Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На пути в Дамаск
Яроc в Фессалониках. Там у меня был духовник. Это святой человек, великий молитвенник, он жив и поныне — ему девяносто шесть лет. Когда мои родители, которые в юности не были глубоко церковными людьми, поженились, он сумел привести их в храм. Дом, в котором я рос, я могу назвать настоящей Церковью, хотя тогда и не понимал всей глубины этого. Моя мама — физик, вся моя родня — сестры и брат — тоже физики, поэтому и моей мечтой было стать серьезным ученым-физиком. Это отнюдь не избавляло меня от духовных поисков, и в течение шести лет я искал Бога, сомневаясь в Его существовании. После окончания университета я оказался в Америке, где продолжал свое образование в двух самых крупных мировых центрах физики — в Гарвардском университете и в Массачусетском технологическом институте. Там моими педагогами были обладатели Нобелевских премий. У них я изучал астрофизику, затем инженерную механику и впоследствии медицину. Я стремился научиться использовать достижения механики и передовых технологий для человеческого организма. Когда меня пригласили в Национальное аэрокосмическое агенство США для разработки технологий космической медицины, мне хотелось любыми усилиями решить поставленные передо мной задачи. Научный поиск приносил мне необыкновенную радость, самую огромную, на которую, как мне тогда казалось, способен человек. И Господь давал возможность решать те научные задачи, которые я ставил перед собой, и более того, я добился того, чего сам не ожидал. Однако помню, что тогда меня удивляло: несмотря на огромнейшую радость от успеха, сердце, и я чувствовал это, все равно оставалось ненаполненным. С семнадцати до двадцати двух лет я мог бы себя назвать неверующим, но не в том смысле, что я отвергал Бога, я сомневался в Нем. А вы знаете, по-настоящему Господь являет Себя в том случае, когда кто-то серьезно в Его существовании сомневается. Господь — это не тот, кто входит через разум, но Тот, Кто выходит из сердца человеческого. Я считаю, что самым большим даром Божиим для меня было то, что Он дал мне возможность сомневаться в Его существовании и через это в Его существование поверить. Однажды в Америке я зашел в церковь, увидел распятие Христово и на распятии надпись «Царь Славы». Я подумал: как это возможно? Как мертвое тело, висящее на Кресте, может быть царем, царем славы? Этот парадокс заставил меня задуматься. Вспомнились слова из Евангелия о том, что если хочешь быть первым — будь последним, если хочешь что-то получить — ты должен что-то отдать. Тогда у меня возникло желание отыскать укромную пещеру, спрятаться в ней и из ее глубины попытаться разглядеть звезды небесные. Люди, которые ищут Бога разумом и полагают, что Господь входит в человека через разум, не найдут Его, потому что такого Бога нет. Нет Бога, существование Которого можно доказать логически. Истинный Бог выходит из сердца с помощью веры. Несколько лет тому назад я читал, как в Советском Союзе (а это было и в Греции при коммунистах) издевались над одной из заповедей блаженств: Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят (мф. 5, з). Эта евангельская фраза говорит о том, что Бога может увидеть тот, кто имеет чистое сердце. Находясь в Америке, я вспомнил свою поездку на Святую Гору, поездку, которую совершил исключительно в туристических целях. За двадцать три дня размышлений я решил стать монахом, уехал на Афон и около двух с половиной лет прожил там. Когда мой отец узнал о моем намерении, он сказал: «Мальчик мой, я всегда знал, что ты смышленое дитя, но теперь ты окончательно убедил меня в этом. Ты решил не только проблему своей будущей жизни, но и все сложности и проблемы жизни настоящей». И добавил: «Отныне ты должен забыть нас, мы скоро уйдем из этой жизни, единственное — помни о Боге». У меня были родители, которые по-настоящему верили в Бога. Оказавшись на Афоне, я смог увидеть в сконцентрированном виде всю благодать Святой Горы, всю ее святость. Владыка Севастиан, один из выдающихся иерархов Церкви, принадлежал к числу тех людей, чья личность меня пробудила. Познакомился я с ним во время своего пребывания в Америке. То, что меня больше всего в нем потрясло, — это сочетание мужества, духовной отваги и одновременно мирности и тихости его душевного устроения. Он был митрополитом небольшой епархии на границе с Албанией. В южной части Албании тогда число греков превышало число коренных жителей-албанцев. При этом до 1967 года им запрещалось проявлять свои религиозные чувства, нельзя было даже перекреститься. Владыке Севасти- ану удалось вдохновить сотни молодых людей и направить их на путь достижения духовной свободы и возможности выражать свои религиозные чувства. Он был человеком необыкновенно кипучей активности в социальном служении. И это нисколько не мешало ему вести глубокую внутреннюю духовную жизнь. Его строжайшим правилом было с восьми вечера до восьми утра закрывать двери митрополии, где он жил, чтобы предаваться молитве. Двенадцать часов он посвящал этому. Остальные двенадцать часов он занимался внешней деятельностью. Он исповедовал нищету в жизни и говорил, что любой священник должен жить беднее мирянина, а владыка должен жить беднее священника. И эти его качества — нестяжательность и полное отречение от самого себя — привлекали людей, которые передавали ему огромные денежные средства, а он направлял их на осуществление своих благородных целей. Как только рухнул коммунистический строй в Албании, он пожертвовал большие суммы на нужды мусульманского населения (я хотел бы это подчеркнуть!) и, конечно же, на поддержку христианских семей. Вскоре, в 1994 году, Господь забрал владыку из этого мира. После его смерти от него осталось лишь двое брюк и две рясы. Одну рясу и одни брюки я получил в наследство. Но особенно я рад тому, что Господь сподобил меня воспринять священство из рук этого святого человека. Я недолго оставался на Святой Горе. В скором времени святогорские старцы благословили меня служить на Афонском подворье в Афинах. И я постоянно
жил в Афинах, лишь на месяц, полтора или два уезжая на Афон, где подвизался как отшельник в одной из удаленных келий. Но в конце концов Господь не только вывел меня со Святой Горы на служение на Афонском подворье в Афинах, но и направил по совсем иному пути, поставив архиереем в одной из митрополий неподалеку от Афин. Научную деятельность я оставил: когда ты имеешь перед собой пищу прекрасного качества, тогда то, чем довольствуется человек в «Макдональдсах», не вызывает никакого аппетита. Жизнь в Церкви напоминает чудно приготовленную пищу, а жизнь в миру, в том числе и научная, — это скорее консервированные продукты. Когда есть возможность взлететь на небо, путешествовать по земле становится тускло и неинтересно. Радости научного изыскания похожи на движение самолета, а радости церковные напоминают космическую ракету. Если говорить о радостях научных, о том самом самолете, то, сколько бы ты ни летал на нем, ты все равно вернешься на землю. Что касается радостей Божиих, той самой ракеты, уносящей тебя ввысь, то в ней ты можешь путешествовать бесконечно в дотоле неведомых тебе мирах. Сила Церкви заключается в том, что ты можешь преодолеть смерть, которая тебя ожидает, расширить свое сознание, выйдя за рамки присущего ему рационализма. Тот Бог, Которым живет Церковь, — не идеология, не некое мировоззрение группы людей, а самая настоящая жизнь. Я каждый день с утра до вечера целую собственную рясу.
|