Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приготовление пищи в зимних полевых условиях – процесс куда более сложный, чем летом.
Сначала о топливе. Готовка на дровах имеет смысл исключительно в «печных» походах. Собственно, костёр ещё жив только потому, что с печкой лучше. Костёр требует нахождения людей на морозе в течение достаточно длительного времени (от часа до двух в зависимости от квалификации готовящего). Тепло самого костра потери энергии не компенсирует. Кроме того, работа по заготовке дров и рытьё ямы в снегу (до земли!) – обидные потери энергии. Попытки «отмазаться» от рытья ямы (настилы, сетки и т.п.) резко снижают мощность костра. Попытки приготовить еду на печке успехом не завершились ни разу. Приготовить можно. Но затраты времени и расход дров запредельны. На печке можно всю ночь топить воду для утренней готовки. Вполне оправдано, дежурным у печки всё равно делать нечего. Тем не менее, в дровяных районах это топливо применяется. Дрова всё равно готовятся для печки, пилы-топоры имеются. Дополнительный вес – только трос. Еда готовится параллельно остальным лагерным работам. Тащить с собой ещё и полное примусное снаряжение лень. При отсутствии печки куда проще переходить на чисто примусную технику. В туризме вообще применяются два вида горючего – газ и бензин. Столь любимое в армии сухое горючее уже полсотни лет, как не используется. Причины – низкая удельная теплота сгорания, недостаточная скорость сгорания и крайне неприятный запах при горении. Последнее можно и перетерпеть, но два первых недостатка резко увеличивают затраты времени на готовку и вес топлива. Зимой эти проблемы увеличиваются в разы. Включая запах при готовке в палатке. Нет, конечно, жить захочешь – и не так раскорячишься. Люди умудрялись и на свечке кружку воды вскипятить, но не от хорошей жизни. Столь приятный в летних условиях газ зимой работать отказывается. Не хотят бутан с пропаном испаряться из баллонов, охлажденных до минус 30. Можно, конечно, готовить, грея баллон своим телом в спальнике, но ну его на фиг! Особенно если учесть, что при испарении газ дополнительно охлаждает баллон и греющее его тело. И не слабо так охлаждает. Все рассказы и рекламные ролики на тему «зимнего» газа – простейший маркетинговый ход. Единственное оправданное топливо в примусном походе – бензин (может быть и керосин или газолин, но это уже несущественные мелочи). Расход надо считать из расчета 100 грамм на человека в день. И следить за ним на маршруте. Транспортировка топлива возможна в пластиковых бутылках из-под воды, но алюминиевые «ёмкости для топлива» удобнее. По конкретным моделям и прочим нюансам. Чем мощнее горелка, тем меньше расход бензина на готовку. Происходит это за счёт сокращения времени готовки. В этом плане наилучшие показатели у советского примуса «Шмель», увы, ныне не выпускаемого. Из имеющихся сейчас горелок можно брать MSR, Примус, Колеман. А лучшая – «Бустер» от Ковеи. Именно «Бустер», вторая горелка у них неудачная. Но-нейм брать нельзя, «накроется» в самый неподходящий момент. Ветрозащитные экраны значительно убыстряют скорость приготовления. Кроме защиты от ветра, они ещё и повышают КПД, отражая тепловую энергию внутрь. На группу 6-8 человек берётся две горелки. Одна под основное блюдо, вторая на чай. На 12 человек лучше брать ещё две горелки и готовить основное блюдо в двух кастрюлях и так же чай. При определённом навыке можно делать тоже с тремя горелками (и даже с двумя, но это уже неудобно).
|