Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности празднования святок на Урале






Святки на Урале строго делились на две половины: с 7 по 13 января (по нов.ст.) праздновали святые вечера, а с 14 до Крещения (19 января по нов.ст.) – страшн ы е вечера. По земледельческому и церковному календарю эти дни совпадают с рождественским сочельником (кануном Рождества, который приходится на 6 января), с Васильевым вечером (канун Нового года по старому стилю) и Крещением. Васильев вечер считался переломным моментом святочных праздников, что «отражалось и в песнях, и в поведении, и даже во внешнем облике участников святочных вечеров» [3].

В святые вечера главные действующие лица были БАСК И Е, НАРЯЖ Ё ННЫЕ, КУКОЛКИ. В других местах России их называли КОЛЯДОВЩИКИ. Они надевали костюмы из белой ткани или старинную одежду «под барыню». Их лица были открыты, лишь самым стеснительным разрешали прикрыть лицо неплотной тканью – «сеткой» (похожей на вуаль). Баскими ходили по домам дети до 13-14 лет, они вообще могли не рядиться и личину не одевать, так как они в народной традиции являлись провозвестниками добрых и светлых сил.

Баские распевали колядки, поэтому их также называли КОЛЯДОВЩИКАМИ, КОЛЯДОВЩИЧКАМИ, КОЛЯДУЮЩИМИ. Их встречали на пороге дома. Порог в народной традиции, как мы узнали, считается границей двух миров, где в старину совершались многие обрядовые действия. Прежде чем переступить порог, колядующие обязательно испрашивали у хозяев дома разрешения спеть колядки.

Если хозяева были особенно гостеприимны, они приглашали колядующих в дом, усаживали за стол и угощали. Как указано в большинстве проанализированных нами источников [1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 15], в народной культуре угощение баских являлось символом подаяния душам умерших предков.

Наибольший почёт оказывался самому младшему среди колядующих. Его сажали либо на подушку, либо на вывернутый вверх шерстью тулуп. Почему так? Опять же в народной традиции находим ответ: всё, что не покрытое, голое является символом нищеты, а всё, что покрыто, даже не важно, чем, хотя бы соломой, считалось символом достатка.

Во время святок особое значение приобретало сказанное слово, поэтому хозяева внимательно слушали, что скажут колядовщики. У колядующих можно было попросить всего, что желает душа в новом году. Главное было верить, что слово имеет силу. А чтобы закрепить силу обряда, хозяева щедро одаривали колядующих хворостом, козульками, обязательно блинами и другой обрядовой пищей, о которой мы расскажем в главе «Обрядовая рождественская кухня», а также давали деньги.

Отказать и не подать колядовщикам нельзя было даже в самый голодный год, потому что с образом колядовщиков испокон веков на Руси связывалось понятие странничества, нищенства. Колядовщики – те же калики перехожие, птички Божьи [3 ]. Поэтому их ждали, к их появлению готовились, а если они пришли в дом, то это считалось добрым знаком.

Есть мнение, что в старину колядовщики обходили всю сельскую общину, а если к кому-либо в дом они не заходили, то такой хозяин считался изгоем, он должен был вспомнить, в чём согрешил перед «обчеством» и покаяться или покинуть общину и уйти на выселки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал