Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ганс Зедльмайр. V история искусства как история духа \ 121







V история искусства как история духа \ 121


 


Тривиальная ошибка состоит в том, что " дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой эпохи, на­пример, отдельные феномены готики генетически объяс­няются из духа готики (который при этом часто персони­фицируется: " готический человек" как объяснение готи­ческого искусства). Конечно, этот дух представляет собой нечто реальное, а именно целостный феномен, из которо­го могут быть поняты частичные феномены. То, что он в свою очередь раскрывается из них, отнюдь не есть круг в доказательстве, но лишь адекватное методологическое выражение того, что здесь мы имеем дело с подлинной целостностью, в которой части познаются из целого, а це­лое — из частей. Но этим еще не объясняется, как возник этот " дух эпохи".

Краткий взгляд на генезис отдельного художественно­го произведения позволяет выделить несколько основных групп " факторов". Произведение искусства возникает как бы в вольтовой дуге между " воззрениями" художника (в данные мгновения его творчества) и задачей, поставлен­ной ему сообществом, в рамках которого он творит, это не обязательно должно совершаться в форме задания. Ибо ситуация, когда художник сам ставит себе задачу, представляет собой достаточно позднее и исключитель­ное явление. На обоих полюсах этой дуги помимо индиви­дуальных факторов действуют также и общие. Они при­надлежат — в первом, самом грубом приближении, — в сущности, как и сам человек, трем сферам бытия: биоло­гической, социологической и духовной. Установить их ха­рактер и способ их взаимодействия в каждом отдельном случае является задачей эмпирического искусствоведче­ского исследования.

В плоскости этих проблем лозунг " история искусства как история духа" получает теперь совершенно иной смысл. Теперь он по существу означает, что решающий, ведущий " фактор" искусства эпохи, или вообще искус­ства, следует искать не в телесно-душевных особенностях определенных биологически специфических групп людей, не в формах человеческого сообщества, но в факторах ду­ховного мира. И этот тезис, если сообщить ему его истин­ный смысл, становится глубоко верным и плодотворным.


Но человеческий дух получает свою самую глубокую и конкретную определенность через свое отношение (в том числе и негативное) к абсолютному духу: через свое от­ношение к Богу. " Ибо как человек соотносится с Богом, так соотносится он и с самим собой, с окружающими его людьми, с природой и с духовным миром" (Франц фон Баадер).

В методе это должно было бы отразиться таким обра­зом, что при генетическом объяснении искусства эпохи ис­ходным пунктом стало бы отношение к Богу. История ис­кусства как история духа становится при таком конкрет­ном понимании историей искусства как историей религии. Ядром же ее стала бы " история искусства как история культа". Ибо там, где отношение к Богу понимается се­рьезно, оно выражается в культе; подобно этому и с исто­рической точки зрения преобладающее число всех значи­тельных художественных созданий мировой истории пред­ставляет собой культовые сооружения и культовые обра­зы, даже если они принадлежат секуляризованным или неявным культам. " Благочестие без культа — это миро­созерцание, настроение, но не религия" (О. Казель)94.

И весьма характерно для " истории искусства как исто­рии духа" в ее первой фазе, что она остановилась перед этим последним шагом. Она хотела дать историю искус­ства как историю " миросозерцания". Миросозерцание бы­ло модным словом этой фазы научной истории, излюблен-ным именно потому, что само понятие отличалось крайней расплывчатостью. Там же, где история искусства высту­пает как история религии, она довольствуется — в субъ­ективистской и экспрессионистской манере — экскурсами в историю религиозных умонастроений или " религиозного мышления".

Характерным примером этого является знаменитое со­чинение Дворжака " Идеализм и натурализм в готиче-

94 " Отход от истинного культа и безразличие к нему — это лишь промежуточная стадия между ним и бесовским куль­том, первые признаки которого мы уже можем сегодня на­блюдать" (Franz von Baader. Gesammelte Werke, III / Hrsg. von Franz Hoffmann. Leipzig, 1853, 327).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал