Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Отбор на этапах начальной и углубленной специализации
После первого этапа многолетней тренировки, когда техническая подготовленность и тренированность юных пловцов выравнивается и (для девочек — 9—10 лет, для мальчиков — 11—12 лет), возрастает число показателей, достоверно связанных с результатами в плавании. Как и на предыдущем этапе, наибольшую ценность для отбора составляют показатели, лимитирующие достижения у спортсменов высокого класса и обладающие СИРР высокой и средней степени. Кроме морфологических характеристик (рост, длина конечностей, ширина плеч и таза, ЖЕЛ, длина кисти и длина стопы, активная масса тела) к ним относится: сила тяги в воде при нулевой скорости и сила тяги в гидроканалс и скоростях обтекающего потока 0, 6—1, 2 м/с, длина скольжения как показатель плавучести и равновесия тела в воде. Уже с 11—12 лет показатели дополнительной силы тяги демонстрируют высокую индивидуальную устойчивость и являются не только критериями специальной подготовленности, но и плавательной одаренности юных спортсменов. С 10 лет для девочек и с 12 лет для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как суммарное время проплывания отрезка 4х50 м с отдыхом 10—15 с (как механический эквивалент анаэробно-гликолитической емкости), МПК, Ехс СО2 при выполнении ступенчатого теста или стандартной субмаксимальной работы (в этом возрасте МПК, измеренное при тестировании на велоэргометре, и МПК при выполнении плавательных тестов обладают примерно одинаковой информативностью), показатели подвижности в суставах, обтекаемости и плавучести. В этом возрасте часть детей уже вступает в пубертатный период индивидуального развития, но влияние темпов биологического созревания на физическое развитие индивидов еще не так велико, как во время пубертатного скачка. В 11—13 лет у девочек и в 13— 15 лет у мальчиков наблюдается максимальная межиндивидуальная вариативность в уровне биологической зрелости морфологических показателей и двигательных способностей. В эти возрастные периоды увеличивается корреляция показателей физического развития между собой, с уровнем биологической зрелости, и со спортивными результатами. Успешность спортивных выступлений юных пловцов подросткового возраста, как правило, обусловливается принадлежностью к акселерированному типу биологического развития. В дальнейшем юные чемпионы возрастных групп в 80—90% случаев исчезают со спортивного горизонта. Так как индивиды имеют разные сроки вступления в пубертат и отличаются темпами биологического созревания, то у девочек 11—13 лет и мальчиков 13—15 лет высокие показатели силовых и функциональных возможностей, высокие тотальные размеры тела сами по себе не могут являться надежными критериями отбора. Поэтому при оценке спортивных потенций следует обязательно использовать показатели биологического возраста (скелетный возраст, балл биологической зрелости, для девочек —возраст менархе и возраст установления овуляторно-менструального цикла). Предпочтение следует отдавать юным спортсменам, обладающим высокими уровнями физического и функционального развития на фоне нормальных или ретардированных темпов полового созревания (А.Р.Воронцов, 1979). Тестовая программа на этом (и последующем) этапе отбора должна включать антропометрические и гидродинамические критерии; показатели мощности аэробных и анаэробно-гликолитических процессов, полученные с помощью прямых физиологических методик, или их эргометрические аналоги (коэффициенты выносливости и результаты в специальных плавательных тестах); максимальную изометрическую силу мышц плечевого пояса при имитации гребка двумя руками на суше; показатели силы тяги в воде на привязи и дополнительной силы тяги в гидроканале на различных скоростях потока; подвижность в суставах 13—14 лет у девочек и с 14—15 лет у мальчиков полезную информацию для оценки спортивной пригодности юных пловцов начинают нести такие показатели, находящиеся преимущественно под влиянием тренировки, как индексы скоростно-силовой и силовой выносливости при выполнении работы на тренажерах Хюттеля-Мертенса, время максимальной задержки дыхания. Этот этап отбора осуществляется в процессе подготовки юных пловцов в учебно-тренировочных группах ДЮСШ и школ-интернатов спортивного профиля, когда создаются условия для динамического контроля за развитием результативных предпосылок, за темпами биологического созревания и приростом спортивных достижений. На основе актуального уровня критериев пригодности и биологической зрелости и их динамики в предшествующие 2—4 года тренировки делается прогнозирование спортивных потенций на следующие 3—4 года подготовки. Прогноз развития отдельных показателей выполняется по шкалам с нормативными " коридорами" с последующим расчетом обобщенной балльной оценки спортивных потенций. Так как количество показателей, необходимых для оценки антропометрических и гидродинамических критериев, показателей силовых и функциональных потенций на этом этапе отбора увеличивается, так как усложняются методы тестирования, то сам тренер не может проводить тестирование и оценку. Это становится по силам небольшим коллективам исследователей, которые должны включать спортивных педагогов, физиологов, врачей, психологов. В процессе базовой подготовки могут выявиться различные отклонения в состоянии здоровья (со стороны сардечно-сосудистой системы, печени и т.п.), которые в дальнейшем станут ограничителями для спортивного совершенствования.
|