Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и интерпретация результатов исследования 5 страница
Таблица 16 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, контролирующего свои мысли и поведение» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
Исходя из данных, представленных в таблице 16, можно сделать вывод о том, что у испытуемых образы себя до практики учения садху и человека, контролирующего свои мысли и поведение, существенно различаются по 4 шкалам из 6. Т. е. для того, чтобы воспринимать себя в прошлом как человека, умеющего себя контролировать, испытуемым существенно не хватало собственно упорядоченности, сложности, силы воли, уверенности в себе, - тех же характеристик, что и для восприятия себя человеком, принимающим ответственность за свою жизнь. Однако в то же время образ человека, контролирующего свои мысли и поведение, является не таким привлекательным, как свой образ до изучения культуры садху, что может быть связано с менее выраженной ценностью в ограничении, контроле и управлении своим внутренним состоянием и поведением.
Таблица 17 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
По результатам, представленным в таблице 17 видно, что образы себя до практики садху и человека, живо интересующегося повседневной жизнью практически совпадают. Образы различны только по одной шкале активность, т. е. именно для человека, интересующегося повседневной жизнью, характерна большая жизненная активность, общительность, импульсивность, чем те, которыми обладали испытуемые в своем представлении до изучения культуры садху. Таблица 18 – Уровень выраженности признаков образов «Я до того, как стал изучать и практиковать учение» (1) и «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
По результатам, представленным в таблице 18, можно сказать, что образы себя до практики садху и человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, практически идентичны. Образы различаются лишь по шкале упорядоченность, то есть для человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, характерна большая упорядоченность, дисциплинированность, чем та, которой обладали испытуемые в своем представлении до изучения культуры садху. Таблица 19 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
На основании результатов, представленных в таблице 19, можно сделать вывод о том, что образы себя в настоящем и человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей полностью идентичны, существенных различий по 6 шкалам не выявлено. То есть можно говорить о том, что испытуемые относят себя к толерантным людям, терпимо относящихся к иным убеждениям и вере других людей. Этот принцип является одним из правил культуры садху: «уважительно относиться к другим религиям, учениям и духовным системам». Ввиду того, что испытуемые по 5 характеристикам не относят в своем сознании себя в прошлом, до практики садху, к людям, толерантным к отличающимся убеждениям и вере других людей, можно предположить, что толерантное отношение к другой вере и мировоззрению является следствием именно изучения, практики садху и следования ее принципам. Таблица 20 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
По результатам, представленным в таблице 20, видно, что образы себя в настоящем и человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь в целом совпадают. Для полной идентификации не хватает большего ощущения уверенности в себе, развития волевых качеств, независимости в настоящем. Таблица 21 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, контролирующего свои мысли и поведение» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
Образы себя в настоящем и человека, контролирующего свои мысли и поведение, совпадают по 4 шкалам из 6, то есть в целом испытуемые относят себя к людям, умеющим контролировать свои внутренние побуждения и внешние проявления. В культуре садху принято контролировать свои мысли, контролировать свою речь, быть сдержанным в речи, выбирать выражения, говорить гармонично, контролировать свои действия в согласии с этикой садху, неэгоистично, т. е. так, чтобы не причинять страданий другим. Для полной идентификации с таким образом не хватает большей уверенности в себе, независимости и силы воли, дисциплинированности и упорядоченности.
Таблица 22 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
Образ человека, живо интересующегося повседневной жизнью, представляется испытуемым менее привлекательным, чем собственный образ в настоящем, а также более простым, некомфортным и слишком активным. Учитывая то, что образ себя до практики учения, совпадает по 5 параметрам с образом человека, живо интересующегося повседневной жизнью, можно предположить, что данные результаты обусловлены особенностями культуры садху и соответствующим дистанцированным проживанием от средне статистического общества.
Таблица 23 – Уровень выраженности признаков образов «Я сейчас» (1) и «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа» (2)
* различия значимые при ρ ≤ 0, 05; **различия значимые при ρ ≤ 0, 01; ***различия значимые при ρ ≤ 0, 001.
В представлении испытуемых образы себя в настоящем и человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа, в целом совпадают (5 шкал из 6). Причем образ себя в настоящем видится более сложно организованным, нежели человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа. В целом по результатам семантического дифференциала можно сделать вывод о том, что по сравнению с восприятием себя до начала изучения и практики в центре, в настоящее время испытуемые оценивают себя как более определенных, дисциплинированных и сложно организованных личностей. Образ себя в настоящем наиболее близок к образу человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей (существенных различий по 6 шкалам не выявлено). То есть можно говорить о том, что испытуемые относят себя к толерантным людям, терпимо относящихся к иным убеждениям и вере других людей. Также испытуемым близки образы «Человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей», «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь», «Человека, контролирующего свои мысли и поведение», «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа», а также «Я до того, как стал изучать и практиковать учение». Меньше всего образ себя в настоящем близок к образу «Человека, живо интересующегося повседневной жизнью» (образ себя до практики учения к человеку, живо интересующемуся повседневной жизнью близок по 5 шкалам из 6). Полученные результаты о близости образе себя в настоящем с изучаемыми образами полностью согласуются со спецификой культуры садху, пропагандируемой в центре ведической культуре Дивья Лока ‒ и соответственно реализацией впитанных духовных ценностей: погружение во внутреннюю работу, созерцание, уважение к другим религиям и учениям, контроль своего физического тела, духа, разума и поведения.
|