![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика обучения как дидактического процесса
Цель: Студент должен - строить модель структуры процесса обучения, характеризовать каждый элемент процесса обучения, используя морфологический, структурный, функциональный, генетический анализ системного подхода; - раскрывать содержание каждого компонента, указав связи с другими; - характеризовать цели, способы целеполагания, методы и приемы обучения, формы и средства обучения, механизм и уровни усвоения; - конструировать содержание образования, используя различные подходы на основе целей образования. Основные понятия: обучение, сущность обучения, цель, методы, формы, модель, технология, содержание образования.. Методические рекомендации: при изучении данных вопросов важно обосновать процесс обучения как систему, определив его структуру и дав характеристику основных элементов; научить ставить цели в когнитивной, воспитательной и развивающей областях; рассмотреть методы и формы обучения, критерии их выбора, взаимосвязь, на основе предыдущего строить различные модели обучения. Охарактеризовать подходы к конструированию содержания образования, модели и технологии обучения.
Вопросы для обсуждения 1. Построение модели структуры процесса обучения. 2. Цель как системообразующий элемент процесса обучения. Виды целей. Таксономия целей. Целеполагание. 3. Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Педагогические теории отбора содержания образования. 4. Методы и формы обучения. 5. Модели и технологии обучения.
Практические задания и вопросы 1. Раскрыть противоречия процесса обучения. 2. Выявите каким должно быть в учебниках соотношение информационного и деятельностного компонентов образования. 3. Какие методы обучения применяются в креативном обучении? 4.Выявите сходство и различия традиционных методов обучения с нетрадиционными. Составьте таблицу. Каким методам вы отдаете предпочтение? 5. Какие методы обучения способствуют развитию учащихся?
Самостоятельная работа 1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения. Отчет: схема-таблица с методами и средствами обучения. 2. Предложите свою методику работы с учеником, книгой. Отчет: правила и приемы работы с книгой. 3. Выявите черты идеального учебника. Отчет: письменная работа. 4.Личностно-ориентированное обучение имеет свои технологии, сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно. Отчет: таблица сравнения технологий.
Литература 1.Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения. Дидактика и методика. - М., 2007. 2. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций. – М., 2001. 3. Хуторской А.В.Современная дидактика. – М., 2001. 4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2002. 5.Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – М., 2000.. 6.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2001. 7.Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами. – М., 2002.
|