Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование взаимосвязи между психологическими особенностями постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока






Отдельным интересом является выявление наличия взаимосвязи между индивидуальными особенностями постоянных центра ведической культуры Дивья Лока. Для статистического анализа взаимосвязей между показателями использовался Коэффициент корреляции rs – Спирмена. Он основывается на методе ранговой корреляции rs-Спирменаи позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и особенностей удовлетворенности жизнью. Расчет производился с помощью программы Statistica 7. 0 и представлен в таблице 24.

Таблица 24 – Взаимосвязь показателей индивидуально-личностных особенностей и особенностей удовлетворенности жизнью в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена).

  MMPI
УДЖ                    
F1 -0, 22 -0, 37* -0, 19 -0, 25 0, 01 0, 35* -0, 25 -0, 27 0, 04 -0, 22
F2 0, 04 0, 56** 0, 25 0, 45** -0, 11 -0, 10 0, 28 0, 26 -0, 09 0, 18
F3 0, 31 0, 41* 0, 12 0, 31 0, 04 -0, 06 0, 25 0, 44* 0, 15 0, 38*
Общ неудовл. 0, 20 0, 54** 0, 20 0, 39* -0, 01 -0, 03 0, 27 0, 41* 0, 12 0, 34
Общ УДЖ -0, 21 -0, 50** -0, 24 -0, 36* 0, 02 0, 21 -0, 27 -0, 40* -0, 05 -0, 30

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Выявлено 5 статистически значимых взаимосвязей шкалы 2 (пессимистичность) методики MMPI со шкалами методики Удовлетворенность жизнью: отрицательные взаимосвязи со шкалой F1 (rs =-0, 37, ρ ≤ 0, 05) и общей удовлетворенностью жизнью (rs = -0, 5, ρ ≤ 0, 01), положительные взаимосвязи со шкалой F2 (rs = 0, 56, ρ ≤ 0, 01), F3 (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), общей неудовлетворенностью жизнью (rs = 0, 54, ρ ≤ 0, 01).

То есть, чем меньше у испытуемых выражены склонности к острому переживанию неудач, к волнению, чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, неуверенность в себе, тем выше жизненная активность, способствующая самоосуществлению себя в мире и удовлетворенность от жизни в целом, и соответственно тем меньше вероятность возникновение переживаний и состояний, связанных с субъективным ощущением ложности жизненного пути; тем меньше чувство нестабильности окружающего, озабоченность трудностями жизни, неудовлетворенность жизнью. Таким образом, положительно влияя на адекватное восприятие неудач, умение справляться с негативными переживаниями (например, с помощью принципов культуры – у садху не принято проявлять «нечистое видение», давать негативные оценки в отношении мира, других, особенно в отношении святых), можно прогнозировать увеличение различных аспектов, влияющих на увеличение удовлетворенности от жизни.

Выявлено 2 статистически значимые положительные взаимосвязи шкалы 4 (импульсивность) методики MMPI со шкалами методики Удовлетворенность жизнью: со шкалой F2 (rs = 0, 45, ρ ≤ 0, 01), Общей неудовлетворенностью жизнью (rs = 0, 39, ρ ≤ 0, 05), и 1 отрицательная взаимосвязь со шкалой общая удовлетворенность жизнью (rs = -0, 36, ρ ≤ 0, 05). Т. е. чем больше чувство нестабильности окружающего, озабоченность трудностями жизни, неудовлетворенность жизнью, тем более выражена импульсивность в поведении, и наоборот соответственно.

Получена 1 положительная взаимосвязь шкалы 6 методики MMPI (ригидность) и шкалой F1 (rs = 0, 35, ρ ≤ 0, 05), другими словами, чем больше выражена верность своим принципам, прямолинейность и упорство в их отстаивании, тем выше жизненная активность, способствующая самоосуществлению себя в мире. Таким образом, активное самоосуществление себя в мире происходит с помощью постоянного следования избранным жизненным принципам и нормам.

Выявлено 2 статистически значимые положительные взаимосвязи шкалы 8 (индивидуалистичность) методики MMPI со шкалами методики Удовлетворенность жизнью: со шкалой F3 (rs = 0, 44, ρ ≤ 0, 05), Общей неудовлетворенностью жизнью (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), и 1 отрицательная взаимосвязь со шкалой Общая удовлетворенность жизнью (rs = -0, 4, ρ ≤ 0, 05). Т. е. чем больше чувство нестабильности окружающего, озабоченность трудностями жизни, неудовлетворенность жизнью, тем более выражена обособленно-созерцательная личностная позиция, аналитический склад мышления. Это согласуется со следующей корреляцией. Выявлена 1 положительная взаимосвязь между шкалой 0 (интроверсия) и шкалой F3 (rs =0, 38, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем больше чувство нестабильности окружающего, озабоченность трудностями жизни, неудовлетворенность жизнью, тем более выражена обращенность в мир внутренних переживаний.

Данные взаимосвязи могут быть связаны с погружением в себя как наиболее эффективным способом совладания с трудностями жизни, что соотносится с принципами культуры садху.

Ниже представлены результаты анализа взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и смысложизненных ориентаций. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 25.

 

Таблица 25 – Взаимосвязь показателей индивидуально-личностных особенностей и смысложизненных ориентаций в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена).

  MMPI
СЖО                    
Цели 0, 15 0, 20 0, 35* -0, 22 0, 19 0, 22 0, 01 -0, 16 -0, 24 0, 07
Процесс 0, 12 0, 20 0, 36* -0, 03 0, 43* 0, 03 -0, 03 -0, 19 -0, 16 -0, 15
Результат 0, 00 -0, 03 0, 16 -0, 11 0, 23 -0, 21 -0, 25 -0, 38* -0, 26 -0, 11
ЛК - Я -0, 15 0, 16 0, 19 -0, 18 0, 21 0, 20 -0, 21 -0, 35* -0, 23 -0, 17
ЛК - Ж -0, 07 -0, 02 0, 06 -0, 28 0, 27 -0, 18 -0, 30 -0, 40* -0, 26 -0, 18
ОЖ 0, 02 0, 17 0, 31 -0, 11 0, 34 -0, 01 -0, 21 -0, 32 -0, 33 -0, 15

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Получены 2 статистически значимые положительные взаимосвязи шкалы 3 (эмоциональная лабильность) со шкалой цели жизни (rs =0, 35, ρ ≤ 0, 05) и со шкалой процесс жизни (rs =0, 36, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем больше чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, тем больше испытуемые придают жизни осмысленность, тем больше интерес в жизни и ее эмоциональная насыщенность.

Шкала 8 (индивидуалистичность) отрицательно связана со шкалами результативность жизни (rs =-0, 38, ρ ≤ 0, 05), локус контроля – я (rs =-0, 35, ρ ≤ 0, 05), локус контроля – жизнь (rs =-0, 4, ρ ≤ 0, 05). Т. е. чем более выражена обособленно-созерцательная личностная позиция, аналитический склад мышления, тем меньше удовлетворенность самореализацией, меньше распространено представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Таким образом, можно сделать вывод о том, что превалирование у испытуемых раздумий над чувствами и действиями, может создавать ощущение собственной нереализованности.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и шкал самоактуализационного теста. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 26.

Таблица 26 – Взаимосвязь показателей индивидуально-личностных особенностей и шкал самоактуализационного теста по группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена).

 

  MMPI
САТ                    
Компетентность во времени 0, 07 -0, 39* 0, 01 0, 11 -0, 12 0, 25 -0, 03 0, 28 0, 48 -0, 23
Поддержка -0, 13 -0, 47** -0, 26 0, 06 0, 13 0, 14 -0, 33 0, 06 0, 53** -0, 31
Ценностные ориентации -0, 02 -0, 40* -0, 04 -0, 02 0, 20 0, 05 -0, 17 -0, 11 0, 27 -0, 27
Гибкость поведения 0, 17 -0, 18 -0, 08 0, 15 0, 31 -0, 04 -0, 02 0, 29 0, 46** -0, 10
Сензитивность -0, 11 -0, 20 -0, 34 -0, 11 0, 04 0, 34 -0, 21 0, 01 0, 37* -0, 05
Спонтанность -0, 10 -0, 25 -0, 18 0, 09 0, 10 0, 04 -0, 26 0, 13 0, 37* -0, 16
Самоуважение -0, 27 -0, 61** -0, 15 0, 04 -0, 27 0, 16 -0, 18 -0, 12 0, 31 -0, 31
Самопринятие -0, 30 -0, 42* -0, 41* 0, 01 -0, 10 0, 02 -0, 41* 0, 03 0, 41* -0, 28
Принятие природы человека -0, 07 -0, 11 0, 03 -0, 31 0, 18 0, 27 0, 07 -0, 11 -0, 03 -0, 20
Синергия 0, 20 0, 06 0, 10 -0, 06 0, 31 0, 14 0, 07 0, 07 0, 16 -0, 09
Принятие агрессии -0, 15 -0, 40* -0, 32 0, 08 -0, 07 0, 11 0, 01 0, 18 0, 52** -0, 06
Контактность -0, 02 -0, 16 -0, 20 -0, 20 0, 18 0, 31 -0, 18 0, 03 0, 20 0, 00
Познавательные потребности -0, 12 -0, 53** -0, 10 0, 00 -0, 20 0, 32 -0, 21 0, 13 0, 25 -0, 28
Креативность -0, 30 -0, 31 -0, 28 -0, 35* 0, 00 0, 24 -0, 27 -0, 17 0, 42* -0, 45**

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Наибольшее количество взаимосвязей со шкалами САТ получили такие шкалы MMPI, как пессимистичность (отрицательные) и оптимистичность (положительные). Это говорит о важности конструктивного восприятия испытуемыми происходящих событий, жизненных трудностей, веры в собственный успех и свои способности, радостное видение всего окружающего мира и своего бытия, уверенность в будущем, убежденность в своей счастливости (соответствует принципам культуры, принятым в Дивья Лока, относительно мышления садху). Именно такие особенности связаны с более высокими показателями самоактуализации в выборке испытуемых.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи показателей самоотношения и удовлетворенности жизнью. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 27.

Таблица 27 – Взаимосвязь показателей самоотношения и удовлетворенности жизни в группе испытуемых (Расчет поrs – Спирмена)

  Показатели удовлетворенности жизнью
Показатели самоотношения F1 F2 F3 Общ. неудовл. Общ УДЖ
S Интегральная 0, 31 -0, 30 -0, 48** -0, 52** 0, 45**
I Самоуважения 0, 41* -0, 28 -0, 50** -0, 52** 0, 51**
II Аутосимпатия 0, 12 -0, 23 -0, 11 -0, 15 0, 14
III Ожидание отношения от других -0, 10 -0, 03 -0, 30 -0, 24 0, 08
IV Самоинтерес 0, 02 -0, 06 -0, 07 -0, 11 0, 03

*различия значимы приρ ≤ 0, 05; **различия значимы приρ ≤ 0, 01

 

В группе постоянных участников Дивья Лока обнаружено шесть значимых взаимосвязей шкал самоотношения с показателями удовлетворенности жизнью. Обнаружена положительная взаимосвязь шкалы Iсамоуважения с показателем жизненной включенности (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05). Иначе говоря, чем выше эмоциональная и содержательная вера в себя и в свои силы и способности, тем выше их деятельная активность, продуктивность, увлеченность, желание вкладывать силы. Возможно, это связано с тем, что для постоянных участников группы Дивья Лока очень важно чувствовать себя последовательными и ощущать рост своих сил. Ведь декларируется, что, прежде всего, монашество нужно для развития «беспредельной силы Духа».

Обнаружены отрицательные взаимосвязи ключевой шкале S самоотношения и I Самоуважения со шкалой потери опоры (rs = -0, 48, ρ ≤ 0, 01; rs = -0, 50, ρ ≤ 0, 01) и со шкалой общей неудовлетворенности (rs = -0, 52, ρ ≤ 0, 01; rs = -0, 52, ρ ≤ 0, 01), которая является суммой шкал потери направления и потери опоры. Можно сказать, что чем более выражено интегральное чувство «за» себя у участников группы и значимая его составляющая, связанная с самопоследовательностью, пониманием самого себя и верой в свои силы, тем менее у них выражена тревога, непредсказуемость и неустойчивость по отношению жизненной ситуации и общее негативное переживание жизни.

Также обнаружена значимая положительная взаимосвязь удовлетворенности жизни со шкалой S Интегральная (rs = 0, 45, ρ ≤ 0, 01)и со шкалой I Самоуважения (rs = 0, 51, ρ ≤ 0, 01). Общая оценка жизни как позитивной, наполненной приятными переживаниями у постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока тесно связана с внутренним недифференцированным чувством» за» самого себя и эмоциональной и содержательной верой в свои силы, возможностью быть самопоследовательным.

Можно предположить, что одним из стимулов пребывания в центре Дивья Лока для его участников является возможность обрести веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь, так как именно это определяет общее ощущение удовлетворенности жизнью.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи особенностей самоотношения и смысложизненных ориентаций. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 28.

Таблица 28 – Взаимосвязь показателей самоотношения и смысложизненных ориентаций в группе испытуемых (Расчет поrs – Спирмена)

  Смысложизненные ориентации
Показатели Самоотношения Цели Процесс Результат ЛК – Я ЛК – Ж ОЖ
S Интегральная 0, 03 0, 27 0, 25 0, 23 0, 28 0, 34
I Самоуважения 0, 14 0, 25 0, 34 0, 28 0, 29 0, 35*
II Аутосимпатия -0, 07 0, 04 0, 03 0, 04 0, 08 0, 12
III Ожидание отношения от других 0, 06 0, 15 0, 14 0, 09 0, 17 0, 18
IV Самоинтерес -0, 04 -0, 06 -0, 16 0, 02 -0, 13 -0, 13

*различия значимы приρ ≤ 0, 05; **различия значимы приρ ≤ 0, 01

 

Обнаружена единственная значимая взаимосвязь показателей самоотношения и смысложизненных ориентаций. Шкала I самоуважения напрямую взаимосвязана с показателем общей осмысленности жизни. Чем выше онтологическая значимость жизни, стремление к смыслу и его нахождение, тем выше аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным (rs = 0, 35, ρ ≤ 0, 05).

Можно заключить, что в структуре личности постоянных участников Дивья Лока через самоуважение проходит связь с системой смысложизненных ориентаций.

Далее представлены результаты анализа особенностей самоотношенияи мотивационно-ценностной структуры личности. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 29.

Таблица 29 – Взаимосвязь показателей самоотношения и мотивационно-ценностной структуры личности в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

  Мотивационно-ценностная структура личности
Показатели самоотношения развит. Себя духовн удовл. креат. актив соц. контакты собств. престиж высокое материал положение достиж. сохран. индивид
S Интегральная 0, 19 0, 17 0, 25 0, 09 0, 16 0, 18 0, 25 0, 25
I Самоуважения 0, 21 0, 26 0, 23 0, 14 0, 20 0, 20 0, 15 0, 24
II Аутосимпатия 0, 11 0, 13 0, 06 0, 01 0, 11 0, 17 0, 33 0, 08
III Ожидание отношения от других 0, 22 0, 12 0, 36* 0, 19 0, 07 0, 13 0, 15 0, 19
IV Самоинтерес 0, 29 0, 31 0, 29 0, 12 0, 15 0, 20 0, 10 0, 25

*различия значимы приρ ≤ 0, 05; **различия значимы приρ ≤ 0, 01

 

Обнаружена единственная значимая взаимосвязь показателей самоотношенияcжизненными ценностями, которые предлагаются в методике «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина). Чем выше ожидаемое отношение от других, тем выше показатели по шкале креативность (rs = 0, 36, ρ ≤ 0, 05). То есть чем больше у участников центра ведической культуры Дивья Лока проявляется стремление к реализации своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность, тем выше у них ожидание позитивного отношения к себе от окружающих. Возможно, это связано с тем, что креативность – это тот внутренний ресурс группы, который позволяет быть более гибким и находить подход при общении с людьми, непосвященными в учение культурного центра. С учетом того, что по шкале креативность достаточно много участников набирали низкие и средние значения, можно также предположить, что этот ресурс не задействован полностью и обращение к креативности может сыграть позитивную роль при формировании позитивного отношения у окружающих.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориентаций. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 30.

Таблица 30 – Взаимосвязь показателей удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориентаций в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

Показатели удовлетворенности жизнью Смысложизненные ориентации
Цели Процесс Результат ЛК - Я ЛК - Ж ОЖ
F1Жизненная включённость 0, 39* 0, 38* 0, 38* 0, 56** 0, 31 0, 46**
F2Потеря направления -0, 26 -0, 21 -0, 15 -0, 15 -0, 34* -0, 16
F3 Потеря опоры -0, 26 -0, 38* -0, 27 -0, 40* -0, 32 -0, 37*
Общ. неудовл. -0, 21 -0, 34 -0, 24 -0, 26 -0, 34 -0, 29
Общ УДЖ 0, 33 0, 40* 0, 31 0, 44** 0, 36* 0, 41*

*различия значимы приρ ≤ 0, 05; **различия значимы приρ ≤ 0, 01

 

С показателем жизненной включенности обнаружено пять значимых положительных взаимосвязей – с такими шкалам как цели в жизни (rs = 0, 39, ρ ≤ 0, 05), процесс жизни (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05), результативность жизни, (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05), локус контроля-Я (rs = 0, 56, ρ ≤ 0, 01)и общем показателем осмысленности жизни (rs = 0, 46, ρ ≤ 0, 01). Таким образом, у постоянных участников культурного центра Дивья Лока жизненная активность, способствующая самоосуществлению себя в мире, тесно связана с наличием в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность ивременную перспективу, с интересом, эмоциональнойнасыщенность и наполненности смыслом жизни в настоящем, с оценкой ощущения того, насколько продуктивна иосмысленна была прожитая часть жизни. Кроме того жизненная активность, способствующая самоосуществлению себя в мире, связана у испытуемых с соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Важна также и зафиксированная связь с общем показателем осмысленности жизни.

Можно заключить, что нахождение смысла на разных уровнях, которое выражается в различных смысложизненных ориентациях оказывает большое позитивное влияние на постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока и придает их жизни ощущение интенсивности «проживания» текущего момента, ощущение «вкуса жизни», рождают увлечённость и ощущение насыщенности и полноты жизни, важности и ценности происходящего, а также дают позитивные переживания, такие, как счастье, радость, удовольствие.

Показатель потери направления отрицательно взаимосвязан с локус контроля-жизнь (rs = 0, 46, ρ ≤ 0, 01). То есть чем выше у постоянных участников группы Дивья Лока убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощатьих в жизнь, тем меньше у них выражены переживания, связанные с рассогласованием истинныхстремлений и реальныхвозможностей человека.

Показатель потери опоры обратно связан с показателями процесса жизни (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05), локуса контроля-Я (rs = 0, 40, ρ ≤ 0, 05) и общим показателем осмысленности жизни (rs = 0, 37, ρ ≤ 0, 05). То есть, чем выше выражено восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоциональнонасыщенного, чем ярче убежденность в свободе выбора, в возможности построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле и чем больше общее осмысленное отношение к жизни, тем меньше проявляются переживания и состояния, которые возникают, когда человек теряет уверенность в своей способности справиться с жизненными трудностями.

Показатель общей удовлетворенности жизнью также положительно взаимосвязан с показателями процесса жизни (rs = 0, 40, ρ ≤ 0, 05), локуса контроля-Я (rs = 0, 44, ρ ≤ 0, 01), локуса контроля-жизнь (rs = 0, 36, ρ ≤ 0, 05) и общим показателем осмысленности жизни (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05). Можно заключить, что разные смысложизненные ориентации взаимосвязаны с удовлетворенностью жизни.

В целом можно заключить, что все смысложизненные ориентации взаимосвязаны с различными показателями удовлетворенностью жизньючерез различные смысложизненные ориентации. Причем связей таких много, что дает возможность сделать вывод о некотором сложном феномене, сутью которого является влияние осмысленности жизни на её удовлетворенность.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи удовлетворенности жизнью и мотивационного-ценностной структуры. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 31.

 

Таблица 31 – Взаимосвязь показателей удовлетворенностижизнью и мотивационного-ценностной структуры в группе (Расчет поrs – Спирмена)

  Мотивационно-ценностная структура личности
Показатели Самоотношения развит. себя духовн удовл. креат. актив соц. контакты собств. престиж высокое материал положение достиж. сохран. индивид
F1Жизненная включённость -0, 03 0, 13 0, 14 -0, 03 0, 00 -0, 05 -0, 18 0, 02
F2Потеря направления 0, 08 -0, 20 -0, 04 0, 18 0, 10 0, 17 0, 01 0, 06
F3 Потеря опоры -0, 22 -0, 22 -0, 32 -0, 22 -0, 16 -0, 06 0, 10 0, 01
Общ. неудовл. -0, 07 -0, 20 -0, 22 -0, 03 -0, 02 0, 08 0, 06 -0, 01
Общ УДЖ 0, 00 0, 18 0, 17 -0, 03 0, 01 -0, 10 -0, 14 0, 01

 

Не наблюдается значимых взаимосвязей показателей удовлетворенности жизнью с жизненными ценностями, предлагаемыми в методике «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина). То есть удовлетворенность жизнью в группе постоянных участников культурного центра Дивья Лока не связана с важностью различных жизненных ценностей, предложенных в опроснике.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи смысложизненных ориентаций имотивационного-ценностной структуры. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 32.

 

Таблица 32 – Взаимосвязь показателей удовлетворенности жизнью и мотивационного-ценностной структуры в группе (Расчет поrs – Спирмена)

  Мотивационно-ценностная структура личности
Показатели самоотношения развит. себя духовн удовл. креат. актив соц. контакты собств. престиж высокое материал положение достиж. сохран. индивид
Цели 0, 23 0, 14 0, 20 0, 09 0, 21 0, 09 -0, 04 0, 01
Процесс 0, 01 -0, 08 0, 13 0, 03 0, 06 -0, 11 -0, 02 -0, 15
Результ 0, 13 0, 01 0, 20 0, 20 0, 12 0, 04 0, 10 0, 09
Локус контроля – Я 0, 22 0, 00 0, 20 0, 17 0, 25 0, 07 -0, 15 -0, 10
Локус контроля – Ж 0, 04 0, 04 -0, 02 0, 11 -0, 01 0, 01 0, 00 -0, 06
Общий показатель Осмысленности жизни 0, 15 -0, 06 0, 13 0, 16 0, 20 0, 02 -0, 01 -0, 08

 

Не наблюдается значимых взаимосвязей показателей смысложизненых ориентаций с жизненными ценностями, предлагаемыми в методике «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина). То есть осмысленность жизни у испытуемых связана с важностью различных жизненных ценностей, предложенных в опроснике.

В целом можно заключить, что фильтр мотивационного-ценностной структуры данного опросника малоинформативен при анализе культуры поселения Дивья Лока.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи шкал самоактуализационного теста и особенностей самоотношения. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 33.

Таблица 33 – Взаимосвязь показателей шкал самоактуализационного теста и особенностей самоотношения в группе (Расчет поrs – Спирмена)

  Самоотношение
САТ S Интегральная I Самоуважения II Аутосимпатия III ожидотнош от др IV самоинтерес
Компетентность во времени -0, 06 -0, 08 0, 14 -0, 01 -0, 14
Поддержка 0, 14 0, 00 0, 46** -0, 05 0, 19
Ценностные ориентации 0, 08 0, 08 0, 13 0, 03 -0, 05
Гибкость поведения -0, 01 -0, 15 0, 38* -0, 19 0, 01
Сензитивность -0, 05 -0, 27 0, 06 -0, 11 0, 15
Спонтанность -0, 01 -0, 09 0, 40* -0, 23 -0, 10
Самоуважение 0, 11 0, 22 0, 22 0, 09 -0, 15
Самопринятие 0, 18 -0, 04 0, 47** 0, 07 0, 08
Принятие природы человека 0, 03 0, 16 -0, 12 0, 02 0, 18
Синергия -0, 15 -0, 07 -0, 21 -0, 04 0, 14
Принятие агрессии -0, 19 -0, 17 0, 02 -0, 20 0, 07
Контактность -0, 01 -0, 13 -0, 03 -0, 18 0, 32
Познавательные потребности 0, 26 0, 09 0, 29 0, 09 0, 23
Креативность 0, 01 -0, 20 0, 00 0, 08 0, 26

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Положительные взаимосвязи шкалы «Аутосимпатия» методики «Самоотношение» получены со шкалами САТ:

«Поддержка» (rs = 0, 46, ρ ≤ 0, 01), т. е. чем выше одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие себе и позитивная самооценка, тем вышеотносительная независимость в поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, и наоборот, соответственно;

«Гибкость поведения» (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие себе и позитивная самооценка, тем выше степень гибкости испытуемых в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуациюи наоборот, соответственно;

«Спонтанность» (rs = 0, 4, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие себе и позитивная самооценка, тем выше способности к спонтанным действиями наоборот, соответственно;

«Самопринятие» (rs = 0, 47, ρ ≤ 0, 01), т. е. чем выше одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие себе и позитивная самооценка, тем выше принятие личностью себя такой, какая она есть и наоборот, соответственно;

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи шкал самоактуализационного теста и показателей удовлетворенности жизнью. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 34.

Таблица 34 – Взаимосвязь показателей шкал самоактуализационного теста и показателей удовлетворенности жизнью в группе (Расчет по rs – Спирмена)

  УДЖ
САТ F1 F2 F3 Общ. неудовл. Общ УДЖ
Компетентность во времени 0, 36* -0, 16 -0, 12 -0, 14 0, 24
Поддержка 0, 40* -0, 35* -0, 07 -0, 13 0, 29
Ценностные ориентации 0, 45** -0, 53** -0, 50** -0, 51** 0, 55**
Гибкость поведения 0, 15 -0, 27 -0, 06 -0, 12 0, 15
Сензитивность 0, 30 -0, 17 0, 06 0, 05 0, 17
Спонтанность 0, 25 -0, 25 0, 00 -0, 06 0, 18
Самоуважение 0, 51** -0, 46** -0, 38 -0, 38** 0, 52*
Самопринятие 0, 20 -0, 13 0, 09 0, 03 0, 09
Принятие природы человека 0, 35* -0, 29 -0, 45** -0, 43* 0, 43*
Синергия 0, 23 -0, 15 -0, 16 -0, 18 0, 24
Принятие агрессии 0, 05 -0, 13 0, 14 0, 06 0, 00
Контактность 0, 39* -0, 19 -0, 02 -0, 05 0, 25
Познавательные потребности 0, 36* -0, 27 -0, 28 -0, 29 0, 31
Креативность 0, 49** -0, 34 -0, 49** -0, 39* 0, 48**

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Положительные взаимосвязи шкалы «Жизненная включённость» методики «Удовлетворенность жизнью» получены со шкалами САТ:

«Компетентность во времени» (rs= 0, 36, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше жизненная активность, способствующая самоосуществлению себя в мире, тем выше способность жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной и наоборот, соответственно. Возможно, это связано с тем, что реализация духовного пути рассматривается без относительно конкретного времени, что дает понимание целостности существования. Например, такую взаимосвязь может обуславливать в культуре наличие «колеса сансары», через которое определяется связь прошлого, настоящего и будущего.

«Поддержка» (rs= 0, 4, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше жизненная активность, тем вышенезависимость в поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, и наоборот, соответственно;

«Самоуважение» (rs= 0, 51, ρ ≤ 0, 01), т. е. чем выше жизненная активность, тем выше уважение себя и свои достоинстви наоборот, соответственно;

«Принятие природы человека» (rs= 0, 35, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше жизненная активность, тем выше способность воспринимать природу человека как положительную и наоборот, соответственно;

«Контактность» (rs= 0, 39, ρ ≤ 0, 05), т. е. чем выше жизненная активность, тем выше способности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насышенных контактов с людьми, к позитивному общению и наоборот, соответственно;

«Познавательные потребности» (rs= 0, 36, ρ ≤ 0, 05), «Креативность» (rs= 0, 49, ρ ≤ 0, 01), т. е. чем выше жизненная активность, тем выше стремление испытуемых к получению знаний об окружающем мире, тем больше выраженытворческие способностии наоборот, соответственно;

Отрицательные взаимосвязи шкалы «Потеря направления» методики «Удовлетворенность жизнью» получены со шкалами САТ «Ценностные ориентации» (rs = -0, 53 ρ ≤ 0, 01), «Самоуважение» (rs = -0, 46, ρ ≤ 0, 01). Т. е. чем больше ощущается рассогласование жизнедеятельности с индивидуальным «Я», с истинными стремлениями и реальными возможностями человека, тем ниже ценность материальных благ и социального статуса и ниже самоуважение, и наоборот, соответственно;

Отрицательные взаимосвязи шкалы «Потеря опоры» методики «Удовлетворенность жизнью» получены со шкалами САТ «Ценностные ориентации» (rs = -0, 5 ρ ≤ 0, 01), «Принятие природы человека» (rs= -0, 45, ρ ≤ 0, 01), «Креативность» (rs = -0, 49, ρ ≤ 0, 01). Т. е. чем больше чувство нестабильности окружающего, озабоченность трудностями жизни, тем ниже ценность материальных благ и социального статуса и тем ниже способность воспринимать природу человека как положительную, ниже творческие способности и наоборот, соответственно;

Отрицательные взаимосвязи шкалы «Общая неудовлетворенность жизнью» методики «Удовлетворенность жизнью» получены со шкалами САТ «Ценностные ориентации» (rs = -0, 51 ρ ≤ 0, 01), «Самоуважение» (rs= -0, 38, ρ ≤ 0, 01), «Принятие природы человека» (rs= -0, 43, ρ ≤ 0, 05),

«Креативность» (rs = -0, 39, ρ ≤ 0, 05). Т. е. чем ниже неудовлетворенность жизнью, тем ниже ценность материальных благ и социального статуса, ниже самоуважение, ниже способность воспринимать природу человека как положительную, ниже творческие способности и наоборот, соответственно;

Положительные взаимосвязи шкалы «Общая удовлетворенность жизнью» методики «Удовлетворенность жизнью» получены со шкалами САТ «Ценностные ориентации» (rs = 0, 55, ρ ≤ 0, 01), «Самоуважение» (rs= 0, 52, ρ ≤ 0, 05), «Принятие природы человека» (rs= 0, 43, ρ ≤ 0, 05), «Креативность» (rs= 0, 48, ρ ≤ 0, 01). Т. е. чем выше удовлетворенность жизни, тем более выражено философское отношение к жизни, согласие с собой, со своей биологической природой, принятие социальной жизни и физической реальностии наоборот, соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что факторы и показатели удовлетворенности жизнью связаны с различными слагаемыми самоактуализирующейся личности. Наиболее частая взаимосвязь феномена удовлетворенности жизни с феноменом самоактуализации проходит через содержание таких шкал, как «Ценностные ориентации», «Принятие природы человека», «Самоуважение» и «Креативность». Такое количество взаимосвязей позволяет предположить наличие некоторого комплекса психологических особенностей.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи шкал самоактуализационного теста и смысложизненных ориентаций. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 35.

Таблица 35 – Взаимосвязь показателей шкал самоактуализационного теста и смысложизненных ориентацийв группе (Расчет поrs – Спирмена)

  СЖО (Смысложизненные ориентации)
САТ Цели Процесс Результ ЛК - Я ЛК - Ж ОЖ
Компетентность во времени -0, 22 0, 09 0, 15 0, 02 -0, 08 0, 05
Поддержка -0, 12 0, 02 0, 01 0, 08 -0, 02 -0, 02
Ценностные ориентации 0, 24 0, 20 0, 24 0, 21 0, 25 0, 26
Гибкость поведения -0, 33 -0, 01 -0, 18 -0, 19 -0, 15 -0, 16
Сензитивность -0, 03 -0, 07 -0, 12 0, 17 -0, 13 -0, 07
Спонтанность -0, 17 0, 03 0, 05 0, 05 0, 05 0, 02
Самоуважение -0, 04 -0, 04 0, 03 0, 09 0, 00 0, 01
Самопринятие -0, 36* -0, 28 -0, 12 -0, 16 -0, 13 -0, 20
Принятие природы человека 0, 35* 0, 29 0, 22 0, 41* 0, 28 0, 33
Синергия 0, 31 0, 24 0, 26 0, 31 0, 15 0, 31
Принятие агрессии -0, 33 -0, 20 -0, 24 -0, 20 -0, 14 -0, 32
Контактность 0, 28 0, 25 0, 13 0, 40* 0, 09 0, 23
Познавательные потребности -0, 12 -0, 01 -0, 14 0, 07 -0, 16 -0, 11
Креативность 0, 19 0, 22 0, 08 0, 32 0, 03 0, 16

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Положительные взаимосвязи шкалы «Цели» методики «СЖО» получены со шкалами САТ «Самопринятие» (rs= -0, 36, ρ ≤ 0, 05), «Принятие природы человека» (rs= 0, 35, ρ ≤ 0, 05). Т. е. чем выше целеустремленность, больше существует целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, тем выше самопринятие и способность к восприятию природы человека как положительной, и наоборот, соответственно;

Положительные взаимосвязи шкалы «Локус контроля-Я» методики «СЖО» получены со шкалами САТ «Принятие природы человека» (rs= 0, 41, ρ ≤ 0, 05), Контактность (rs = 0, 4, ρ ≤ 0, 05). То есть чем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениям и о ее смысле, тем выше способность к восприятию природы человека как положительной и тем больше развиты способности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, к позитивному общению и наоборот, соответственно.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи шкал самоактуализационного теста и мотивационного-ценностной структуры. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 36.

Таблица 36 – Взаимосвязь показателей шкал самоактуализационного теста и мотивационного-ценностной структуры в группе (Расчет поrs – Спирмена)

  Морфологический тест жизненных ценностей
САТ                
Компетентность во времени -0, 24 -0, 19 -0, 05 -0, 11 -0, 19 -0, 21 -0, 14 -0, 10
Поддержка -0, 21 0, 06 0, 05 -0, 17 -0, 18 -0, 06 0, 11 0, 01
Ценностные ориентации 0, 04 0, 14 0, 27 0, 11 0, 12 0, 01 0, 04 0, 00
Гибкость поведения -0, 29 -0, 12 -0, 15 -0, 20 -0, 17 -0, 18 0, 01 -0, 17
Сензитивность -0, 18 -0, 09 -0, 02 -0, 21 -0, 14 -0, 12 -0, 14 -0, 04
Спонтанность -0, 23 -0, 06 -0, 03 -0, 08 -0, 18 -0, 10 0, 15 -0, 08
Самоуважение -0, 06 0, 18 0, 19 0, 01 0, 04 0, 05 0, 16 0, 05
Самопринятие -0, 26 -0, 09 -0, 05 -0, 19 -0, 22 -0, 03 0, 23 0, 15
Принятие природы человека 0, 16 0, 11 0, 05 0, 12 0, 09 -0, 15 -0, 45* -0, 17
Синергия 0, 23 0, 02 0, 13 0, 16 0, 27 -0, 06 -0, 23 0, 01
Принятие агрессии -0, 31 -0, 06 -0, 12 -0, 27 -0, 29 -0, 15 -0, 03 -0, 06
Контактность -0, 10 -0, 06 -0, 01 -0, 21 -0, 06 -0, 03 -0, 12 0, 03
Познавательные потребности -0, 10 0, 00 0, 12 -0, 12 -0, 13 -0, 06 -0, 07 0, 00
Креативность 0, 08 0, 29 0, 28 0, 10 0, 06 0, 10 -0, 06 0, 02

* различия значимые при ρ ≤ 0, 05, ** различия значимые при ρ ≤ 0, 01.

 

Единственная статистически значимая отрицательная взаимосвязь шкалы «Достижение» методики «Морфологический тест жизненных ценностей» со шкалой САТ «Принятие природы человека» (rs= -0, 45, ρ ≤ 0, 05) свидетельствует о том, что чем меньше постановка и решение определенных жизненных задач воспринимаются как главные жизненные факторы, тем выше способность к восприятию природы человека как положительной. С важностью остальных жизненных ценностей, предложенных в опроснике, особенности самоактуализации участников культурного центра Дивья Лока не связаны.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и особенностей самоотношения. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 37.

Таблица 37 – Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и особенностей самоотношения в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

Показатели EQ Показатели самоотношения
S Интегральная I Самоуважения II Аутосимпатия III Ожидание отношения от других IV Самоинтерес
Эмоциональная осведомленность 0, 39* 0, 14 0, 48** 0, 05 0, 41*
Управление своими эмоциями 0, 19 0, 11 -0, 05 -0, 03 0, 30
Самомотивация 0, 20 0, 10 -0, 02 0, 17 0, 20
Эмпатия 0, 32 0, 14 0, 20 0, 27 0, 41*
Влияние на эмоции других людей 0, 40* 0, 11 0, 31 0, 32 0, 36*
Интегративный EQ 0, 36* 0, 09 0, 11 0, 29 0, 46**

*различия значимы при ρ ≤ 0, 05; ** различия значимы при ρ ≤ 0, 01

 

В группе постоянных участников Дивья Лока обнаружено восемь значимых взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта со шкалами самоотношения.

Выявилась достаточно сильная прямая взаимосвязь между шкалой, показывающей эмоциональную осведомленность, и показателем II аутосимпатии (rs = 0, 48, ρ ≤ 0, 01). То есть чем выше понимание важности переживания отрицательных эмоций и их принятие, тем более выражено одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе. Можно предположить, что это связано с важностью контролировать свои эмоции и мысли в учении Лайя-йоги, в терминах учения такой контроль сохранение «чистого видения». Вероятно, что сохранение этого видения как раз возможно через этап принятия отрицательных эмоций в себе. Такая трактовка укладывается в видение психологов-консультантов, которые постулируют, что прежде чем работать с проблемой, необходимо признать её наличие. Соответственно принятие негативных эмоций дает больший успех в контроле надо ними после, что ведет к большему одобрения себя.

Обнаружены положительные взаимосвязи между эмоциональной осведомленностью (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), эмпатией (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), влиянием на эмоции других людей (rs = 0, 36, ρ ≤ 0, 05) и интегративным показателем EQ (rs = 0, 46, ρ ≤ 0, 01) cо шкалой IV самоинтереса. То есть чем выше понимание важности переживания отрицательных эмоций, способность чувствовать эмоции других людей, умение изменять эмоционального состояние других и в целом владение своими и чужими эмоциями, тем выше близость к самому себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других. Можно предположить, что здесь имеет место быть двухсторонняя связь. Так как интерес человека к себе позволяет учиться понять с себя, в том числе и дифференцировать свои эмоции, что в свою очередь ведет к лучшей возможности понимания эмоций других.

Обнаружены положительные взаимосвязи между эмоциональной осведомленностью (rs = 0, 39, ρ ≤ 0, 05), влиянием на эмоции других людей (rs = 0, 40, ρ ≤ 0, 05) и интегративным показателем EQ (rs = 0, 36, ρ ≤ 0, 05) c интегральной шкалой S самоотношения. То есть чем больше понимание важности переживания отрицательных эмоций, умение побуждать других людей к определенным эмоциям и в целом управление своими и чужими эмоциями, тем выше интегральное чувство «за» себя.

В целом можно заключить, что в структуре личности постоянных участников группы Дивья Лока существует связь самоотношения и эмоционального интеллекта. В большей степени она проходит через эмоциональную осведомленность как показателя EQ и через самоинтерес как показатель самоотношения.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 38.

 

 

Таблица 38 – Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и показателей удовлетворенности жизни в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

Показатели EQ Показатели удовлетворенности жизнью
F1 F2 F3 Общ. неудовл Общ УДЖ
Эмоциональная осведомленность 0, 39* -0, 33 -0, 33 -0, 33 0, 38*
Управление своими эмоциями 0, 49** -0, 23 -0, 41* -0, 34 0, 43*
Самомотивация 0, 59** -0, 18 -0, 50** -0, 32 0, 49**
Эмпатия 0, 38* -0, 10 -0, 30 -0, 16 0, 28
Влияние на эмоции других людей 0, 09 0, 10 -0, 22 -0, 05 0, 06
Интегративный EQ 0, 40* -0, 14 -0, 41* -0, 27 0, 35*

*различия значимы при ρ ≤ 0, 05; ** различия значимы при ρ ≤ 0, 01

 

Наибольшее количество взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта обнаруживается со шкалой жизненной включенности. Чем выше выражена эмоциональная осведомленность (rs = 0, 39, ρ ≤ 0, 05), управление своими эмоциями (rs = 0, 49, ρ ≤ 0, 01), самомотивация (rs = 0, 59, ρ ≤ 0, 01), эмпатия (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05) и интегративный показатель EQ (rs = 0, 40, ρ ≤ 0, 05), тем больше показатель жизненной включенности. То есть все показатели управления эмоциями, за исключением ориентированного на изменение эмоций у других, влияют на успешность поиска жизненной активности, способствующей самоосуществлению себя в мире, они влияют на ощущение насыщенности и полноты жизни, важности и ценности происходящего, а также усиливают количество позитивных переживаний, таких как счастье, радость, удовольствие.

Обнаружены три обратные взаимосвязи показателей EQ c показателем потеря опоры. Так, чем выше управление своими эмоциями (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), самомотивация (rs = 0, 50, ρ ≤ 0, 01) и интегративный EQ (rs = 0, 41, ρ ≤ 0, 05), тем ниже показатель потери опоры. Другими словами, чем выше эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность, умение вводить себя в эмоциональные состояния, эффективные для определенной деятельности и в целом эмоциональный интеллект, тем меньше вероятность переживаний и состояний, которые возникают, когда человек теряет уверенность в своей способности справиться с жизненными трудностями.

Также выявлено достаточно много взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта с общим показателем удовлетворенностью жизни. Чем выше выражена эмоциональная осведомленность (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05), управление своими эмоциями (rs = 0, 43, ρ ≤ 0, 01), самомотивация (rs = 0, 49, ρ ≤ 0, 01) и интегративный показатель EQ (rs = 0, 35, ρ ≤ 0, 05), тем больше показатель обобщённого позитивного самоощущения себя в жизни.

В целом можно заключить, что уровень эмоционального интеллекта тесно связан с удовлетворенностью жизнью, что скорее всего объясняется значением, которое уделяется работе с эмоциями в группе постоянных участников центра Дивья Лока. Также можно сказать, что наиболее сильная взаимосвязь проходит через показатели управление своими эмоциями и самомотивации. Можно предположить, что ключевым в работе с эмоциями у испытуемых являются эмоциональная неригидность, умение переключаться с отрицательных на положительные эмоции и умение вводить себя в эмоциональные состояния, подходящие для разных ситуаций.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 39.

Таблица 39 – Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и смысложизненных ориентаций в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

Показатели EQ Смысложизненные ориентации
Цели Процесс Результ ЛК – Я ЛК – Ж ОЖ
Эмоциональная осведомленность 0, 13 0, 01 -0, 03 0, 08 -0, 09 0, 02
Управление своими эмоциями 0, 09 0, 12 0, 25 0, 45** 0, 15 0, 27
Самомотивация 0, 23 0, 25 0, 18 0, 56** -0, 03 0, 34
Эмпатия 0, 22 0, 30 0, 22 0, 51** -0, 03 0, 32
Влияние на эмоции других людей 0, 12 0, 20 0, 14 0, 38* -0, 05 0, 29
Интегративный EQ 0, 07 0, 20 0, 16 0, 45** -0, 08 0, 24

*различия значимы при ρ ≤ 0, 05; ** различия значимы при ρ ≤ 0, 01

 

Все взаимосвязи эмоционального интеллекта со смысложизненными ориентациями с проходят через показатель локуса контроля – Я. Так, чем выше развита легкость переключения с негативных эмоций на позитивные (rs = 0, 45, ρ ≤ 0, 01), умение себя ввести в эмоциональное состояние, соответствующее определенной ситуации (rs = 0, 56, ρ ≤ 0, 01), умение чувствовать эмоции других и сопереживать им (rs = 0, 51, ρ ≤ 0, 01), умение изменять эмоции других, влиять на их эмоциональные состояния (rs = 0, 38, ρ ≤ 0, 05) и общее владение своей эмоциональной сферой и сферой других (rs = 0, 45, ρ ≤ 0, 01), тем выше представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Можно заключить, что представление о контроле жизни у постоянных участников группы Дивья Лока очень тесно связано с умением контролировать свои эмоции. Несколько утрируя можно сказать, что для них контроль эмоциональной сферы равен контролю над событиями своей жизни.

Далее представлены результаты анализа взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и самоактуализационного теста. Расчет коэффициента ранговой корреляции rs – Спирмена представлен в таблице 40.

Таблица 40 – Взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта и самоактуализационного теста в группе испытуемых (Расчет по rs – Спирмена)

Показатели EQ Показатели самоактуализационного теста
Компетентность во времени Поддержка Ценностные ориентации Гибкость поведения Сензитивность Спонтанность Самоуважение Самопринятие Принятие природы человека Синергия Принятие агрессии Контактность

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал