![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенствование спортивной подготовленности юных пловцов в процессе многолетней тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной подготовки юных пловцов предполагает изучение возрастных закономерностей развития основных функциональных систем и двигательных способностей, лимитирующих спортивные достижения в плавании, под влиянием специализированной спортивной тренировки. Тренировка определяет не только физические потенции юных спортсменов, но также и эффективность реализации этих потенций в специфических условиях при локомоциях в водной среде. В настоящее время в результате проведения большого числа экспериментальных исследований на юных пловцах различных возрастных групп накоплены данные об особенностях физического развития в paзном возрасте. В табл. 41 и 42 представлена динамика морфологических характиристик, показателей силовых и функциональных способностей у мальчиков-пловцов с 11 до 17 лет и у девочек-пловчих с 9 до 16 лет. Чтобы учить общий масштаб измерений, все средневозрастные значения показателей выражены в процентах от дефинитивного уровня (в качестве дефинитивных значений условно приняты для мальчиков значения показателей в 18 лет, для девочек — в 16 лет). Таблица 41 Уровни матурации показателей физического развития, силовых и функциональных способностей у мальчиков-пловцов 11—17 лет (в % от дефинитивного уровня)*
* За дефинитивный (конечный) уровень условно приняты значения показателей в 18 лет. Таблица 42
На основании приведенных данных можно судить о темпах роста и развития юных пловцов обоего пола в процессе многолетней тренировки; о гетерохронности развития различных двигательных способностей; о периодах наиболее интенсивного развития различных функциональных систем организма, включая информацию о возрастах максимальных годовых приростов показателей соматического развития, двигательных способностей и специальной работоспособности. На рис. 69 приводятся данные, позволяющие судить о межполовой гетерохронности соматического развития и развития двигательных способностей у пловцов-мальчиков и девочек. Как видно из приведенного материала девочки по уровню физического и функционального развития опережают мальчиков примерно на 2 года, что требует дифференцированного подхода к построению многолетней спортивной подготовки для мальчиков и девочек. Обобщение данных по темпам прироста и уровням зрелости показателей физического развития с имеющимися в литературе данными об эффекте плавательной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей и функциональных возможности юных пловцов разного возраста позволило выделить сенситивные периоды для развития этих способностей отдельно для пловцов-мальчиков и девочек (табл. 43, 44; рис. 70). Таблица 43 Оптимальные (сенситивные) возрастные периоды для акцентированного развития двигательных способностей— компонентов специальной работоспособности пловцов (А.Р. Воронцов). Мальчики — юноши
Условные обозначения: + — средние темпы естественного прироста; ++ — возрастные периоды высоких темпов естественного прироста; +++ — возрастные периоды максимальных темпов естественного прироста Таблица 44 Оптимальные (сенситивные) возрастные периоды для акцентированного развития двигательных способностей— компонентов специальной работоспособности пловцов (А.Р. Воронцов). Девочки— девушки
Условные обозначения: + — средние темпы естественного прироста; ++ — возрастные периоды высоких темпов естественного прироста; +++ — возрастные периоды максимальных темпов естественного прироста Такой подход позволяет в принципе при построении многолетней спортивной подготовки юных пловцов осуществлять не только постановку обобщенных задач для разных этапов многолетней подготовки, но и выделять приоритетные задачи в плане физического и функционального развития на каждом этапе, а также осуществлять постановку задач по годам подготовки (естественно, с учетом биологического возраста юных спортсменов) внутри отдельных этапов многолетней тренировки. Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств. Оптимальные зоны биологической зрелости для направленного развития ведущих двигательных способностей юных пловцов Каждый человек в процессе онтогенеза проходит одни и те же стадии развития, однако сроки и темпы биологического созревания демонстрируют большие индивидуальные различия. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3—4 лет. Наиболее распространенными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весо-ростовым данным. Примерно 60—65% девочек 12—14 лет и мальчиков 13—15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35—40% составляют подростки, относящиеся к акселерированному или ретардированному типам биологического развития. Учет индивидуальных уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов. В разных фазах пубертатного периода отдельные двигательные способности, показатели соматического и функционального развития увеличиваются неравномерно и независимо друг от друга. Согласно теории " сенситивных периодов" (Д. Ланнер, 1966, З.И.Кузнецова, 1971; Н.Ж-Булгакова, 1973; А.А.Гуминский, 1975 и др.), направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1—4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину собственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5—7 баллов — Н.Ж. Булгакова, 1985; Т.С.Тимакова, 1985; А.А.Гужаловский, Д.Е.Манцевич, 1986). Контроль за уровнем биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки. Известно, что при работе с девочками-пловчихами восточногерманские тренеры резко (иногда в 2—3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. Кроме того, определение биологического возраста повышает надежность прогноза физических потенций юных спортсменов. Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, который позже вступит в пубертат. Задачи и содержание этапов многолетней спортивной подготовки юных пловцов В спортивной педагогике принята четырехэтапная периодизации многолетней подготовки юных спортсменов, которая лежит в основе разработки программно-нормативных документов и в спортивном плавании. Весь период многолетней подготовки разделяется на этапы предварительной подготовки; начальной спортивной специализации (или базовой подготовки); углубленной специализации и спортивного совершенствования. Для всех этапов многолетней спортивной подготовки характерна общая целевая установка на высшее мастерство, но в связи с особенностями возрастного роста и развития на каждом этапе выделяются специфические задачи, определяющие содержание спортивной подготовки ни этих этапах, последовательность решения задач подготовки и основные параметры тренировочных нагрузок. 1. Этап предварительной спортивной подготовки. Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7—9, а для мальчиков 8—10 лет. Продолжительность этапа составляет от 1 до 2 лет. Задачи данного этапа: поиск детей, пригодных для большого спорта на основе морфологических критериев и показателей двигательной одаренности; формирование устойчивого интереса к занятиям плаванием; обучение основам техники спортивных способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; укрепление здоровья. Основное содержание этапа предварительной подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно-тренировочных занятий в воде может постепенно увеличиваться с 3 до 6 раз в неделю, что автоматически ведет к постепенному увеличению общего объема физической нагрузки. 2. Этап начальной спортивной специализации (базовой подготовки). Возраст начала этапа для девочек составляет 9—10 лет, для мальчиков -10—11 лет, средняя продолжительность этапа 3 года. Задачи подготовки: формирование разностороннего потенциала и функциональной базы; отбор наиболее одаренных юных пловцов с учетом морфологических критериев, предпосылок функциональных возможностей и специальной силы; совершенствование технической подготовленности на основе комплексного плавания с постепенным углублением плавательной специализации в одном или двух способах плавания. Этот этап считается наиболее важным для развития аэробных потенций юных спортсменов. Для него характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП. Данный этап многолетней спортивной подготовки в основном приходится на препубертатную фазу развития, и содержание подготовки мальчиков и девочек (за исключением возраста и сроков) примерно одинаковое. В таблице 45 систематизированы направленность и содержание подготовки юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации с учетом темпов соматического роста и развития физиологических механизмов и компонентов работоспособности. Объем плавания за сезон на последнем году этапа может достигать для девочек 1200—1400, для мальчиков — 1000—1200 км (Данные величины нагрузок предусматривались Программой для ДЮСШ плавания 1983г. Согласно рекомендациям сектора юношеского спорта ВНИИФК, допустимые объемы плавания в 12 - 13 лет составляют 1200- 1400, а в 13 - 14 лет — 1500 - 1700 км за год.). Обобщение передового тренерского опыта показывает, что на этапе начальной специализации рациональна такая структура нагрузок, при которой 60—65% общего объема плавания составляют упражнения аэробной направленности, 25—30% — упражнения аэробно-анаэробные и анаэробно-аэробные 2—3% — упражнения гликолитической и алактатной направленности. Как было сказано выше, на этапе начальной спортивной специализации круглогодичная тренировка имеет подготовительный, базовый характер (упор на развитие аэробной производительности, общей силовой выносливости в упражнениях с малыми и средними отягощениями, повышение подвижности в суставах и совершенствование техники плавания). Для первой половины данного этапа характерной особенностью построения больших циклов подготовки является отказ от использования ударных микроциклов и специально-подготовительных мезоциклов вводящих организм юного спортсмена в состояние глубокого утомления, отказ от тренировки на фоне неполного восстановления. Главными структурными блоками тренировки являются втягивающие и общеподготовительные мезоциклы. Рекомендуется применение соревновательных мезоциклов в свернутом виде — до 3 недель в конце каждого большого цикла подготовки (Л.П.Макаренко, 1983; М.Я.Набатникова, 1982; С.И.Петухов, 1985 и др.). Разносторонний характер физической подготовки юных пловцов на суше и плавательной подготовки стимулируется соответствующими контрольными нормативами, а также программой соревнований (желательны многоборный характер соревнований, включение стайерских дистанций от 800 до 3000 м — прежде всего на внутришкольных соревнованиях). Таблица 45 (Табл. 45-49 - А.Р. Воронцов, 1986) Особенности возрастного развития и направленность тренировки юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации
3. Этап углубленной специализации. Возраст начала этапа для девочек 12—14 лет, а для мальчиков — 13—15 лет (в зависимости от индивидуальных темпов полового созревания), продолжительность этапа — 3—4 года. Задачи подготовки на данном этапе: повышение общего функционального уровня (к концу этапа — максимальное развитие аэробных потенций); постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования; дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности; формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование. На этом этапе спортивная подготовка должна осуществляться с учетом межполовой гетерохронности физического и функционального развития (девочки опережают мальчиков по темпам развития на 1—2 года) и индивидуальных темпов биологического развития. До 12—13 лет у девочек и до 14—15 лет у мальчиков применение нагрузок аэробного характера сопровождается улучшением спортивных результатов как на длинных, так и на коротких дистанциях. В более старших возрастах аэробные нагрузки стимулируют рост достижений только на длинных дистанциях, а в плавании на короткие и средние дистанции факторами, лимитирующими результаты, становятся анаэробная производительность и силовые способности. Однако увеличение объема анаэробной и силовой работы на данном этапе многолетней подготовки будет положительно влиять на рост результатов в плавании только в том случае, если этому предшествовали значительные объемы аэробной тренировки. Суммарный объем плавания на этапе углубленной специализации к его завершению может достигать для девочек 1800—2000 км (2400 км)*, для мальчиков — 1600—1900 (2200 км) (В скобках приводятся величины объема плавания для стайеров) за сезон. Из них на долю аэробной и аэробно-анаэробной работы может приходиться 65—80%, а на долю анаэробно-аэробной и гликолитической работы - от 11 до 30% общего обьема плавания при объеме алактатной работы 3-4%. Таблица 46 Особенности возрастного развития и направленность тренировки девочек-пловчих на этапе углубленной спортивной специализации.
Таблица 47 Особенности возрастного развития и направленность тренировки мальчиков-пловцов на этапе углубленной спортивной специализации.
Этап углубленной специализации характеризуется снижением с возрастом положительного переноса тренированности с других видов физической деятельности на плавание. Наиболее эффективным средством повышения функциональной подготовленности становится плавание в полной координацией движений. Данный этап многолетней подготовки приходится на собственно пубертатную фазу развития организма юных пловцов, когда половое созревание сопровождается быстрым увеличением мышечной массы, запасов гликогена, повышением уровня секреции адреналина и гормонона половых желез. В это время создаются оптимальные биологические предпосылки для развития анаэробных возможностей, максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств. Наиболее быстрыми темпами должен увеличиваться объем нагрузок для развития силовой выносливости, который к концу этапа достигает своих максимальных значений. Постепенно в тренировку включаются упражнения с предельными усилиями, выполняемые в преодолевающем, уступающем и изокинетическом режимах. На этапе углубленной спортивной специализации структура подготовки на уровне макроциклов и годичных циклов приближается к структуре подготовки взрослых пловцов и включает все основные блоки подготовки — восстановительно-втягивающий, общеподготовительный, специально-подготовительный, предсоревновательный и соревновательный мезоциклы. Однако количество развивающих занятий и количество ударных микроциклов в специально-подготовительном мезоцикле меньше, чем у взрослых спортсменов. Учитывая гетерохронность физического и функционального развития девочек и мальчиков, особенности и различия сроков полового созревания, содержание этапа углубленной специализации и последовательность решения задач подготовки внутри этапа проводится в соответствии с данными биологическими закономерностями (табл. 46 и 47) 4. Этап спортивного совершенствования. Возраст начала данного этапа для девушек 15—16 лет, для юношей — 16—19 лет. Цель этапа — выведение пловцов на результаты международного уровня. Задачи подготовки: освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений; поддержание высокого уровня функциональной подготовленности; совершенствование специальных физических качеств и технико-тактической подготовленности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации. На этом этапе многолетней подготовки в силу завершения биологического созревания организма прирост физических качеств и функциональной производительности идет очень низкими темпами. В этой связи важно, чтобы пловцы-юноши 16—19 лет и девушки 15—16 лет имели определенный резерв увеличения суммарного объема плавания и потенциальной силовой работы. Именно на этапе спортивного совершенствования пловцы достигают максимального объема плавания — 2000— 2200 км для спринтеров, 2400—2600 км для средневиков и 2800—3000 (до 3500) км в год для стайеров. Наличие резерва повышения объема плавания — это важный фактор достижения высокого уровня физической и функциональной подготовленности (табл. 48, 49). Таблица 48 Особенности возрастного развития и направленность тренировки девушек-пловчих на этапе спортивного совершенствования.
Таблица 49 Особенности, возрастного развития и направленность тренировки юношей-пловцов на этапе спортивного совершенствования.
По мере приближения к предельным величинам суммарного объема нагрузок дальнейшее совершенствование физического потенциала пловцов будет определяться увеличением интенсивности подготовки на суше и в воде, а также использованием так называемых нетрадиционных средств подготовки (специальных тренажеров, лидирующих устройств, гидроканала), а также средств нетренировочного воздействия (фармакологических и физиологических средств восстановления, адаптогенов и т.п.). Объем плавания в анаэробно-аэробной зоне может достигать 30—35%, в гликолитической зоне (на отдельных этапах подготовки) — до 15—18%, в алактатной зоне — до 3—5%. Суммарный объем подготовки на суше к концу этапа может достигать 300 часов в год. Наиболее " подвижным", наиболее тренируемым компонентом специальной работоспособности становятся силовые способности. Высокие объемы упражнений для развития максимальной силы для всех групп мышц позволяют создать запас силы. В то же время прирост силы тяги при плавании отстает от прироста максимальной силы, что требует одновременного увеличения объема специальной силовой работы в воде, направленной на реализацию силового потенциала мышц в технике гребковых движений. В процессе такой работы подбираются темп и шаг, соответствующие индивидуальным особенностям спортсменов и модельным требованиям соревновательной деятельности. 3.7. Особенности методики развития выносливости у юных пловцов В разделе 2.1.3, уже говорилось, что ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность в спортивном плавании, является выносливость. Развитие выносливости подразумевает прежде всего повышение производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; мощности, емкости и эффективности механизмов энергетического обеспечения (аэробного, анаэробно-гликолитическою и анаэробного алактатного); поддержание механической эффективности и мощности рабочих движений на фоне возрастающего утомлении (рис. 71, 72). Так как механизмы, обеспечивающие высокую функциональную производительность у человека созревают раньше по сравнинию с механизмами, обеспечивающими высокие уровни проявлении силовых и скоростно-силовых способностей (причем наиболее интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на препубертатную стадию развития, а гликолитического механизма — на собственно пубертатную стадию онтогенеза), то многолетняя подготовка юных пловцов прежде всего должна быть направлена на повышение функциональных возможностей организма (рис.73, 74). Рис. 71. Возрастная динамика кумулятивного прироста показателей энергетических функций (Ю.Л. Войтенко) Рис. 72. Возрастная динамика максимального потребления кислорода. Непрерывная линия - средние, прерывистые линии - индивидуальные данные юных пловцов Степень задействования того или иного механизма энергообеспечения и характер адаптационных изменений в организме спортсменов в ходе тренировки на выносливость определяется уровнем мощности и продолжительностью (объемом) тренировочных упражнений. Современная классификация нагрузок на выносливость основывается на изучении взаимосвязи мощности работы (скорости плавания), частоты сердечных сокращений, уровня накопления лактата в крови, рабочего уровня потребления кислорода (в % от МПК) (см. табл. 17). Однако данная классификация тренировочных нагрузок по преимущественной физиологической направленности разработана для взрослых квалифицированных спортсменов. Учет возрастных особенностей реакций организма детей и подростков на нагрузки требует соответствующих коррекций в этой классификации тренировочных упражнений. Рис. 73. Зависимость объема тренировочных нагрузок разной направленности от уровня развития МПК у юных пловцов (Л.Ю. Войтенко) Здесь следует иметь в виду, что у детей, находящихся на препубертатной стадии развития, реакция организма на динамическую нагрузку выражается прежде всего в учащении сердечного ритма (ЧСС); в собственно пубертатной фазе имеет место сочетание реакции как ЧСС, так и ударного объема. В постпубертатной фазе высокая работоспособность сердечно-сосудистой системы обеспечивается главным образом высокой мощностью сердечных сокращений. Минимальная ЧСС, обеспечивающая тренирующий эффект по отношению к аэробной производительности у детей 8—13 лет, — 155—150 уд/мин. С возрастом имеет место снижение ЧСС у детей и подростков при выполнении работы как на уровне МПК, так и на уровне ПАНО (Р.Гооде, 1976; Я.Ульбрих, 1973; В.Д.Сонькин. 1979, 1985; Д.А.Фарбер с соавт., 1988). Так, по данным В.Д.Сонькина (1979), пульсовая мощность работы на уровне ПАНО у детей 9—10 лет составляет 179 ± 3, 2 уд/мин, в 12—14 лет — 161 ± 5, 7 уд/мин, в 16—17 лет — 145 ± 7, 0 уд/мин. Я. Ульбрих (1973) обнаружил, что наибольшее возрастное снижение ЧСС при выполнении субмаксимальной работы приходится на период 11—13 лет. Это требует внесения коррекций в классификацию тренировочных нагрузок по ЧСС для детей и подростков разного возраста. В табл. 50 мы приводим примерные пульсовые режимы, характеризующие нагрузки разной физиологической направленности, для детей и подростков 9—15 лет. Таблица 50 Рекомендуемые пульсовые режимы для повышения работоспособности в различных зонах физиологической мощности.
При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, смешанном, гликолитическом и алактатном режимах, а также основных тренировочных отрезков и при определении объема нагрузок разной направленности следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможности и уровень освоения техники плавания у юных спортсменов различного возраста (табл. 41-42, рис. 70). Рис. 74. Зависимость объема нагрузок разной направленности от наибольшего сдвига рН у юных пловцов (ЮЛ. Войтенко) С методической точки зрения при тренировке юных спортсменов целесообразно выделять упражнения, направленные на развитие базовой (аэробной) выносливости, специальной выносливости (выносливости к работе гликолитического характера) и скоростной выносливости (алактатной производительности). В рамках пульсовых режимов, приведенных в табл. 50, развитие различных видов выносливости может проводиться разными методами (равномерно-дистанционным, переменным, интервальным, повторным, повторно-интервальным, соревновательным). Развитие аэробной выносливости к длительной интенсивной работе в зоне допороговых скоростей и скоростей на уровне ПАНО (базовая выносливость -1, БВ-1) проводится с использованием циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития БВ-1 также могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвиваюших упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, числа повторений и интенсивности. Средства ОФП являются достаточно эффективными для развития БВ-1 при работе с девочками до 12—13 лет и с мальчиками до 13—14 лет. При развитии БВ-1 средствами плавания используют равномерно-дистанционный и переменно-дистанционный методы на дистанциях от 800—1000 до 2000—3000 м, низкоинтенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25, 50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II. Такая работа повышает капилляризацию мышц, совершенствует обменные процессы на уровне мышечных волокон (" тканевое дыхание"), способствует повышению ПАНО. Это основная форма тренировки для юных спортсменов 8—11 лет. Спортсмены данных возрастных групп выполняют упражнения на развитие БВ-1 с большими интервалами отдыха между отрезками (от 30— 40 до 60 и более секунд), что позволяет эффективно работать над техникой плавания. В более старших возрастах (12 лет и более) интервалы отдыха постепенно сокращаются. Основной объем работы на развитие БВ-1 выполняется кролем на груди, а также кролем на спине и брассом как с полной координацией движений, так и при плавании с помощью ног или рук. БВ-1 является предпосылкой для развития выносливости к работе на уровне МПК (базовая выносливость-2, БВ-2). Базовая выносливость-2 — это выносливость к работе, требующей максимального напряжения аэробных возможностей (работа на уровне МПК) и сопровождающейся усилением анаэробных процессов энергообеспечения (у детей 7—9 лет при достижении МПК уровень лактата крови достигает 8, 0—10 ммоль/л). Основой БВ-2 является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппарата внешнего дыхания. Это работа в III пульсовом режиме. Средствами развития БВ-2 у юных спортсменов в препубертатном и начале пубертатного возраста могут быть кроссовый бег и лыжные гонки по сильнопересеченной местности. С 13—14 лет основной формой развития БВ-2 становится плавательная подготовка. Используются упражнения в плавании кролем на груди и избранным способом с полной координацией и при помощи движений ног (объем мышц, вовлекаемых в работу при плавании с помощью рук недостаточен для достижения высоких величин потребления кислорода — при плавании с помощью рук ЧСС и легочная вентиляция ниже, чем при плавании с помощью ног и с полной координацией). Развитие БВ-2 при плавании проводится с использованием дистанционно-интервальных упражнений (nx 800—1000 м), выполняемых в виде " гипоксической" тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторной тренировки на средних и длинных отрезках (300—400, 500, 800—1500 м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интенсивной интервальной тренировки на отрезках 200—400 м и интервальной тренировки на отрезках 25—100 м. Для развития максимальных аэробных возможностей у детей 8—11 лет характерно применение коротких и средних отрезков (25—200 м), так как на более длинных отрезках они еще не в состоянии удерживать стабильную технику плавания. С возрастом увеличивается доля в общем объеме плавания повторно-интервальных упражнений и интенсивного варианта интервальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в жестких режимах (III пульсовой режим, паузы отдыха между отрезками в сериях 5—20 с). Упражнения III пульсового режима в определенной степени способствуют повышению у юных спортсменов и анаэробно-гликолитической производительности, особенно при " гипоксическом" варианте выполнения упражнений. В то же время применение упражнений III пульсового режима при работе с подростками требует осторожности, так как большие объемы таких нагрузок могут вызвать у них перенапряжение миокарда и центральной нервной системы. Эффективным средством повышения максимальных аэробных возможностей у юных пловцов являются интервальные серии, выполняемые на средних отрезках со ступенчатым повышением скорости плавания. Например: 15х200 м в виде 3х200 с интенсивностью 50% от максимальной + 3х200 с инт. 60—70% + 3х200 с инт. 70—75% + 3х200 с инт. 75-80 % + 3х200 с инт. 80-85% + 3х200 с инт. 85-90%. Нужно иметь и виду, что постепенное повышение мощности работы является важнейшим условием достижения МПК. Поэтому методическим правилом выполнения тренировочных серий для развития БВ-2 является удержание и даже некоторое повышение скорости плавания на отрезках в процессе выполнения интервальных серий, а также при преодолении средних и длинных отрезков в III пульсовом режиме. Таким образом, параллельно с задачами функциональной подготовки будут решаться задачи тактической подготовки — отработка оптимального с точки зрения физиологии варианта преодоления длинных и средних дистанций (с равномерной или постепенно возрастающей скоростью). Развитие специальной выносливости (СВ, развитие выносливости к работе анаэробно-гликолитического характера) является главным звеном в системе подготовки пловцов и направлено на повышение мощности и емкости анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения, повышения сопротивляемости организма по отношению к значительным сдвигам гомеостаза в кислую сторону за счет высокой концентрации лактата в мышцах и крови; повышение способности к удержанию оптимального соотношения темпа и шага плавательных движений по мере развития утомления. Данные задачи решаются в процессе выполнения упражнений в IV пульсовом режиме. В некоторой степени предпосылки для развития СВ могут создаваться при силовой тренировке с использованием тренажеров и круговой тренировки с максимальной интенсивностью движений при длительности рабочих периодов от 30—40 с до 3—4 мин
|