Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цветов войны
Сны бывают разные. Самые волнующие ― сны вещие или пророчества. Такие снятся редко. Да и пока не сбудется то, что наснилось, не знаешь, о чем же, собственно, они предупреждали. А бывают сны-знаки, сны-символы, когда переживаемые тобой наяву события каким-то чудесным образом трансформируются в картинки, исполненные многослойных смыслов. Война в Украине… Сегодня считается правильным говорить «в Украине». Применительно к сегодняшним событиям эта казуистика становится особо символичной. «На Украине» ― значит, на территории. Например, бои с немецкими наци-фашистами во время Великой Отечественной на Украине. «В Украине» ― это внутри, в сердце. Сегодня война в Украине. Именно так: «в Украине». Страшная беспощадная, разрывающая ее изнутри на ошметки война. Как бы ее при этом не называли, прикрывая ее суть дырявым фиговым листочком под названием «АТО» (антитеррористическая операция). ХХІ столетие… Могла ли я еще два-три года назад представить, что буду начинать свой день со сводок боевых действий, а, уходя ко сну, зачитываться аналитикой и рассматривать фронтовые карты, начав не хуже служивых разбираться в видах летального и оборонительного вооружений, дальности и поражающих особенностях кассетных и фосфорных бомб, «котлах», «карманах», бронежилетах, разгрузках?! И хотя она громыхает где-то очень далеко от нас, и наш мирный деловой город живет так (или делает вид), будто нас все это не касается, она приходит во сне ― Война... Есть такая заставка на компьютере ― «метаморфозы». Разноцветные геометрические фигуры трансформируются, перетекают друг в друга, меняя формы и цвета. В этом моем сне происходило то же самое ― картинки-символы сменялись, медленно плавно видоизменяясь, рождая все новые и новые образы. Как будто она, Война, приоткрывала мне свои разные лики…
* * * * * Набухают почки, из крошечных бугорков почти незаметно глазу превращаясь в переполненные жизненной энергией, готовые лопнуть кубышечки. Я неотрывно смотрю на них в предвкушении волшебного мгновения, когда они явят миру свое сочное зеленое нутро, развернувшись в свежие глянцевые ли-сточки. Но они вдруг начинают съеживаться, темнеть, так и не став роскошной буйной зеленью. «Русская весна 2014» ― нерож-денный зеленый цвет жизни и надежды… Каждое воскресенье мы всей семьей хо-дили на митин-ги с надеждой, что власть нас услышит. Мы просили немного-го: о праве на род-ной язык и рефе-рендум по федера-лизации страны, де-факто изнача-льно являющейся федеративной. Нам так хотелось верить, что весеннее солнце разорвет черные клочья дыма от горящих покрышек, затянувших небо над Майданом и грозно сгущающихся над нашими головами!.. Поверх клубов дыма ветер полощет желто-голубое полотнище. Желтый и голубой. Или же голубой и желтый? Это смотря что считать первым. Сверху голубой, как нам истолковывают, ― символ чистого неба. Только где же оно, это чистое небо, если черные клубы застилают небосвод?! Внизу желтый ― спелые колосья ― главное богатство нашей родючей земли. Вот только как же им теперь родиться, если сеять никто не собирается? «Камера» наезжает ― флаг крупным планом. Вот он уже заполняет весь план. В моем сне он колышется медленно, плавно, как в замедленной съемке. Флаг страны ― это один из главных символов, ее сокровенная мыслеформа. Наш флаг ― это украинский вариант знака тайцзи или, как его чаще называют, «Инь-Ян». И ничего, что не похоже ― это только на первый взгляд! Но что-то не дает покоя, тревожит. Там ― круг ― символ бесконечности и вечного движения. Тут ― прямоугольник ― воплощение статики, неподвижности. Там светлое горячее духовное Ян находится над темным холодным материальным Инь (изначально «Ян» означало «южный, солнечный склон горы», а «инь» ― «северный, теневой»). У нас же материальное поставлено выше духовного. И в славянской, и в христианской традиции желтый ― цвет огня, солнца, солнечного света, божествен-ной власти; голу-бой ― цвет воды, власти царской, земной. Выходит, что у нас «царская» власть стоит выше власти Бога… Там каждая из субстанций несет в себе зерно, зародыш противоположной. Привет Гегелю и Марксу! Закон единства и борьбы противоположностей ― основной закон диалектики, а значит, жизни. Я так и вижу их, перетекающими друг в друга, как незаметно для глаза сменяющиеся день и ночь, вижу, как в недрах одного взрастает другое. И вот они уже поменялись местами, чтобы тут же продолжить свое бесконечное изменение. Если смешать желтый с голубым, получится зеленый ― цвет жизни. Но в нашем флаге они кажутся разделенными. Четко и навсегда.
Глядя на наш флаг, с ужасом думаешь: что, если изменений не будет?.. Черный дым заволакивает все вокруг, цвета флага мутнеют, становятся темнее. Желтый превращается в грязно-охристый, голубой ― в мертвенно-серый. Если их смешать, получится омерзительно-бурая субстанция. Она обретает вязкость, напоминая глину, расползается, с чавканьем засасывая в себя все, что попадается на пути: историческую память, дедовы награды, девичий праздничный венок с лентами… Болото заполоняет все во-круг. Вот оно уже добирается до тебя, сковывая твою сво-боду, движения рук и ног, затекает в твой кричащий рот, вползает в сознание, вытесняя все свет-лое, разумное, за-полняя его зловон-ной жижей… И вот уже коричневая чума торжествует победу. Оскалив клыки, она гордо вышагивает по еще недавно солнечным улицам, пугая многоголосым звериным рыком; разрывает покой ночи пламенем факелов, вытесняя остатки чистого воздуха запахом гари и копоти. Чума не знает жалости. Для нее нет такого понятия, как сострадание. Десятки, сотни, тысячи жертв: дети, женщины, старики… Слабые должны быть уничтожены! Что поделаешь, ― естественный отбор…
Факелы в руках сменяются сталью ― ножи, пистолеты, автоматы. Холодный металл звякает в такт шагам. И вот уже кто-то передергивает затвор, и хлесткая автоматная очередь устилает землю отработанными гильзами. Снова, как в замедленной съемке, вижу как плавно, словно лепестки с отцветающих вишен, падают гильзы. Их все больше и больше, больше и больше... Словно капли ртути сливаются они воедино и выстилаются в цельное литое полотно с неровным контуром. Что это? Я вижу карту Украины. Она отсвечивает холодным блеском. Крепкая монолит-ная плита цвета металлик. Кажется, ничто и никогда не способно разрушить ее. Но вдруг по гладкой полированной поверхности начинают медленно ползти трещины. Трещины множатся, расползаются, ветвятся. И вот уже крошатся, осыпаются края, отваливаются целые куски. Боже, спаси Украину!!! Присматриваюсь к мелким металлическим осколкам и вижу, что они обретают форму типографских литер. Буквы складываются в слова, слова ― в тексты. Перед глазами ― черным по белому ― тексты, тексты, тексты… Стопки га-зетных листов, льющих со своих страниц смертоносное информационное оружие… Светящиеся экраны мониторов, фонтанирующие злобой и оскорблениями… Изга-женные ложью страницы школьных учебников, призванных сеять разумное, доброе, вечное… Черным по белому ― в глазах рябит: «Европа ждет нас в свою семью»; «СССР развязал Вторую Мировую войну»; ««Беркут» расстрелял «небесную сотню» на майдане»; «Сепаратисты сами себя сожгли в Одесском Доме Профсоюзов» … Как осколки зеркала злобного Тролля из андерсеновской сказки, летят колючие осколки лживых слов в головы, глаза растерянных людей, поражают в самое сердце, заставляя видеть все в кривом искаженном свете, превращая белое в черное, черное ― в белое, доблесть ― в преступление, садизм ― в геройство, дружбу ― в ненависть, поражения ― в победы, рабство ― в свободу… Перед моим взо-ром вспыхивает и раз-ливается оранжевое пламя ― горит маль-чишечка-«беркутёнок», товарищи лихорадоч-но сбивают голыми руками пламя от коктейля Молотова; по-лыхает Одес-ский Дом Проф-союзов, навсегда клей-мом запечат-лев в наших сердцах неутихающую боль кровавой маёвки. А потом будут еще пылающие девятиэтажки и сельские хаты, заводы и газопроводы Донбасса. Еще и еще… Пламя неуловимо, изменчиво ― ему нельзя придать форму. Но в моем сне оно загустевает, течет. И цвет становится гуще, насыщенней ― оранжевый постепенно перерождается в алый. Кровь… Потоки, реки крови… Мужчина-врач бежит, прижимая к груди худенькую светловолосую девчушку в окровавленном сарафанчике. Он еще не понимает, что она уже не здесь. Он хочет ее спасти, и потому бежит изо всех сил… Красивая жен-щина в алой кофточке, приподнявшись на руках, смотрит в камеру прекрасными голубыми глазами. Она еще не понимает, что у нее нет ног (там, где они были ― ошметки кровавого месива), она еще не понимает, что ее уже нет … Мальчик Ваня, щурясь невидящими глазками на иссеченном осколками лице, допытывается у едва сдерживающего слезы врача, почему у него там, под окровавленными бинтами, болит, раз ни ножек, ни ручки у него нет… Сколько еще нужно крови, чтобы ужаснуться, остановиться?! Господи, сколько?!! А по грязным дорогам мно-гокилометровыми не ведающими жалости аспидами цвета хаки всеползут и ползут танковые колонны. Тягачи того же цвета (наверное, чтобы сливаться с грязью) везут смертоносный груз, тянут такие же хаки-пушки. Одетые в хаки-камуфляж «герои» месят берцами грязь, шагая «освобождать» очередной поселок, оставляя за собой разграбленные дома, пепелища, и осиротевших матерей… А в это время очередная, слепая в своем иступленном безразличии многотонная бомба с воем вгрызается в исстрадавшуюся землю. Вспучивается серый асфальт. Она торчит посреди огромной воронки ― серое четырехметровое чудовище. Но по каким-то неисповедимым причинам сдыхает и не взрывается, быть может, захлебнувшись по дороге собственной яростью и ядом.
Я осматрива-юсь ― вокруг все серое, седое: мрач-ные, уставшие от серой безысход-ности дома, серый пепел остывших пожарищ, посерев-шие от горя лица и поседевшие раньше срока волосы… Все заволакивает сивый, как тоска, туман. Картинка меркнет, становясь все мрачнее и мрачнее. И я понимаю, что главный цвет войны ― черный. Без проблеска, без просвета, без надежды… Торжествующий Мрак, поглощающий безвозвратно все цвета, все живое… Я пребы-ваю между сном и явью. Я изо всех сил всмат-риваюсь в этот Мрак, но ничего не вижу. Здесь даже страх утра-чивает смысл. И от этого еще страшнее. Беспощадная тяжесть наваливается, лишая сил, возможности дышать. Время остановилось… Мне показалось, или это действительно так ― Тьма, как будто, не столь уж однородна? Во мраке неожиданно угадываются едва уловимые контуры лиц. Как будто кто-то натянул черную шелковую ткань, отделив этот мир от того, другого, сокрытого тайной. А оттуда, с той стороны, чьи-то лица, прильнув к ткани, проступают все явственней. И я узнаю эти лица: маленькую худенькую девочку, убитую во время бомбежки; семнадцатилетнего паренька с внешностью ангела, сожженного в Доме Профсоюзов; сурового шахтера, поднявшегося из забоя, чтобы, подобно былинным героям, положить жизнь за землю свою... Их лица излучают тончайший золотистый свет. Точнее, они сами, эти лица, и есть Свет. И я вижу, как Тьма постепенно редеет, рассеивается. А свет становится все ярче. И я понимаю, что, если мы не справимся с Мраком, который суть Война, отступим, то все эти жертвы были не просто напрасными, а останутся вечным укором нам, живущим.
А значит, у войны должен быть еще один цвет ― цвет Победы. И неважно, в какие цвета она будет окрашена, главное ― победа над Мраком. А Мрак начинается в душе… июль 2014 г. деткам Донбасса посвящается…
На листочке в клетку из тетради я рисую наш уютный дом, пса Тимошку, птичку на ограде, яблоньки, цветущие кругом…
Я подарок маме рисовала ― будет ей в больнице веселей. Выберемся только из подвала, отнесу я свой подарок ей.
Ничего, что врач отрезал ногу, я же буду маме помогать. Врач сказал: «Осколков слишком много ― бесполезно все их вынимать». Папа нам звонил из ополченья. Мамочка ему не говорит, что наш дом разбили в воскресенье,
Снова баба Феня тихо плачет. Тихо ― чтоб меня не огорчать. Утром я нашла в завалах мячик ― жаль, не сможем с Колькой поиграть!
Кольку Градом в тот же день убило, когда нас бомбили поутру. Закопали всех в одну могилу ― Кольку, его маму и сестру
Вновь вверху бабахнуло так громко ― прилетели нас бомбить опять! Что злым дядям сделали ребёнки? Для чего им Кольку убивать?!
Баба Феня начала молиться. Я ж не стану плакать и кричать. Баба Феня старая ― боится. Я рисунок буду продолжать. Дорисую маму на дорожке ― как встречает папу у ворот. Я ей нарисую обе ножки ― пусть она счастливая идет…
― Баба Феня! Бахнуло так страшно! Баба Феня крикнула: «Беги-и-и!!!» Кто плеснул мне в глазки красной краской? Мамочка, мне больно! Помоги!.. *****
Между балкой и плитой подвала средь руины в битом кирпиче детская ручонка вверх торчала, сжав листочек мятый в кулачке…
декабрь 2014г. Ополченцам Донбасса посвящается…
ВЕРю, НАДЕюсь, ЛЮБлю…
Я в руке сжимаю телефон, в трубке слышу я твое дыхание… Знаю: смерть свистит со всех сторон, но я верю в скорое свидание. Я надеюсь: ты еще живой… Знаю: лишь мгновеньем жизнь отмерена ― вот сейчас ты говоришь со мной, а спустя мгновенье ты ― вне времени…
Умоляю, трубку не клади! Хоть одну минутку, хоть мгновение! Пусть грохочет где-то там вдали, слышу я твое сердцебиение…
― Что ж ты плачешь? Я ж еще живой… ― Я люблю тебя! И я… беременна. ― Ты теперь ― во мне, ты здесь, со мной… даже если будешь ты вне времени… апрель 2015 г.
|