Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чтобы закончить рассмотрение процесса движения необходимо остановиться на вопросе использования одежды.
Благодаря рекламе множества производителей спортивной одежды о трехслойном принципе знают все. Точнее, не знают, а слышали. Ибо производители и сами имеют об этом принципе весьма смутное представление. В итоге попытка тупо следовать их рекомендациям приводит к чему угодно, от пяти кг лишнего веса в рюкзаках до резкого увеличения простудных заболеваний. Итак – традиционные слои: 1. Нижний слой – термобельё. Несмотря на приставку «термо», его задача – не греть, а отводить от тела влагу. Пот должен не испаряться с поверхности тела, а в жидком виде выходить на наружную сторону белья. Не задерживаясь в самом белье. Всё остальное, включая пространные псевдонаучные рассуждения нанятых маркетологами «экспертов» – полная чушь! В термобелье неприменимы материалы, впитывающие влагу. В первую очередь – хлопок, впитывающий воду внутрь волокон, и шерсть, набирающая её между волокнами. При этом разрекламированная шерсть мериносов принципиально ничем не отличается от шерсти обычных, некастрированных баранов. Существуют ткани из смеси шерстяных и синтетических тканей, в которых каждое волокно шерсти «укутывается» в синтетику. Контакт между волокнами шерсти отсутствует, благодаря чему влага не задерживается. Стоит такая ткань примерно как крыло от самолёта, а прочность её весьма невелика из-за большой толщины нити. Реальное применение нашли только вязаные носки из этой нити (например, материал «Прималофт-Ярн»). Лучшие материалы для белья – полипропилен и полиэстер (он же лавсан или полиэфир). Кроме того важно плетение, строение самих волокон и толщина ткани. Наилучшие свойства для зимы у термобелья Liod (Италия). Отечественных аналогов нет. Утешает только, что название русское. Лёд, он лёд и есть. Образец я тебе посылал. Рассказывать свойства подробно – не здесь и не сейчас. Обязательно надо помнить, что, применяя термобелье, ни в коем случае не надо надевать под него «х/б»-шную майку и трусы. В этом варианте проще не тратиться на термобелье, ибо вся влага останется в хлопке. Термобелье должно одеваться на голое тело и облегать достаточно плотно, чтобы собирать с тела пот до того, как он начал испаряться, но не жать. Те, кто не может обходиться без отдельно выделенных трусов, имеет право потратиться на термотрусы (то есть, трусы из того же материала). 2. Второй слой – утепляющий. Эту роль играет флис. Флисов существует много. Набор качеств у них – разный. (Тоже на эту тему можно монографию написать). Сейчас важнее другое – толщина второго слоя должна быть разной в разных условиях работы. От полного его отсутствия до толстенного «трёхсотого полара». Именно варьирование этой толщины и составляет основу тёплового баланса туриста-лыжника или того, кто выполняет эти обязанности. Подробности будут ниже. 3. Верхний слой – штормовой. Его задача – защита от неблагоприятных воздействий внешней среды. Как то: ветер, снег, дождь. А заодно встреченные на спуске и при лагерных работах ветки деревьев. В старые времена это называлось «штормовкой» и шилось из средней толщины брезента. Ближайший родственник штормовки – военная горка из смесовой ткани. Брезентовая штормовка (и равно «горка») отлично держит ветер, прочна и плохо прожигается искрами костра. На этом плюсы обеих шедевров заканчиваются. Пот через «шторму» испаряется неплохо (это называется «дышит»), но большей частью в ней же и застревает. Препятствие дождю «шторма» создаёт, не отбрасывая влагу, а впитывая в себя. Когда ёмкость тряпки заканчивается, лишняя вода устремляется внутрь. С непромокаемостью покончено. Тяжёлая сама по себе, в намокшем виде штормовка просто неподъёмна. Но это летом. Зимой ещё хуже. После первого же снегопада или усиленного отпотевания клиента штормовка превращается в ледяной оковалок, высушить который без печки и жаркого горного солнышка невозможно в принципе. В туризме штормовки – дело далёкого прошлого, от них отказались ещё лет 35 назад. Можно и не поминать их, но, во-первых, «горки» удивительно на них похожи по свойствам, а во-вторых, маркетологи мембранных тканей именно с покойной штормовкой свои изделия и сравнивают. Сейчас существуют два вида штормовой одежды, применяемой в туризме. Широко разрекламированы куртки из самых разнообразных мембран. Реальные свойства этих изделий очень сильно разнятся и всегда хуже обещанных в рекламе. Главный плюс мембранной ткани – непромокаемость. Причём, в отличие от куска полиэтилена или прорезиненного брезента, «мембрана» дышит. То есть, существует надежда, что пот через неё испарится. Ветер эти ткани держат в зависимости от того, на какую тряпку наклеена собственно мембрана, тонкая плёночка с заданными свойствами. В большинстве изделий – нормально. Проблемы мембраны в том, что дышит она ограниченно. А чаще – очень ограниченно. Это относится и к таким «китам» рынка, как широко разрекламированный «гортекс». Пока мне встретился лишь один артикль «Эвента», сравнимый по «дышимости» с обычными материалами. И то – в идеальных условиях. В условиях непогоды (например, дождя) «дышимость» мембран резко падает. И идёшь мокрый, но не от чистого дождика, а от собственного грязного пота. Несмотря на это, использование подобных курток в дождливых районах вполне оправдано. Летом, весной и осенью. То есть, при плюсовых температурах. Зимой у «мембран» все проблемы усиливаются многократно. «Дышимость» падает до нуля, намокание и последующее обледенение внутренней поверхности приводит к тем же результатам, что и намокание снаружи брезентовой «штормы», а главный плюс – непромокаемость – остается невостребованным. Ткань для зимних мероприятий должна быть непродуваемой, хорошо дышать, отталкивать снег, не впитывать влагу и, как следствие, быстро высыхать в случае намокания. Этими свойствами обладают толстые капроновые и лавсановые ткани без водоотталкивающей пропитки. В СССР подобное выпускалось под артиклями 5020 и 6021. По названию первого из артиклей названа и вся группа этих тканей – «авизент» (не следует путать с брезентовым изделием Ивановских фабрик с таким же названием). В настоящее время применяются некоторые артикли непропитанной кордуры. Плюсы данных тканей перечислены выше. Минус один – недостаточная защита от дождя. Но зимой это непринципиально. О классических слоях всё. Теперь, собственно, о применении. Первый и третий слой зимой обязательны всегда. Собственно, на поход до месяца хватает по одному комплекту термобелья и «штормовухи». Со «штормой» – понятно. Насчёт же белья… Ну да, к финишу, извините, пахнешь… Вот только второй комплект не поможет. Стирать негде, сушить – тем более. А за две недели запахнет не меньше, чем за четыре. Тащить же несколько комплектов – роскошь та ещё. Так что – один. Всё равно на морозе нос вечно заложен. Доберусь до цивилизации – и переоденусь, и постираюсь. Ещё и помоюсь. А кому вздумается меня обнюхивать до этого вожделенного момента – сам виноват… Со вторым слоем сложнее. В течение ходового дня человек находится под разными нагрузками. Если одеться так, чтобы не мёрзнуть на привале – идти будет жарко. Если же идти хорошо, на привале – холодно. Естественно, правильная схема именно последняя. «Тёплость» одежды, рассчитанная на комфортный отдых на привалах, в движении приводит к перегреву, обильному потовыделению (иногда настолько, что никакое термобельё не справится) и, в конечном итоге, к заболеваниям (тут можно и про водно-солевой режим добавить пару ласковых…) Отдельно следует отметить лишний переносимый (на себе) вес, а также меньшую дисциплинированность. При правильно подобранной «тёплости» на привале уже через пять минут хочется взвалить на себя рюкзак и «пилить» дальше. Без всякой команды руководителя группы или понуканий ротного старшины. Тем не менее, интернетобученные норовят одеваться тепло. В силу вбитого мамой в детстве: «Одень шубу и три свитера, а то простудишься» и лёгкого подмерзания при утренних сборах (лагерь тоже и ставят, и собирают неправильно). Конкретная толщина второго слоя – дело сугубо индивидуальное. Я до минус 25-ти хожу без второго слоя, только «лёд» и авизент. Максимальная толщина «полара» у мерзлявых девочек при минус 30 – двухсотый. (Ваня, твой «Крес» – слишком тёплый!) При подборе надо обращать внимание на следующие моменты. Надо что-нибудь с себя снять, если: - сидеть на привале более пяти минут комфортно. - на переходе обильно потеешь или жарковато. Надо что-нибудь на себя надеть, если: - под рюкзаком ломишься как танк, а всё равно зуб на зуб не попадает. При этой схеме одежды возникает естественная проблема. При остановке на ночлег, а так же на обед (если он есть), необходимо сразу, не дожидаясь замерзания, утеплиться. В эпоху, когда самой тёплой вещью являлся толстый шерстяной свитер, для этого надо было снять штормовку, надеть утепление, а потом обратно «шторму». Иногда следовало и сменить мокрую от пота майку. Тогда и родилась поговорка, вынесенная в заголовок этого раздела. Сейчас всё проще. Пуховка (а лучше, куртка из синтетического утеплителя) одевается прямо поверх авизента. Перед дальнейшим выходом куртку надо снять и убрать в рюкзак. Не дожидаясь, пока запаришься. В бивачных куртках по маршруту не ходят. Отдельно надо остановиться на радиальных выходах, предусматривающих возможность длительной остановки (аналог – патрулирование местности). Одежда принципиально не отличается от ходовой. А бивачную куртку надо брать с собой. Всё равно нужно нести карманное питание, боеприпасы и т.п. Т.е. маленький рюкзачок нужен. На этом с одеждой и движением – всё. Подробностей и всяких мелочей на полноценную книгу хватит, потребуется – спросите.
4. СОЛДАТ – СПИТ, СЛУЖБА – ИДЁТ… Как ни сокращай вес груза, ни подбирай оптимальный режим движения и не регулируй теплоизоляцию организма, а энергия в течение дня неминуемо тратится. И на движение, и на противодействие холоду. Тратится в количествах, достаточных для полного истощения организма в течение одного-двух дневных переходов. Соответственно, ее необходимо восстанавливать. Способов существует всего два – еда и сон. Про питание еще поговорим, а пока об отдыхе. Теоретически человек способен переночевать в любых условиях. Или почти в любых. Известно несметное количество ночёвок в лесу при тридцатиградусном морозе без палаток, спальников и прочих специальных фишек. Причем, никто не сидел у костра ночь напролет. Спали люди. Зимой девяносто третьего один особо отмороженный индивидуум неделю спускался с пика Ленина, имея лишь то, в чем вышел на восхождение. Спустился. Живой. Не совсем, правда. Вряд ли кого-нибудь устроит финиш любого мероприятия, на котором взрослый мужик весит 36 кг и нуждается в срочной ампутации пальцев на ногах и прочем вмешательстве медицины в собственный организм. Правда, еды у товарища тоже не было. А с мозгами определенные проблемы до сих пор. Не как следствие мероприятия, а по жизни. Случай, конечно, крайний, но и вариант, когда личный состав участников туристского похода по завершению похода скопом отправляется с южных берегов Карского моря на северные Средиземного – тоже не лучший. Тем не менее, задолго до времен наркома Крыленко и великого покорителя Севера методом авиационной подкормки Шпаро, люди ходили и в зимний лес, и на Северный Полюс. Не всегда удачно, но ходили. Некоторые не по одному разу. Даже до Южного полюса дошли ещё в 1911 году. Норвежцы, нам было некогда – революцию готовили. Наше время наступило позднее. К организации ночлегов в советском туризме существует два противоположных подхода. «Костровой» и «примусной». Формально считается, что разница в методе приготовления пищи. На самом деле, готовится еда на дровах или бензине, абсолютно неважно. Принципиальное отличие – наличие в «костровом» варианте печки, позволяющей в течение всей ночи поддерживать в палатке комфортную для человека температуру. Действительно комфортную – плюс 20 градусов. Именно на этом и строится логика «печного» подхода. Кроме затрат энергии во время перехода, люди тратят дополнительную энергию на немалый объем лагерных работ, включая поочередное дежурство у печки, но зато спят в оптимальных условиях, что позволяет хорошо восстанавливаться. Главный минус этого метода – зависимость от дров. Возможность переноса достаточного количества топлива для нормального функционирования печки более чем сомнительна. Затраты дров на ночёвку – 0, 1 куб.м., или 50 кг. При использовании топливных брикетов вес снижается вдвое. Тем не менее, на две недели требуется 350 кг топлива. Для организации двухнедельного базового лагеря для посменного патрулирования это количество увеличивается вдвое (топить приходится круглосуточно). Итого 700 кг топлива или 60 кг на человека при группе в 12 чел. Это не считая топлива на дорогу и приготовление пищи. Если к этому добавить вес общественного и личного снаряжения от одежды до спальников и палаток (не менее 10 кг/чел) и питание (от 0, 5 до 1 кг на человека в день), общая нагрузка перевалит за центнер. А поскольку эти заметки пишутся для военных, то надо ещё сосчитать оружие и боеприпасы, которых бывает мало, очень мало и мало, но больше не унести. В рассматриваемом случае и без боеприпасов не унести. Поэтому рассматривать «печной» вариант можно только при наличии топлива на маршруте или возможности его заброски техническими средствами (собак можно отнести к техническим средствам). «Примусной» вариант основан на максимальном сокращении объёма лагерных работ и увеличении за счёт них времени отдыха в условиях достижимого комфорта. В переводе на русский – приходим, ставим палатку и лезем в спальники. Один готовит пищу. Как сготовят – едим, не вылезая из спальников, и спим. Утром аналогично – один вылез, сготовил, поели, встали, сложились, пошли. Столь полноценного отдыха, как в печном варианте не получается, тем не менее удаётся сохранить работоспособность в течение достаточно длительного времени. По практике экспедиций на Северный Полюс – до двух с лишним месяцев. При подготовке «примусного» варианта следует предъявлять повышенные требования к качеству и функционалу снаряжения. Отсутствие тёплых ночёвок имеет дополнительным минусом крайне ограниченные возможности просушки снаряжения. О бивачном снаряжении. Палатки в зимних условиях принципиально отличаются от летних вариантов. В первую очередь, палатка должна позволять одновременную работу внутри всех, живущих в палатке. Хотя бы одевание и переодевание. Это подразумевает больший объем. Вторая причина увеличенного объёма – так называемый «конденсат»: влага от дыхания и испарения пота с поверхности тел, конденсирующаяся на холодных стенках палатки. При передвижении в маленьких палатках большая часть этого конденсата оказывается на спинах личного состава. Готовка пищи на примусах производится внутри палатки, что так же требует места. В печных походах эту же роль играет печка. Большой размер палатки приводит к увеличению её веса. Кроме того, уже после первой ночёвки палатка неминуемо набирает вес за счёт обледенения. Это часть причин, по которым в лыжном туризме применяется одна палатка на группу. Ещё одна причина – сокращается до нуля передвижение по морозу между палатками. Вечная проблема – то побалагурить, то аптека нужна, то ремнабор. Непромокаемая крыша зимой не нужна. Более того, подобный материал собирает повышенное количество конденсата. Не нужен и каркас, палатки устанавливаются на лыжах и лыжных палках. Традиционная палатка «примусного типа» – выпускавшаяся Солнечногорским заводам «Зима» (Рис 2). Рис 2. Зима – десятигранный шатёр диаметром четыре метра с дном. Шьется из «тормозного капрона» (удельный вес материала 110-115 гр/кв.