Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение двух миров






 

Дорогие мои! Евангельскому отрывку, кото­рый мы читали сегодня, предшествует место: Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его (Лк. 8, 40). На обратном пути навстречу Господу, говорит евангелист, вышел народ. Люди пришли заранее. Целая толпа дожида­лась Господа до тех пор, пока не смогла встретить Его и обступить, дабы получить дары от Его святости. Так и вы сегодня: чтобы услышать Евангелие, прибли­зиться к Богу, быть сопричтенными к ангелам, свя­тым, поспешили на это священное собрание, на Бо­жественную литургию. Вы вышли навстречу Господу.

Моя радость велика, потому что сегодня вновь, многие годы спустя, я вижу вас собранными, как и прежде, в этом святом месте. Сколько раз я видел каждого из вас приходящим со своими чаяниями, биением сердец, святыми устремлениями иногда в храм Богородицы, иногда в часовню или испове­дальню. И всегда вы имели намерение приблизиться к Богу и почерпнуть силы от Него. Мое сердце воз­радовалось (ср. Пс. 12, 6; 83, з), когда я снова увидел вас рядом с Богом возле этого небесного жертвенника на земле.

Я знаю о ваших страданиях. Знаю и об уповани­ях. Знаю о ваших мечтах, удачах и неудачах, ибо знаю ваши дома. Все мы — люди, и поэтому имеем трудно­сти. Их все мы возлагаем на Бога, чтобы от Него полу­чить частички Неба, которые станут благословением для нашей жизни.

За этими евангельскими словами следует чудо. Девочка, ей было всего двенадцать лет, умирала. И умерла. Страшно видеть, как жизнь уходит прямо у тебя на глазах. Двенадцатилетний ребенок умер. Однако по вере отца Господь сил Иисус Христос по­дошел к постели умершей девочки и говорит: деви­ца! встань (Лк. 8, 54). Разве возможно, чтобы умерший слышал? И вероятно ли, чтобы душа, отошедшая уже далеко, услышала наш голос? Куда направлялась в тот момент душа девочки? И все же: ребенок услышал!

Дух девочки услышал голос Господа и голос людей, просивших ее встать. Он возвратился с Неба, и вот он идет и вновь заходит в тело.

Как возможно, чтобы усопшие слышали то, о чем мы говорим на земле? Может ли осуществляться об­щение между миром здешним и миром иным? Разве мы можем иметь связь и реальное общение с нашими преставившимися детьми, мужем или женой, люби­мыми родителями, которые не только сами умерли давным-давно, но и кости их уже обратились в прах?

Дорогие мои, да: общение есть. Потому что смерть с тех пор, как умер и воскрес Христос, тре­пещет перед Церковью, трепещет перед Христом, трепещет перед человеком, поскольку человек есть образ Божий и бежит далеко, когда слышит голос: воскресни, умершее сердце! И это естественно. У смерти кружится голова, когда Церковь заклина­ет ее. Не шли бы мученики на мученичество, если бы смерть не служила им той ступенькой, которая приводит ближе к Богу, к самой жизни. И мы бы не отважились разлучаться с жизнью, если бы навсегда расставались с теми, кого любим.

Реальная же действительность такова: усопшие больше живы, чем мы сами! Ибо изо дня в день мы влачим жалкое существование, проводим время в страстях, жалобах, отчаянии. А те, кто жизнь свою прожил добродетельно, видят лик Христа и сами

преисполняются Его светом. Поэтому я говорю, что они больше живы, чем мы.

Когда мы обращаем наши слова к миру иному, то усопшие нас слышат, потому что живущие на земле и на Небе — это одна паства, одна Церковь, одна се­мья. Когда отец или ребенок зовут кого-то из домаш­них, то его слышат и другие в доме. Так и в нашей се­мье, в Церкви, — то, что мы произносим здесь, слышат и другие на Небесах.

Ангелы и люди, живые и мертвые, грешные и пра­ведные, — мы все составляем единое Тело Иисуса Христа. То, что происходит с одним членом моего тела, ощущает все тело. Следовательно, у земли и Неба нет тайн друг от друга. Мы говорим, мы молимся. Бог слышит нас. Отец склонился над нами. Но только ли над нами? Разве Он одним нам Отец? Нет, он Отец и мертвым.

