Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация биологического развития детей и подростков






Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, или период полового созревания. Данный период охватывает возрастной диапазон от 8—9 до 16—17 лет. К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период протекает по нескольким фазам, характеризующимся различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). На протекание пубертатного периода развития существенно влияет регуляторная деятельность эндокринной и нервной систем. В возрастной биологии пубертатный период принято разделять на три фазы: препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную. Это деление в настоящее время принято в возрастной педагогике и психологии и завоевывает признание спортивных педагогов (Н.Ж.Булгакова, В.М.Зациорский, Т.С.Тимакова и др.). Препубертатная фаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма. Она начинается с повышения активности центральной нервной системы с последующим повышением функциональной активности гипоталамуса и гипофиза на фоне недостаточной активности половых желез.

Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода еще имеют место относительно высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые с каждым годом значительно снижаются. Постпубертатная фаза развития характеризуется завершением естестенного прироста мышечной массы и роста тела в длину и низкими темами прироста физических качеств. На этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости. Наиболее важной с точки зрения спортивной педагогики особенностью развития организма в пубертатном периоде является гетерохронность (Под гетерохронностью принято понимать различия в темпах развития отдельных фуч-налъных систем и в сроках их созревания.)созревания различных функциональных систем организма, а также появление вторичных половых признаков и особенностей телосложения, обусловливающих полную дифференцировку полов.

До начала пубертатного периода развития между мальчиками и девочками практически не существует различий в скорости роста. Внешним признаком начала пубертатного периода является пубертатный скачок роста — значительное увеличение скорости роста. У девочек пубертатный скачок роста отмечается в 10— 13 лет с пиком прироста длины тела в 11-12 лет, а у мальчиков — в 12-15 лет с максимальной прибавкой длинны тела в 13—14 лет. В этом проявляется межполовая гетерохронность развития мальчиков и девочек. Приведенные выше сроки пубертатного скачка являются среднестатистическими. Индивидуальные сроки ростового скачка демонстрируют вариативность у лиц одного пола.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал