Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Женщины в античной наукеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Взгляд в прошлое: проблемы и достижения Зарождение знаний и технологий, всего того, что мы сегодня называем наукой, берет свое начало в глубокой древности. Первые документированные свидетельства истории развития человеческого общества относятся к периоду египетских пирамид. В древнеегипетских источниках сохранилось имя женщины-инженера, жившей около 2350 года до нашей эры, Ученые утверждают, что ее звали Эн‑ Хеду‑ Анна [2]. Медицина как профессия оформилась в Египте еще в III тыс. до н.э.. Образованные женщины использовались здесь в качестве врачей и хирургов [1]. Традиция древнегреческой науки тесно связана с учением пифагорейцев. Менее известен Пифагор как философ-феминист. В его школе среди преподавателей и студентов были около 30 женщин, среди них наиболее известной считается Теания. Ее перу принадлежат трактаты по математике, физике и медицине. После разгрома пифагорейской школы и гибели Пифагора, Теания заменила его в качестве главы теперь уже " бродячей" школы. Среди последователей Пифагора также было немало женщин. Однако за пределами пифагорейской общины у женщин практически отсутствовала возможность заниматься наукой. Большинство женщин были неграмотны [1, 3]. Исключение составляли лишь гетеры, как правило, имевшие хорошее образование и чаще всего бывшие иностранками. Широкую известность получило имя одной из них — прекрасной Аспазии, дочери Аксиоха, родившейся в Милете и получившей от отца прекрасное образование. Приехав в Афины (ей шел двадцать первый год), она застала здесь много противоречивых и отсталых обычаев и сразу повела против них решительную борьбу. Главным образом это касалось женского вопроса — эмансипации женщин. Знания этой молодой женщины поражали даже афинских философов. Сам знаменитый Сократ объявил себя учеником этой прекрасной и гениальной женщины. [1, 4]. Среди афинских философов лишь Сократ и Платон выступали за образование женщин. В знаменитой Академии Платона, основанной в 387 г. до н.э., обучались и представительницы " слабого пола", главным образом иностранки. Так как закон не разрешал женщинам посещать публичные собрания, то они приходили на лекции, переодевшись в мужское платье. Сохранились исторические сведения об Аксиопее из Пелопоннеса, изучавшей в Академии Платона натурфилософию. Сферой ее особых интересов была физика. После смерти Платона Аксиопея преподавала в его Академии. Социальный статус женщин Древнего Рима был значительно выше, чем в Афинах. Многие из них имели неплохое образование. Особой притягательностью среди римлян пользовались занятия медициной, к которым допускались и женщины. Сохранилось имя одной из них — Филисты, профессора медицины. Рассказывают, что она была так хороша собой, что, дабы не смущать своих студентов и не отвлекать их внимания, вынуждена была читать лекции за занавеской [1]. В IV веке в Александрии, столице Египта, длительное время бывшей центром эллинистической культуры, жила и работала легендарный ученый Гипатия. Она была математиком, астрономом и философом-неоплатоником. Преподавала в Александрийском Музее. Ей принадлежали научные труды по математике, астрономии, толкованию произведений греческих философов. Большинство работ Гипатии утеряно, однако многочисленные ссылки на них сохранились. На протяжении пятнадцати веков ее рассматривали как единственную женщину-ученого в истории науки. Гипатия была дочерью Теона, одного из видных ученых Александрийского Музея. Отец дал Гипатии прекрасное образование, после завершения которого ей была предложена философская кафедра. С именем Гипатии связывают последний расцвет не только греческой, но и всей античной науки. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию съезжались студенты со всего света, чтобы послушать ее лекции по математике, астрономии, философии и механике. Но время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы " математиков, колдунов и прочих злодеев". Положение Гипатии — язычницы, проповедницы греческого научного рационализма и влиятельной политической фигуры становится смертельно опасным. Однако, несмотря на это, школа Теона и Гипатии продолжала работать. В марте 415 г. возвращавшаяся домой Гипатия была растерзана толпой обезумевших религиозных фанатиков. Так закончилась жизнь последнего ученого-язычника. Гибель Гипатии символизирует конец науки древнего мира. Пришли времена Средневековья [1, 3, 4].
|