Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности методики развития силовых способностей у юных пловцов






Силовая подготовка юных пловцов строится с учетом возрастных закономерностей развития силовых способностей, индивидуальных особенностей и специфических требований спортивного плавания. В табл. 43—49 приведены задачи и содержание различных видов физической подготовки, в том числе видов подготовки, направленных на развитие силовых способностей. Задачи по этапам и годам многолетней подготовки вытекают из особенностей соматического роста, развития физиологических механизмов и двигательных способностей юных спортсменов разного возраста и пола.

В учебных и учебно-тренировочных группах силовая подготовка юных пловцов носит характер разносторонней общей подготовки, проводимой на суше. Она направлена на укрепление двигательного аппарата, воспитания умения проявлять усилия в разнообразных двигательных заданиях в комплексе с такими двигательными способностями, как быстрота, гибкость, выносливость (в аэробном и анаэробно-аэробном режимах). В младших возрастных группах наиболее высокими темпами возрастает общая силовая выносливость в динамической работе с отягощениями 20—40% от максимальной силы. Вместе с тем уже в препубертатном возрасте большое значение приобретает укрепление мышц спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра, плечевого пояса и кистей рук. Средствами силовой подготовки могут быть общеразвивающие упражнения, парные упражнения с противодействием партнера, упражнения с набивными мячами, имитация гребковых движений с растягиванием резиновых амортизаторов, лазанья и метания, гребля, лыжный кросс по пересеченной местности.

На 2—3-м году подготовки в учебно-тренировочных группах в занятия с юными пловцами могут включаться упражнения на специальных тренажерах с малыми отягощениями, целью которых является обучение правильной технике специальных силовых упражнений. В воде специальная силовая подготовка также проводится в комплексе с технической подготовкой и направлена на постановку длинного " шага" гребков. Имеются экспериментальные данные, что применение плавания на привязи с растягиванием эластичных амортизаторов способствует формированию у юных пловцов 11—12 лет ритмосиловой структуры гребковых движений, близкой по характеру изменения усилия гребковым движениям взрослых квалифицированных спортсменов (А.Р.Воронцов, Т.Г.Фомиченко, 1987) (рис. 75).

Ко времени вступления юных спортсменов в пубертатную фазу развития силовая подготовка приобретает разносторонний целенаправленный характер. Это выражается в увеличении объема упражнений на развитие силы и силовой выносливости тех мышечных групп, которые являются ведущими в спортивном плавании. На пубертатный период приходится интенсивное увеличение мышечной массы и создаются благоприятные естественные условия для роста силовых способностей, пиковые приросты которых отмечаются через 1—4года после пика прироста массы тела. Силовые упражнения повышают интенсивность биосинтеза сократительных белков в нагружаемых мышцах, способствуют формированию специфического морфотипа пловца, функциональной проработке нарастающей мышечной массы. С этого времени значительно увеличивается объем силовых упражнений на суше, близких по форме и характеру проявления усилия к гребковым движениям в воде. Но и объем разносторонней общей силовой подготовки все еще остается значительным. Основные средства целенаправленной общей силовой подготовки — специальные гимнастические упражнения пловца, упражнения с отягощениями и сопротивлениями; упражнения с использованием пружинно-рычажных, блочных и фрикционных тренажеров. Силовая подготовка в воде включает плавание в координации и по элементам с дополнительными сопротивлениями и отягощениями в режимах интервального и повторного методов.

Методика развития максимальной силы у девочек 12—14 лет и мальчиков 13—15 лет предусматривает использование повторных усилий, выполняемых " до отказа" со средними отягощениями. Постепенно возрастает доля упражнений на развитие максимальной силы с большими и субмаксимальными отягощениями.

При проведении силовой подготовки с девушками 15—16 лет и мальчиками 16—17 лет методика тренировки мало отличается от методики силовой тренировки взрослых пловцов. Различия касаются в основном суммарного объема силовой подготовки, который составляет примерно 80—85% от объема силовой подготовки у взрослых пловцов. Развитие силовых способностей осуществляется по интенсивному пути. Увеличивается доля упражнений с максимальными отягощениями. Используется большой объем упражнений на развитие локальной силы мышц (атлетическая гимнастика).

В воде применяются упражнения, способствующие улучшению реализации силового потенциала в гребковых движениях (плавание в гидроканале, плавание с удержанием груза на блоке, плавание на привязи и т.д.).

3.9. Воспитательная работа в процессе многолетней подготовки

Развитие двигательных способностей и функционального потенциала юных спортсменов в процессе многолетней подготовки не может осуществляться в отрыве от развития психических способностей и воспитания личностных качеств, влияющих на успешность в спорте, — трудолюбия, целеустремленности, воли к победе, уверенности в своих силах, сознательности и др.

Физические упражнения являются мощным фактором воспитания личности и психологического отбора юных спортсменов, которые ежедневно ставятся в условия, требующие преодоления трудностей психического характера, возникающих при выполнении все возрастающих тренировочных нагрузок, в условиях соперничества со сверстниками на тренировках и соревнованиях, постоянной борьбы с самим собой. Будучи правильно организованной, тренировка становится процессом постоянного самовоспитания при условии четкого представления спортивной цели и осознания необходимости определенного самопожертвования и терпения" (Х.Когель, А.Швидтман, " Учение о тренировке") Каждый тренер должен понимать, что без воспитания характера, без создания сильных мотивационных установок у юных спортсменов тренировочный процесс не принесет ожидаемого эффекта. Необходима целенаправленная воспитательная работа, которая бы проводилась на всех этапах многолетней подготовки с учетом возрастных особенностей психики детей и подростков.

На этапе предварительной подготовки и начальной спортивной специализации тренер старается постепенно вовлечь детей в интенсивную тренировку, привить вкус к соревнованиям. При этом он опирается на такие естественные психологические потребности, как потребность в движении, потребность в общении с себе подобными и со взрослыми, потребность в доброжелательности, внимании, симпатии. Потребность в движении у детей 6—10 лет является ведущей, так как двигательная активность в этом возрасте является основной формой активности организма. Занятия спортом могут удовлетворять эту потребность в положительно окрашенной эмоциональной обстановке. Большое значение в связи с этим имеют игровые формы организации учебно-тренировочного процесса.

Что касается потребности в общении, то нужно иметь в виду два момента. Первое — то, что дети данного возраста, независимо от пола, проявляют интерес к своим одногодкам, у них появляются элементы группового общения. Поэтому сохранение относительно постоянного контингента учебно-тренировочных групп на данном этапе в некоторой степени будет способствовать поддержанию у детей заинтересованности в посещении занятий. Второе — дети до 10—11 лет по отношению ко взрослым, особенно к родителям, проявляют сильную подчиненность. Важно установить контакты с родителями, изучить мотивы, по которым они привели ребенка в бассейн, создать у них положительные установки по отношению к его возможной спортивной специализации. Ну и конечно, внимательное отношение к детям со стороны тренера, своевременное поощрение их успехов в обучении и тренировке также будет способствовать поддержанию интереса к занятиям спортом.

В пубертатном возрасте в психологии подростка происходят существенные изменения, выражающиеся в возникновении чувства самосознания, индивидуальности, стремлении утвердить себя как личность. Складывается принципиально иная, чем в более раннем возрасте, структура потребностей и мотивов. Основные потребности данного возрастного периода — потребность в самовыражении и чувстве собственного достоинства; потребность в достижении успеха и общественного признания, потребность ощутить себя взрослым в системе реальных отношений с окружающими. Многие социальные институты (школа, во многих случаях семья) и нормы воспитания и поведения не облегчают подростку переход во взрослое состояние, а наоборот, затрудняют. Спортивная деятельность очень часто является наиболее доступной дли него формой самовыражения и общественного признания (при условии постоянного роста личных спортивных достижений), в силу этого авторитет тренера становится выше, чем авторитет школьных педагогов и даже родителей, которые стремятся как можно дольше удержать подростка в зависимом положении. Специфика данной возрастной ситуации создает благоприятные условия для формирования мотивации к спортивному совершенствованию.

В период пубертатного развития темпы биологического созревании отражаются на психическом состоянии и поведенческих реакциях подростков. Рано созревающие индивиды, как уже отмечалось выше, опережают сверстников по физическому развитию и спортивным результатам, выделяются из общей среды и становятся лидерами в группе. Наоборот, ретардированные, видя вокруг себя более успешных одногодок, начинают сомневаться в своих способностях. На тренера ложится важная функция поддерживать мотивацию у потенциально перспективных для спорта ретардированных подростков. Рано созревающих чуть позже ждут трудности, связанные с резким снижением темпов роста спортивных достижений. Они затрачивают такие же, как и прежде, усилия на тренировках и соревнованиях, а результаты не растут. На смену победам приходят поражения на соревнованиях. Таким юным спортсменам нужно объяснить, что детский спорт для них окончился и дальнейшее спортивное совершенствование потребует от них максимального напряжения духовных и физических сил, готовности к самопожертвованию во имя достижения поставленных спортивных целей.

В возрасте 15—16 лет у девочек и 16—18 лет у мальчиков, когда завер шается пубертатное развитие, приближается окончание общеобразовательной школы, может происходить смена типа ведущей деятельности, Юноша или девушка уже достаточно четко ощущают временную перспективу, критически дифференцируют близкие и более отдаленные реальные и идеальные цели, оценивают их осуществимость. В этом периоде наблюдается преждевременное прекращение активных занятий спортивным плаванием (В.С.Шичанин, Н.Ж. Булгакова) частью юных пловцов. Тренер должен вовремя спрогнозировать подобную ситуации) и в тех случаях, когда спортсмены представляют интерес для большого спорта приложить усилия, чтобы поддержать их мотивацию на высшее спортивное мастерство, убедить в возможности дальнейшего повышения результатов в условиях совмещения интенсивных тренировок учебной деятельностью в институте или в условиях специально организованной профессиональной спортивной деятельности. Обобщим сказанное в разделах 3.1.—3.8.

Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов является целостной педагогической системой, построенной на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства и личности. Концепция многолетней тренировки, программно-нормативные требования по тренировочным нагрузкам, физическому развитию и спортивной подготовленности юных пловцов на различных этапах многолетней подготовки определяются биологическими закономерностями роста и развития детей и подростков. Многолетняя спортивная подготовка предусматривает определенный порядок и последовательность решения педагогических задач на отдельных ее этапах, позволяющих реализовать целевую установку многолетней подготовки —достижений высокого уровня физического развития, формирование оптимальной структуры специальной физической подготовленности и спортивно-технического мастерства. В то же время анализ практики подготовки юных спортсменов показывает, что все еще довольно часто встречаются серьезные методические ошибки вследствие недостаточной теоретической подготовленности тренеров. В некомпетентности, а порой и произвола спортивных руководителей. К типичным ошибкам относятся:

— несоблюдение программных требований и годовых планов-графиков подготовки;

— подгонка учебно-тренировочного процесса юных спортсменов под основной старт сезона (форсирование подготовки) в ущерб задачам оптимального физического и функционального развития;

— искусственное ограничение объемов тренировочной работы в периоды быстрого роста или, наоборот, превышение оптимальных нагрузок:

— неумение или нежелание тренеров использовать научные данные в тренировочном процессе.

Особо следует указать на отрицательную роль искусственного сдерживания роста объема нагрузок в периоды быстрого развития юных спортсменов. Это мешает полной реализации спортивных потенций, с одной стороны, а с другой — провоцирует тренеров повышать интенсивность при недостаточных объемах базовой подготовки (так как обычно программные документы для ДЮСШ предусматривают выполнение довольнo высоких квалификационных нормативов юными пловцами уже в 12—13 лет, этого можно достичь или за счет создания прочной функциональной базы и хорошей технической подготовки или при помощи форсажа). Ранняя спортивная специализация юных пловцов (с 8—10 лет) является необходимым условием рационального построения многолетней подготовки, позволяющим избежать форсирования тренировочных нагрузок, выдержать оптимальные сроки всех этапов многолетней подготовки, соблюдая при этом соответствие между частными задачами каждого этапа и возрастными закономерностями физического развития, формирования спортивно-технического мастерства и личности детей и подростков.

3.10. Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней подготовки

Задачами спортивного отбора являются выявление спортивно одаренных детей и подростков, создание организационно-методических и социально-экономических условий для развития спортивных способностей в процессе многолетней тренировки.

Спортивная одаренность — это специфическое сочетание морфо-функциональных особенностей, двигательных способностей и индивидуально-психологических свойств личности, создающее предпосылки для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Одаренность не предопределяет успех в спорте, а лишь является его важной предпосылкой, которая может реализоваться (или не реализоваться) в процессе многолетней специализированной подготовки.

В настоящее время основой деятельности ДЮСШ является естественный отбор юных спортсменов с упором на результат. Установка преимущественно на спортивные результаты приводит к тому, что тренеры ориентируются на акселерированных юных спортсменов и форсируют тренировочные нагрузки, в результате чего отсеиваются потенциально сильные дети. С другой стороны, тренеры вынуждены поддерживать наполнение учебно-тренировочных групп за счет удержание неперспективных юных спортсменов. Обследование юных пловцов, занимающихся в спецклассах и спортивных интернатах показывает, что они лишь на 30—50% укомплектованы спортсменами, имеющими физическое развитие и двигательные способности выше среднего уровня. Этого удалось бы избежать при условии внедрения научно обоснованной системы диагностики спортивных способностей и спортивного отбора (рис. 76). Спортивный отбор является длительным процессом постепенного уточнения спортивных способностей в процессе многолетнейтренировки. Специфика спортивного плавания обусловливает трехэтапное построение отбора юных спортсменов.

Первый этап спортивного отбора осуществляется после периода обучения и предварительной спортивной подготовки. На этом этапе определяется целесообразность спортивной специализации на основе оценки соответствия морфофункциональных данных и предпосылок, двигательных способностей индивидов специфическим требованиям спортивной деятельности. Этот отбор носит приблизительный характер. Если удается сразу отсеять абсолютно непригодных, то ранжировать оставшихся по уровню способностей очень трудно.

На втором этапе отбора оценивается способность юных спортсменов к прогрессированию в процессе базовой тренировки. Этот этап отбора осуществляется в виде динамического отслеживания (мониторинга) юных спортсменов в течение 3—5 лет подготовки по программе ДЮСШ.

Рис. 76. Количество пловцов высокой квалификации, подготовленных в ДЮСШ плавания, по отношению к количеству новичков (цифры слева) и пловцов нижестоящего разряда (цифры справа)

На этом этапе оцениваются общие предпосылки спортивной результативности — телосложение, функциональные потенции, двигательные способности, причем особое значение придается показателям, неподдающимся существенному влиянию тренировки. Оцениваются также биологический возраст и показатели спортивно-технической подготовленности, а также темпы прироста двигательных способностей и спортивных достижений, состояние здоровья и адаптационные возможности.

На третьем этапе отбора решается задача выбора наиболее одаренных юных спортсменов, способных достичь результатов международного класса на основе сравнения индивидуальных значений показателей телосложения, двигательных способностей и функциональных возможностей с модельными значениями у элитных спортсменов.

Таким образом, на каждом этапе отбора уточняются и расширяются данные, полученные на предыдущих этапах. Расширение представлений о функциональной структуре личности юного спортсмена достигается за счет привлечения педагогических, физиологических, медицинских и психологических методов исследования. Итогом каждого этаного отбора является прогноз о вероятности достижения высоких результатов и разработка индивидуальных рекомендаций по планированию тренировочного процесса в соответствии с уровнями физического и функционального развития и биологической зрелости.

Для создания научно обоснованной системы спортивного отбора необходимо решить ряд исследовательских задач:

—увязать этапы отбора с этапами многолетней спортивной подготовки путем определения оптимального возраста для начала спортивной специализации и оптимального возраста " высших достижений";

— на основе изучения спортсменов высокого класса разработать модельные характеристики, лимитирующие спортивные результаты, выделив из всей совокупности показателей такие, которые устойчиво coxpаняют свою индивидуальность в процессе тренировки;

— создать тестовые программы и шкалы оценивания критериев спортивной перспективности;

— разработать методы прогнозирования физического развития и спортивных достижений на основе изучения возрастных закономерностей роста и развития детей и подростков и биографий выдающихся спортсменов;

— организовать практическую диагностику спортивных потенций и условиях ДЮСШ, спортинтернатов и центров олимпийской подготовки, включая создание банков данных и мониторинга за индивидуальным развитием с привлечением современных средств обработки и хранения информации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал