Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечание автора.
Этот расчет выполнен для бойцов северного спецназа. Здоровенные тренированные мужики, никаких женщин и детей в группе. Обычным туристам рекомендуется все цифры делить на полтора. А лучше на два. Итак, есть два стандартных варианта увеличения длины дневных переходов. 1. Увеличение скорости движения. Сразу оговоримся – за счёт исключительно морально-волевых качеств это не получится. Заменить ход на бег, в принципе, возможно. На час-другой. Потом бегущий вымотается, наберёт молочной кислоты в мышцы и пойдёт намного медленнее, чем топал до героического рывка. В итоге не выиграет, а проиграет. Увеличивать надо «крейсерскую скорость» движущейся группы. Ту, с которой она может двигаться длительное время. Для этого применяются следующие приемы: - Выбор маршрута. Убыстрению движения в лесной зоне способствует передвижение по руслам вставших рек, льду озёр, участкам с твёрдым настом. Следует максимально избегать переходов в лесной зоне. Только не надо забывать, что лед – он лед и есть, и даже на зимнем Севере под него нырнуть – плевое дело. Даже с головкой не надо, хватит одной ногой черпануть. - Максимальная экономия веса, переносимого группой. Хороший приём, одновременно уменьшающий энергозатраты на единицу пройденного расстояния. Уменьшение веса может происходить за счёт подбора более высококачественного снаряжения и перехода на высококалорийные питательные рационы (тема для отдельного большого разговора). - Использование высококачественного снаряжения. В первую очередь это относится к лыжам и рюкзакам. Удачные модели рюкзаков значительно уменьшают нагрузку на человека. Однако такие модели можно пересчитать по пальцам одной руки. С лыжами ещё хуже. Действительно хорошая модель разработана и изготовлены три образца. На этом дело встало. Нужна серьёзная организация, которая бы занялась реализацией проекта. Но всё это тоже тема для отдельных разговоров. - Использование альтернативных средств переноски груза. Простейшее из них – санки-волокуши. Детские пластиковые санки (рис. 1) используются как сани в прямом смысле. В носу саней сверлятся дыры для крепления верёвочных тяг. Другой конец тяг крепится к поясу идущего или к поясному ремню рюкзака. Груз, уносимый в санках, значительно превышает то, что реально утащить на спине. Значительно удобней пользоваться санками, роль крышки для которых играют точно такие же санки. К примеру, переворот подобного «сэндвича» не требует никаких дополнительных действий от человека.
- При наличии возможности оправдано применение собачьих и оленьих упряжек. С последними мне сталкиваться не приходилось, а вот собаки, хотя в реальности и не могут везти человека, легко увозят значительный груз. Упряжка из 6-10 собак (в зависимости от породы) позволяет идти налегке шести людям. Полная разгрузка личного состава позволяет значительно увеличить скорость (до полутора раз). Впрочем, снегоходы – ещё лучше. 2. Увеличение ходового времени. Возможно, за счёт использования тёмного времени суток и за счёт увеличения доли чистого ходового времени. Использование тёмного времени суток при длительном движении имеет обратной стороной значительное повышение энергозатрат на единицу пути и общее снижение скорости движения. Тем не менее, утренний выход за час-полтора до рассвета имеет смысл при условии полноценного ночного отдыха. Особенно в условиях максимально короткого светового дня. В полярной ночи за световой день считаются и предрассветные сумерки. При этом надо учитывать, что наибольший эффект от движения в темноте достигается на технически простых участках маршрута. Причём, спуски на лыжах в данном случае надо относить к сложным участкам. Значительно облегчают движение налобные фонари типа Tikka XP от Petzl или аналогичные. Не следует также забывать, что даже в условиях сравнительно длинного светового дня общий переход более 10-12 часов (в зависимости от физической подготовки и полноценности ночного отдыха) приводит к общему переутомлению людей, что негативно сказывается на скорости движения и/или выполнении каких-либо других задач, стоящих перед группой. Максимальное использование светлого времени для движения даёт достаточно серьёзный эффект. Для этого необходимо сократить потери времени на любые остановки. Особенную роль тут играет дисциплина и самодисциплина участников. Фраза «привал – десять минут» означает, что с момента остановки первого участника до момента выхода последнего должно пройти ровно десять минут. В неопытных группах время меряют с момента «когда сели» до момента «когда встали». Снятие и одевание рюкзаков занимает до пяти минут на каждом привале, что за день даёт 40-50 минут общих потерь времени. Все естественные потребности участников также должны выполняться за отведённое время. Раздолбай, забывший оправиться на привале или полезший в рюкзак за две минуты до выхода, крадёт у группы пять-семь минут драгоценного времени. Вещи это, вроде бы, очевидные. Тем не менее, регулярно встречающиеся даже в достаточно опытных группах. Показательно, что представители армейского контингента (свежедемобилизованные или отпускники) если и выделяются на общетуристском фоне, то в худшую сторону, что наводит на определённые мысли. При нормальной дисциплине возможна экономия ходового времени за счёт привалов и дневного графика движения. Общепринятый в туризме график движения подразумевает чередование пятидесятиминутных переходов с десятиминутными привалами. При четырёх-пяти циклах до обеда и четырёх – после. Обед в летних условиях может занимать от часа до двух. Именно обед и является первоочередным резервом времени. В лыжном туризме применяется двухразовое горячие питание. Обильный завтрак и ужин компенсируют замену полноценного обеда на холодный или горячий (чай из термосов) перекус. Подобный перекус занимает от 30 до 40 минут, что уже экономит минимум полчаса. Однако это не предел. В условиях короткого светового дня опытные группы заменяют перекус «карманным питанием», выдаваемым с утра. Каждый съедает свою порцию тогда, когда ему хочется, при этом большой обеденный привал не делается. От термосов с чаем чаще всего отказываются, хотя это может быть реализовано и в этой схеме. Схема 50+10 тоже не догма. На равных применяется схема 45+5. Особенно популярна она была в 80-90-х годах, при расцвете лыжного туризма. Замена существовавшей в советские времена системы туршкол на интернет-обучение привела к общему снижению грамотности и дисциплинированности, что отразилось и на применении данной схемы. Между тем легко сосчитать, что за пять астрономических часов в схеме 50+10 на привалы тратится 50 мин, тогда как при схеме 45+5 – лишь 30. В то же время пятиминутного привала вполне достаточно для текущего отдыха, а при правильной схеме использования одежды на переход (об этом отдельно) – не просто достаточно, а оптимально. При «карманном питании» в схеме 45+5 чистое ходовое время составляет 9 часов при десятичасовом ходовом дне. В приведённом выше «классическом» примере соотношение 7, 5 из 9, 5! Ещё одна схема, хотя и воспета Джеком Лондоном, в туризме не прижилась. Тем не менее, она достойна внимания. Речь идёт о трёхчасовых беспривальных переходах, разделённых получасовыми привалами. В этом случае ходовой день делится на три перехода и два привала, которые в силу своей продолжительности могут использоваться и для перекуса. При этом общие потери времени на отдых такие же, как и в схеме 45+5. Минусами этой схемы являются: § Необходимость повышенной самодисциплины на переходах. Оправка, например, должна быть только на привалах, иначе схема теряет смысл. § Необходимость дополнительного утепления участников на привалах. § Неисследованность реальной усталости участников при такой схеме движения. Тем не менее, подобная схема стопроцентно оправдана при глубокой тропежке или иных условиях, когда один-два первых участника несут повышенную нагрузку, а остальная группа вынужденно движется в замедленном темпе. Подобные работы выполняются посменно, и участники имеют достаточно времени на ограниченный отдых прямо во время движения. Эта схема хороша также при невысоких весовых нагрузках на людей (например, при использовании собачьих упряжек). В этих случаях привалы могут быть дополнительно сокращены. Несмотря на применение всех способов увеличения дневных переходов, при планировании маршрутов не стоит закладываться на прохождение более тридцати километров в день. Не следует забывать о возможном влиянии неблагоприятных обстоятельств, как то: рыхлый снег, плохая погода и т.п. Кроме того надо помнить, что километры, намеренные по карте и пройденные на местности отличаются друг от друга на 20-50%. На местности всегда больше. Таким образом, на прохождение отрезка в 200 расчётных км в общем случае надо закладывать не менее семи дней. Исключение – хорошо известные маршруты с постоянными благоприятными условиями.
3. ОПЫТНЫЙ ПОЛЯРНИК НА МОРОЗЕ РАЗДЕВАЕТСЯ…
|