![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благодатные люди
За время моего пребывания на Святой Горе Бог сподобил меня узнать благодатных людей и получить от них духовную пользу. Разумеется, под «благодатными» братьями мы не подразумеваем тех, кто совершает чудеса и знамения, но тех, кто стяжал мир в душе, любовь и смирение. Я должен сказать, что монахи Святой Горы, особенно те, кто подвизаются долгие годы, имеют некоторые общие свойства, которые на меня, по крайней мере, произвели большое впечатление. Первое свойство заключается в том, что они не имеют никакого почтения к себе, они себе не доверяют и не почитают вовсе свою добродетельную жизнь. Они изрядно упражняются и подвизаются, но считают, что не сделали ничего хорошего и уповают на то, что будут спасены лишь по милости Божией. Один такой монах почил в одном из святогорских скитов от неизлечимой болезни довольно молодым. Он знал, что страдает от неисцелимой болезни, знал, что умирает. Это был хороший монах-подвижник. Незадолго до кончины его спросил более молодой брат: «Отче, ты уходишь. Я бы хотел, чтобы ты на пользу моей душе сказал что-то из своего опыта». И умирающий монах сказал следующее: «Знаешь, брат, я подвизался в своей жизни и в постах, и в молитвах, и в бдениях, и в послушании и, по благодати Божией, насколько мог пытался сохранять монашеские обеты. Но теперь я на все это не надеюсь. Единственное, на что я уповаю, это Кровь Распятого», то есть он имел в виду милость Божию. И вот это первое характерное свойство всех благодатных монахов на Святой Горе: они не надеются на себя, на свои упражнения и подвиги, но на благодать Божию. Я знал отцов, которые провели на Святой Горе шестьдесят-семьдесят лет в строгом подвиге, но когда ты спрашивал о их жизни, они говорили: «Прошла моя жизнь, а я так и не сделал ничего хорошего, нет у меня ни одной добродетели, я не принес за все это время никакого плода». Я вспоминаю старца Авксентия, он почил в возрасте девяноста лет, около десяти лет тому назад. Это был очень добродетельный и святой монах. Как- то, в воскресенье Пасхи, в монастырь должны были прийти многие отцы и миряне-паломники, чтобы причаститься Пречистых Тайн Христовых. Перед
Божественным причащением, стоя в царских вратах, я обратился к братьям-мирянам: «Я прошу подходить тех, кто исповедался и подготовился. А тот, кто не готовился, пускай до причастия исповедуется». Отец Авксентий, он был слепым, решил, что я говорил это монахам. Он стоял первым в чреде отцов (он был самым старшим, пришел в монастырь в 1917 году) и ждал своей очереди, чтобы причаститься. И он решил, что я попросил, чтобы и отцы исповедовались. И стал исповедоваться прямо перед всеми. И что это была за исповедь! «Я плаваю в море суеты. Ничего я не сделал в моей жизни. Не знаю, ни где я нахожусь, ни куда иду», — говорил он и испрашивал милости Божией. Это смирение всегда было свойственно отцу Авксентию. Поэтому всякий раз, когда мы спрашивали у него совета, он избегал что-либо нам отвечать, говорил только: «Молитва. Молитва. Говорите: “Господи Иисусе Христе! ”» и: «Читайте “Эвергетинос”». Он скрывал свои добродетели и большое духовное знание и мудрость. Он всю жизнь жил поистине сокровенно от глаз других отцов, которые, хотя и имели соседние с ним кельи, но не подозревали о великих упражнениях и подвигах отца Авксентия. У нас есть достоверная информация о том, что отец Авксентий удостоился каждодневного созерцания нетварного Света. Это, конечно, нечто непостижимое, но это было, и мы уверены в том, что это было, потому что отец Авксентий имел все предпосылки для того, чтобы достичь бого- видения. Вот это смирение отцов Святой Горы, которые считают себя ничем, «нулем», по слову святого Никодима Святогорца, лично меня потрясает! Есть в нашем монастыре и другой монах, ему девяносто семь лет. Он пришел в монастырь в 1924 году, был послушником приснопамятного прозорливого и святого игумена Григориата отца Афанасия. И сам он очень добродетельный старец (я не назову его имени, потому что он жив). Я помню, как однажды сказал ему, что он так много совершил подвигов, а он ответил: «Ничего я не сделал. Вся моя жизнь прошла в пустословии». Он не считал себя достойным даже того, чтобы мы сварили ему чашечку кофе. Если мы готовим кофе для кого-то другого, пускай и для него, но для него одного — нет. Он никогда ничего не просил. За столько лет, сколько я уже в монастыре, он никогда не попросил для себя ни рясы, ни подрясника, ничего иного. Он ходит во всем ветхом и всем доволен. Единственное, о чем он сожалеет, это то, что не может выполнять послушание и, по его словам, «даром ест хлеб». Этот старчик, наделенный таким глубоким смирением, имеет большую благодать и большой мир в душе. Когда миряне-христиане приходят, чтобы его увидеть (кажется, что Бог его извещает), — они еще не успеют ему рассказать что-то и задать свои вопросы, а он уже говорит им то, что каждый имеет духовную нужду услышать. Другой монах, который жил в нашем монастыре и почил несколько лет тому назад, отец Ефрем, тоже обладал этим глубоким смирением. Как-то он, больной, находился в больнице «Феагенио» в Салониках. Там я навестил его. Когда я приблизился к его кровати, он поднял свои ручки и сказал мне: «Иди сюда, геронда, я хочу исповедаться». Он начал исповедоваться прямо при всех. Больные слушали его исповедь, а старчик делал это в простоте сердечной, ему не пришло в голову, что другие слышат его. «Я хочу, чтобы ты меня простил, геронда, — сказал он, — потому что я тебя огорчал». «Ты меня не огорчал, — ответил я, — скорее это я тебя огорчал, потому что бываю немного строг». А он говорит: «Ты это делал ради моего спасения, а я тебя беспокоил из-за своих страстей. А ты именно так и должен был поступать со мной». Тогда я повернулся и обратился к мирянам, которые все слышали: «Видите, какое смирение имеет отец Ефрем и что он говорит!» Тогда отец Ефрем обернулся и сказал им: «Братья мои, я исповедую вам, я не имею никакой добродетели. За столько лет на Святой Горе я не сделал ничего. Я прошу вас, помолитесь о моем спасении». И тогда все миряне пришли в умиление и стали плакать, видя смирение монаха, который находился рядом с ними в палате, они знали, насколько он добродетелен и терпелив. Присутствовавший при этом молодой сотрудник клиники перекрестился и сказал: «Слава Богу, что существует Святая Гора». Итак, то свойство, о котором я свидетельствую на основании своего личного опыта на Святой Горе, это глубокое смирение всех отцов, которые считают себя
никчемными. И это не притворное, не показное смирение. Это подлинное смирение, это действительно их мнение о себе: они считают, что в самом деле они не имеют добродетелей и не принесли в монашестве никакого духовного плода. При этом они имеют мир в душе и не страшатся смерти, потому что их совесть извещает их — несмотря на ощущение собственной духовной нищеты — о том, что они имеют благодать и милость Божию. Скажу еще об одном, о том, что произвело на меня впечатление на Святой Горе (а, вероятно, и на тех из вас, кто бывал на Святой Горе). Это то, что отцы не безлики, они не на одно лицо все — каждый из них имеет свои собственные черты, свою неповторимую личность. И добродетели каждого из них, и поведение, и весь подвиг несут на себе отпечаток его личности. Они никогда не желают показывать, что имеют добродетели. Напротив, они запросто демонстрируют свои случайные оплошности, вплоть до того, что миряне, видя огрехи монахов, соблазняются. Но это их не заботит, потому что они хотят показать то, что есть, они не хотят показывать того, чего на самом деле нет. То есть существует такой подлинный, истинный духу отцов Святой Горы. Недавно мне рассказали о монахе, великом постнике и подвижнике: он может на протяжении многих дней питаться маковой росинкой, но, когда приходит в Карею, идет в таверну и пьет пиво. Он делает это для того, чтобы у людей сложилось впечатление, будто он нерадивый и невоздержанный монах. Так он пускает людям пыль в глаза, чтобы скрыть от них свои многодневные посты и великие подвиги. Конечно же, вы слышали о юродивых ради Христа. Есть и на Святой Горе у некоторых из монахов такое юродство. Поэтому не стоит поспешно делать выводы о монахах, которые у нас на глазах вытворяют вещи немного чудаковатые или на первый взгляд производят впечатление людей недобродетельных, потому что они могут это делать ради того, чтобы сокрыть свои великие подвиги. Разумеется, благодатные отцы Святой Горы — это не только те, кого знает мир благодаря их великой добродетели, их рассуждению, их дару прозорливости, но и другие отцы, не столь известные миру. И они благодатны, и они подвизаются, плачут, каются непрестанно в своих грехах, в грехах всего мира. И постепенно получают благодать от Бога, и Бог удостаивает их поистине христианской кончины. За то время, которое Господь сподобил меня быть на Святой Горе, я видел успение пятнадцати отцов. На меня произвело впечатление, что у всех этих отцов была очень хорошая смерть, хотя, как люди, может, они и не были лишены каких-то слабостей. Господь удостоил их уйти из жизни в полнейшем мире, исповедании грехов и покаянии. А некоторые из них даже предвидели свой конец. Это утешает и нас, более молодых, что Бог тем, кто подвизается, действительно дарует Свою благодать и удостаивает их с миром уйти из этой жизни, уйти в благодати и так перейти в жизнь вечную, туда, где нас ожидает Христос, Божия Матерь и святые. Благодатные отцы-святогорцы и свои тела оставляют на погостах Святой Горы. Их кости часто благоухают. Так было и в нашем монастыре во время ремонтных работ в монастырской костнице. Эта костница находится внизу, под кладбищенским храмом Всех Святых, в котором мы служим по субботам. Каждую пятницу вечером совершается панихида, на которой поминаются имена всех усопших отцов. Их кости упокоеваются под часовней. Когда в костнице шла реставрация, кости перенесли в часовню. И всякий, кто входил в кладбищенский храм в те дни, ощущал, как его обволакивает насыщенное благоухание.
МИТРОПОЛИТ МЕСОГЕЙСКИЙ НИКОЛАЙ (ХАДЖИНИКОЛАУ)
Митрополит Месогейский Николай (Хаджиниколау) (род. в 1954), выпускник физического факультета Фессалоникийского университета. После окончания университета в Фессалониках учился в Гарвардском университете, Технологическом институте в Массачусетсе, в колледже Честного Креста в Бостоне. Служил советником в NASA. Преподавал в Hellenic College Бостона, на медицинском факультете Критского университета. Монашество принял на Афоне, после чего 15 лет служил в Афинах. В 2004 году избран митрополитом Месогейским и Лавреотикийским. С 1993 года руководит основанным им первым в Греции Центром биоэтики. Член Национального Совета исследований и технологии, член Международной Организации Трансплантанологии, председатель Комитета по биоэтике Священного Синода Элладской Православной Церкви. Автор научных и богословских книг, переведенных на многие языки мира.
|