Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Женщины в науке Средневековья
В эпоху Средневековья в науке и образовании практически абсолютно доминировали мужчины, не только фактически монополизировавшие систему образования, но и ограничивавшие доступ к нему женщин. Однако даже в этот мрачный период истории, женщины Европы имели возможность заниматься медициной. Так, в XI в. в Солерно на юге Италии была создана медицинская школа, в которой учились и преподавали женщины, " дамы из Солерно", как их называли. К середине XI в. эта школа приобрела высокую репутацию и нередко рассматривалась в качестве первого университета в Европе. В исторических источниках приводятся сведения о том, что в Италии в XIII веке избранные женщины (их было очень немного) проходили курс обучения и даже преподавали в университетах [1]. Значительное влияние на развитие культуры и образования древнерусских земель, в состав которых входила и древняя Беларусь, оказала деятельность известной просветительницы белорусской земли XII века Евфросиньи Полоцкой (110-1173), дочери князя Полоцкого. При рождении ее нарекли языческим славянским именем Предслава. Родители дали дочери, проявившей необычайные способности, хорошее воспитание, которое предусматривало и обучение грамоте. Девочку обучали чтению, письму, счету, пению, а также греческому и латинскому языкам. Кроме удивительной одаренности она поражала окружающих редкой красотой. Евфросинья Полоцкая рано постриглась в монахини (ей было 12 лет), вопреки воле родителей, которые хотели выдать ее замуж. При пострижении Предслава получает имя Евфросиньи,. Поселившись в келье Софийского собора, Евфросинья много занимается самообразованием, используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, юная подвижница из книг, получаемых из Константинополя, формирует богатую личную коллекцию, которая легла в основу уникальной библиотеки при Софийском соборе. Приобретя путем самообразования обширную и основательную эрудицию в религиозно-нравственной и философской областях, Евфросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени, требовавшее солидной научной подготовки, терпения и художественных навыков, — ремесло переписчика книг. Большая часть из переписанных ею книг легла в основу начинавших тогда формироваться монастырских библиотек Полоцкого княжества. Кроме переписывания книг Евфросинья Полоцкая занималась переводами религиозно-философской и нравственной литературы с греческого и латинского на славянский язык, чем также значительно обогатила духовную культуру нашего народа того времени. Став игуменьей построенного ею Спасо-Евфросиньевского монастыря, Евфросинья Полоцкая сделала, как утверждает В.В. Григорьев в своем исследовании " Исторический очерк русской школы" (1900 г.), обучение грамоте одною из главных обязанностей инокинь. Грамоте обучали не только принимаемых в монастырь монахинь, но и всех желающих женщин-мирянок. Она же основала школу для дочек богатых полочан, что было большой редкостью в восточнославянских землях — грамоте учили преимущественно мальчиков. Эти прогрессивные начинания подкреплялись введением таких необычных для того времени предметов как природоведение, медицина и риторика [4, 6, 7]. В результате подвижнической деятельности первой белорусской просветительницы Полоцк на протяжении нескольких веков оставался важным центром духовной культуры Беларуси. Многие поколения жителей Полоцкого княжества, не покидая пределов города и княжества, смогли получить хорошее образование, приобщиться к мировым сокровищам культуры человечества [3]. В Средневековье своеобразными очагами культуры были монастыри. Женские обители выполняли двойную функцию — просветительного учреждения и убежища для дочерей знатных семей, а также наследниц богатых состояний, нередко становившихся аббатисами этих обителей. Для многих из них монастырь являлся привлекательной альтернативой замужеству. Аббатисой была и немка Хильдегарда фон Бинген (1098-1179), женщина исключительных способностей, обладавшая большой властью и пользовавшаяся влиянием на священников, императоров и королей. В 50-е гг. XII в. Хильдегарда написала свои работы по естествознанию и медицине. С 1155 г. она много ездит по стране, читая лекции по медицине и теологии. Ее перу принадлежит энциклопедия естественной истории — «Physika», в которой описаны 230 видов растений и 60 видов деревьев, разновидностей рыб, птиц, камней, металлов и трактат “Causae et curae”, посвященный теории медицины и лекарственным препаратам [7, 8].
|