м.) Вместо центрального кола используются лыжи. Аналогична по конструкции и печная палатка. Но она для удержания тепла делается из более плотного материала (160-180 гр/кВ.м.), без дна (лишь закраины шириной 40-50 см). Центральный кол вырубается в лесу. Использование лыж возможно, не они могут быть повреждены печкой. Шатровая конструкция зарекомендовала себя как наиболее удачная. Варьироваться может только длина и количество граней, равность которых необязательна и даже вредна. Наиболее удачна модель с прямоугольным основанием, восьмигранным сечением на уровне верха стенок и смещенным по двум осям колом. Спальные мешки имеет смысл брать не индивидуальные, а групповые. Классический вариант – стыковка двух спальников-одеял в «конверт» на трех-четырех человек. В этом случае тепловые характеристики мешков значительно улучшаются, что особенно важно в примусных походах. Кроме того, экономится вес. Применяемый утеплитель – только синтетика. Идеал – термолайт или климашилд-апекс (последний очень дорог). Многочисленные «именные» утеплители западных фирм чаще всего представляют собой утеплитель более низкого уровня, чем указанные. Тем более следует избегать всевозможных «холлофайберов». Под этим названием прячется огромное количество утеплителей самого разнообразного уровня, от вполне приличного до полного дерьма. При заказе «вслепую» чаще всего приходит дерьмо. Нередко хуже синтепона. Но даже простецкий синтепон лучше, чем самый распрекрасный пух, который через две недели пути превратиться в смерзшиеся комки неизвестно чего. О шерсти, ватине и т.п. даже говорить не приходится. Можно стыковать и спальники-коконы, если это предусмотрено производителем. Менее удобно, четвертого туда не всунешь, но жить можно и даже тепло. Тут стоит указать конкретные модели и производителей. Спальник «Mild» от компании БАСК на утеплителе термолайт-экстра. Официальная температура экстрима по евротесту минус 15. Но евротестам верить надо крайне осторожно. Не знаю, есть тут антироссийский заговор или нет, но почему-то показатели мешков наших производителей всегда получаются значительно хуже точно таких же западных. Не аналогов, а именно один в один: материалы, толщина, способы укладки… Что касается конкретно Милда, то мне приходилось спать в «конверте» из такой модели на зимнем Казбеке при минус 50. Жив… Если ожидаются совсем уж неприятные условия, возможно вкладывание двух конвертов «один в другой». При этом внутренний конверт стоит делать из более лёгких спальников. Плохо представляю условия, где не хватит «тёплости» двойной спарке Mild+Superlite от того же БАСКа. 340 грамм термолайта на кв. метр! Для теплоизоляции снизу во время сна применяются пенаполиэтиленовые коврики. Самый распространенный вариант – «пенка» Ижевского завода. Разрекламированное превосходство импортных карематов – старательно поддерживаемый маркетингом миф (могу расписать физику процесса на пару страниц), а разница в цене огромна. Зимой лучше выстилать спальное место двойным слоем ковров толщиной 8 мм. Так меньше сыреют спальники. При едином «лежбище» на группу получается 1, 5 коврика на человека. Более «современные» подстилки категорически не рекомендуются. Самонадувающиеся коврики тяжеловаты. Надувные матрасы ещё тяжелее и не обеспечивают нормальной теплоизоляции. Ряд западных фирм (терморест, експед) делают легкие «надувнушки». Объем в сложенном виде никакой, но теплоизоляция так себе, а стоимость там совсем не детская. Главная же проблема всех этих пижонских изделий – ненадёжность и нулевая ремонтопригодность. Любое повреждение выводит подстилку из строя сразу и навсегда. Сказки про «заклеить на двадцатиградусном морозе» можно рассказывать в детском саду. Современные дети могут и поверить. В наше время только в яслях проходило.
5. У САМОВАРА Я И МОЯ МАША…
|