Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общение двух миров⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
Дорогие мои! Евангельскому отрывку, который мы читали сегодня, предшествует место: Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его (Лк. 8, 40). На обратном пути навстречу Господу, говорит евангелист, вышел народ. Люди пришли заранее. Целая толпа дожидалась Господа до тех пор, пока не смогла встретить Его и обступить, дабы получить дары от Его святости. Так и вы сегодня: чтобы услышать Евангелие, приблизиться к Богу, быть сопричтенными к ангелам, святым, поспешили на это священное собрание, на Божественную литургию. Вы вышли навстречу Господу. Моя радость велика, потому что сегодня вновь, многие годы спустя, я вижу вас собранными, как и прежде, в этом святом месте. Сколько раз я видел каждого из вас приходящим со своими чаяниями, биением сердец, святыми устремлениями иногда в храм Богородицы, иногда в часовню или исповедальню. И всегда вы имели намерение приблизиться к Богу и почерпнуть силы от Него. Мое сердце возрадовалось (ср. Пс. 12, 6; 83, з), когда я снова увидел вас рядом с Богом возле этого небесного жертвенника на земле. Я знаю о ваших страданиях. Знаю и об упованиях. Знаю о ваших мечтах, удачах и неудачах, ибо знаю ваши дома. Все мы — люди, и поэтому имеем трудности. Их все мы возлагаем на Бога, чтобы от Него получить частички Неба, которые станут благословением для нашей жизни. За этими евангельскими словами следует чудо. Девочка, ей было всего двенадцать лет, умирала. И умерла. Страшно видеть, как жизнь уходит прямо у тебя на глазах. Двенадцатилетний ребенок умер. Однако по вере отца Господь сил Иисус Христос подошел к постели умершей девочки и говорит: девица! встань (Лк. 8, 54). Разве возможно, чтобы умерший слышал? И вероятно ли, чтобы душа, отошедшая уже далеко, услышала наш голос? Куда направлялась в тот момент душа девочки? И все же: ребенок услышал! Дух девочки услышал голос Господа и голос людей, просивших ее встать. Он возвратился с Неба, и вот он идет и вновь заходит в тело. Как возможно, чтобы усопшие слышали то, о чем мы говорим на земле? Может ли осуществляться общение между миром здешним и миром иным? Разве мы можем иметь связь и реальное общение с нашими преставившимися детьми, мужем или женой, любимыми родителями, которые не только сами умерли давным-давно, но и кости их уже обратились в прах? Дорогие мои, да: общение есть. Потому что смерть с тех пор, как умер и воскрес Христос, трепещет перед Церковью, трепещет перед Христом, трепещет перед человеком, поскольку человек есть образ Божий и бежит далеко, когда слышит голос: воскресни, умершее сердце! И это естественно. У смерти кружится голова, когда Церковь заклинает ее. Не шли бы мученики на мученичество, если бы смерть не служила им той ступенькой, которая приводит ближе к Богу, к самой жизни. И мы бы не отважились разлучаться с жизнью, если бы навсегда расставались с теми, кого любим. Реальная же действительность такова: усопшие больше живы, чем мы сами! Ибо изо дня в день мы влачим жалкое существование, проводим время в страстях, жалобах, отчаянии. А те, кто жизнь свою прожил добродетельно, видят лик Христа и сами преисполняются Его светом. Поэтому я говорю, что они больше живы, чем мы. Когда мы обращаем наши слова к миру иному, то усопшие нас слышат, потому что живущие на земле и на Небе — это одна паства, одна Церковь, одна семья. Когда отец или ребенок зовут кого-то из домашних, то его слышат и другие в доме. Так и в нашей семье, в Церкви, — то, что мы произносим здесь, слышат и другие на Небесах. Ангелы и люди, живые и мертвые, грешные и праведные, — мы все составляем единое Тело Иисуса Христа. То, что происходит с одним членом моего тела, ощущает все тело. Следовательно, у земли и Неба нет тайн друг от друга. Мы говорим, мы молимся. Бог слышит нас. Отец склонился над нами. Но только ли над нами? Разве Он одним нам Отец? Нет, он Отец и мертвым. Следовательно, Бог Отец пребывает склоненным над нами каждый день, и Его дыхание ощущают не только живые, но и мертвые. Они ежедневно видят преисполненный любви взгляд Бога, устремленный на них. Разве возможно, чтобы Христос, наш Спаситель, принявший смерть за грешников (см. Мф. 9, 13; 1 Тим. 1, 15), не подошел к ним и не покрыл их души Своей заботой, дабы они были удостоены будущей жизни? За них Он был распят. За них пролил Свою Кровь. Разве хотя бы когда-нибудь в нашей жизни нам недостает Духа Святого, покрывающего и наполняющего нас ароматом божественного благоухания? Мы погибнем, если Дух Святой отымется от нас. А поскольку усопшие там, на Небесах, живы, значит Дух Святой вдыхает в них жизнь (см. Ин. 20, 22). Представьте на минуточку: вы стоите в грязной и душной комнате, ощущая сильный дискомфорт. Вы открываете окна, впускаете струю свежего воздуха и сразу успокаиваетесь. Так и Святой Дух. Он — как воздух, Он веет и на землю, и на Небо и пребывает везде и дает бодрость и жизнь усопшим вплоть до дня Второго Пришествия. Итак, мы все составляем Церковь. Все Божество склонилось над нами, с особой заботой — Пресвятая Богородица, Матерь Божия, любящая нас. Она пострадала за всех нас, и все мы любим Ее. Она неустанно навещает души, переходя от одной к другой, чтобы приободрить их и избавить от отчаяния. В то же время Она пробуждает нас и побуждает молиться и за себя самих, и за усопших, дает нам дыхание, силу и упование. Ангелы Божии, и они служат спасению: и нашему, и тех, кто уже почил. Одно Тело составляем мы с усопшими. Мы — единая Церковь с Небесами, с нашими почившими
близкими. Если здесь, на земле, мы ощущаем необходимость поговорить друг с другом, позаботиться о другом человеке, представьте, сколь сильнее нуждаются в общении с нами усопшие! Они все время просят, чтобы к ним мы устремляли свой ум, свои молитвы. Наши усопшие живы, они следят за тем, поминаем мы их или нет. Велика потребность в этом общении! Мы воссылаем о них наши молитвы. Мы возлагаем наше упование не только на Христа, но и на них. Наши литургии мы служим и для них тоже, для них — наши сорокоусты, панихиды, литии. Для них раздаем мы милостыню. Все это помогает нашим усопшим. Но это помогает не только им, через это мы сами получаем возможность общения с миром иным, ангелами и святыми. Более того, я должен вам сказать: когда мы вспоминаем и поминаем усопших, они ликуют, радуются, уповают, ожидают, идут навстречу дню Второго Пришествия, возделывая в своих душах надежду. А сколькие из них там, наверху, не противостоят Богу, не отрекаются от Него, но напротив к Нему приближаются, и нам постоянно шлют сигналы о том, чтобы мы их поминали. Знаете, как они нам благодарны! Как сторицею воздадут нам за наши поминовения! Они — во стране живых". В земле живых находимся и мы. Они беседуют с Богом. И Бог беседует с ними. Как говорится в Священном Писании, день посещения (Прем. 4, 15; 1 Пет. 2, 12), славословие (Прем, з, 7) — это то, что видят перед собой не только усопшие, но и живые. Мы всегда посещаем тех, кого мы любим. Так и Христос посещает одного за другим усопших и Сам дарует им приободрение Своими первосвященническими молитвами. Он показывает им Свою кровь и рубцы, говоря: «Вы уповали, стонали и страдали в своей жизни. Уповали». И они смотрят на нас, молимся ли мы о них. Потому что мертвые уже не имеют тела. Когда они вновь обретут свои тела, тогда смогут воссылать настоящие молитвы к Богу. Человек — это дух и тело; там же, наверху, пребывают только духи. Поэтому мы должны молиться о них Богу. Мы имеем право и долг просить Бога, чтобы Он приблизил к Себе любимых нами почивших. Когда мы общаемся с Небом таким образом, то видим, дорогие мои, перед собой чудеса, исцеления, видения, явления святых, которые сходят к нам. И усопшие, как мы говорим, души, которые на самом деле живы, ликуют, видя, как мы общаемся с жизнью иной. Все святые помогают нам. Все святые склонены над нами. Все святые соучаствуют нашим устремлениям. Усопшие видят нас, и мы молимся о них. Добавлю и кое-что еще. Если мы хотим, говорит Священное Писание, иметь общение с Небом, со святыми, с духовными светильниками, со Христом, с нашими усопшими, с ангелами, существует то, что делает наш голос сильнее. Знаете, что это? Страдания, которые мы можем встретить в нашей жизни, скорби, которые переносим с улыбкой, искушения, которые принимаем, болезни, которые бьют нас и бичуют, все те проблемы, которые сгибают наши спины (см. Рим. 5, 3-5; 2 Кор. 4, 17). Это все есть письмена живые, восходящие ко Христу, подписанные нашей кровью, потому что страдание есть кровь; и Христос, проливший Кровь за нас (см. Рим. 3, 25; 2 Кор. 3, 3; Евр. 2, 14-18; 13, 12, 20), понимает их значение. Христос обращает особое внимание на наши молитвы об умерших, о жизни иной, когда эти молитвы есть молитвы слез и страданий. Итак, Господь воскресил девицу. Но умершая девица есть каждый из нас, потому что все мы ведем борьбу, балансируя между жизнью и смертью. «Умершие девицы» — это мы, потому что как дети играют и балуются, так и мы грешим и вследствие этого умираем духовно. «Умершие девицы» — это и духи наших предков, и наши собственные, потому что каждому из нас придет час разлучаться с земной жизнью. И к каждому из нас, к каждому из усопших, Господь обращается: девица! встань (Лк. 8, 54). И мы помогаем этому воскрешению своей молитвой и воз- деянием рук к Небу, веруя, что земля и Небо — это наше тело, наша Церковь, наш дом. Как сегодня мы прогуливаемся по этим дорогам, так в один прекрасный день станем гулять и по тропам Небесным, где светильниками служат ангелы и святые, а наипаче Трисиятельное Божество. Так что давайте взывать, просить Бога о нас и о наших почивших близких. И будьте уверены: усопшие,
если мы непрестанно молимся о них, приближаются к Богу и в конце достигнут славы Его (ежели сами от Бога не отрекутся). В монастырях по субботам совершаются две службы — одна в соборе, а вторая в костнице. Каждую субботу в монастыре читаются многочисленные имена почивших с прошением к Богу возвести их к Его славе. Каждую субботу во всех монастырях мы поем литию обо всех усопших. Как-то один иеромонах, читая множество имен, утомился и спросил себя: «Неужели те, кого я поминаю, спасутся? Они вообще что-то чувствуют? Неужели Небо знает, что сейчас я молюсь о тех, кто исчез с лица земли? И есть ли от меня польза усопшим?» В это время, ощутив сильную усталость, он оперся на стасидий, чуть прикрыл глаза и то ли во сне, то ли наяву (его плоть был утомлена, ум же бодрствовал) поднял глаза наверх, и видит... Он видит: батюшки! что там происходит! Несчетные духи усопших, и вместе с ними и святые, вместе с ними и ангелы. А перед троном Христа — Пресвятая Богородица в дивных одеяниях. Своим блистательным ликом Она взирала на Христа, указывала Ему на духи усопших и, обращаясь к Нему, говорила: «Сыне Мой и Боже Мой, о всех них прошу Я Тебя. Приими моления Святой Твоей Церкви». И тогда все усопшие — монах слышал их — стали петь: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Ты не только родила нам Спасителя Христа, но и денно и нощно молишь Его о нас. Их голоса становились голосами бездн, гласами вод многих (откр. 1, 15, -14, 2). Их голосам вторил шум ангельских крыльев. Их голоса разливались по всему Небу и по всей земле и достигали того места, где стоял монах. Не тимпаны, не органы, но ангелы били своими крыльями и пели: «яко Спаса родила еси душ наших». Вот Кто есть Спаситель, дорогие мои. Хочу вам пожелать, чтобы Он каждый день дарил вам опыт спасительной любви, наполнял ваши дома многими благословениями. Чтобы вошел в ваши сердца, пребывал в них, и чтобы вы могли сказать о Нем: «Богородица родила Христа, а я ношу Его внутри себя, Спасителя наших душ».
|