![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I Ганс Зедльмайр. IV история искусства как история искусства | 95
IV история искусства как история искусства | 95
заданные этой установкой свойства. Спрашивать о других свойствах бессмысленно, это прямой путь к искажению, ибо в силу самого вопроса изменится установка. Следовательно, в зависимости от обстоятельств невозможно будет ответить на такой, например, вопрос, как: была синева светлой или темной? (было пространство 'составным' или 'расчлененным'? 80). Нельзя ответить не потому, что зритель не 'замечает' этого свойства, не обращает на него особого внимания, но потому, что сам феномен при данных обстоятельствах вообще не определен в этом направлении, что было бы невозможно в случае вещи. Продолжая настаивать на том, чтобы дать ответ на подобные вопросы, вымучивают в конце концов новые феномены, где ответ этот оказывается возможным, однако ни один из зачатков не получает здесь развития — просто один феномен ложно подменяется другим" (Курт Коффка). Например, в так называемых " объективных" формальных описаниях художественное произведение подменяется чем-то совершенно другим и, собственно, уничтожается. В неприменимости определенных методов еще раз особенно отчетливо сказывается своеобразие таких предметов исследования. С другой стороны, предпочтение известных методов отражает определенный период в развитии соответствующей науки, который и в других науках протекал сходным образом. Для него типичны " уход от непосредственных требований практики81, антитеоретическая установка с ее обращенностью к феноменам, особая близость к предмету (и конкретность), более четкое размежевание с другими науками и повышенное внимание к надежности способа рассмотрения, наконец, поворот от узкого ограничения к расширению сферы работы". Это эпоха, которую можно назвать переходом от " периода систем" к " периоду описания" и которая и в других науках характеризуется совпадением совершенно сходных факторов (Курт Левин). Так что нетрудно понять, что требования, установленные 80 Добавлено мною. 81 В нашем случае, например, это потребности музейной прак Куртом Левином для метода сравнительного науковедения (науки о науках), можно пункт за пунктом перенести и в науку об искусстве в ее новой фазе82. В этой ситуации возникают задачи и методы, которые в настоящее время должны быть выдвинуты на первый план. Я приведу вкратце, применительно к нашему материалу, установленные Левином требования, которые следовало бы подробно перечитать у него и основательно продумать: 1. Размышления об искусстве или о его видах и т. п. должны отступить на задний план перед исследованием произведений. Точно так же умозрительные рассуждения о сущности исторических процессов должны отступить на задний план перед изучением свойств конкретных исторических этапов. (О сомнениях относительно этого программного пункта см. Lewin, а. а. О., S. 78.). 2. На некоторое время наука об искусстве должна решительно выдвинуть на первый план описание феноменальных свойств конкретных предметов, т. е. тех свойств, которые могут быть прямо постигнуты в восприятии, в противоположность господствовавшему до сих пор и типичному для " периода систем" во всех науках подчеркиванию генетически обусловленных особенностей. 3. То обстоятельство, что в произведениях искусства речь идет не о биологических или психологических по типу своего существования предметах, но о " сущностных", " идеальных" предметах, принадлежащих так или иначе особой сфере, — это не должно повсюду вести к работе с предельно радикальными, абсолютными различениями. Между сущностными, идеальными образованиями, противостоящими друг другу в качестве предельных крайностей, находятся обычно другие сущностные типы, часто образующие промежуточные ряды постепенных переходов, так что и здесь " чистые" случаи следует считать лишь пограничными или идеальными случаями. Склонность к абсолютизации приводит к искажениям и подавляет дух недедуктивных описаний, исходящих в своих построениях из единичного. 82 Kurt Lewin. Idee und Aufgabe der vergleichenden Wissenschafts-lehre. — In: Symposion, 1 (1927). 96 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР 4. Как правило, подобная абсолютизация становится возможной лишь на основе несколько легкомысленного обращения с " примерами". Пункт этот столь важен, что я приведу соответствующее место у Левина in extenso*. " Пример получает необычайно большое значение в период описания. Так как здесь еще не располагают в больших масштабах другими критериями, как в более поздние периоды, то 'показать на примерах' становится существенным средством доказательства или, скорее, подтверждения истинности суждений. Для того, чтобы примеры действительно выполняли эту функцию, при использовании их нужно проникнуться новым духом повышенной строгости и ответственности. Нужно отойти от той нередко встречающейся в период 'систем' практики, когда иллюстрация в виде какого-либо вырванного из контекста особого типа рассматривалась как доказательство для более широкого типа, — явные случаи такой практики уже сегодня поражают своей неубедительностью. Прежде всего следует обращать внимание на то, нельзя ли найти примеры противоположного свойства, которые ограничивали бы всеобщность суждения или вообще запрещали бы его. Вместе с тем это никоим образом не должно вести, в том числе и в эмпирических науках, к совершенно неоправданному требованию, будто только множество подобных случаев гарантирует истинность общего суждения. Однако определение общего типа не должно основываться на приводимых в примерах свойствах, составляющих специфику особого типа, к которому и относится пример, хотя это и остается незамеченным. Сколь банальным ни представлялось бы это требование, выполнить его в действительности оказывается трудно, и большая часть ошибочных описаний основывается в настоящее время на ложной оценке того круга явлений, который полностью охватывается приводимым примером, независимо от того, преувеличивается ли, или преуменьшается этот круг. — Последнее также встречается нередко и приводит к глубоким заблуждениям. — Наивное применение примера, которое в чрезмерном доверии к нему видит лишь его функцию позитивного подтверждения, должно уступить место полноправному использованию и негативной его функции выявления неверных суждений. Внимание * подробно (лат.) IV история искусства как история искусства I 97 к объему охватываемых примерами явлений и тщательный учет примеров противоположного толка должны стать всеобщими требованиями. Таким образом, в качестве основания общих суждений имеет значение не столько большее число одинаковых случаев, сколько внимание к предельно удаленным друг от друга, т. е. неодинаковым разновидностям типа. Это соответствует существенно повысившейся осторожности по отношению к 'общим' (генерализирующим) суждениям (т. е. к суждениям, использующим термин 'все', а не к суждениям, притязающим на общезначимость, аподиктичность) и никоим образом не означает умаления веры в доказательную силу примера, и притом действительно единичного случая. Напротив, взвешенная оценка круга охватываемых примером явлений составляет необходимый методический коррелят к прочно сложившемуся сознанию того, что на основе единичного примера можно вынести аподиктическое суждение о представляемом им типе." 5. От высказываний об абстрактных возможностях следует переходить к определению конкретных данностей. 6. Нужно обращать внимание на то, чтобы не разрушить полноты индивидуальной конкретности отдельного произведения при выделении его из особого, специфического для него окружения. Вообще в каждом отдельном случае еще предстоит определить, что следует считать " целостным" художественным созданием. 7. Требование исследовать конкретные единичные произведения не означает ни изъятия отдельного предмета из его окружения, ни изолированного его рассмотрения. Описание отдельного предмета должно по возможности идти рука об руку с отысканием родственных типов. Важнейшим методическим средством для выполнения этого, как и большинства названных выше требований, является сравнительное описание. " Сравнительное описание вместо характеристики посредством общих понятий классов, которые в настоящее время образуются большей частью лишь с помощью весьма гипотетической генерализации, делает упор на определении посредством отграничения от других конкретных единичных образований, соответственно от типов, представляющих 'последние виды'. Благодаря сравнительному описанию мы
|