких буржуазных шагов в преобразованиях не было.

Почему была выбрана именно политика просвещенного абсолютизма? Почему она не проводилась ранее?

Потому что именно при Екатерине отчетливо начал проявляться кризис феодальной системы и уже было невозможно открыто проводить продворянскую политику (она понимала, что «служит» для русского дворянства). И тогда, чтобы проводить ее не открыто, она пытается завуалировать передовыми идеями, идеологией Просвещения.

Также есть другие точки зрения:

· Политика ПА проводилась с целью показать Европе, что Россия такая же продвинутая страна (пиар).

· Екатерина искренне хотела что-то сделать для России, но увидела, что в этой стране ничего нельзя изменить.

· Были и буржуазные шаги, но развития как на Западе не было.

В 1767 году Екатерина созвала Уложенную комиссию из 564 депутатов от всех сословий для составления нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила «Наказ» - яркий образец политики просвещенного абсолютизма: пронизан красивыми словами о равенстве и свободе, но за этими словами не было реальных шагов. Почти три четверти «Наказа составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно подобран и «Наказ» представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Целью самодержавия Екатерина объявляла благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла Екатерина II, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют». Таким образом, равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных – свои. Мнения относительно «Наказа» разделяются:

· Плюс в том, что Уложенная комиссия опиралась на лучшие наработки Запада, последние достижения юридической науки. При этом, Екатерина не скрывала, что это – не её идеи.

· С другой стороны, окружение посчитало этот документ радикальным.

Под предлогом начала войны с Турцией Комиссия была распущена (в 1678г.) на неопределенное время, так и не составив нового уложения.

1763г. – Манифест «О вольности дворянства» Противоречивый документ: с одной стороны, в какой-то мере произошло оголение управленцев, с другой – дворяне получили много свободного времени для увеличения образования, что привело к развитию духовной культуры и русской интеллигенции.

В связи с идеологией Просвещения непосредственное внимание Екатерина II уделяла просвещению, образованию. В 1764 году издается указ об основании Института благородных девиц. В 1765 году в Петербурге была открыта первая в России общественная школа для женщин – Смольный институт. До этого девушки воспитывались в семьях, монастырях или частных пансионах. В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

2. Почему Екатерина была провозглашена «Великой»?

Екатерина II была последовательницей Петра, продолжила начатые им преобразования и завоевания. Это можно проследить, сравнив их политику:

· Петр I завоевал выход к Балтийскому морю в ходе Северной войны 1700-1721г. (Ништадтский мирный договор), Екатерина получила выход к Черному морю в ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 (Кючук-Кайнарджийский мирный договор)

· При Петре I произошел расцвет армии, при Екатерине – флота.

· Окружение составляли видные государственные деятели. При Петре – Лефорт, Апраксин, при Екатерине – Потемкин, Панин, Безбородко.

· Как и при Петре, проводились реформы местного управления. 1775г. – губернская реформа (страна была разделена на 50 губерний, губернии делились на уезды)

Также, при Екатерине были присоединены плодородные земли – Причерноморье, Крым (в ходе русско-турецкой войны 1787-1791гг). Произошли разделы Речи Посполитой (1772, 1792, 1795)

3. Итоги царствования.

Прежде всего, основной заслугой Екатерины II были огромные успехи во внешней политике. Она подняла престиж и мощь России на небывалый уровень. «Внешняя политика была поприщем, - писал В.О.Ключевский, - на котором Екатерина удобнее всего могла завоевать себе расположение народа». «Не знаю как при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не могла» - говорил Безбородко, т.е. ни один вопрос в Европе не решался без участия России. Таким образом, при Екатерине II возросла национальная гордость за страну, поэтому она и именовалась «русской» императрицей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал