Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов исследования 4 страница






Рисунок 28 – Выраженность шкалы Гибкость поведения

21% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что предполагает высокую степень гибкости испытуемых в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

49% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

30% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о личностях испытуемых как реалистичных и практичных. Такие люди могут хорошо разбираться в окружающей их действительности, но когда требуется быстрое нестандартное решение, им может не хватить находчивости и фантазии.

Шкалы Сензитивность и Спонтанность составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая - в какой степени они проявляются в поведении.

Рисунок 29 – Выраженность шкалы Сензитивность

 

18% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что говорит о том, что данные испытуемые хорошо ощущают и рефлексирует свои потребности и чувства. Они непринужденно ведут себя в обществе, невосприимчивы к угрозе, хорошо управляют своими чувствами и эмоциями. Таких людей отличает богатство эмоциональных проявлений. Они хорошо приспосабливаются в коллективе. Живо откликаются на все происходящее вокруг.

36% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

46% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о таких характеристиках испытуемых, как сдержанность, склонность усложнять ситуацию, неуверенность в себе и своих чувствах. Они не способны контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Такие люди очень часто думают о правильности своего поведения в той или иной ситуации с точки зрения принятой в их окружении системы ценностей и норм. Их отличает отсутствие живых ярких эмоций и замкнутость.

 

Рисунок 30 – Выраженность шкалы Спонтанность

 

27% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что говорит о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Такой балл по этой шкале свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Как правило, спонтанность (качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям) обнаруживается в моменты абсолютной поглощенности важным для личности делом.

40% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

33% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о личности испытуемых как замкнутых, осторожных, консервативных, склонных действовать при помощи давно испытанных методов по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь».

 

Рисунок 31 – Выраженность шкалы Самоуважение

 

43% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что говорит о том, что испытуемые способны уважать себя за свои достоинства. Они обладают низким уровнем тревожности. Их отличает стремление к самостоятельности, независимости. Такие люди бывают вполне довольны собой и своей жизнью. 3% испытуемых получили балл выше 70по этой шкале, что говорит о том, что способности испытуемых ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них находятся на высоком уровне развития.

Самоуважение (аутосимпатия) - естественная основа психического здоровья и цельности личности.

39% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

15% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о том, что они не уверены в себе, недовольны собой и своим местом в жизни, и довольно часто испытывают чувство неполноценности. Неудовлетворенность личных стремлений может привести к самобичеванию и принижению собственных достоинств.

 

Рисунок 32 – Выраженность шкалы Самопринятие

 

36% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует о принятии личностью себя такой, какая она есть. В обществе такие испытуемые ведут себя с достоинством. Они нечувствительны к критике, излишне самодовольны. 37% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

27% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о непринятии человеком себя, таким как он есть. Такие испытуемые излишне самокритичны, переполнены сомнениями. На фоне общей неудовлетворенности собой и своей жизнью они склонны к депрессиям.

Рисунок 33 – Выраженность шкалы Принятие природы человека

 

34% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений испытуемых, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. Испытуемые склонны воспринимать природу человека в целом как положительную и не считать дихотомии мужественности-женственности, рациональности-эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми. 24% испытуемых получили балл выше 70 по этой шкале, что говорит о высоком уровне развития принятия природы человека.

37% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

12% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит том, что испытуемым человечество в целом кажется подозрительным, настроенным против него. Они легко раздражаются, конфликтны, эгоистичны, расчетливы. В общении с противоположным полом, возможно, агрессивны.

 

Рисунок 34 – Выраженность шкалы Синергия

 

Практически половина испытуемых (46%) получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует о способности испытуемых к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Успех других является источником подлинного удовлетворения для индивидуума, помощь окружающим предлагается свободно и великодушно. Здесь в некотором смысле соединяются «эгоистический» и альтруистический мотивы. Помогая другому, индивидуум получает и сам удовлетворение. Внутри индивидуума существует единство между мыслью и действием. В идеале человек делает то, что ему следует делать.

42% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

12% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о
о невысокой способности испытуемых к целостному восприятию мира. При выполнении задания они ориентированы скорее на свой собственный успех, который в дальнейшем должен принести им материальное поощрение или признание, чем на конечный коллективный результат. Может наблюдаться некоторое принуждение себя к действию, указывающее на определенный конфликт мотивов.

Рисунок 35 – Выраженность шкалы Принятие собственной агрессии

 

12% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует о способности испытуемых принимать своё или чьё-либо раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (речь не идёт об оправдании антисоциального поведения).

39% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

49% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит отом, что агрессивность для них имеет явно отрицательный знак, в сложных жизненных ситуациях они могут очень быстро терять контроль над собой и становиться враждебными по отношению к окружающим.

Рисунок 36 – Выраженность шкалы Контактность

 

18% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствуето способностях испытуемых к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насышенных контактов с людьми, к позитивному общению. Такие люди в коллективе адаптируются легко и уверенно, в общении могут быть чересчур открыты, бестактны. 55% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

55% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

27% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит отом, что при общении они уравновешены, вежливы и корректны. В коллективе чувствуют себя неуверенно, не стремятся к установлению эмоционально-насыщенных контактов, испытывают трудности при знакомстве.

Рисунок 37 – Выраженность шкалы Познавательные потребности

 

15% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствует о стремлении испытуемых к получению знаний об окружающем мире всеми доступными им средствами. Они обладают разнообразными интеллектуальными интересами, общительны. У них скорее холистический тип мышления, они обращают внимание на отношения и целое более чем на отдельные части.

3% испытуемых получили балл выше 70 по этой шкале, что свидетельствует об открытости новым впечатлениям, высоком уровне потребности в познаниях.

39% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

43% испытуемых получили низкий балл по этой шкале, что говорит о наличии таких качеств, как консерватизм во взглядах, скепсис, замкнутость.

Рисунок 38 – Выраженность шкалы Креативность

 

58% испытуемых получили балл от 55 до 70 по этой шкале, что свидетельствуето развитии способностей к творчеству, которые присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. Т. е. у них развита оригинальность, изобретательность или творческая жилка. Творческие испытуемые центрированы на задаче, а не на средствах. 6% испытуемых получили балл выше среднего по этой шкале, что свидетельствует об их творческом отношении к жизни в целом.

36% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале.

43% испытуемых получили балл ниже среднего по этой шкале, что говорит о наличии некоторых шаблонных стратегий поведения, применении изученных технологий.

По результатам методики САТ можно сделать вывод о том, что:

По шкале «Компетентность во времени» в зоне самоактуализации: находится 45% испытуемых, т. е. они способны жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной.

По шкале «Синергия» в зоне самоактуализации - 46% испытуемых, что свидетельствует об их способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей.

Полученные результаты согласуются со смыслами садху: «учиться видеть мир одно всеобщее целое, как неотделимый от своего сознания, как игру божественной силы, как одно огромное непрерывное сновидение, одновременно и как божественную реальность, и как материальную ловушку».

По шкале «Самоуважение» в зоне самоактуализации - 43% испытуемых, в зоне высокой самоактуализации 3%испытуемых, т. е. они способны уважать себя за свои достоинства, обладают низким уровнем тревожности. Их отличает стремление к самостоятельности, независимости удовлетворенность собой и своей жизнью.

По шкале «Креативность» в зоне самоактуализации- 58% испытуемых, в зоне высокой самоактуализации 6%испытуемых, т. е. они обладают творческими способностями, которые присутствуют в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. В центре Дивья Лока поддерживается практика и служение в различных творческих видах, что может обусловливать развитие креативности испытуемых.

Отдельным интересом было исследовать особенности эмоционального интеллекта участников центра ведической культуры Дивья Лока. Для этого нами была подобрана Методика «эмоционального интеллекта» Н. Холла [11]. Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Результаты исследования по представлены в Таблице 11.

 

Таблица 11 – Количество и процент испытуемых в соответствии с выраженностью шкал эмоционального интеллекта

  Признак (n / %)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Шкала «Эмоциональная осведомленность»      
54, 5% 24, 2% 21, 2%
Шкала «Управление своими эмоциями»      
54, 5% 24, 2% 21, 2%
Шкала «Самомотивация»      
21, 2% 45, 5% 33, 3%
Шкала «Эмпатия»      
30, 3% 42, 4% 27, 3%
Шкала «Влияние на эмоции других людей»      
36, 4% 45, 5% 18, 2%
Интегративный уровень эмоционального интеллекта      
21, 2% 57, 6% 21, 2%

 

По шкале «Эмоциональная осведомленность» больше половины набирают низкие значения (18 испытуемых – 54, 5%). Суть это шкалы заключается в принятии во внимание и понимании важности переживания отрицательных эмоций. Соответственно более половины испытуемых не придерживаются этого мнения. Примерно одинаковое количество испытуемых набирают средние (8 испытуемых – 24, 2%) и низкие значения показателя (7 испытуемых – 21, 2%). Для первых порой характерно обращать внимание на негативные эмоции, а для последний такое обращение важно. В целом данные по группе можно объяснить тем, что в культуре Дивья Лока не принято бесконтрольно проявлять эмоции, необдуманно, думать негативно о других (Катехизис садху ведической традиции).

По шкале «Управление своими эмоциями» больше половины постоянных участников группы Дивья Лока набирают низкие значения (18 испытуемых – 54, 5%). На основании интерпретации шкалы можно заключить, что на их взгляд они недостаточно легко переключаются после неприятного огорчения, порой им тяжело переключится на позитивные эмоции после огорчения. Также примерно одинаковое количество испытуемых набирают средние (8 испытуемых – 24, 2%) и низкие значения показателя (7 испытуемых – 21, 2%). Для первых порой характерно эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность, а у последних это умение переключаться с отрицательных на положительные эмоции выражено сильно. Можно предположить, что такие результаты объясняются в том числе высокой планкой для сравнения. Ведь контроль своих чувств и эмоций – одно из приоритетных направлений, над которым, благодаря восточным практикам, работают в культурном центре. Соответственно в этом отношении существуют повышенные требования.

По шкале «Самомотивация» почти половина всех участников набирают средний уровень (15 испытуемых – 45, 5%). У них умеренно выражено умение вводить себя в эмоциональные состояния, подходящие для разных ситуаций (например, состояние сосредоточенности, или эмоционального подъема, или спокойствия). У трети испытуемых наблюдаются высокие значения (11 испытуемых – 33%). У них произвольное управление своими эмоциями развито на высоком уровне. И лишь пятая часть всей группы считает, что она плохо управляет своими эмоциональными состояниями (7 испытуемых – 21, 2%).

По шкале «Эмпатия» большая часть постоянных участников группы Дивья Лока набирает средние значения (14 испытуемых – 42, 2%). Они умеренно оценивают свою способность чувствовать эмоции других и сопереживать им. Около трети испытуемых набирают средние (10 испытуемых – 30, 3%) и высокие (9 испытуемых – 27, 3%) значения.

По шкале «Влияние на эмоции других людей» почти половина испытуемых набирают значения, соответствующие среднему диапазону (15 испытуемых – 45, 5%). У них умеренно развита способность побуждать других людей к определенным эмоциям. Достаточно много постоянных участников группы Дивья Лока (12 испытуемых – 36, 4%) получают низкие значения, они считают, что слабо могут повлиять на эмоции других и у лишь немногих наблюдается высокий уровень (6 испытуемых – 18, 2%).

Если говорить об интегративном уровне эмоционального интеллекта, то большинство испытуемых набирают средний уровень (19 испытуемых – 57, 6%). Они в целом хорошо управляют своими эмоциями и эмоциями других. Одинаковое количество человек набирают высокие и низкие значения по общему показателю эмоционального интеллекта (7 испытуемых – 21, 2%). Первые считают, что слабо могут управлять эмоциями, а вторые – наоборот, считают себя профессионалами в управлении своими переживаниями и переживаниями других.

В целом можно заключить, что постоянные участники группы Дивья Лока показывают средние показатели эмоционального интеллекта, которые в основном укладываются в рамки статистической нормы.

Для изучения представлений постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока о собственном образе и отношений к различным образам людей, обладающих определенными характеристиками, был применен метод семантического дифференциала.

Метод семантического дифференциала принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Метод семантического дифференциала был разработан в 1952 году. Группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека.

Данный метод является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Процедура очень проста в применении: испытуемому предлагается последовательно высказать свое отношение к заданным объектам или понятиям по целому набору семибальных шкал. Для данного исследования были применены шкалы, использующиеся для изучения факторов, полученных на материале русской лексики:

· «оценка» (приятный – неприятный, светлый – темный, красивый – безобразный);

· «активность» (активный – пассивный, возбужденный – расслабленный, быстрый – медленный);

· «упорядоченность» (упорядоченный – хаотичный, устойчивый – изменчивый, неподвижный – движущийся);

· «сложность» (сложный – простой, таинственный – обычный, неограниченный – ограниченный);

· «сила» (большой – маленький, сильный – слабый, тяжелый – легкий);

· «комфортность» (безопасный – опасный, мягкий – твердый, нежный – грубый) [12].

При обработке данных, были использованы результаты 30 человек, правильно и полноценно заполнивших данную методику.

По результатам Семантического дифференциала был проведен статистический анализ полученных данных, который включал анализ средних значений по всем параметрам оценки по изучаемым образам «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» и «Я сейчас»), сравнение этих образов между собой, а также с образами «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей», «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь», «Человека, контролирующего свои мысли и поведение», «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью», «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа» с помощью U – критерия Манна-Уитни [2].

Таблица 12 – Средние значения по шкалам СД по изучаемым образам

Шкалы СД «Я до того, как стал изучать..» «Я сейчас» «Человек, терпимый к …» «Человек, приним-й отв-ть…» «Человек контроли-рующий» «Человек, интересующийся «Человек, чувств. гражд.»
Оценка 14, 97 16, 00 17, 17 16, 47 17, 10 14, 17 15, 10
Активность 14, 10 13, 37 12, 77 14, 20 13, 93 15, 83 14, 03
Упорядоченность 11, 43 12, 93 13, 03 13, 53 14, 17 11, 80 14, 07
Сложность 12, 00 15, 03 14, 93 14, 70 15, 23 11, 83 12, 13
Сила 13, 07 13, 07 13, 40 14, 27 14, 73 13, 03 13, 00
Комфортность 12, 77 14, 73 15, 77 12, 97 13, 70 12, 20 12, 70

 

По двум образам «Я» наиболее высокие значения были получены по шкале «Оценка», наиболее низкие по шкале «Упорядоченность». Хотя стоит отметить, что по обеим шкалам в восприятии испытуемых оценки качеств собственного образа в настоящем повысились по сравнению с моментом до изучения культуры садху. Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые воспринимают себя сейчас с большей симпатией, уважением, стали больше удовлетворены собой, а также стали более дисциплинированными (по сравнению с собой до практики учения). Что можно объяснить приближением себя к желаемому образу Я, а также особенностями культуры садху по необходимому соблюдению определенных обетов и правил.

Наибольшую симпатию у испытуемых (шкала «Оценка») вызывает образ «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей» и «Человека, контролирующего свои мысли и поведение». Что соотносится с идеальными представлениями об учениках и последователях культуры садху в центре ведической культуры Дивья Лока (Катехизис садху: главы 5, 7, 8).

Для математически обоснованного сравнения изучаемых образов между собой был использован U – критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного [7].

Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам (Гублер Е. В., 1978; Рунион Р., 1982; Захаров В. П., 1985; McCall R., 1970; Krauth J., 1988). В данном случае этот критерий был применен для оценки различий представлений одной выборки о различных образах людей (попарно), характеризующихся определенными качествами.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.

Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

 

Таблица 13 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Я сейчас» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 859, 5000 970, 500 394, 5000 -0, 82054 0, 411911
Активность 988, 0000 842, 000 377, 0000 1, 07926 0, 280471
Упорядоченность 776, 0000 1054, 000 311, 0000 -2, 05504* 0, 039876
Сложность 697, 5000 1132, 500 232, 5000 -3, 21561** 0, 001302
Сила 907, 0000 923, 000 442, 0000 -0, 11828 0, 905850
Комфортность 792, 0000 1038, 000 327, 0000 -1, 81848 0, 068991

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

По результатам, представленным в таблице 13, можно сделать вывод о том, что в данных образах статистически значимо различаются упорядоченность и сложность, то есть по сравнению с восприятием себя до начала изучения и практики в центре, в настоящее время испытуемые оценивают себя как более определенных, дисциплинированных и сложно организованных личностей. Данные результаты соотносятся с содержанием учения, которому испытуемые обучаются в центре Дивья Лока ‒ «видеть мир так, как учат священные писания, духовные авторитеты, святые, наставники, старшие в его традиции», и соответственно развивать в себе такие качества, как самоконтроль, самообладание, уравновешенность ума, умение собирать волю и намерение в одном направлении.

 

Таблица 14 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 759, 000 1071, 000 294, 0000 -2, 30637* 0, 021091
Активность 1060, 500 769, 500 304, 5000 2, 15113* 0, 031466
Упорядоченность 767, 000 1063, 000 302, 0000 -2, 18809* 0, 028663
Сложность 691, 500 1138, 500 226, 5000 -3, 30432*** 0, 000952
Сила 886, 500 943, 500 421, 5000 -0, 42136 0, 673495
Комфортность 707, 500 1122, 500 242, 5000 -3, 06777** 0, 002157

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

По результатам таблицы 14 можно сделать вывод о том, что образы себя до практики учения и человека, терпимого к иным убеждениям и вере других людей, существенно различаются по 5 шкалам из 6 (кроме шкалы Сила). Отсюда можно заключить, что испытуемые по данным характеристикам не относят в своем сознании себя в прошлом к людям, толерантным к отличающимся убеждениям и вере других людей. В их представлении толерантный человек более привлекателен, дисциплинирован, стабилен, сложно организован и комфортен для взаимодействия, и в то же время менее активен внешне – более интровертированный, уравновешенный, по сравнению с собственным образом до практики садху. Данные результаты можно объяснить наличием в культуре садху принципа толерантного отношения к другой вере, и наличием сопутствующего идеального образа человека, обладающей такой терпимостью – образа садху, характеристики которого совпадают с образом терпимого человека.

 

Таблица 15 –Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь» (2)

  Сумма рангов 1 Сумма рангов 2 U Z Уровень значимости
Оценка 823, 0000 1007, 000 358, 0000 -1, 36017 0, 173778
Активность 933, 5000 896, 500 431, 5000 0, 27351 0, 784460
Упорядоченность 706, 0000 1124, 000 241, 0000 -3, 08994** 0, 002002
Сложность 719, 0000 1111, 000 254, 0000 -2, 89775** 0, 003759
Сила 772, 0000 1058, 000 307, 0000 -2, 11417* 0, 034501
Комфортность 911, 0000 919, 000 446, 0000 -0, 05914 0, 952842

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.

 

Результаты, представленные в таблице 15, свидетельствуют о том, что собственный образ до изучения культуры садху, по сравнению с человеком, принимающим ответственность за свою жизнь, воспринимается как менее организованный, сложный и волевой, независимый, уверенный в себе. Однако свой образ является таким же привлекательным, активным и комфортным, как и у человека, считающего себя автором своей жизни. То есть можно сделать вывод о том, что для ощущения себя творцом своей жизни, испытуемым не хватало большей дисциплинированности, упорядоченности, сложности душевной организации, силы воли, уверенности в себе, независимости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал