Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторный анализ психологических особенностей постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока






Факторный анализ представляет собой совокупность методов, призванных определить, насколько связанные (коррелирующие) переменные могут быть сгруппированы так, чтобы каждую группу можно было рассматривать как одну составную переменную, или фактор, а не ряд отдельных переменных.

Таким образом, матрица первичных данных, содержащая ответы испытуемых на пункты подобранных методик, была подвергнута процедуре факторного анализа по методу главных компонент. В методе главных компонент величина объясняемой дисперсии равна числу переменных, поскольку дисперсия, или общность каждой переменной, принимается равной 1, 00.

Было извлечено 12 факторов с собственными значениями больше 1. Как следует из таблицы 41, значения остальных факторов меньше единицы. Таким образом, если мы воспользуемся критерием Кайзера, следует оставить только 12 первых факторов.

Таблица 41 – Объясняемая дисперсия

Полная объясненная дисперсия
Компонента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок извлечения Суммы квадратов нагрузок вращения
Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный % Итого % Дисперсии Кумулятивный %
  11, 647 21, 568 21, 568 11, 647 21, 568 21, 568 6, 964 12, 897 12, 897
  8, 087 14, 975 36, 543 8, 087 14, 975 36, 543 6, 187 11, 457 24, 354
  6, 789 12, 572 49, 116 6, 789 12, 572 49, 116 6, 098 11, 292 35, 646
  3, 947 7, 309 56, 425 3, 947 7, 309 56, 425 5, 451 10, 095 45, 741
  3, 226 5, 974 62, 398 3, 226 5, 974 62, 398 4, 782 8, 855 54, 596
  2, 950 5, 462 67, 861 2, 950 5, 462 67, 861 3, 654 6, 766 61, 362
  2, 405 4, 453 72, 314 2, 405 4, 453 72, 314 3, 048 5, 644 67, 006
  2, 078 3, 849 76, 163 2, 078 3, 849 76, 163 2, 628 4, 866 71, 872
  1, 833 3, 394 79, 557 1, 833 3, 394 79, 557 2, 285 4, 231 76, 103
  1, 557 2, 883 82, 440 1, 557 2, 883 82, 440 2, 241 4, 150 80, 252
  1, 257 2, 327 84, 768 1, 257 2, 327 84, 768 2, 020 3, 741 83, 993
  1, 170 2, 167 86, 935 1, 170 2, 167 86, 935 1, 589 2, 942 86, 935
  , 859 1, 591 88, 526            
  , 753 1, 395 89, 921            
  , 643 1, 190 91, 111            
  -6, 342E-016 -1, 174E-015 100, 000            
Метод выделения: Анализ главных компонент.

 

Как видно по рисунку 39, более всего следует рассматривать четырех или шестифакторное решение, поскольку факторы, образующие сам склон, считаются важными для рассмотрения, а факторы образующие «каменистую осыпь», нет.

Рисунок 39 – График факторной осыпи

Для осуществления факторного анализа была создана матрица факторного отображения главных компонент.

Таблица 42 – Матрица факторного отображения главных компонент

  Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5 Factor 6 Factor 7 Factor 8 Factor 9 Factor 10 Factor 11 Factor 12
S Интегральная 0, 15 0, 29 0, 20 0, 24 -0, 12 0, 02 0, 77 0, 24 0, 06 -0, 07 0, 12 -0, 16
I Самоуважения 0, 26 0, 38 0, 28 -0, 03 0, 03 -0, 07 0, 76 0, 08 -0, 18 0, 00 0, 00 0, 02
II Аутосимпатия 0, 14 0, 19 0, 09 0, 19 0, 00 0, 07 0, 58 0, 03 0, 23 0, 31 0, 09 -0, 39
III ожид отнош от других 0, 10 0, 07 0, 06 0, 19 0, 03 -0, 17 0, 12 0, 86 -0, 05 -0, 16 -0, 04 0, 05
IV самоинтерес 0, 12 0, 07 -0, 19 0, 37 -0, 03 0, 16 0, 07 0, 04 0, 07 -0, 02 0, 76 0, 13
F1 0, 06 0, 64 0, 38 0, 28 -0, 07 0, 24 0, 17 -0, 16 -0, 05 0, 27 -0, 10 0, 13
F2 0, 14 -0, 91 0, 02 0, 12 0, 17 -0, 06 -0, 06 0, 01 -0, 12 0, 03 -0, 14 0, 04
F3 -0, 11 -0, 79 -0, 19 -0, 33 0, 04 0, 10 -0, 15 -0, 22 0, 05 -0, 02 0, 08 -0, 18
Общ. неудовл 0, 01 -0, 95 -0, 09 -0, 11 0, 12 0, 02 -0, 12 -0, 12 -0, 04 0, 01 -0, 03 -0, 08
Общ УДЖ 0, 02 0, 88 0, 25 0, 21 -0, 10 0, 11 0, 15 -0, 01 0, 00 0, 13 -0, 03 0, 11
Цели -0, 01 0, 01 0, 89 0, 07 0, 10 -0, 10 -0, 14 -0, 12 -0, 07 -0, 17 0, 03 -0, 08
Процесс -0, 04 0, 11 0, 83 0, 14 0, 18 -0, 05 0, 04 0, 29 0, 14 -0, 06 -0, 03 0, 04
Результ 0, 01 0, 07 0, 88 -0, 09 -0, 16 -0, 11 0, 19 0, 04 0, 06 0, 14 -0, 03 0, 02
ЛК - Я 0, 05 0, 04 0, 85 0, 33 0, 04 0, 06 0, 12 0, 01 0, 01 -0, 09 -0, 14 0, 24
ЛК - Ж -0, 05 0, 14 0, 88 -0, 15 -0, 12 -0, 02 0, 14 0, 01 0, 06 -0, 02 0, 03 -0, 01
ОЖ -0, 03 0, 07 0, 94 0, 16 0, 05 -0, 07 0, 14 0, 03 0, 08 0, 00 -0, 06 0, 14
1 разв се 0, 89 0, 01 0, 05 0, 25 0, 04 -0, 15 0, 07 0, 14 -0, 01 -0, 11 0, 02 0, 10
2 дух уд 0, 87 0, 24 0, 05 0, 12 -0, 06 -0, 04 -0, 08 -0, 02 -0, 05 -0, 08 0, 18 -0, 05
3 креат 0, 86 0, 25 0, 06 0, 21 0, 01 0, 02 -0, 05 0, 19 -0, 10 -0, 03 0, 03 0, 02
4 акт с кон 0, 88 -0, 07 0, 08 0, 09 -0, 11 -0, 13 -0, 01 0, 18 0, 06 0, 07 -0, 14 0, 14
5 сб прист 0, 88 -0, 06 -0, 05 0, 17 0, 06 -0, 11 0, 13 -0, 01 0, 05 -0, 07 -0, 13 0, 22
6 выс мат п 0, 93 -0, 07 -0, 02 0, 17 -0, 09 -0, 03 0, 12 0, 01 -0, 03 0, 01 -0, 07 -0, 01
7 достиж 0, 69 -0, 05 -0, 11 -0, 07 -0, 15 -0, 01 0, 09 -0, 10 0, 01 0, 12 0, 07 -0, 48
8 сохр инд 0, 85 -0, 03 -0, 16 0, 07 -0, 14 0, 06 0, 08 -0, 11 -0, 09 -0, 07 0, 18 -0, 13
Компетентность во времени -0, 14 0, 18 -0, 05 0, 06 0, 04 0, 08 -0, 08 -0, 01 -0, 11 0, 84 -0, 02 0, 14
Поддержка -0, 05 0, 24 -0, 07 0, 07 -0, 09 0, 82 0, 00 0, 06 0, 30 0, 33 -0, 05 -0, 14
Ценностные ориентации 0, 13 0, 59 -0, 01 0, 02 0, 05 0, 32 -0, 14 0, 08 0, 43 0, 23 -0, 31 0, 09
Гибкость поведения -0, 15 0, 24 -0, 35 -0, 04 0, 07 0, 44 0, 03 0, 04 0, 51 0, 37 -0, 04 0, 03
Сензитивность -0, 16 -0, 05 -0, 06 0, 33 -0, 06 0, 84 -0, 12 -0, 05 0, 08 -0, 02 -0, 16 -0, 01
Спонтанность -0, 10 0, 03 0, 00 0, 03 -0, 17 0, 41 -0, 03 -0, 08 0, 25 0, 59 -0, 22 -0, 32
Самоуважение 0, 18 0, 45 -0, 09 0, 10 -0, 02 0, 46 0, 06 0, 02 -0, 14 0, 40 -0, 48 -0, 08
Самопринятие -0, 10 0, 02 -0, 35 0, 11 -0, 28 0, 59 0, 17 0, 01 0, 09 0, 44 0, 03 -0, 26
Принятие природы человека 0, 04 0, 33 0, 42 0, 19 0, 15 -0, 02 -0, 10 -0, 01 -0, 09 -0, 06 0, 17 0, 59
Синергия 0, 13 0, 24 0, 13 0, 03 0, 19 -0, 01 -0, 23 -0, 02 0, 33 0, 11 0, 12 0, 68
Принятие агрессии -0, 09 0, 05 -0, 14 -0, 24 -0, 06 0, 84 -0, 05 -0, 08 -0, 21 0, 12 0, 15 0, 03
Контактность -0, 10 0, 06 0, 19 0, 26 -0, 01 0, 79 -0, 07 -0, 10 0, 10 -0, 17 0, 18 0, 22
Познавательные потребности -0, 05 0, 20 -0, 14 0, 39 0, 11 0, 51 0, 13 0, 06 -0, 29 0, 39 0, 13 -0, 01
Креативность 0, 08 0, 40 0, 09 0, 60 -0, 17 0, 15 -0, 44 0, 10 0, 15 0, 27 0, 01 0, 02
  -0, 16 -0, 07 0, 00 -0, 27 0, 69 -0, 17 -0, 05 -0, 09 0, 36 -0, 04 0, 03 -0, 01
  -0, 19 -0, 65 0, 26 0, 00 0, 28 -0, 33 -0, 03 -0, 06 0, 20 -0, 28 -0, 18 0, 04
  -0, 16 -0, 16 0, 21 -0, 14 0, 76 -0, 27 0, 09 0, 20 0, 08 0, 07 -0, 18 0, 06
  0, 01 -0, 33 -0, 18 -0, 34 0, 56 0, 14 0, 12 0, 38 0, 02 0, 27 -0, 12 0, 00
  -0, 11 0, 00 0, 32 -0, 03 0, 20 0, 06 0, 02 -0, 07 0, 77 -0, 13 0, 12 0, 05
  -0, 13 0, 13 0, 05 0, 53 0, 59 0, 15 -0, 13 -0, 31 -0, 21 0, 01 0, 02 -0, 02
  0, 03 -0, 18 0, 07 -0, 16 0, 75 -0, 02 -0, 08 -0, 11 -0, 03 -0, 20 0, 06 0, 14
  -0, 22 -0, 32 -0, 35 -0, 03 0, 64 0, 09 -0, 06 -0, 28 0, 12 0, 30 0, 13 0, 10
  0, 06 0, 06 -0, 26 0, 01 0, 15 0, 42 -0, 60 0, 22 0, 02 0, 44 0, 21 0, 01
  -0, 14 -0, 31 -0, 15 -0, 06 0, 27 -0, 13 0, 04 -0, 75 0, 04 -0, 29 -0, 14 0, 11
Эмоц. осведомлен. 0, 32 0, 19 -0, 06 0, 63 0, 05 0, 07 0, 12 -0, 06 0, 13 0, 07 0, 28 -0, 34
Управление своими эмоц 0, 13 0, 17 0, 12 0, 49 -0, 42 0, 15 0, 08 -0, 13 -0, 11 0, 30 -0, 02 0, 49
Самомотивация 0, 21 0, 33 0, 05 0, 75 -0, 17 0, 14 -0, 04 0, 03 -0, 15 0, 01 -0, 08 0, 25
Эмпатия 0, 27 0, 02 0, 19 0, 82 -0, 13 0, 13 0, 08 0, 08 -0, 06 0, 05 0, 11 -0, 01
Влияние на эмоц. других людей 0, 37 -0, 12 0, 08 0, 77 -0, 14 -0, 07 0, 17 0, 32 0, 14 -0, 16 0, 07 -0, 01
Интегративный уровень EQ 0, 32 0, 14 0, 10 0, 86 -0, 21 0, 11 0, 10 0, 07 -0, 02 0, 07 0, 08 0, 12

 

Таким образом, в первый фактор, объясняющий наибольшую часть разброса результатов, вошли шкалы методики «Морфологический тест жизненных ценностей». Доля дисперсии, объясняемой этим фактором – 21, 6 %. То есть терминальные ценности как показатели мотивационно-ценностной структуры личности описывают единую психологическую реальность. Вопросы теста распределены между описанием различных сфер бытовой жизни. Можно предположить, что те испытуемые, кому еще близок уклад обыденной жизни, пропорционально больше ощущает значимость ценностей, представленных в методике. Что, в свою очередь, ведет к тесной взаимосвязи переменных одной методики.

Во второй достаточно сильный фактор вошли все шкалы методики «Удовлетворенность жизнью» (шкала Жизненная включенность почти достигает уровня значимости). Доля объясняемой дисперсии – 15 %. Распределение шкал по полюсам фактора совпадает с данными в авторском описании методики.

В третий по величине фактор вошли все шкалы методики «Смысложизненные ориентации». Доля объясняемой дисперсии – 12, 6 %. Можно также заключить, что методика СЖО отдельную реальность, несопоставимую с другими методиками.

В четвертый фактор входят шкалы методики «Эмоциональный интеллект»: Самомотивация, Эмпатия, Влияние на эмоции других людей, Интегративный уровень EQ. Доля объясняемой дисперсии – 7, 3 %. Т. е. умение побуждать себя к какой-либо деятельности, чувствовать других людей и соответственно влиять на их эмоции, складывают фактор, который характеризует понимание и эмоциональное влияние на необходимое позитивное состояние себя и окружающих.

Пятый фактор можно характеризовать, как фактор, отражающий повышенную чувствительность, эмоциональную неустойчивость. Его образуют 2 шкалы MMPI: эмоциональная лабильность и тревожность. Доля объясняемой дисперсии – 6%.

В шестой фактор вошли такие шкалы САТ, как Поддержка, Сензитивность, Принятие агрессии, Контактность. То есть этот фактор можно интерпретировать внутриличностную и межличностную чувствительность как эмоционально-коммуникативные аспекты самоактуализации. Доля объясняемой дисперсии – 5, 5%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в каждый из 12 факторов, вошли шкалы лишь из одной методик, из чего можно сделать вывод о том, что данные методики изучают различные феномены, которые не являются связанной между собой общностью у данных испытуемых.

 

ВЫВОДЫ

Анализ индивидуально-психологических особенностей личности показал, что 60, 6% результатов испытуемых попадают в диапазон вариантов нормального развития личности. У 39, 4 % результаты превышают норму (являются показателем наличия психопатии или дезадаптации личности или недостоверности ответов), из них у 62% испытуемых наблюдается повышение по шкале – индивидуалистичность, что характеризует их, как выраженный вариант аналитичной, обособленно-созерцательной личностной позиции человека. Логично предположить, что превышение нормы является спецификой группы монашествующих и одной из характеристик культуры садху. Сочетание тенденции переноса внимания внутрь себя в рамках духовного поиска с высоким уровнем жизнелюбия, побуждения и активности, высокой степени ориентации на соблюдение нравственно-этических норм («действовать так, чтобы действия приносили благо всем живым существам») со способностью к нешаблонному подходу в решении проблем, целостного подхода к восприятию мира с некоторой дистанцированностью, своеобразием и уникальностью культуры, все это может говорить о достаточно высоком уровне зрелости членов центра ведической культуры Дивья Лока.

Анализ показателей САТа выявил сферы, в которых испытуемые находятся в зоне самоактуализации. Таким образом, можно говорить о том, что пребывание в центре более всего способствует самоактуализации испытуемых в восприятии целостности жизни, мира и людей, связанности противоположностей, самоуважении и творческом выражении своей личности.

Анализ особенностей самоотношения показал, что в целом превалирует позитивное самоотношение у участников центра Дивья Лока. Для большинства из них характерно иметь общее позитивное отношение к себе. Особенно выражена это установка через показатель самоуважение, показывающий меру веры в свои силы и способности и возможность быть самопоследовательным. Хотя есть показатель, по которому наблюдается достаточное число низких значений – это показатель ожидания позитивного отношения со стороны окружающих. Возможно, это связанно с тем, что Дивья Лока – культурный центр с нетрадиционной для региона культурой, что ведет к различным оценкам окружающих и сказывается на ожидании этих оценок.

Анализ особенностей удовлетворенности жизнью показал, что в целом для постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока характерны нормальная и высокая удовлетворенность жизнью. Кроме того у них наблюдается яркая согласованность жизнедеятельности с индивидуальным «Я», истинными стремлениями и реальными возможностями человека.

Изучение смысложизненных ориентаций дал особенно интересные результаты. У большинства испытуемых выраженность всех смысложизненных ориентациях находится на высоком уровне. Можно заключить, что в группе присутствует высокая осмысленность жизни вне зависимости от условного временного континуума (прошлое, настоящие, будущее) и ощущение управляемости собой и жизнью.

Анализ мотивационно-ценностной структуры показал преобладание духовно-нравственных ценностей над эгоистически-престижными, которые практически не выражены (престиж, достижения, материальное положение), что говорит об общей гуманистической характеристике личности участников центра ведической культуры Дивья Лока.

Результаты диагностики эмоционального интеллекта показали, что по большинству шкал, в том числе по интегративному показателю EQ, у постоянных участников центра Дивья Лока наблюдается средние значения. То есть в целом хорошо управляют своими эмоциями и эмоциями других.

При анализе разницы восприятия себя до начала изучения и практики в центре и себя в настоящее время, испытуемые оценивают себя сейчас, как более определенных, дисциплинированных и сложно организованных личностей. Образ себя в настоящем наиболее близок к образу человека, терпимого к отличающимся убеждениям и вере других людей. То есть можно говорить о том, что испытуемые относят себя к толерантным людям, терпимо относящихся к иным убеждениям и вере других людей. Также испытуемым близки образы «Человека, принимающего на себя ответственность за свою жизнь», «Человека, контролирующего свои мысли и поведение», «Человека, чувствующего себя гражданином своего государства и частицей своего народа». Это полностью согласуется с транслируемыми ценностями и их взращиванием в центре ведической культуры Дивья Лока: погружение во внутреннюю работу, созерцание, уважение к другим религиям и учениям, контроль своего физического тела, духа, разума и поведения.

Интересными оказались несколько результатов корреляционного анализа. Так, анализ взаимосвязи шкал самоотношения и удовлетворенности жизнью показал, что общая оценка жизни как позитивной, наполненной приятными переживаниями у постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока тесно связана с внутренним недифференцированным чувством «за» самого себя и эмоциональной и содержательной верой в свои силы, возможностью быть самопоследовательным. Можно предположить, что одним из стимулов пребывания в центре Дивья Лока для его участников является возможность обрести веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь, так как именно это определяет общее ощущение удовлетворенности жизнью.

Анализ взаимосвязи особенностей самоотношения и смысложизненных ориентаций показал, что чем выше онтологическая значимость жизни, стремление к смыслу и его нахождение, тем выше аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, самостоятельность, оценку своих возможностей, способность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. Можно заключить, что в структуре личности постоянных участников Дивья Лока через самоуважение проходит связь с системой смысложизненных ориентаций.

Так же обнаружено множество взаимосвязей между удовлетворенностью жизнью и смысложизненными ориентацими. Можно заключить, что нахождение смысла на разных уровнях, которое выражается в различных смысложизненных ориентациях, оказывает большое позитивное влияние на постоянных участников центра и придает их жизни ощущение интенсивности «проживания» текущего момента, ощущение «вкуса жизни», рождает увлечённость и ощущение насыщенности и полноты жизни, важности и ценности происходящего, а также дает позитивные переживания, такие, как счастье, радость, удовольствие.

В заключение следует отметить и признать факт того, что проведенное исследование является «наложением» стандартных психодиагностических методик (адаптированных для социальной среды) на достаточно нестандартную и даже уникальную группу (монашествующих), что не позволило глубоко описать специфику индивидуально-психологических особенностей, выйти за рамки моделей, теорий и конструктов, который нам предлагает стандартный психодиагностический инструментарий. Но такое независимое и объективное исследование показало некоторые интересные психологические особенности группы, которые позволяют сделать ряд выводов и спланировать ряд последующих исследований. Таким образом, данное исследование можно рассматривать, как начальный этап анализа психологических особенностей членов центра ведической культуры Дивья Лока, которые выбрали для себя путь монашества и глубоко погружены в самоисследование и поиск глубинных смыслов существования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал