Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Женщины в советской науке
Исторически возможность беспрепятственного вхождения в научное сообщество появилась у наших соотечественниц раньше, чем в других странах. Е.З. Мирская и Е.А. Мартынова в [20] выделяют три “волны” феминизации российской науки. До 1917 г. женщины составляли в России менее 10 % научных работников. Уже в начале 20-х гг. у нас были приняты законодательные акты, уравнивающие права мужчин и женщин в получении образования и выборе профессии. Для решения задачи вовлечения женщин в интеллектуальные виды деятельности с целью усиления научно-технического потенциала общества, женщины, особенно выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили не только равные права с мужчинами, но и дополнительные льготы при поступлении в вузы и выборе профессии, что явилось основной причиной их притока в науку. С 1918 по 1928 годы удельный вес женщин-ученых среди научных работников РСФСР вырос в 1, 7 раза и составлял почти четверть всего кадрового потенциала российской науки. Таких темпов феминизации науки в тот период не имела ни одна другая страна мира [26]. Полное отсутствие дискриминации по признаку пола и даже определенные привилегии, реализуемые в первые годы советской власти как принцип, создали ситуацию, радикально отличную от западной. Гражданки нового государства вошли в науку в период революционной ломки прежних традиций, им не пришлось преодолевать сопротивление инертных структур стабильного общества. Этот начальный этап социальной истории советской науки заложил основу самосознания, свойственного отечественным женщинам-ученым, у которых не нашли особого отклика ни подъем феминистского движения, ни развитие идеологии феминизма на Западе. Статистические данные свидетельствуют, что тенденция увеличения доли женщин в отечественных научных кадрах носит исторически устойчиво поступательный характер, а в отдельные периоды темпы роста соответствующих показателей заметно опережали таковые для мужчин. Так за период с 1918 по 1919 годы доля женщин увеличилась в пять раз, а с 1929 по 1936 годы в два раза, тогда как доля мужчин соответственно лишь в два и полтора раза [20]. Вторая “волна” феминизации началась с середины 1960-х годов и совпала с бурным экстенсивным ростом науки. Однако, анализируя ситуацию, сложившуюся в это время, можно говорить скорее о росте абсолютного числа женщин, пришедших в науку, доля же их в научных кадрах увеличилась ненамного [27]. В середине 70-х годов в связи с падением престижа науки и резким замедлением роста ее финансирования, экстенсивный рост отечественной науки прекратился. В результате произошло относительное понижение оплаты труда в науке, замедлилось должностное продвижение молодых ученых. Это немедленно привело к уменьшению притока мужчин в науку и соответственно увеличению темпов ее феминизации [20]. В следующие десятилетия дальнейшее падение престижа профессии ученого наряду с высоким образовательным уровнем женщин продолжали способствовать увеличению их количества в науке. К 1988 г. численность женщин, занятых в сфере науки, возросла в 4, 6 раза по сравнению с 1961 г. и составила 40, 3% от общего числа научных работников [28].
|