Следовательно, Бог Отец пребывает склоненным над нами каждый день, и Его дыхание ощущают не только живые, но и мертвые. Они ежедневно видят преисполненный любви взгляд Бога, устремленный на них. Разве возможно, чтобы Христос, наш Спа­ситель, принявший смерть за грешников (см. Мф. 9, 13; 1 Тим. 1, 15), не подошел к ним и не покрыл их души Своей заботой, дабы они были удостоены будущей жизни? За них Он был распят. За них пролил Свою Кровь.

Разве хотя бы когда-нибудь в нашей жизни нам недостает Духа Святого, покрывающего и наполняю­щего нас ароматом божественного благоухания? Мы погибнем, если Дух Святой отымется от нас. А по­скольку усопшие там, на Небесах, живы, значит Дух Святой вдыхает в них жизнь (см. Ин. 20, 22).

Представьте на минуточку: вы стоите в грязной и душной комнате, ощущая сильный дискомфорт. Вы открываете окна, впускаете струю свежего воздуха и сразу успокаиваетесь. Так и Святой Дух. Он — как воздух, Он веет и на землю, и на Небо и пребывает везде и дает бодрость и жизнь усопшим вплоть до дня Второго Пришествия.

Итак, мы все составляем Церковь. Все Божество склонилось над нами, с особой заботой — Пресвя­тая Богородица, Матерь Божия, любящая нас. Она пострадала за всех нас, и все мы любим Ее. Она неу­станно навещает души, переходя от одной к другой, чтобы приободрить их и избавить от отчаяния. В то же время Она пробуждает нас и побуждает молиться и за себя самих, и за усопших, дает нам дыхание, силу и упование. Ангелы Божии, и они служат спасению: и нашему, и тех, кто уже почил.

Одно Тело составляем мы с усопшими. Мы — единая Церковь с Небесами, с нашими почившими

 

 

близкими. Если здесь, на земле, мы ощущаем необ­ходимость поговорить друг с другом, позаботиться о другом человеке, представьте, сколь сильнее нужда­ются в общении с нами усопшие! Они все время про­сят, чтобы к ним мы устремляли свой ум, свои молит­вы. Наши усопшие живы, они следят за тем, поминаем мы их или нет. Велика потребность в этом общении! Мы воссылаем о них наши молитвы. Мы возлагаем наше упование не только на Христа, но и на них. Наши литургии мы служим и для них тоже, для них — наши сорокоусты, панихиды, литии. Для них раздаем мы милостыню. Все это помогает нашим усопшим. Но это помогает не только им, через это мы сами полу­чаем возможность общения с миром иным, ангелами и святыми.

Более того, я должен вам сказать: когда мы вспо­минаем и поминаем усопших, они ликуют, радуют­ся, уповают, ожидают, идут навстречу дню Второго Пришествия, возделывая в своих душах надежду. А сколькие из них там, наверху, не противостоят Богу, не отрекаются от Него, но напротив к Нему приближаются, и нам постоянно шлют сигналы о том, чтобы мы их поминали. Знаете, как они нам благодарны! Как сторицею воздадут нам за наши по­миновения!

Они — во стране живых". В земле живых нахо­димся и мы. Они беседуют с Богом. И Бог беседу­ет с ними. Как говорится в Священном Писании, день посещения (Прем. 4, 15; 1 Пет. 2, 12), славословие (Прем, з, 7) — это то, что видят перед собой не только усопшие, но и живые. Мы всегда посещаем тех, кого мы любим. Так и Христос посещает одного за дру­гим усопших и Сам дарует им приободрение Свои­ми первосвященническими молитвами. Он показы­вает им Свою кровь и рубцы, говоря: «Вы уповали, стонали и страдали в своей жизни. Уповали». И они смотрят на нас, молимся ли мы о них. Потому что мертвые уже не имеют тела. Когда они вновь обре­тут свои тела, тогда смогут воссылать настоящие молитвы к Богу. Человек — это дух и тело; там же, наверху, пребывают только духи. Поэтому мы долж­ны молиться о них Богу. Мы имеем право и долг просить Бога, чтобы Он приблизил к Себе любимых нами почивших.

Когда мы общаемся с Небом таким образом, то ви­дим, дорогие мои, перед собой чудеса, исцеления, ви­дения, явления святых, которые сходят к нам. И усоп­шие, как мы говорим, души, которые на самом деле живы, ликуют, видя, как мы общаемся с жизнью иной. Все святые помогают нам. Все святые склонены над нами. Все святые соучаствуют нашим устремлениям. Усопшие видят нас, и мы молимся о них.

Добавлю и кое-что еще. Если мы хотим, говорит Священное Писание, иметь общение с Небом, со святыми, с духовными светильниками, со Христом, с нашими усопшими, с ангелами, существует то, что делает наш голос сильнее. Знаете, что это? Страда­ния, которые мы можем встретить в нашей жизни, скорби, которые переносим с улыбкой, искушения, которые принимаем, болезни, которые бьют нас и бичуют, все те проблемы, которые сгибают наши спины (см. Рим. 5, 3-5; 2 Кор. 4, 17). Это все есть письмена живые, восходящие ко Христу, подписанные нашей кровью, потому что страдание есть кровь; и Хрис­тос, проливший Кровь за нас (см. Рим. 3, 25; 2 Кор. 3, 3; Евр. 2, 14-18; 13, 12, 20), понимает их значение. Христос обращает особое внимание на наши молитвы об умерших, о жизни иной, когда эти молитвы есть мо­литвы слез и страданий.

Итак, Господь воскресил девицу. Но умершая девица есть каждый из нас, потому что все мы ве­дем борьбу, балансируя между жизнью и смертью. «Умершие девицы» — это мы, потому что как дети играют и балуются, так и мы грешим и вследствие этого умираем духовно. «Умершие девицы» — это и духи наших предков, и наши собственные, потому что каждому из нас придет час разлучаться с земной жизнью. И к каждому из нас, к каждому из усопших, Господь обращается: девица! встань (Лк. 8, 54). И мы помогаем этому воскрешению своей молитвой и воз- деянием рук к Небу, веруя, что земля и Небо — это наше тело, наша Церковь, наш дом. Как сегодня мы прогуливаемся по этим дорогам, так в один прекрас­ный день станем гулять и по тропам Небесным, где светильниками служат ангелы и святые, а наипаче Трисиятельное Божество.

Так что давайте взывать, просить Бога о нас и о на­ших почивших близких. И будьте уверены: усопшие,

 

 

если мы непрестанно молимся о них, приближаются к Богу и в конце достигнут славы Его (ежели сами от Бога не отрекутся).

В монастырях по субботам совершаются две служ­бы — одна в соборе, а вторая в костнице. Каждую суб­боту в монастыре читаются многочисленные имена почивших с прошением к Богу возвести их к Его славе. Каждую субботу во всех монастырях мы поем литию обо всех усопших.

Как-то один иеромонах, читая множество имен, утомился и спросил себя: «Неужели те, кого я поми­наю, спасутся? Они вообще что-то чувствуют? Неу­жели Небо знает, что сейчас я молюсь о тех, кто исчез с лица земли? И есть ли от меня польза усопшим?» В это время, ощутив сильную усталость, он оперся на стасидий, чуть прикрыл глаза и то ли во сне, то ли наяву (его плоть был утомлена, ум же бодрствовал) поднял глаза наверх, и видит... Он видит: батюшки! что там происходит! Несчетные духи усопших, и вме­сте с ними и святые, вместе с ними и ангелы. А перед троном Христа — Пресвятая Богородица в дивных одеяниях. Своим блистательным ликом Она взирала на Христа, указывала Ему на духи усопших и, обраща­ясь к Нему, говорила: «Сыне Мой и Боже Мой, о всех них прошу Я Тебя. Приими моления Святой Твоей Церкви». И тогда все усопшие — монах слышал их — стали петь: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Ты не только родила нам Спасителя Христа, но и денно и нощно молишь Его о нас. Их голоса становились голосами бездн, гласами вод мно­гих (откр. 1, 15, -14, 2). Их голосам вторил шум ангельских крыльев. Их голоса разливались по всему Небу и по всей земле и достигали того места, где стоял монах. Не тимпаны, не органы, но ангелы били своими крыльями и пели: «яко Спаса родила еси душ наших».

Вот Кто есть Спаситель, дорогие мои. Хочу вам по­желать, чтобы Он каждый день дарил вам опыт спа­сительной любви, наполнял ваши дома многими бла­гословениями. Чтобы вошел в ваши сердца, пребывал в них, и чтобы вы могли сказать о Нем: «Богородица родила Христа, а я ношу Его внутри себя, Спасителя наших душ».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал