Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципи теорії соціокультурної динаміки П.Сорокіна.
У сер З0х рр.. Сорокін починає працювати над проектом „Соціальна і культурна динаміка" і протягом 5 років видає 5 томів цієї праці. У концепції соціокультурної динаміки мова йде про застосування нової методології, де домінує надбудова значень і цінностей. Значення поділ, на когнітивні (мат формули, символи віри), значущі цінності (екон. вартість, цінність життя) та норми (правові, моральні). Єдність значення, цінності і норми становить культуру, яка разом із поняттями особистості і суспільства становлять основу люде, спілкування. Сорокін критикує думку про те, що соц-ія цікавиться лише соціальним, адже кул-ра і особистість є також невід'ємними складниками предмету соц-ії. Кул-ри великих люде, спільнот та окремих іст. епох Сорокін називає культ. суперсистемами (антична кул-ра, кул-ра Середньовіччя). Основу культ, суперсистеми складає певна цінність, на якій поєднуються складники суперсистеми - екон. організація, право, релігія, наука, мистецтво тощо. Ці складові утворюють унікальну цілісність. Ціннісне ядро такої великої кул-ри пов'язане безпосередньо з тим способом, яким у ній розуміють об'єктивну реальність. Відповідно до цього культ, суперсистеми поділ, на: ідеацюналью (умоглядні, надчуттєві), чуттеві(сенсорні) та ідеалістичні(ті, які поєднують у собі риси двох попередніх типів). Кул-ра Заходу середньовічної доби є ідеаціональною, адже головною її цінністю є Бог. Десь з ХП ст. ця кул-ра починає занепадати і у ХІП-ХІУ сі. надчуттєвий і чуттєвий принципи співіснують разом і кул-ра стає ідеалістичною. Але в XX ст. і цей принцип вичерпує себе і криза у сучасній культурі - це перехід від минулої чуттєвої кул-ри до майбутньої ідеаціональної. Але на відміну від Шпенглера, який вважає, що зх кул-ра вичерпала себе і поступається бездуховній цивілізації, Сорокін пояснює суть культ, кризи як зміну типів кул-ри і передбачає піднесення нової кул-ри. Сорокін переконливо показав, що будь-яка велика культура ґрунтується на цілісній системі цінностей, котра проймає науку і мистецтво, філософію і релігію, етику і право, соціальну і політичну організацію суспільства. “Саме цінність є основою і фундаментом всякої культури. З цієї причини найважливіші складові частини такої інтегрованої культури також частіше всього взаємопов’язані: у випадку зміни однієї з них інші неминуче підлягають подібній трансформації”.
Три комплекси елементів культури: 1) Пізнавальні знаково-символічні елементи к-ри. З-ня, сформульов в пон., уявленнях і зафіксовано в мові. Мова – символічно-понятійне навантаження, об’єктивна форма збереження людського досвіду. Знаки і символи, що несут певне значення. Через мову – ключ до з-ня, що передається від покоління до покоління. Найважлив складова к-ри в системі с-ва. 2) Ціннісно-пізнавальна система. Співвідношення потреб з існуючими предметами зовнішнього світу. Ціннісне відношення, як співвіднос предмети і потреби, реалізується в акті оцінки. Типологія цінностей: -змістожиттєві (сенс життя, пон добра і зла); -універсальні (цінність міжособистісного спілкування, вітальні); -партикулярні (часткові) (фетишизм, патріотизм). 3) Синтетична форма к-ри, взірці поведінки. Обряди – сукупн символічних, стереотипних, колективних дій, що втіл у собі ті чи ін ідеї, норми, цінності, що викликають відповідні колективні відчуття. Сила обряду – емоційна психолог дія на людину. Звичаї – сприйнята з минулого форма соціального регулювання діяльності і відносин людини, що відтвор в певн с-ві чи соціал групі і є звичною для її членів. Неписані правила поведінки. Члени спільноти повністю неухильно наслідують принципи поведінки, перейняті з минулого. Звичаї, мораль, право. Традиції – елементи соціально-культурної спадщини, що перед ві покол до покол і зберіг в певн спільноті протягом трив часу. Не можна казати про сліпе наслідування традиції. Повинна бути адаптація до часу, до нового покоління. 17. Політична соціологія В.Парето: теорія циркуляції еліт Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита (В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой») Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате…» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе. Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий». Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации. Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов. Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше — о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй — «львами».
|